конкурс исследовательских проектов
школьников в рамках научно-практической конференции
«Эврика» в 2019 – 2020 учебном году
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КУЛИКОВА
станицы Петропавловской
КАЛЕНДАРЬ «МАЯКИ ПОБЕДЫ»
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
ОБ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНИНСКОГО РАЙОНА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЩЕРБАКОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ МАОУ СОШ № 10
имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Куликова
2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Оглавление
Введение. Нет настоящего без прошлого
Обзор литературы
Глава 1
1.1 Из истории памятников солдатам Великой Отечественной войны
1.2 Памятники Курганинского района. История.
1.3 Роль и значение мемориальных сооружений («мест памяти»),
связанных с событиями Великой Отечественной войны
1.4. История памятников, посвящённых павшим в Великой Отечественной войне,
на территории муниципального образования Курганинский район
Глава 2
2.1 Календарь как форма популяризации знаний
о памятниках Курганинского района
2.2 Что означает слово «календарь»?
2.3. Преимущество за настенным календарём
Глава 3. Практическая часть.
3.1. Изготовление настенного перекидного календаря
3.2. Проведение социологический опроса среди тех,
кто приобрёл календарь спустя 3 месяца
3.3. Проведение социологический опроса среди тех, кто не приобретал календарь
спустя 6 месяцев. Проводился до продажи календарей и на празднике, посвящённом Дню города Курганинска.
Заключение
Список использованной литературы
ХАРИНА Дарина Валерьевна
Краснодарский край, Курганинский район, станица Петропавловская
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Куликова Николая Ивановича», 6 класс
КАЛЕНДАРЬ «МАЯКИ ПОБЕДЫ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНИНСКОГО РАЙОНА
Научный руководитель: Щербакова Ольга Анатольевна учитель
МАОУ «СОШ № 10 ст-цы Петропавловской»
Введение. Нет настоящего без прошлого
Память едва ли не самая большая ценность человечества, благодаря которой мы анализируем прошлое, ориентируемся в настоящем.
О войне, о подвигах тысяч героев напоминают нам многочисленные памятники и обелиски, одиночные и братские могилы на территории Кубани, нашего района. Памятники выступили в роли хранителей итогов Второй мировой войны - незыблемых, не подлежащих пересмотру. Земля, в которую легли павшие воины, не различает национальностей. Несмотря на огромное разнообразие, памятники имеют одну общую черту: все они созданы трудом человека, т. е. носят материальный характер. Как правило, материальные памятники невечные. Возведённые памятники стареют и со временем разрушаются, могилы без надлежащего ухода исчезают, да и сам человек немало способствует исчезновению этих памятников с лица земли. Стираются из человеческой памяти даты, события, люди. Лучшим памятником может стать память обо всех, кто воевал, и всех, кто ждал. Ведь в наследство остаются наши спасенные жизни. А памятники напоминают нам о последних шагах их земного бытия. Теперь всё зависит от нас, чтобы не пришло забвение, которое губительно для будущего.
Это говорит об актуальности исследования данной темы. Я решила провести опрос среди разных возрастных групп жителей Курганинского района и убедилась в верности своих предположений. Приложение Ι.
Обозначу проблему моего исследования: Прошло 74 года после окончания Великой Отечественной войны. Уже родились и даже пошли в школу дети, чьи деды не знали войны. Наследники тех, кто вернулся, и тех, кто ушёл в последний бой. Сколько памятников воинам Великой Отечественной войны? Тысячи, миллионы. Возможно, все это не нужно тем, кто не дошел несколько спасительных шагов до Победы. Но, как заставить эти памятники вновь рассказать историю той войны? Сделать эти знания доступными, интересными и понятными современному поколению?
Гипотеза исследования: возможно изменить отношение к памяти павших и мотивацию отношения к памятникам через пропаганду знаний о них посредством настенного календаря.
Цель работы: показать возможность изменения отношения к памяти павших и мотивации отношения к памятникам через пропаганду знаний о них посредством настенного календаря.
Задачи:
1. Познакомиться с календарём, как системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей.
2. Собрать и провести анализ информации по истории памятников павшим Курганинского района.
3. Научиться работать с разными источниками информации.
4. Освоить технику работы с текстом, рисунками, фотографиями в формате Word.
5. Научиться самостоятельно создавать календарь.
6. Провести анализ влияния сведений, содержащихся в календаре на их отношения к памяти павших и мотивацию отношения к памятникам.
Объектом данного исследования являются памятники советским солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны на территории Курганинского района (братские могилы).
Предметом данного исследования является отношение к данным памятникам.
Использовала следующие методы исследования: наблюдение, работа с литературными источниками, интернет источниками; интервью, опросы, обработка статистических данных, исследование исторических документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях).
