Алексеева Татьяна Васильевна

сайт преподавателя техникума

Самое интересное и ценное в этом мире - человеческая личность

Профессия: преподаватель

Профессиональные интересы: сайт находится в разработке

Увлечения: сайт находится в разработке

Регион: Липецкая область

Населенный пункт: Лебедянь

Место работы: Г(О)БОУ СПО "Лебедянский торгово-экономический техникум"

Звание, ученая степень: преподаватель высшей квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/alekseeva-tatyana-vasilevna-prepodavatel
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Толстой

Задача педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Мои основные педагогические задачи и принципы:

     • вселять в ребенка  веру в себя, быть во всём примером  для обучающихся;

     • радоваться успехам своих  учеников;

     • уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, 

     • сочувствовать сопереживать ему;

     • не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания; 

     • уметь извиняться, если ты не прав, иметь авторитет среди студентов.

О себе

       Работа Педагога — труд, прежде всего, творческий. Нужно смело и свободно экспериментировать. Тот, кто всегда доволен достигнутым, перестает профессионально расти. Содержание моего предмета позволяет вводить что-то свое, новое, необычное. Ведь уроки должны быть яркими, материал – запоминающимся, а педагог - «артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело…» (А. П. Чехов). Урок имеет действительно личностный характер. Рождается по тем же законам, что и искусство.
А значит ли это, что педагог может и должен войти в сотворчество? Да. Ибо нелепо творчески развивать детей, не проявляя своего. У каждого должна быть своя изюминка. Тогда будет намного легче найти общий язык с детьми и их родителями. Насчет «влюбленности в свое дело». В современном образовании остались лишь самые стойкие, преданные своему делу. Для педагогов самая большая радость – знания своих студентов, их воспитанность, их человечность друг к другу, к окружающим. Ведь не секрет, что материальная сторона работы педагога, не самая перспективная. У каждого работающего в  ОО должна быть душа Педагога.
      За годы работы в техникуме убедилась: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих преподавателей, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Главное, в любой ситуации Педагог должен оставаться «настоящим Человеком» и стать другом, помощником, примером для своих студентов.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книга – учитель, книга – наставник.

Книга – близкий  товарищ  и  друг.

Ум, как  ручей, высыхает  и  старится,

если  выпустишь  книгу  из  рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,

книга – активный  борец  и  боец.

Книга – нетленная  память  и  вечность, спутник  планеты  Земля, наконец –

книга  не  просто  красивая  мебель,

не  приложенье  дубовых  шкафов,

книга – волшебник, умеющий  небыль  в  быль превращать  и  в  основу  основ.

Мой взгляд на мир

      Я работаю под девизом  «Самое интересное и ценное в этом мире - человеческая личность». Известно, что цель воспитания - сформировать всесторонне развитую, гармоничную, цельную, физически и морально здоровую личность, способную реализовать себя в жизни, сделать всё для благосостояния и развития своей  Родины.

     Может ли стать такой личностью человек не уверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий ничего и не желающий ничего менять, человек несчастный и пассивно плывущий по жизни? Естественно,  нет! Но как научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать их; не отсиживаться  в сторонке, действовать; не ждать своего счастья, а самому делать себя счастливым? Это можно достичь, последовательно двигаясь к заветной цели

  По-моему, целенаправленное формирование личности предполагает использование индивидуальных особенностей ребенка, его конкретных физиологических и психологических качеств.

Преподаватель, педагог, воспитатель - человек, который учит молодое поколение, передаёт свои знания, воспитывает определённые нравственные категории. Каким же он должен быть, этот человек? Я - преподаватель! Какой я хочу быть? Какой меня должны видеть и знать мои студенты?

«Учение - это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения» (В.А. Сухомлинский). Наша профессия разнообразна: преподавание своего предмета, внеурочная работа, классное руководство, взаимодействие с родителями. И все эти виды деятельности нужно между собой связать. Ошибаться в этой профессии нельзя, если в народе говорят «на ошибках учатся», то цена ошибок преподавателя -недостаточное интеллектуальное, нравственное и культурное развитие многих студентов. Чтобы избежать этого, я использую опыт и находки моих коллег, размышления от прочитанных книг, ну конечно свои собственные ошибки.

