Открытый урок по русскому языку в 3 классе: "Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении"

Юдина Татьяна Анатольевна

Урок составлен с использованием технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Юдина Татьяна Анатольевна

Предмет

Русский язык

Класс

3 «А»1

Тема:

«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Целевые

установки:

Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.)

Предметные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении

Личностные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания

Оснащение урока (материалы к уроку)

Учебник, рабочие тетради, экран, проектор,  (этапы урока, алгоритмы)


Этапы урока

Содержание этапа  

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 

 - Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь-говори, не знаешь – слушай»

- Значит чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Подводящий к теме диалог:

- По какому признаку предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные? (По цели высказывания)

- Восклицательные, невосклицательные? (По интонации)

- распространённые, нераспространённые? (По наличию второстепенных членов)

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

  

1.Давайте вспомним алгоритм нахождения в предложении однородных членов (Дети проговаривают алгоритм)

2.Проверка домашнего задания. Дети читают предложения, называют однородные члены, расставляют запятые.

Образец правильного построения работы:

В воскресенье Серёжа и папа делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди, дощечки. Папа строгал и сколачивал.

Теперь каждое утро мальчик сыпал в кормушку крошки, зёрна, семечки. Воробьи, синички прилетали и клевали корм.

3.Сравнение результатов. (Видим несколько групп однородных  членов. Кто-то поставил запятую, кто-то нет).

4.Фиксация индивидуальных затруднений.

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

- В чём возникло затруднение? В каком месте? (Здесь два подлежащих, два сказуемых. Но они не являются однородными членами.  Нужна ли  запятая? Где её ставить?).

- Почему возникло затруднение? (Раньше не встречали такого предложения, где две грамматические основы. Не знаем, что это за предложение? Не знаем, где ставить запятую?

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

1.-Какую учебную задачу ставим? (Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой). Дети формулируют с помощью учителя

2.-Наметим план наших действий (дети совместно с учителем):

1)найдём правило

2)исправим ошибки в нашем предложении

3)составим алгоритм действий при постановке запятой

4)поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях

- Что нам поможет? (учебник, тетрадь, алгоритм)

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

  1. -Прочитайте правило на стр.173

Обобщение прочитанного

- Какая тема урока сегодня? (Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении) Дети формулируют с помощью учителя.

- Давайте попробуем составить алгоритм различения простого и сложного предложения. (Дети высказывают свои предположения)

Обобщение сказанного.

На доске записано предложение

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

- Определите вид нашего предложения (Это предложение сложное, в нем две грамматические основы: 1) роняет лес, 2) мороз серебрит)

2) - Где же поставить запятую? (Между частями сложного предложения)

3) – Попробуем составить алгоритм действий при постановке запятой в предложении. (Дети высказывают свои предположения)

Обобщение сказанного

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

 Выполнение упражнения 444 на стр.174 – развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами

Физкультминутка.

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

- Физкультминутка под музыку

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

- Подведём итог данной части урока

- Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?

- Как проверить?

- Вашему вниманию предлагается упр. 445 на стр.174 (развивается умение расставлять запятые в сложном предложении)

- Проговаривание алгоритма, исправление ошибок

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- Списать предложения, расставить запятые, составить схемы предложений (предложения записаны на доске)

Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика.

Проверка, проговаривание алгоритма

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

1. Подведём итоги урока

- Какая была тема урока?

- В чём главное отличие простого и сложного предложений?

- Какие встретились затруднения?

2. Домашнее задание: д.м. упр.163