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что её можно применять при изучении курса кубановедения, на уроках окружающего мира, а также для информирования жителей района.
Результаты работы могут быть доложены на районной научно-практической конференции школьников.
Обзор литературы
В очередном томе популярной детской энциклопедии «Я познаю мир» автор С. В. Волков собрал статьи, в которых рассказывается об истории времяисчисления и возникновении первых календарей. Подробно описывается отличие и причины возникновения юлианского и григорианского стилей.
Номер 10 «Детской энциклопедии» – познавательного альманаха для девочек и мальчиков посвящён большой теме «Летоисчисление». Там же приводится пример вечного календаря на 1900- 2039 годы и приводятся примеры использования этого универсального календаря. Текст сопровождается иллюстрациями.
Макаров А. И. в своей статье «Феномен памятника в современной культурной ситуации: дисфункция коммеморации // Память и памятники.» утверждает, что любое общество материализует свою память, создавая памятники. Памятник – материализованный символ группового единства. Потому что он содержит общие воспоминания для всех членов группы. Макаров А. И считает, что новые памятники (памятники вилке, пельменю), отвоевывая себе место в памяти, неизбежно вступают в символическую борьбу со старыми (памятниками погибшим в годы Великой Отечественной войны). И последнии могут подвергнуться забвению.
Орешкина А. С. в своей статье «Значение памятников Великой Отечественной войны в формировании идейно-политического и нравственного облика советского человека // Памятники Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании трудящихся» подробно рассматривает роль таких инициатив, как «Пост № 1», их воздействие на эмоциональную сторону личности учащихся. Также рассматривается роль памятников Отечественной войны в интернациональном воспитании советских граждан.
Самсонов А. Л. В статье «Зачем нужна популяризация» из журнала «Экология и жизнь» поясняет, что благодаря популяризации любая специальная тема перестает казаться чем-то уникальным, взявшимся ниоткуда, вписывается в общий контекст человеческих знаний.
И. Н. Ильина, заместитель директора Архива РАН по научной работе, определяет популяризацию как «процесс распространения научных знаний» из материалов XVIII Годичная научная конференция, посвященная 80-летию ИИЕТ РАН.
1.1 Из истории памятников солдатам Великой Отечественной войны
Захоронения погибших воинов Красной Армии возникали стихийно. Армейские похоронные команды, местные жители хоронили убитых в воронках от авиабомб, в окопах, в углублениях. Первые памятники сооружались, обычно по решению Военного совета фронта. Как правило, вначале это был обелиск из кирпича или дерева. После войны обелиски реконструировались в памятники.
После освобождения под братские могилы стали выделяться лучшие участки населённых пунктов, чтобы впоследствии можно было воздвигнуть памятники.
Образ памятника Великой Отечественной войны начал возникать в годы Великой Отечественной войны. Архитекторы создавали проекты, предназначенные для немедленного осуществления, на ближайшую перспективу и проекты-идеи.
В середине 50-х годов началось планомерное установление мест захоронений и установка на этих местах памятников. К началу 60-х годов эта работа замедлилась. И только активизация жилищного строительства подтолкнула к возобновлению этой работы. При проведении земляных работ находили захоронения: одиночные и братские могилы, не найденные и не захороненные останки бойцов. И больше она никогда не останавливалась. Поиски и перезахоронения продолжаются по сей день.
В советское время за каждым захоронением закреплялись предприятия, воинские части, школы.
Государственной Думой 19 апреля 1995 года был принят Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изменениями от 4 ноября 2014 года).
Статья 5 посвящена памятникам Великой Отечественной войны. В ней говорится: «К памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года).» [2]
Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения, из местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения.
1.2 Памятники Курганинского района. История.
Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. Ныне местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения наследия, подчеркивая необходимость принятия мер по предотвращению утраты памятников.
На территории муниципального образования Курганинский район расположено 64 памятника истории, культуры и архитектуры. 5 памятников не состоят на государственной охране такие как:
- «Обелиск погибшим воинам» - пос. Светлая Заря,
- «Обелиск погибшим воинам» пос. Первомайский,
- «Обелиск погибшим воинам» г. Курганинск (Армавирское шоссе),
- «Обелиск погибшим воинам» - у здания школы пос. Октябрьский,
- «Обелиск погибшим воинам» пос. Южный.
С 2016-2017 гг. не состоят на учете государства и установленные обелиски:
-станица Петропавловская (у р.Синюхи)- место расстрела мирных советских граждан в годы оккупации;
-г. Курганинск, («Самойлов курган»- место расстрела в годы оккупации).
На государственной охране состоит 59 объектов культурного наследия, из них: 30 памятников военной истории - 26 памятников посвященных Великой Отечественной войне, 4 Гражданской войне.