Отправная точка методики преподавания математики и физики - формулировка цели. Основные образовательные цели: усвоение основ физики и математики; формирование физического образа окружающего мира. Развивающие цели: развитие интеллекта студентов, навыков самостоятельного учебного труда, творческих способностей. Дополняю их воспитательными целями: воспитание чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения и уважения к другому человеку, его суждению, мнению, позиции; воспитание тактичности и вежливости в общении с людьми, ответственного отношения к своим обязанностям.

 

Особое внимание уделяю языку изложения материала. Главный критерий - доступность изложения, ибо через речь, словесное описание явления происходит осмысление его сущности. Житейское понимание часто помогает обобщить смысл слов до уровня научных понятий.

Мои достижения

Важным считаю связь преподавания физики с математикой и другими предметами. Это позволяет показать единство законов природы и путей её познания. Современная наука настолько узко специализированна, количество научных работ настолько велико, что даже крупные специалисты вынуждены знакомиться с результатами научных исследований в далёких от своей специальности областях. Даже великий Альберт Эйнштейн писал, что ему посчастливилось в школьные годы ознакомиться с главными результатами естествознания по хорошим научно-популярным книгам.
Большое внимание уделяю практическим и лабораторным работам. Лабораторные практикумы включают работы обучающего характера, при этом выполняется несколько педагогических задач: изучение новых понятий; обучение решению задач; обучение работы в группах, умению работать на общий результат; обучение основным элементам исследовательской работы; воспитание умение слушать товарищей и оценивать важность их высказываний; контроль знаний, умений, навыков, как на стадии первичного закрепления, так и на стадии закрепления и развития.
Тема, над которой я работаю «Совершенствование методов решения задач». В этом году я использую метод доктора педагогических наук Н. И. Одинцовой. Он включает в себя три этапа: физический, математический и контрольный, каждый из которых можно разбить на несколько действий. В большинстве задач основное время в процессе решения занимает математический этап, а самым трудным местом является этап физический. Он состоит из поиска ответа на три вопроса:
□          Как сделать рисунок?
□          Как записать «Дано»?
□          С чего начать решение?
Если ответы на эти вопросы содержат ошибки, то дальнейшие выкладки - бесполезная трата времени.
Поиски новых методических приёмов обязательно нужны для разнообразия и активизации ребят на занятии. О многих интересных методических идеях можно прочитать в журнале «Физика в школе», «Математика в школе», еженедельной газете «Физика», в педагогической литературе, много оригинальных и полезных приёмов можно увидеть на уроках своих коллег. Но применение отдельных приёмов, пусть даже очень эффектных, не даст хорошего общего результата, если они не сложились в логически целесообразную систему, в которой приёмы, действия, связаны главной идеей и которая соответствует вашему характеру, темпераменту.
Больше всего мне нравятся уроки, на которых преподаватель находится как бы в тени, когда создаётся иллюзия того, что студенты делают всё сами. Это самые сложные уроки. Ведь показать себя преподавателю ничего не стоит, а показать студентов, то есть создать такую атмосферу занятия и так организовать учебную деятельность, чтобы они активно и самостоятельно «добывали» знания, - это трудно.
Часто слышны стоны по поводу обилия и громоздкости формул, трудности их запоминания. Мне кажется, специально запоминать любые формулы не нужно, в чём - то даже вредно. Они должны запоминаться сами, надо только создать для этого подходящие условия. Достаточно помнить лишь очень простую идею её вывода и результат получится. В данный момент промышленность печатает различные формулы на обложках тетрадей, книг, блокнотов. Кстати, Софья Ковалевская выучила производные именно с помощью наклеенных на стене вместо обоев страниц учебника.
