• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект «Вопросы экологического образования при изучении предметов естественнонаучной направленности»

Опубликовано Дулзукей Полина Бариновна вкл 09.04.2024 - 09:42

Проект  «Вопросы экологического образования при изучении  предметов естественнонаучной направленности»

Дулзукей Полина Бариновна

МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района

 

Введение

Вопросы экологического образования и экологической культуры рассматриваются в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование экологически грамотного поколения, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.

Природа – жизненная среда человека, где сосредоточена чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Без любви и бережного отношения к природе невозможно любить свое Отечество.

Культура взаимоотношений  природы и человека в нашем обществе еще до конца не выработано. Нам до сих пор кажется, что природа неисчерпаема. Мы все почему-то убеждены, что она вынесет любое наше деяние, и сама по себе залечит любую рану. Какое безответственное мироощущение.

О том, что охрана окружающей среды – это задача первостепенной важности, сейчас понимают не только взрослые, но и молодежь, которой предстоит жить в будущем.

Актуальность заключается в том, что духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы, от культуры поведения по отношению ко всему прекрасному. В погоне за богатствами и роскошью человек нарушил хрупкую стабильность географической биосферы, законы и возможности природы. Поэтому необходимо формирование человека с новой культурой. В связи с этим учебно-воспитательный процесс на уроках географии в нашей школе приобрел экологическую направленность. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера».

Новизна в том, что при изучении предметов естественнонаучной направленности вопросы бережного отношения к окружающей среде, принципы рационального природопользования, вопросы экологии  рассматриваются, изучаются на примере краеведческого материала через системно - деятельностный подход и проектно – исследовательскую деятельность учащихся.

Цель формирование экологически грамотного, экологически воспитанного, неравнодушного к жизни природы подрастающего поколения.

Основные задачи:

- научить учащихся экологической терминологии, решать экологические задачи, предлагать различные пути решения экологических проблем;

- выявлять причины и типы загрязнений окружающей среды;

- научить учащихся применять на практике географические  знания как научную основу охраны природы, природопользования;

- совершенствовать навыки и умения учащихся поиска необходимой информации в научно-популярной и учебной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет, электронных носителях при проведении простейших  исследований и экскурсий в процессе изучения  родного края;

- дать представление учащимся об основных  инновационных методах экологии, сформировать основные принципы рационального природопользования;

- организовывать работу по отработке навыков сравнения, анализа экологических проблем, применения принципов рационального природопользования;

- расширять и углублять научные знания учащихся по данной теме, широко используя краеведческий материал;

- научить учащихся самостоятельно делать выводы по изученному материалу,  по результатам школьных научных исследований - предлагать пути решения экологических проблем.

 

Содержание и участники экологического проекта

Происходящие  перемены в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования всего образовательного пространства,  определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти перемены касаются и экологического образования. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего - воспитание человеческого отношения к природе и людям, которые живут рядом с единственной целью - оставить Землю потомкам, пригодной для полноценной жизни.

Инновационная экологическая деятельность направлена на освоение известных и новых технологий для получения новых образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ООО. Чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу.

Данный проект помогает выйти на новый качественный уровень образования в школе. Творчески работающие учителя могут адаптировать данный проект экологического образования, составить по аналогии собственные задания в этом плане.

Данная педагогическая система позволяет создать условия для формирования и развития у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. Она реализуется как на уроках естественно-географического цикла (6-11 классов), так и внеурочной работе, на занятиях школьных экологических кружках. Особую роль при этом играет  проектно- исследовательская деятельность учащихся. Вся работа проводится с использованием краеведческого материала. Для реализации системы, мною были разработаны собственные задания для проектов и исследований, составлены и реализуются программы кружков: «Изучай свой край» (Тематический план кружка прилагается), «Экология и мы». Особенно успешно работа проводится как в группах, так и индивидуально. В состав группы входят как учащиеся старших классов, так и учащиеся среднего звена.

- Сначала изучаем необходимую научную и научно-популярную литературу, изучаем картографические материалы.

- Одновременно изучаем правила поведения в природе и правила техники безопасности.

- Особое внимание уделяем подготовке полевого оборудования и полевым дневникам, работе с определителями.

