МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
_________________________________________________________________
ТАК ЛИ ПРОСТЫ ПРИВЫЧНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ?
Исследовательская работа
Автор:
Кудряшов
Алексей Данилович
ученик 2 г класса
Научный руководитель:
Ладина
Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
г. Нягань
2015
Оглавление
Введение 3
Основная часть5
1.История появления ластика и карандаша 5
2.Виды ластиков 8
3.Практические исследования 12
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение
Введение
У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.( ластик )
Мы каждый день пользуемся привычными школьными принадлежностями: карандашами, ластиками, ручками. Так ли они просты, как кажутся? Кто-нибудь из вас задумывался над вопросом «Как ластик стирает карандаш?»
Вот и я просто пользовался ластиком, и не задавался таким вопросом. Но однажды, на уроке рисования, когда мне нужно было нарисовать паутину, наша одноклассница Вика заштриховала лист, а потом при помощи ластика сделала паутину. Мне стало интересно узнать, а как же происходит стирание карандашной линии?
Мне захотелось найти ответы на вопросы:
Как ластик стирает карандаш?
Историю появления ластика.
Все ли ластики хорошо стирают все карандаши?
Итак, я решился на собственное исследование.
Цель исследования: исследование способности стирать различные карандашные линии.
Задачи исследования:
· узнать историю появления карандаша, ластика;
· выяснить, что происходит, когда ластик стирает карандашную линию;
· узнать состав ластика, простого и цветного карандашей;
· провести опыты по стиранию разных видов карандашей разными видами ластиков;
· провести опрос. Выяснить, что знают ученики других классов о стирании ластиком карандаша.
Гипотеза: существует универсальный ластик, который стирает любую линию от простых и цветных карандашей.
Объекты исследования: простой карандаш, цветной карандаш, ластик.
Предмет исследования: процесс стирания
Теоретическая значимость исследования:
С помощью научной литературы узнать историю появления ластика, его составе.
Практическая значимость исследования:
Научиться правильному выбору ластика.
Методы исследования:
- подбор и анализ литературы (энциклопедии, словари, справочники);
- опыты;
- социальный опрос.
Основная часть
1.История появления ластика и карандаша.
Ластики часто (особенно в Англии) называют « резинками», хотя только часть ластиков содержит на самом деле каучук. Вероятнее всего причина этого второго названия кроется в том, что первые ластики действительно производились только из резины.
Оказывается, до появления резинок для стирания графита с бумаги использовали хлебный мякиш. Первым человеком, рассказавшим миру о стирающих свойствах каучука, был великий путешественник – Магеллан. Индейцы Южной Америки собирали тягучий сок тропического дерева – гевеи и варили из него каучук, которую впоследствии стали использовать для стирания карандашных линий. К сожалению, как и хлеб, такой ластик был недолговечным и быстро гнил.
В Европу каучук попал только в 1751 году. Немного застывшего сока привез математик Шарль Ла Кондамин. (рис .1) Он долго наблюдал за своим каучуком, но никак не мог сообразить, какую пользу каучук может принести ему лично и человечеству в целом.
Рис.1. Французский путешественник, математик.
Кроме эластичности каучук не имел никаких других свойств. Поэтому математик назвал американскую резинку гуммиластиком и забыл о ней. И только почти 20 лет спустя застывшему соку нашли применение.
Английский священник и химик Джозеф Пристли (рис.2 ) в 1770 году случайно обнаружил, что сырой натуральный каучук способен стирать следы карандаша лучше, чем частицы хлеба. которые использовались в то время с этой же целью. Приcтли назвал данное вещество «индийской резиной»Рис.2.Английский священник,химик Джозеф Пристли.
Но эту проблему решили в 19 веке, открыв процесс вулканизации - реакции, при которой молекулы каучука сшиваются в единую сетку. А прикрепить резинку к концу карандаша впервые додумался американец ХайманЛипман в 1858 году.
А история карандаша еще интереснее! Чем только не писали! И серебряной проволокой и жженой костью, пока в 16 веке в Англии не нашли залежи «пачкающего» минерала, которым пастухи стали метить овец. Так началась история графитного карандаша.
В 17 веке художники придумали корпус для графитного стержня: они зажимали графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой. Таким образом рисовать было намного удобней!
В 18 веке немцы начали производить карандаши в деревянном корпусе, но в них был очень плохой стержень. ( рис. 3)
Рис.3. Карандаш 18 века.
Современный карандаш был изобретен в 1795году талантливым французским учёным и изобретателем Никола Жак Конте.Он разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней.
Рис.4. Ученый,
изобретатель Николя Жак Конте
В конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма, предложил шестигранную форму карандаша.
А в 1869 году, американец Алонсо Таунсенд Кросса создал металлический карандаш, в котором графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Таким образом, он сократил расход материалов, ведь почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке.
Вывод.В ходе изучения литературы я узнал много интересного об истории появления ластика и карандаша.
2. Виды ластиков.
Современные ластики имеют разные формы и изготавливаются из множества различных материалов разного качества и их всевозможных сочетаний.
Каучуковые ластики.
Существует два основных вида ластиков, изготавливаемых на основе каучука:
1) Ластики для удаления линий, оставленных карандашами.
Ластики, предназначенные для удаления линий, оставленных черно-графитовыми или цветными карандашами, должны быть мягкими и крошащимися, чтобы маленькие фрагменты ластика отделялись во время стирания. Благодаря этим свойствам ластика, его стирающая поверхность постоянно сменяется и обновляется. Поскольку маленькие фрагменты ластика имеют клейкую структуру, они легко «наклеиваются» на формирующие линию частички грифеля и удаляют их с рабочей поверхности.
Если ластик правильно подобран к используемым бумаге и грифелю, то рабочая поверхность остается без или с минимальными повреждениями.
Степень мягкости или абразивности ластика определяется пропорциями серы и добавок в процессе получения резины.
2) Ластики для удаления чернильных линий.
Основным, но не единственным фактором определяющим степень проникновения чернил в глубину волокон бумаги, является их густота. Соответственно, ластики, изготовленные для удаления чернил с бумаги, должны механически удалять окрашенные волокна бумаги. Поэтому каучуковые ластики, предназначенные для удаления чернил, должны содержать большое количество абразивных добавок и быть твердыми.
Стирать этими ластиками надо осторожно, иначе можно сильно повредить рабочую поверхность. При стирании на низкокачественной бумаге они могут истирать ее до дыр.
Рис. 5. Каучуковый ластик.
Каучуковые ластики со временем становятся тверже. Процесс затвердевания ускоряется, если продукт находится на открытом воздухе или на солнце, поэтому рекомендуется хранить каучуковые ластики в упаковке. Если условия хранения соблюдаются, то ластики сохраняют свои качества в течение многих лет.
Синтетические ластики.
Синтетические ластики (иногда их также называют «пластиковыми») производятся из мягких виниловых материалов, которые содержат минимальное количество абразивных веществ. Часто в процессе изготовления этого вида ластиков добавляются дополнительные размягчители, обеспечивающие повышение эластичности.
Рис. 6.Синтетический ластик.
Эти ластики применяются на бумаге, кальке, чертежной пленке. Они практически не вызывают появления статического электричества, что значительно уменьшает прилипание частичек ластика к рабочей поверхности.
Обычно при стирании от виниловых ластиков отделяются широкие длинные частички. Это означает, что для удаления линий с поверхности требуется меньшее количество движений, а сами частички легко смахиваются с рабочей поверхности.
Виниловые ластики, содержащие большое количество размягчителей, могут передавать эти вещества другим синтетическим материалам при соприкосновении. Чтобы предупредить это, виниловые ластики поставляются в практичной картонной оболочке.
В отличие от каучуковых ластиков виниловые ластики не портятся с годами.
Механические ластики
Для окончательного удаления линий и следов с поверхности прибегают к механическому удалению путем применения абразивных материалов и скребков.
Рис.7. Механический ластик.
В таких случаях необходимо помнить, что удаляются не только линии, но и часть поверхности.
Механический стекловолокнистый ластик.
Имеет на окончании скопление узких стекловолокон, которые расположены параллельно внутри узкой втулки, обеспечивающей их жесткость. Когда волокна истираются, двигающий механизм подает новую часть волоконРис.8. Механический
стекловолокнистый ластик.
Рабочая часть волокон этого вида ластика должна иметь короткую длину. Подходит для удаления чернильных линий (любого возраста) и может даже использоваться для удаления ржавых пятен с машины. Очень абразивный и требует осторожного применения.
Нож для коррекции.