Мемориал «Вечный огонь» расположен на 8 объектах военной истории, 2 из которых функционируют постоянно от магистрального газопровода, 6 в период праздничных мероприятий от газобалонного оборудования. [Справка из архива музея города Курганинска]
1.3 Роль и значение мемориальных сооружений («мест памяти»),
связанных с событиями Великой Отечественной войны
Охарактеризуем основные социальные функции мемориальных сооружений («мест памяти»), связанных с событиями Великой Отечественной войны. На основе обращения к архивным и опубликованным источникам авторы констатируют многофункциональность военных мемориалов.
Основной (базовой) для них следует признать памятную функцию, связанную с сохранением памяти о событиях прошлого. Эта функция содержит в себе социальное и культурное видение памяти об историческом событии, тем самым способствуя объединению социальных группы вокруг единого представления о прошлом [3:20].
Следующая функция – мобилизационная. Широкое распространение получила практика шефской помощи конкретных трудовых и учебных коллективов, которая осуществляется как на стадии строительства мемориалов, так и после их открытия. это их благоустройство и текущий ремонт силами общественности [4: 68]. Постоянно подчеркивалось, что памятник, связанный с Великой Отечественной войной особенно, только в том случае окажет необходимое воздействие на сердца и души людей, когда он находится в безупречном состоянии [4: 67].
Информационно-познавательная функция мемориальных сооружений заключалась в возможности для посетителей узнать новую информацию о фактах, событиях, личностях военного времени, что было особенно актуально для представителей послевоенных советских поколений. Часто она реализовывалась самостоятельно, путем прочтения мемориальных надписей, изучения путеводителей, проспектов и буклетов с описанием памятных мест. Но нередко эта информация получалась и коммуникативным путем – через пояснения спутников, от экскурсоводов, во время уроков мужества и встреч с очевидцами событий – ветеранами войны, когда они проводились возле памятников [4: 63–64].
Воспитательная функция памятных мест в первую очередь была направлена на формирование чувства патриотизма. С 1965 года в стране проводится инициатива по созданию школьного «Поста № 1» у памятников павшим в годы войны. Для дежурства на этом посту отбираются лучшие школьники с учетом успеваемости, поведения, общественной активности. С претендентами также проводятся занятия по строевой подготовке.
Досуговая функция мемориальных сооружений реализовывалась за счет того, что прилегающие к ним территории часто являлись популярными местами семейного посещения в выходные и праздничные дни. Здесь также могли проводиться музыкальные концерты и театрализованные представления, этапы спортивных марафонов, «звездных эстафет», автопробегов и прочих зрелищных мероприятий, которые вызывали массовый общественный интерес. Сюда же относится и возложение цветов новобрачными в день бракосочетания.
Можно говорить о сакральной функции военных мемориалов, действительно воспринимающихся большинством граждан нашей страны как «священные места».
Военные мемориалы, безусловно, выполняли и эстетическую функцию. Они воспринимаются как эстетически привлекательные.
Именно многофункциональность мемориальных сооружений во многом объясняет тот факт, что, несмотря на трансформационные процессы конца 1980-х – первой половины 1990-х годов, они продолжают оставаться в центре внимания, восприниматься как особо значимые и по-прежнему священные места большинством представителей современ-ного российского общества.
1.4. История памятников, посвящённых павшим в Великой Отечественной войне, на территории муниципального образования Курганинский район
На основе материалов, предоставленных музеем города Курганинска, мы отобрали 14 наиболее значимых памятника, связанных с событиями Великой Отечественной войны, включая воинские захоронения. Именно их мы и представляем в нашем календаре.
Город Курганинск:
Мемориал «Ника» (братская могила). Комплекс был открыт на средства колхоза "Кавказ" и общества охраны памятников 9 мая 1983 года.
Постамент высотой 2 метра, облицован гранитом. Высота скульптуры 5метров 70см. Скульптура женщины – победительницы выполнена по проекту краснодарского скульптора Аполлонова А.А.
Памятник представляет собой пьедестал, на котором установлена Женщина - Победитель. Перед памятником горит «вечный» огонь, имеются мемориальные доски с фамилиями воинов, павших в боях гражданской и Отечественной войн.
Также у памятника расположены плиты с фамилиями жителей станицы Курганной, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Дополнен мемориальный комплекс этими плитами был в 2005 году. Списки погибших постоянно уточняются и пополняются.
Памятник-самолет Герою Советского Союза В.Г.Серову, МИГ-15.
Открыт 19 августа 1978 года. По инициативе райкома ВЛКСМ в честь 60-летия комсомола на площади, при въезде в город со стороны Михайловской, установлен военный самолёт как память о подвиге Владимира Серова. На мемориале надпись: «Герою Советского Союза В.Г. Серову. Комсомольцы Курганинского района».
