В настоящее время возрастает интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с отсутствием навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто грубым системным недоразвитием речи.
Дети с умственной отсталостью — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе.
Выходом из этой ситуации является обучение таких детей использованию альтернативных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения.
Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение ими детей с умственной отсталостью будут компенсировать у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, поможет данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности ребенка.
«Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью направлена на то, чтобы помочь педагогам в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализации в современный мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, повышение уровня коммуникативной компетентности.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, ученики становятся, более открыты для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
«Жесты, символы и их значение».
Макатон - это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая обучающимся с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы. Это уникальная программа, которая может применяться как системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует. Макатон может использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.
«Чтение»
Основными видами работы являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в является основой для усвоения звуков речи.
Обучающиеся учатся различать звуки окружающей действительности, практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
«Письмо»
Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей с умственной отсталостью, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. У детей с умственной отсталостью нарушены или слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Дети не ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.
Рисуем акварельное мороженое
Заповеди детства и юности
Военная хитрость
Император Акбар и Бирбал
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись