Вложение | Размер |
---|---|
Ассирийцы. Или более 2600 лет без государства | 30.81 КБ |
КРАЕВОЙ КОНКУРС
«КУБАНЬ - ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ»
Номинация:
«Культура и быт Краснодарского края»
Тема: Ассирийцы. Или более 2600 лет без государства
Работу подготовила:
Дементьева Екатерина Александровна, 17 лет,
учащаяся 10 класс МБОУ СОШ № 57
города Краснодара
Руководитель:
Щербакова Ольга Анатольевна,
учитель
МАОУ СОШ № 10 ст-цы Петропавловской
станица Петропавловская
2019 год
Введение
Этот народ был известен под разными именами: греки и римляне называли их сирийцами, армяне – айсорами, а персы – назран (не путать с городом в России!). Это не удивительно: за свою многотысячелетнюю историю они повстречали и пережили многих. Однако с 609 года до н.э. своего государства один из древнейших в мире народов не имеет.
Скажи "Ассирия", и у любителя истории появится много поистине легендарных ассоциаций. Месопотамия, Вавилон, Шумер, Александр Македонский – это все про нее. За многие века на территории Месопотамии рождались и погибали империи. Почему в этих кровавых сменах эпох ассирийцы не были стерты с лица земли? История в два с половиной тысячелетия – богатство ассирийцев.
Проблема исследования: можно ли через культуру, предметы быта, архитектуру, художественное и устное творчество современных ассирийцев проследить историю их народа.
Гипотеза исследования: культура, быт, архитектура, художественное и устное творчество современных ассирийцев отражает не только историю этого народа, но и позволяет им сохранить свою национальную идентичность, не имея своего государства.
Ассирийцы как нация
Общая численность ассирийцев в мире - около полутора миллионов человек. Места их компактного проживания расположены на севере Ирака, северо-западе Ирана, юго-востоке Турции, в Сирии, России, Армении, Грузии, Украине, США, странах Западной Европы.
По переписи 2010 года, в нашей стране насчитывается чуть больше 11 тыс. ассирийцев. Самые крупные общины находятся в Москве, Краснодарском крае и Ростовской области.
По официальным данным, в Краснодарском крае проживает чуть более трех тысяч ассирийцев.
В Курганинском районе проживает 638 ассирийцев.
В 208 дворах села Урмия живет 642 человека, большая половина из них – ассирийцы. Рядом с ними гармонично и дружно проживают русские, армяне, греки, украинцы, и другие народности.
История появления ассирийцев в Курганинском районе
В 1922-ом году в Константиновский сельский Совет поступило заяв-ление от семей ассирийских беженцев с просьбой о включении их в список лиц, желающих получить землю. Константиновский волостной исполком пошел навстречу ассирийцам, выделив 350 гектаров земли на 200 человек. Так было положено начало селу Урмия. Датой его рождения считается 1924г.
«Тяга к Кубани была неслучайной. Дело в том, что в начале ХХ века в северной Персии стояли русские войска (по договоренности с Англией северная Персия была сферой интересов России, а южная — Англии). Среди российских войск значительная часть была представлена полком казачьих войск Лабинского округа. Между лабинчанами и ассирийцами уже тогда существовали тесные дружеские отношения. Поэтому неслучайно беженцы стремились добраться до Лабинска. Здесь они расселились. Кроме Лабинска они также поселились в окружающих станицах и хуторах — в Чамлыкской, Курганной, Константиновской и др. Плохо знавшие русский язык, но имевшие большой опыт по земледелию, огородничеству, скотоводству, беженцы подряжались работать батраками у богатых казаков»…
Среди первых поселенцев хутора братья Ивановы (Иван, Сергей и Георгий), Вениаминовы (Полус,Авшалия, Констан), Юнановы, Уричановы, Алхазовы, Кануновы и другие.
В России ассирийцы смогли сохранить не только свои жизни, но и традиции и даже язык. И хоть давно уже они раскиданы по миру, по сей день гордые сыны Ашшура берегут свою культуру, гордятся национальными чертами и даже ведут собственное летоисчисление. Чтобы понять, какой сейчас год по ассирийскому календарю, надо прибавить к нашему летоисчислению всего лишь 4750 лет!