Владимир Георгиевич Серов (19.07.1922-26.06.1944 гг.) на фронтах Великой Отечественной войны – с апреля 1942-го. Заместитель командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт). Старший лейтенант Серов к апрелю 1944 года совершил 203 боевых вылета.
…26 июня 1944 года на Карельском перешейке, в районе города Выборга, один вступил в бой с семью вражеских истребителями. Два из них сбил огнем, а третий таранил, но при этом погиб сам. Звание Героя Советского Союза В.Г.Серову присвоено 2 августа 1944 года.
Из истории открытия: «Самолет МИГ-21» Армавирского летного училища. На открытие приезжал Солошенко Виктор Николаевич, 1-ый секретарь крайкома комсомола. Памятник поставили в течение 2 суток. В течение одних суток самолет висел на подъемном кране, пока заливали постамент…»
Муниципальное образование Курганинский район хутор Красное Поле:
«Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками 1942-1943 гг.»
В братской могиле захоронены воины, погибшие за освобождение х. Красное Поле (6 неизвестных солдат). На могиле установлена фигура солдата, скорбящего о погибших. На памятнике мемориальная доска «Вечная слава героям, павшим за честь и независимость нашей Родины». Сооружен в 1968 г. Железобетон. Скульптор Бабичев.
Номер по государственному списку- 1896. Решение о постановке на гос. охрану-63.
Муниципальное образование Курганинский район хутор Свобода:
«Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками 1942-1943 гг.»
Братская могила. Хутор Свобода, центр. На постаменте надпись «Слава героям, погибшим за честь, свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Сооружен в 1968 г. Автор – Бабичев. Количество воинов не установлено. На могиле установлен памятник. Железо-бетон. На высоком постаменте фигура воина с лавровым венком в руках.
Номер по государственному списку- 1909. Решение о постановке на гос. охрану-63
Станица Темиргоевская:
«Братская могила погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войны» Установлен в 1954 году. На постаменте фигура воина в плащ-накидке, с автоматом на груди. На лицевой и тыльной сторонах – мемориальные плиты с фамилиями погибших. Памятник, установлен на братской могиле воинов, погибших при освобождении ст. Темиргоевской от гитлеровских оккупантов в январе 1943 года. В 1954 году в склеп памятника снесены останки воинов. Всего у памятника похоронено шесть офицеров и 40 солдат и сержантов.
Проект скульптуры написан художником Темиргоевского Дома культуры Хаджи-Савва Николаем Александровичем в 1952 году.
Заказ на изготовление памятника был отослан в Краснодар исполкомом Темиргоевского сельского совета председателем Цымбаловым Михаилом Никитовичем и секретарём сельского совета Загорулько Марией Николаевной. Памятник сооружен в 1954 году в парке станицы Темиргоевской.
Номер по гос.списку-1912. Решение о постановке на гос.охрану-63
Мемориал «Скорбящая мать» Открыт 9 мая 1989 года.
На мемориальном комплексе помещены фамилии погибших воинов:
Воины 223-й Белградской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии, погибшие при освобождении станицы Темиргоевской от фашистских оккупантов в январе 1943 года.
Джумбаев Айтек - Рядовой
Зайцев Александр Алексеевич - Рядовой
Туреев Давлет Муратович - Рядовой, погиб 28.01.1943
Мамедов Паша-Ага Мирза-оглы - Сержант, погиб 28.01.1943
Рзаев Садых Мамед-Али-оглы, 1922 г.р. - Рядовой
Арзаев Сабир - Рядовой
Клюшин Михаил Иванович - Рядовой
Баровлёв Николай Николаевич - Рядовой
Дмитриенко Андрей Григорьевич, 1924 г.р.- Рядовой. Погиб 14.08.1942
Козлов Василий Акимович - Рядовой
Панин Сергей - Мл.сержант
Кравцов Николай Трофимович - Рядовой
Ещё 34 человека, из них 6 офицеров Советской армии, фамилии которых не установлены.
Станица Родниковская;
Мемориала «Скорбящая мать». Скорбящая мать у братской могилы погибших в годы Гражданской войны в 1917 г. и в годы Великой Отечественной войны 1942-1943 гг.
17 – 22 год - 44 человека, 41-45 год - 473человека. Автор - Шмагун И.П. 1968г.
В центре скульптурной композиции - многометровая фигура скорбящей матери, одетой в длинное платье, на голову накинут платок-полушалок. Лицо женщины отражает великую скорбь по погибшим воинам. Слева от памятника - стела, где крупными буквами написано «Героям Гражданской и Великой Отечественной войн за подвиг ради жизни на земле.». Справа – черная стена, где в мраморных рамках записаны сотни фамилий односельчан - воинов. У входа перед оградой помещена чаша, сделанная из чугуна в виде лаврового венка, где горит Вечный огонь славы!