Ножи для коррекции применяются для соскабливания линий и следов, особенно когда линии имеют достаточную толщину для механического способа стирания и когда использование ластиков требует большого количества времени. Техника стирания заключается в соскабливании линии лезвием ножа, расположенным перпендикулярно рабочей поверхности. Этот вид стирания требует осторожности, так как при сильном нажиме рабочая поверхность повреждается.
Вывод. Существует большое количество ластиков для определённого вида линий и карандашей.
3.Практические исследования.
Социологический опрос.
Я решил провести опрос учащихся класса, чтобы узнать, что им известно о таких «простых» вещах как ластик и карандаш.
Опрос проводился по следующим вопросам:
1.Знаете ли вы, каким образом происходит стирание карандашной линии ластиком?
2.Что вам известно о составе простого карандаша?
3.Известно ли вам, из чего сделан ластик?
4. Как ты выбираешь ластик: а) по красоте; б) по цене; в) чтобы хорошо стирал все линии.
Результаты показали:
· 20 учеников не знают, как ластик стирает карандаш. 5 опрошенных смогли выдвинуть предположение о том, как это происходит. (ПриложениеII. Диаграмма № 1. Как стирает ластик.)
· 15 опрошенных предположили, что карандаш состоит из дерева и угля, а 10 человек не знают составпростого карандаша. (Приложение II. Диаграмма № 2. Состав простого карандаша.)
· 17 участников написали, что ластик состоит из резины, остальные 8 учеников не знают состав ластика. (Приложение II. Диаграмма № 3. Состав ластика.)
· При выборе ластика: 12 учеников обращают внимание на цену, 8- на красоту, и только5 учащихся обращают внимание на качество стирания линий.(ПриложениеII. Диаграмма № 4. Выбор ластика. )
Результаты опроса показывают, что большинство детей пользуются школьными принадлежностями, не задумываясь о том, как они устроены и как они «работают».
Опыты.
На основании всего изученного я решил провести опыты.
Опыт № 1 по стиранию карандашных линий.
Цель опыта: проверить как стирает карандашную линию
Оборудование: простой карандаш, ластик, лист белой бумаги.
Я взял простой карандаш. Провел несколько линий. Взял резинку, которую мама купила к школе, и начал стирать. Ластик начал крошиться, его частички стали чернеть, собирая графит с бумаги. Линия от карандаша исчезла.Почему так происходит? В результате этой работы я понял, что пока я не узнаю о строении графита и о составе ластика, то не смогу объяснить, как происходит процесс стирания.
В энциклопедии я узнал, что все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. В зависимости от расстояния между атомами вещество может быть твердым, жидким или газообразным. Как же выглядит строение графита?
Атомы графита выстроены в форме шестиугольников, расположены рядами.
Рис.9. Модель атома графита.
Причем атомы одного ряда тесно связаны между собой, а связь между отдельными рядами — более слабая. Вот почему даже при легком нажатии кусочек графита ломается. Вот почему простой карандаш легко стирается! Ластиком мы отрываем один ряд атомов от другого, ведь связь между ними слабая! И тем самым стираем изображение.
Опыт № 2 по стиранию карандашных линий.
Цель опыта: проверить как стирают различные виды ластиков простой карандаш.
Оборудование: простой карандаш, каучуковый ластик, синтетический ластик, ластик, механический ластик, лист белой бумаги.
На листе бумаги я начертил четыре линии простым карандашом и начал стирать линии разными видами ластиков. Первую линию я стёр каучуковым ластиком. Линия – видна. Вторую линию стёр синтетическим ластиком -линия хорошо стёрлась. Третью линию стёр механическим ластиком- линия видна. Следует вывод – из трех ластиков самый лучший – синтетический.Результаты занёс в таблицу.(Таблица № 1.Стирание простого карандаша.)
Таблица № 1. Стирание простого карандаша.
Каучуковый | Простой карандаш
| Линия
|
Синтетический
| Простой карандаш
| Линия
|
Механический
| Простой карандаш
| Линия |
Опыт № 3 по стиранию цветных карандашных линий.
Цель опыта: проверить как стирают различные виды ластиков линию цветного карандаша.
Оборудование: цветной карандаш, каучуковый ластик, синтетический ластик, ластик, механический ластик, лист белой бумаги.