- Обязательно учимся ориентироваться на местности, измерять расстояние шагами, двигаться по азимуту.

- Полевой этап исследования начинаем с обзорной экскурсии, в ходе которой проводим предварительное обследование местности, ознакомление с растительностью, намечаем участки для закладки пробных площадок. Именно данный метод наиболее приемлем для школьных экологических исследований.

Проект « вопросы экологического образования на уроках естественнонаучной направленности»  носит локальный и системный характер, так как охватывает группу учителей из пяти человек и работа ведется системно на уроках естественных наук и общественных дисциплин, а контроль и анализ осуществляется в конце полугодия и учебного года.

 

 

 

Проект реализуется  следующими учителями школы:

ФИО учителя

Должность

Роль в проекте

Дулзукей Полина Бариновна

Учитель географии

Руководитель проекта

Даваа Сулчеймаа Омаковна

Учитель истории и обществознания

Координатор проекта

Аракчаа Анастасия Омаковна

Учитель химии

Участник проекта

Шыжаа Чодураа Игоревна

Учитель биологии

Участник проекта

Доктугу Ольга Базыр-ооловна

Учитель физики

Участник проекта

Данный проект был разработан методическим объединением естественных наук и общественных дисциплин в начале 2018-2019  учебного года и одобрен администрацией школы.

Внедрение проекта состоит из следующих этапов:

I. Изучение направлений и функций экологического образования

II. Разработка различных программ внеурочной деятельности и мероприятий экологического направления.

III. Реализация системы экологического образования (работа экологических кружков и участие в творческих конкурсах, проектах, предметных олимпиадах, отслеживание результатов работы учащихся).

IV. Оформление результатов работы в форме проекта, его описание.

Срок реализации проекта: 2019-2024 годы.

 

Достигнутые результаты:

1. На протяжении длительного времени в школе проводится факультативная и кружковая  работа в 5-11классах, на уроках учителя успешно используют эколого-краеведческий материал. Учителя и учащиеся принимают активное участие в проектно-исследовательских работах экологического направления и занимают призовые места.

2. Членами кружка «Познавательное краеведение» ежегодно очищаются от мусора и приводятся в  порядок  почитаемые источники – аржааны местного населения: Эргектээ –Бажы, Шивилиг и Ойул. Это способствует ознакомлению и почитанию обычаев тувинского народа.

3. Проводим с работниками учреждений СДК, ФАП, ФКХ «Каа-Хемский» совместные трудовые десанты по очистке побережья реки Сой и несанкционированных свалок.

4. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на муниципальных этапах Всероссийских  олимпиадах по географии, биологии и экологии.

5. На научно-практических конференциях в своих проектно-исследовательских работах учащиеся поднимают актуально экологические проблемы своего края и всегда заслуживают высокой оценки, занимая призовые места.

Вывод

Экологическая направленность на наших уроках географии осуществлялась, и будет осуществляться впредь, особенно в исследовательском плане. Планируем в дальнейшей работе над данной темой создать экологическое сообщество из числа учителей, родителей и учащихся, призванное оказывать помощь при составлении общешкольных мероприятий по экологическому воспитанию и образованию.

В процессе работы над своей темой нам удалось:

1. улучшить уровень воспитанности учащихся;

2. повысить экологическую культуру учащихся;

3.вовлечь, заинтересовать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;

4. научить детей анализировать, синтезировать, выделять главное, развить их интеллектуальные способности;

5.научить ребят чувствовать самого себя, друг друга, обогатить их эмоциональную атмосферу;

6. привить у учащихся такие качества как гуманность, вежливость, способность к сопереживанию.

Таким образом, система внедрения экологического образования при изучении естественных наук позволяет сделать вывод о результативности данной системы, которая выражается в формировании экологической культуры учащихся, повышении их интереса к проблемам окружающей среды. Данная работа может быть использована в качестве теоретически обоснованной и практически проверенной концепции формирования экологической культуры учащихся в целом.

Адресная направленность нашего проекта то, что представленный экологический проект может быть интересен и полезен всем учителям начальных, средних и старших классов, независимо от профиля класса и программы,  по которой они работают.

  • Мне нравится 
Поделиться:

"Портрет". Н.В. Гоголь

Пейзаж

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Если хочется пить...

Шум и человек