Первыми в списке значатся Герои Советского Союза Шабанов Иван Герасимович и Сахненко Михаил Сидорович. В годы Великой Отечественной войны в бою под Родниковской погибли солдаты, похороненные в разных местах на территории бригад №3 и №4 и ж/д моста. Ни количество их, ни фамилии - неизвестны. В ночь на 24 сентября 1968г. останки погибших со всех мест были взяты из могил, уложены в гробы, и утром 24 сентября, когда народ собрался, у мемориала под звуки траурного марша гробы опустили в могилы.
Номер по гос. списку-1908. Решение о постановке на гос. охрану- 63
Станица Петропавловская:
Братская могила воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, 1918-1920 гг., 1942-1943 гг. Парк. Памятник открыт 27 апреля 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Стела высотой 9 метров из черного мрамора, состоящая из 4 плит, на ней надпись «Вечная память павшим героям». На вершине - пятиконечная звезда. По периметру памятника установлены наклонные плиты с фамилиями погибших. Захоронено 60 человек.
Строился на средства колхоза «Россия» (выделено 18000 рублей).
Постановлением Краснодарского Исполнительного комитета от 29 января 1975 года № 63 «О принятии под охрану памятников» принят под охрану, как «Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны».
Автор и исполнитель памятника местный художник Александр Васильевич Дмитриев. Работал в колхозе «Россия» художником оформителем. Стела памяти воинам Великой Отечественной войны была сделана по эскизам Дмитриева.
Памятный знак. Наши дни 2015 год.
Если Вы будете подъезжать к станице Петропавловской со стороны Курганинска, то за Синюхой Вам откроется насыпной курган, на котором установлен памятный знак, рассказывающий путнику о событиях, которые происходили в августе 1942 года.
В 1942 году, когда началась черная полоса оккупации, была разбита армавирская железная дорога, и всех эвакуированных евреев из Молдавии, Украины, Белоруссии и всех ближайших районов направляли в станицу Курганную. Многие семьи были расселены в станице Петропавловской. А в августе 42-го в Курганинский район пришли немцы. По станице ездила машина, и объявляли всем евреям собраться в Доме культуры, сказали, что их якобы будут переселять в другие места. В течение недели их свозили со всех близлежащих станиц, с Армавира и Кропоткина. Собравшимся не давали ни еды, ни воды. Никого к ним не пускали. А потом в один день всем было объявлено об эвакуации в малозаселённые области. По распоряжению военного коменданта станицы Петропавловской офицера Германа Сандлера их сначала ограбили, потом расстреляли в 3 километрах от станицы. Всех сбросили в яму для обжига кирпича и закопали.
х. Восточный, Октябрьское сельское поселение:
Братская могила мирных жителей, погибших от рук фашистов (более 2000 чел.). Лесополоса. Имеет форму бетонной пирамиды высотой 3 м. Сооружен в 1946 году. Самой большой братской могилой является братская могила в пос. Октябрьском, в глухой степи, у развилки двух лесополос бывшего 2-го отделения совхоза «Октябрьский». Здесь расстреливали фашисты мирное население г. Армавира, Новокубанского и Курганинского районов. Около 2 тысяч мирных жителей погребено на этой земле. В народе это захоронение называют еврейским кладбищем.
В 1946 году комиссия по расследованию преступлений фашистов произвела раскопку могилы в степи. Предстала страшная картина: трупы детей, женщин, стариков… Матери лежат со своими детьми… Яма длиной 12 м, шириной в 3 м и глубиной 2.5 доверху была набита трупами. Большинство без верхней одежды… Единственное, что нашли - «кубарь», значит, среди расстрелянных был и командир Красной Армии.
Муниципальное образование Курганинский район, Новоалексеевское сельское поселение, посёлок Урмия, центр:
«Могила лётчика И. Н. Кондакова, погибшего в бою с фашистскими захватчиками 1942 году».
…В августе 1942 года над хутором был сбит советский самолёт. Он упал в трёх километрах от Урмии. Следившие за боем жители, увидев сбитый самолёт, поспешили к месту падения. Первыми раненного лётчика нашли жительницы села Иванова Раиса и Адамова Александра, которые вместе с другими женщинами тайно доставили его в село на подводе сильно обгоревшего, но ещё живого. Им оказался советский летчик Кондаков Иван Николаевич, 1914 г.р., уроженец Березовки Саратовской области. Война застала этого девятнадцатилетнего парня в городе Харькове в лётном училище, которое он так и не закончил, т.к. отправился на фронт. Всем селом ухаживали за раненным лётчиком. Сельский фельдшер Устенко М.Ф. и санитарка Осипова Антонина приложили максимум усилий для спасения жизни героя-лётчика, но спасти его жизнь не удалось. Через двое суток он умер.
