Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. 3 класс Новоселова Г.И.

Новоселова Галина Ивановна

Русский язык.3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_tdm_novoselova_g.i.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ  № 657, ЮАО г.Москвы

Конспект урока в ТДМ

Учитель (ФИО)

Новоселова Галина Ивановна

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема:

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени

Дата

Целевые установки:

предметные:

Сформировать знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;

Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

                метапредметные: 

Воспитывать интерес к растительному и животному миру;

               личностные: 

  • Тренировать мыслительные операции: обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческое воображение.

Оснащение урока (материалы к уроку)

  • презентация

Этапы урока

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 Над какой темой мы продолжаем работать на последних уроках? (Над темой «Прошедшее время глагола».)

Как вы усвоили эту тему? (Хорошо).

Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним  пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

 - Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее.

Кричите, вид…ли, зовете;

Объедет, объявит, выслуш…л; (все написанные слова-глаголы)

- Что такое глагол? (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и т.д.

- Прочитайте слова первой строки. Найдите среди них лишнее по двум признакам одновременно. (В первой строке лишнее слово видели. Это глагол прошедшего времени, а кричите, зовете – глаголы настоящего времени. В корне слов кричите, зовете, есть безударная гласная. Проверочные слова крик, зов. В корне слова видели, нет безударной гласной.)

В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правило выбора глаголов по времени, а также в объяснении условия своего выбора).

Следующее задание  - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и  поставить цель)

Вставьте пропущенные буквы:

 Вид…ли, выслуш…л.

При записи слов у учащихся мнения делятся: одни считают, что писать нужно и, другие – е, а).

Кто не выполнил задание. В чем ваше затруднение? (Не смогли выбрать, какую букву надо вставить).

Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Не можем обосновать).

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

 Какое задание мы должны были выполнить?

Почему же вы не смогли выполнить это задание? (Правописание безударных гласных в суффиксе  глаголов прошедшего времени.).

Значит, в чем причина вашего затруднения? (Правописание безударных гласных в суффиксе  глаголов прошедшего времени мы еще не знаем).

 Какова же цель нашей работы на уроке? ( Правописание безударных гласных в суффиксе  глаголов прошедшего времени).

 Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель

 Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умения ставить глаголы в неопределенную форму).

Весной пахали землю, потом начали боронить, сеяли. Летом ухаживали за посевами, видели,  как растет пшеница. Верили, соберут хороший урожай.

- Из предложений выпишите глаголы и поставьте их в неопределенной форме.

Пахали – пахать

Начали - начать

Сеяли - сеять

Видели – видеть

Верили - верить

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

 Разделите на две группы  слова с ударной гласной в суффиксе и  безударной гласной в суффиксе.

Какой вывод можно сделать? (В глаголах прошедшего времени перед –л- пишется та же гласная, что и перед –ть в неопределенной форме.)

Сформулируйте правило.

Ученики формулируют правила, а учитель моделирует на доске правила написания безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени.

А, я, е, и –л- ;а, я, е, и –ть.

Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить? (Составим алгоритм)

Алгоритм:

1)нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе;

2)ставлю его в неопределенную форму;

3)перед –ть пишется…

4)пишу туже гласную перед –ль-

Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный у нас алгоритм получился).

Откройте учебник, прочитайте внимательно правило и проанализируйте алгоритм.

Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать гласные в суффиксе? (Да.)

Обоснуйте выбор букв, где будете вставлять букву.

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

Спишите пословицы, ставя глаголы в прошедшее время. Объясните правописание суффиксов.

(Заметь) чужую ошибку, умей увидеть свою.

Кто много (видеть и слышать), тот много знает.

Возникли затруднения? (Нет).

Проверка: замет…л – заметить – заметил.

Вид…л - видеть – видел.

Слыш..л – слышать – слышал.

Физкультминутка:

Давайте немного отдохнем. Я буду называть глаголы и другие части речи. Если услышите глагол - приседайте. Если назову другую часть речи - выполняйте любое движение.

Рыбак,рыбачил,рыбный,замолчали,молчание,молчаливый,смешной,смех,смешил,чихал,черный,чернота,чернел,смотр,смотрел,цветок,расцвел.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки

Игра «Угадай слово».

Определите гласные в суффиксах глаголов. Вставьте эти гласные в слово. Какое слово получилось?

1)та…ли, ненавид…ли -…с…нь (таяли, ненавидели, ясень)

2)кле…ли, брос…ли, пад…ли - с…н…ц….(клеили, бросили, падали, синица)

3)обид…ли, зате…ли -  м…с…ц. (обидели, затеяли, месяц)

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Каким будет следующий этап в нашей работе? (Теперь мы потренируемся в применении нового правила).

Учитель предлагает выполнить упражнение на новое правило. (Запись слов. Учащиеся проговаривают условия написания правописания безударных гласных в суффиксе  глаголов прошедшего времени).

Выброс…л, подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л,зала…л,убеж…л,выл…ась.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

 - Какую цель ставили на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

- Кто из вас доволен  своей работой?

- Оцените свою работу на уроке!