Преподаватель будущего мне видится психологически готовым к любой неожиданной ситуации, умеющим в ней сориентироваться, принять разумное решение в условиях неопределённости, сплотить коллектив и повести его за собой. В педагогической практике часто встречаются ситуации, когда: а) думать стыдно, надо знать; б) думать смешно, надо просто перебрать варианты. Во всех других ситуациях думать можно и нужно, а в этих двух раздумье - признак профессиональной слабости.
Плохо когда учитель на уроке говорит тихо или слишком громко, но ещё хуже, если речь невыразительна и монотонна. Учащиеся воспринимают простое, эмоциональное объяснение, сдобренное шутками, яркими сравнениями и примерами. Тщательно надо следить за своей речью и, не подлаживаясь под учеников, не делать свою речь примитивной в лексическом отношении, пользоваться запасом простых привычных слов, говорить с ученикам грамотно, но не заумно. Если же приходится использовать слова незнакомые ученикам, то лучше записать его на доске и объяснить его значение всему классу. Нужно бороться со словами - паразитами и внимательно следить, чтобы в речи не появились фразы - паразиты. Они могут погубить любое объяснение темы на уроке.
Ни в коем случае, учитель не должен допускать фамильярности в отношениях с учениками, иначе он может скоро почувствовать, что ученики «сели ему на шею», и винить в этом, кроме себя самого ему будет некого. Если с самого начала не удалось установить с учениками отношения сотрудничества, как старшего друга и товарища с младшими, то лучше первое время прослыть «сухарём», чем «своим парнем». Лучше всего избегать любых заигрываний с учащимися ради завоевания у них популярности.
Передовая знания своим ученикам, я далека от мысли воспитывать и обучать себе подобных, да это и невозможно, ведь каждый человек - индивидуальность. Но для меня очень важно, как мои мироощущения, чувства, личные качества скажутся на развитии учеников.
Когда я иду на урок, то стремлюсь пробудить у своих учащихся осознание собственного достоинства и уважения достоинств другого человека, любовь к жизни, людям, своему делу, способность к творчеству и саморазвитию.
Каждый студент - это отдельная личность и индивидуальность, нельзя к подросткам подходить со стандартными мерками, а постоянно создавать условия для раскрытия и реализации возможностей каждого. Я не должна давать знания ради самих знаний, а формировать навыки профессиональной деятельности. Знания и навыки должны помочь человеку жить в согласии с природой и обществом, понимать себя и жить в согласии с самим собой. Я должна научить самосознанию и дать толчок саморазвитию. Ученик должен понимать смысл изучаемого материала, для формирования мировоззрения, так как законы физики всеобщи, они лежат в основе научной картины мира, а математика - это инструмент с помощью которого можно познавать этот мир.
В оценке возможностей, способностей и поступков учеников я стараюсь избегать однозначности, потому что каждому педагогу важно видеть внутренние конфликты у своих подопечных, ведь именно они движут развитием личности.
Наш мир постоянно и стремительно меняется, я считаю, что педагог должен уметь корректировать свои взгляды на жизнь, на преподаваемый предмет, на методы обучения.
Приобретённого однажды опыта никогда не хватит на всю жизнь: ведь то, что хорошо было вчера, сегодня может оказаться неудачным, а завтра стать совсем неприемлемым. Только постоянный анализ и самооценка деятельности, совершенствование своей личности и методической системы могут обеспечить успех в учительской профессии. На это должна быть настроена наша душа.
В этом движении души очень важны эмоциональные всплески, вызванные хорошей книгой, посещением интересного урока, проведением удачного занятия... Постоянная неуспокоенность души на достигнутом, надеюсь, принесёт счастье признания преподавательского труда студентами, а это самая высокая награда учителю.

Моё портфолио

Я благодарна судьбе за то, что работаю в самой удивительной стране, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый студент – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за нее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и удивительные люди. И называют их педагогами. Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – мой любимый техникум.
Конечно, главные жители этой страны – это студенты. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Добавить грамоту в портфолио