Его похоронили на местном кладбище, а в 1954 году его прах торжественно был перенесён в центр села, где были установлены мемориальная доска, обелиск погибшим солдатам-сельчанам и установлен бюст-памятник погибшему лётчику, Ивану Кондакову. Жители села Урмия разыскали его двух сестёр и брата, которые присутствовали при перезахоронении.
Переоформление памятника произведено в 1993 году. Каменный бюст высотой 1.5 м на цементном надгробье. С тыльной стороны установлены плиты с фамилиями погибших в годы Гражданской и ВОВ.
Станица Михайловская:
Мемориальный комплекс землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Братская могила воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Братская могила воинов, погибших в период Гражданской войны. Ст. Михайловская, центр. На могиле установлен четырехгранный шпиль со звездой, высота 6 м, на нем надписи: «Вечная память воинам Гражданской войны, павшим в боях 1918 г.». Сооружен в 1925 году. Количество погибших воинов не установлено.
В 1952 году сюда перенесены останки одиночных и братских могил воинов, погибших в период Великой Отечественной войны и расстрелянных немцами граждан в 1942 году. В 1975 году был установлен обелиск в виде фигуры солдата с ребенком взамен шпилю.
Как утверждают эксперты, бойцы погибли при бомбежке станицы Михайловской в далеком августе 1942 года. В то время обескровленные в боях советские части отступали к горам Главного Кавказского хребта, стремясь занять ключевые позиции для решающего сражения за Кавказ. У обнаруженных останков не было найдено никаких документов, и личных медальонов, по которым можно было установить имена и фамилии погибших. Поэтому их имена остаются неизвестными.
Станица Воздвиженская:
Братская могила погибших в Великую Отечественную войну. Железобетон 1954 г. Реконструкция в 1974 г. Здесь покоится прах казненных фашистами коммунистов, комсомольцев и пионеров в августе 1942 года.
Захоронены безвестные солдаты, погибшие во время боев с немецко-фашистскими захватчиками в августе—сентябре 1942 года. Установили только два имени:
- Виктор Степанович Красинский, житель Донецкой области, боец 4-й стрелковой роты 2-го батальона 81-й Краснознаменной морской стрелковой бригады,
- Гимран Мингалеевич Катеев (г. Оренбург).
На строгом обелиске стоит советский воин. Красное знамя склонено к фамилиям погибших. Горит вечный огонь. Крупными буквами написано «Никто не забыт, ничто не забыто».
Станица Константиновская:
«Скорбящая мать». Братская могила погибших в годы Гражданской войны. Фамилии погибших в годы Гражданской войны, их 89, написаны на табличках, их две с левой стороны. Справа на семи табличках фамилии 168 станичников, погибших на фронтах в 1941 – 1945 гг. Дата изготовления, автор-изготовитель – неизвестны (приблизительно в 1970 г.), установлен памятник в 1995 году к 50-летию Победы. Памятник высотой 5 м изображает фигуру женщины в старинном одеянии, голова покрыта платком, в руках - колос пшеницы. Лицо выражает скорбь по всем погибшим в борьбе за правое дело по защите Родины.
2.1 Календарь как форма популяризации знаний
о памятниках Курганинского района
В современности большое значение имеет один социальный феномен, связанный с увеличивающимися потоками информации. Доступность информации с развитием сети Интернет растет, и общество в наши дни имеет возможность получить практически любое знание самостоятельно.
Многие исследователи заблуждаются, когда предполагают, что сами по себе памятники и мемориалы, посвящённые Великой Отечественной войне, могут обеспечить уважение и интерес общества к истории той войны навечно. Но существует закономерность: если не напоминать о чем-либо довольно часто, публика потеряет к данному явлению интерес и со временем забудет о нем в потоках новой информации.[5]
Главная задача – сделать знания о памятниках, а через них и о событиях Великой Отечественной войны доступной самому широкому кругу жителей нашего района. И одновременно с этим выбранная для этого форма не должна уподобляться производственной книге или учебному пособию. Необходимо предоставить информацию в занимательной и несложной форме.
Форм популяризации довольно много, и все они могут достойно существовать и должны существовать в современности. Актуальны как журналы и книги, так и теле- и радиопрограммы, новости и т.д. Но возникают и новые формы, например, исторический театр, интерактивные музеи, устные выпуски исторических журналов, исторические кафе, фестивали и даже исторические вело- и автопробеги и т.д. Новые информационные технологии в популяризации научного знания можно разделить на те, которые оказывают прямое воздействие, и те, которые влияют косвенно.
В современности популяризаторы науки сталкиваются с чрезвычайно высоким уровнем конкуренции за внимание публики. Действовать успешно в таких условиях – это непростая задача.
