Математические игры, развивающие познавательный интерес.
Познавательный интерес дошкольников — это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. О проявлении познавательного интереса можно говорить, если ребенок стремиться самостоятельно решать проблемные вопросы и познавательные ситуации. Обычно ребенка привлекает новизна, необычность, красочность.
Развитие познавательного интереса у дошкольников проходит несколько этапов:
Первый этап – любопытство. Показали ребенку новый, яркий предмет.
Второй этап - любопытство переходит в любознательность, кода ребенок стремится познакомиться с предметом, который привлек его внимание, расширить свои познания.
Познавательный интерес побуждает ребенка не только задавать проблемные вопросы или ситуации, но и самостоятельно их решать.
Развитие познавательного интереса зависит как от внутренних условий (готовности и любопытства самого ребёнка), так и от действий педагога. Некоторые факторы:
• Создание обогащённой предметно-пространственной среды для развития интереса.
• Использование игровых приёмов в образовательном процессе: дидактических игр, интеллектуальных игр, логико-поисковых заданий.
• Поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребёнка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях.
Для развития познавательного интереса у дошкольников используются, например:
Проектная деятельность — самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определённой темы.
Исследовательская деятельность — опыты, наблюдения, экспериментирование, постановка и решение вопросов проблемного характера.
Метод проблемного изложения — воспитатель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца.
Все методы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Я хочу рассказать, какие игры с детьми сделали своими руками для развития познавательно интереса.
Игра «Числовой ряд»
Цель. Научить детей правильно располагать числовой ряд. Играть можно парами, всей группой. Цифры числового ряда раскладываются неправильно. Каждый ребенок может исправить только одну ошибку, поменяв местами цифры. Игра продолжается до тех пор, пока не соберут числовой ряд.
Игра «Помоги солнышку»
Цель. Научить детей решать несложные примеры, называть предыдущее и последующее число.
Облака закрыли солнышко. Ребенок решает примеры. Если решит правильно, облако исчезает.
Игра «Размести геометрические фигуры»
Цель. Научить детей правильно называть геометрические фигуры, развивать логическое мышление.
Ребенок раскладывает фигуры (овал, квадрат, треугольник) так, чтобы на одной линейке и в одном столбце не было двух одинаковых фигур.
Игра «Помоги малышам найти своих мам»
Цель. Развитие логического мышления, внимания.
. Ребенок разрезает квадрат на несколько частей, затей собирает его из частей. Это – домик для животного (волк, лиса, медведь, заяц). Помещает домик на доске Воскобовича. Мама малыша находится рядом с домом, а малыш уходит далеко от дома. Ребенок называет координаты домика, малыша. Ребенок ведет малыша к домику, но на каждой клетке ждут задачи. Это может быть пример, задача – шутка, игра н а внимание. Если ребенок решит правильно, малыш продвигается к домику, неправильно, возвращается.
Игра «Реши и молчи»
Цель. Научить детей читать математическую запись, решать, ответ показывать к окошке.
Ребенок решает пример и передвигает окошко на нужную цифру.
Важной и основной задачей педагога, будет не просто преподнести ребенку информацию, а научить «добывать» самому необходимые знания, посредством создания такой зоны окружения, в которой ребенок сможет удовлетворять эту потребность, проявлять познавательную активность, свою любознательность, развивать воображение, находить ответы на свои вопросы, тем самым реализовывать, свой познавательны интерес.

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Бабочка

Два Мороза

Весенняя гроза

Прекрасная арфа