Я провёл несколько линий цветным карандашом. Первую линию я стёр каучуковым ластиком. Линия – видна. Вторую линию стёр синтетическим ластиком линия хорошо стёрлась. Третью линию стёр механическим ластиком- линия видна. Следует вывод – из трех ластиков самый лучший – синтетический.Результаты занёс в таблицу. (Таблица № 2.Стирание цветного карандаша.)
Таблица № 2. Стирание цветного карандаша.
Каучуковый | Цветной карандаш | Линия
|
Синтетический
| Цветной карандаш | Линия
|
Механический
| Цветной карандаш | Линия |
А почему же цветной карандаш плохо стирается? Оказывается, в его составе есть жиры и воски, цветные пигменты, которые проникают вглубь волокон бумаги. По этой причине лучше использовать более твердые ластики, обладающие абразивными свойствами. В такие ластики добавляют песок, они становятся твердыми и хорошо стирают цветной карандаш и даже ручку, правда, вместе с линией они стирают и бумагу, так что можно дотереть до дырки.
Вывод. В ходе данных опытов я выяснил, что линии от простого и цветного карандашей лучше стирает синтетический ластик Милан 9012.
За консультацией по выбору правильного ластика я отправился к учителю изобразительного искусства нашей школы Лескиной Светлане Сергеевне. Вот, что она рассказала:
При выборе ластика обратите внимание на такие качества:
1. Хороший ластик стирается при использовании. Если стирания ластика не происходит, то его поверхность со временем становится грязной и, как следствие, пачкает поверхность листа.
2. Качественный ластик легко удаляет след чернографитного карандаша, не нарушая структуры бумаги.
3. Ластик для карандаша оставляет чернильные записи в первоначальном виде: они не размазываются и не теряют цвет.
4. Часть ластика, предназначенная для удаления чернил, имеет все необходимые свойства, что позволяет производить стирание без вреда для поверхности бумаги.
5. Хороший ластик не желтеет и не твердеет со временем при контакте с солнечными лучами.
Буклет «Секреты ластика»
Для того чтобы наши ребята могли правильно выбрать ластик я создал буклет «Секреты ластика», который раздал ученикам нашего класса.( Приложение III)
Выводы: в ходе эксперимента я выяснил, что нас процесс стирания влияет не только свойство ластика, но и состав карандаша. Гипотезаподтвердилась: мы нашли универсальный ластик, который хорошо стирает и простой, и цветной карандаш.
Заключение
Поставленные мною задачи выполнены: изучив специальную литературу, я узнал историю появления карандаша, ластика. Узнал, как происходит процесс стирания ластиком карандашной линии. Выяснил, что при этом нужно учитывать не только состав ластика, но и карандаша. Узнал что такое графит, познакомился с его строением. Выяснил чем цветной карандаш отличается от простого. Провел практическую работу (опыты по стиранию карандашных линий, опрос учащихся).
А сколько нам еще предстоит узнать! Но ведь интересно то, что неизвестно!
Список литературы.
1. Алексеев С. П. и др. Что такое? Кто такой? - М.: Педагогика – Пресс,1995 с. С. 328
Интернет - ресурсы
1.Почему золотой карандаш стал графитовым.
URL :http://www.chitaikin.ru/grafit.htm
2.Стираемые ручки.URL: http://pilotman007.ru/bl-frp5_frixion_point
3.История ластика.
URL:http://po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/174.htm
4.История карандаша. URL: http://evolutsia.com/content/view/4/3
5.Ластик.URL:http://ru.depositphotos.com/11738549/stock-photo-eraser-school-education...
6. Производство ластиков .URL:http://www.erasersworld.com/manuferas.htm
7.Ластик: история создания, виды, материалы.URL:http://shop.djournal.com.ua/blog/istoriya-odnogo-lastika/
8. 30 удивительных ластиков.URL:http://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/30-udivitelnyh-lastikov-418655/
Дымковский петушок
Почта
Две снежинки
Филимоновская игрушка
Городецкая роспись
Комментарии
ТАК ЛИ ПРОСТЫ ПРИВЫЧНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ?
Великолепная работа! Автор прекрасно ориентируется в пространстве темы. Даёт чёткое описание и объяснение материала. Интересен опрос, проведённый им среди учащихся. И главное - это то, что автор работы не собирается останавливаться на достигнутом! Ведь действительно: "...интересно то, что неизвестно!"