Человек в современности ориентирован на восприятие отрывочной, фрагментарной информации, быстрое переключение внимания с одной формы восприятия на другую. Это оказывает влияние на характеристики материалов. Например, на их объем, совмещение в форме различных форм представления информации.[6]
Исходя из рассмотренных нами аспектов популяризации, мы исследуем основные принципы популяризации:
1) доступное изложение;
2) красочно-оформленное изложение;
2) проведение аналогий и сравнений с родными местами, которые известны читателям;
3) увлекательное изложение материала;
4) эффект косвенного воздействия.
Этим принципам, на наш взгляд соответствует календарь.
2.2 Что означает слово «календарь»?
Я посетила библиотеку ст. Петропавловской, чтобы познакомиться с научно-популярной литературой по данному вопросу.
Открыв словарь¹, я прочитала следующее определение:
КАЛЕНДАРЬ, -я, м. (лат. calendarium < Calendae — календы — название первого дня каждого месяца у древних римлян).[7, с. 73]
1.Система времяисчисления, основанная на периодичности явлений природы (времен года, фаз луны).
Разные народы используют разные календари. Древнеегипетский календарь положил начало «солнечным календарям», связанным с годичным движением солнца. Календари исторически менялись. С расширением знаний человека о Земле, о движении небесных светил менялись и способы времяисчисления, и принципы составления календарей.
Юлианский календарь — летосчисление, составленное при Юлии Цезаре на основе солнечного календаря, от него берет начало современный календарь (старый стиль). Григорианский календарь — летосчисление, установленное в 1582 г. при папе Григории ХШ, исправляющее некоторые неточности юлианского календаря, опережает его на 13 дней (новый стиль). Был принят сразу во многих странах Европы. В России вплоть до 1918 г. использовался юлианский календарь. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. был введен новый календарь: 1 февраля (по старому стилю) стало считаться 14 февраля (по новому стилю).
2. Таблица или книжка, в которой в последовательном порядке даны все дни года с указанием праздничных и других памятных дат. Существуют перекидные, отрывные, настольные, настенные календари.
2.3. Преимущество за настенным календарём
Настенный складной календарь – удобная вещь, непременная деталь домашних и рабочих будней человека. А еще настенный перекидной календарь – это один из самых эффективных инструментов имиджевой рекламы. Разместите на календаре логотип своей компании, рекламный слоган и немного полезной информации, прибавьте к этому красивый дизайн, выберите наиболее удобную форму для простого использования календаря, и Вы получите идеальную локальную рекламу, которая ненавязчиво и ежедневно будет на виду у нужных вашему бизнесу людей.
При транспортировке складные календари не занимают много места, т.к. представляют собой плоские картонные заготовки. На одной стороне календаря разместим фото памятника и его название с указанием месторасположения, а на другой - календарную сетку месяца.
Еще одним популярным вариантом настенных календарей являются настенные плакаты, их обычно помещают на стену, могут под стекло или специальную полимерную прозрачную накладку.
Глава 3. Практическая часть.
3.1. Изготовление настенного перекидного календаря
Итогом моей работы является изготовление настенного календаря на 2019, 2020 годы. (Приложение ΙI).
Совместно с учителем мы изготовили его:
Нами было напечатано 65 календарей по 29 страниц в каждом. Первоначально предполагалось распечатать календарь в компании «Графика. Центр печати».
Таблица предполагаемых затрат на изготовление календаря.
вид расхода | цена расходных материалов | фактическая стоимость |
Двусторонняя печать страницы | 50 рублей* 1885 страниц | 94 250 рублей |
Брошюровка | 65 штук *50 рублей | 3 250 рублей |
Итого | 97 500 рублей |
Цена одного экземпляра составила бы 1 500 рублей.
Поэтому от услуг компании было решено отказаться. Печать осуществляли на принтере Epson L100 с бесперебойной подачей чернил.
Таблица реальных затрат на изготовление календаря.
вид расхода | цена расходных материалов | фактическая стоимость |
Бумага для печатания в упаковке | 4 пачки*250 рублей | 1000 рублей |
Краска для заправки принтера с бесперебойной подачей чернил Epson L100. | 4*600 рублей | 2400 рублей |
Брошюровка | 65 штук *50 рублей | 3 250 рублей |
Итого | 6 650 рублей |
Так как изготовление календаря требовало значительных расходов, возникла необходимость в его реализации по себестоимости. Цена одного экземпляра составляла 105 рублей.
Вывод: Календарь дешевле изготовить самостоятельно на принтере, чем в фирме, предоставляющей полиграфические услуги.
3.2. Проведение социологический опроса среди тех,
кто приобрёл календарь спустя 3 месяца
Жителям станицы (в том числе и учащимся школы) задавались следующие вопросы:
1. Назовите количество памятников в Курганинском районе, посвящённых Великой Отечественной войне?
