• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальное обслуживание разных категорий получателей социальных услуг имеет общие черты и обладает своими особенностями. Специфика социального обслуживания пожилых граждан обусловлена прежде всего возрастными особенностями и индивидуальными потребностями

Опубликовано Шатская Светлана Тагировна вкл 13.10.2025 - 13:00

Особенности социального обслуживания пожилых людей

 

Валитова Е., студентка группы БАС-11,

ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства» г.Балашов (Россия)

 

 

Достижение человеком пожилого возраста объективно влечет за собой изменение социального статуса и связанных с ним образа, уровня и качества жизни. Одним из важнейших эффективных механизмов решения и смягчения социальных проблем граждан пожилого возраста является организация их социального обслуживания [4].

Социальное обслуживание разных категорий получателей социальных услуг имеет общие черты и обладает своими особенностями. Специфика социального обслуживания пожилых граждан обусловлена прежде всего возрастными особенностями и индивидуальными потребностями получателя социальных услуг. Кроме того, оно определяется социальной политикой в интересах пожилых граждан.

Рассмотрим особенности граждан пожилого возраста как получателей социальных услуг. В последние десятилетия с этой категорией граждан, требующей социальной защиты, связаны взгляды на общество и его будущее, что обусловлено наблюдаемым процессом старения населения (рост числа людей пожилого возраста, как в России, так и в мире; усиление этой тенденции). Отмечается, что граждане пожилого возраста являются самой быстрорастущей возрастной группой в мире.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2050 г. число лиц старше 60 лет по сравнению 1995 годом ХХ века удвоится (с 542 млн. до 1,2 млрд. человек).

В России, по данным Росстата, доля лиц старше трудоспособного

возраста в 2017 г. достигла 25,0 % от всего населения страны, увеличившись за 10 лет почти на 5%. А к 2021 году доля пожилых граждан в России в общей численности населения составило почти треть (26,7 % – 39,5 млн. чел.) от общего числа людей в стране. По данным прогноза Федеральной службы государственной статистики в России доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 % до 27 % и составит 39,9 млн. человек. В связи с этим вопросы социального обслуживания граждан, обновления его содержания, процедур, форм и др. занимают одно из важных мест в системе социальной защиты пожилых людей [5].

Процесс старения населения, прежде всего, отразился в изменении взглядов общества на старость как один из жизненных периодов. Всемирной организации здравоохранения этот взгляд связывает с идеей «активного долголетия», суть которого заключается в оптимизации возможностей в области здоровья, социального участия в жизни общества и безопасности для улучшения качества жизни людей в процессе старения; в наиболее полном использовании потенциала пожилых людей, особенно трудового и социального участия.

В современном российском обществе трансформация взгляда на пожилое население отразилась в «активизирующем подходе», который предлагает переход от опекающих технологий социального обслуживания к активизирующим и стимулирующим, что позволит повысить социальный статус пожилых людей и обеспечить успешность их социализации. Эта позиция поддерживается и официальными документами, прежде всего, содержанием «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». Согласно Стратегии, государство нацелено на устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. При этом цель связана не с простым повышением продолжительности жизни, а именно с улучшением качества жизни, ориентацией на активное долголетие, что предопределяет первичность социального аспекта и вторичность медицинского [4].

Эти взгляды поддерживаются положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания граждан, включающей доступность социальных услуг для всех граждан пожилого возраста, развитие всех форм предоставления гражданам пожилого возраста социальных услуг с целью поддержания их способности к самообслуживанию и обеспечению основных жизненных потребностей, стимулирования их активной жизнедеятельности [21].

В настоящее время в Российской Федерации модель старости трансформируется в сторону активного долголетия, что предполагает изменение взглядов на поддержку этого населения. Данный факт обусловливает, во-первых, признание уникальности, индивидуальности пожилого человека как личности; во-вторых, предоставление условий для ее более полного раскрытия. Общество и государство должны сообща способствовать превращению граждан пожилого и старческого возраста из социально зависимых в людей самостоятельной «возможности», что актуализирует вопросы реабилитации граждан пожилого возраста, их социальной адаптации и интеграции в семью и общество. Для социального обслуживания данный подход предполагает повышение доступности оказываемых услуг путем создания инновационной сети социальной поддержки пожилого населения с вовлечением государственной и негосударственной форм обслуживания, а также оптимизацию существующих моделей геронтологических резиденций.

Итак, идеология современного социального обслуживания в Российской Федерации связана с активизацией потенциала пожилых людей. Факторами, которые в нашей стране обусловливают такой подход, являются:

- рост стареющего населения на фоне снижения числа трудоспособного населения, что обусловливает потребность государства в активной, самостоятельной жизни стареющего населения;

- понимание того, что традиционный подход к старости как к периоду «доживания» сопряжен с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками;

- признание трудового и жизненного потенциала пожилого населения;

- увеличение числа проблем к старости;

- ослабление межпокленческих связей, что выражается в отдельном проживании пожилых людей, отсутствии постоянной заботы о них;

- понимание того, что цифровое общество, быстро меняющаяся жизнь требуют активности, потребности в обучении.

Следует отметить, что фактически в современной российской социальной сфере борются два подхода в социальном обслуживании пожилых:

- традиционный, связанный с представлением о пожилом человеке как о гражданине, оказавшемся в силу возраста в трудной жизненной ситуации; использование в связи с этим опекающих технологий работы;

- активизирующий, при котором социальное обслуживание рассматривается как система мер, позволяющих пожилым людям быть не социально зависимыми, а людьми самостоятельной «возможности»; предполагает использование активизирующих технологий социальной работы.

Данный подход предполагает повышение доступности оказываемых услуг путем создания инновационной сети социальной поддержки пожилого населения с вовлечением государственной и негосударственной форм обслуживания, а также оптимизацию существующих моделей геронтологических резиденций.

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2023)//Консультант Плюс: Информационно-правовой портал. - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/.
  3. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. 11.06.2023) // Консультант Плюс: Информационно-правовой портал. - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/.

4 Бекишиева С.Р. Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми / С.Р. Бекишиева // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 6. – С. 157 — 164.

5 Волкова Н.С. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2019. – № 9. – С. 44 — 54.

 

 

 

  • Мне нравится  (1)
Поделиться:

Что такое музыка?

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Загадочная система из шести экзопланет

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)