2. Назовите количество воинских захоронений на территории Курганинского района.
3. Назовите месторасположение мемориала «Ника».
4. Назовите месторасположение памятника-самолета Герою Советского Союза В.Г.Серову.
5. Сколько мемориалов под названием «Скорбящая мать» на территории Курганинского района? Назовите поселения, в которых они установлены.
6. Назовите поселение, где находится «Могила лётчика И. Н. Кондакова, погибшего в бою с фашистскими захватчиками 1942 году».
7. В каком населённом пункте бойцы, захороненные в братской могиле, погибли при бомбежке в августе 1942 года?
8. В каком населённом пункте похоронены в братской могиле воины 223-й Белградской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии, погибшие при освобождении станицы?
В общей сложности было опрошено 165 человек перед покупкой календаря, эти же люди были опрошены и через три месяца после знакомства с календарём.
Результаты были оформлены в виде диаграммы, где по вертикали номер вопроса, а по горизонтали % ответивших верно. Приложение III.
Вывод: Приобретя календарь, люди стали больше знать об истории своей станицы.
3.3. Проведение социологический опроса среди тех, кто не приобретал календарь спустя 6 месяцев. Проводился до продажи календарей (Приложение Ι) и на празднике, посвящённом Дню города Курганинска. Приложение ΙV.
Жителям станицы (в том числе и учащимся школы) задавались следующие вопросы:
1. Назовите количество памятников в Курганинском районе, посвящённых Великой Оте-чественной войне?
2. Назовите количество воинских захоронений на территории Курганинского района.
3. Назовите месторасположение мемориала «Ника».
4. Назовите месторасположение памятника-самолета Герою Советского Союза В.Г.Серову.
5. Сколько мемориалов под названием «Скорбящая мать» на территории Курганинского района? Назовите поселения, в которых они установлены.
6. Назовите поселение, где находится «Могила лётчика И. Н. Кондакова, погибшего в бою с фашистскими захватчиками 1942 году».
7. В каком населённом пункте бойцы, захороненные в братской могиле, погибли при бомбежке в августе 1942 года?
8. В каком населённом пункте похоронены в братской могиле воины 223-й Белградской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии, погибшие при освобождении станицы?
В общей сложности было опрошено 150 человек, не приобретавших календарь
Результаты были оформлены в виде диаграммы, где по вертикали номер вопроса, а по горизонтали % ответивших верно. Приложение V.
Вывод: Процент правильно ответивших значительно вырос.
Всем правильно ответившим были заданы дополнительные вопросы:
1. Как давно вы обладаете знаниями об истории памятников Курганинского района?
2. Откуда вы узнаёте эти сведения?
На первый вопрос ответ был однозначным – совсем недавно.
Результаты ответа на второй вопрос представлены в Приложение VΙ.
Вывод: Об истории стали знать больше и те, кто не приобретал календарь, потому что среди их родных и знакомых есть те, которые его приобрели. Сведения, содержащиеся в календаре стали доступны более широкому кругу людей.
Заключение
1 . По изготовленному мною календарю можно определить не только дни недели и времена года, но и узнать историю памятников Курганинского района.
2. По нашим прогнозам, аудитория людей, познакомившихся с историей памятников Курганинского района через календарь будет расширяться. Приложение VΙΙ.
3. По изготовленному календарю мы, жители Курганинского района, узнали, что означают и о чём говорят памятники и обелиски павшим в годы Великой Отечественной войны. Наш календарь позволит привлечь внимание к проблеме реставрации этих достопримечательностей. Многие памятники уже отреставрированы. Приложение VIII.
Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков / гл. редактор Владимир Поляков. – Москва: ООО «Журнал «Детская энциклопедия» № 10, 2003.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" (с изменениями и дополнениями)
3. Макаров А. И. Феномен памятника в современной культурной ситуации: дисфункция коммеморации // Память и памятники. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2011. С. 19–29.
4. Орешкина А. С. Значение памятников Великой Отечественной войны в формировании идейно-политического и нравственного облика советского человека // Памятники Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании трудящихся: Сб. науч. трудов. М.: НМС МК СССР, 1985. С. 58–69.
5. Самсонов А. Л. Зачем нужна популяризация // Экология и жизнь. 2008.
6. XVIII Годичная научная конференция, посвященная 80-летию ИИЕТ РАН. – М.: Янус-К, 2012.
7. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1983.
7. Я познаю мир: Книга знаний: Энцикл. С.В. Волков; Худож. А.А. Румянцев.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель»,2004.
8. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Редактор Владимир Поляков. № 3 2004 .
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Что есть на свете красота?
В поисках капитана Гранта
Загадка Бабы-Яги
Лист Мёбиуса