Мы обратились к самому древнему письменному источнику Библии, в котором содержатся сведения об ассирийцах.
Ассирийцы. Народ Библии
Ассирийцы – семитский народ. Они произошли от Сима, одного из сыновей Ноя. Их язык был очень близок к вавилонскому. Письменность была клинописной. Страна, в которой жили ассирийцы, занимала между 1500 и 1100 годами до Р. Х. обширную территорию: от Египта и Средиземного моря на западе, до Закавказья и Иранского нагорья на севере и до Персидского залива и Аравийской пустыни на юге. Правил страной̆ царь. Империя была очень богатой и самой мощной на Ближнем Востоке. Главные города Ниневия, Вавилон.
Не было в то время армии сильнее ассирийской̆. Почти 700 лет страна вела постоянные войны для захвата новых земель. Империя ассирийцев покоряла другие народы и заставляла их платить дань. Так были собраны огромные богатства. Стены дворцов были облицованы каменными плитами, на которых были высечены сцены охот, военных действий и совершения религиозных обрядов. В кладовых дворца хранились богатые коллекции железного оружия.
Некоторые места в Библии, относящиеся к Ассирии
Об Ассирии говорится в книге Бытие и 4 книге Царств. [1] Пророки Наум и Софония пророчествовали об Ассирии:
1. Разрушение города при помощи наводнения (Наум 1:8, 2:6).
2. Город будет находиться в состоянии опьянения (Наум 1:10, 3:11).
3. Как нация, ассирийцы навсегда исчезнут (Наум 1:14, 15).
4. Паника в ассирийском войске, внезапность нападения врагов (Наум 2:9).
5. Разрушение дворца (Наум 2:6).
6. Разграбление города (Наум 2:9).
7. Безуспешные попытки Ассирии искать помощи у соседних держав (Наум 3:11).
8. Быстрое взятие города (Наум 3:12).
9. Город будет сожжен (Наум 2:13, 3:15).
10. Князья и военачальники покинут ассирийского царя в критический момент (Наум 3:17).
11. Радость соседних государств падению Ассирии (Наум 3:19).
12. Ниневия будет обращена в развалины (Софония 2:13).
13. Ниневия станет сухим местом, пустыней (Софония 2:13).
Посмотрим, сбылись ли столь точно и полно пророчества, изложенные выше. Приложение № 1
Второй письменный источник – учебник арамейского языка
В СОШ № 27 села Урмия ведётся преподавание арамейскому языку на факультативных занятиях. Этнографы считают, что сегодня это едва ли единственный народ, говорящий на одном из диалектов арамейского языка – того самого, на котором проповедовал Иисус Христос. Кроме того, именно ассирийцы одними из первых приняли христианство. Часть Ветхого Завета и большая доля талмудистской литературы написаны именно на арамейском языке. В арамейской языковой среде возникло и христианство.
Мы рассмотрели этот учебник. Тип письменности: консонантный алфавит (абджад). Направление письма: справа налево горизонтально. Книга перелистывается слева направо. [3]Арамейский язык начал распространяться на рубеже I–II тысячелетий до н.э. прежде всего благодаря торговле, и быстро превратился в язык межнационального общения на Ближнем и Среднем Востоке, вытеснив как финикийский, древнееврейский и другие семитские языки, так и сам аккадский, язык ассирийских властителей.
Третий фольклорный источник – эпос о Гильгаме́ше
В клубе села Урмия мы увидели статуэтку Энкиду, который держит льва. «Дикий человек» Энкиду - важный персонаж Эпоса о Гильгамеше, царе, который хотел стать бессмертным. Эпос записан на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включая около 3 тысяч стихов и датирован VII веком до н. э. Приложение № 2
«Эпос о Гильгамеше» создавался на протяжении полутора тысяч лет. Главными героями эпоса являются Гильгамеш и Энкиду. Полубог Гильгамеш — могучий воин, царь Урука, а также Энкиду — дикий человек, которого богиня Аруру создала из глины. Богиня создала Энкиду в ответ на просьбы жителей Урука, недовольных их правителем — Гильгамешем, которого они обвиняют в том, что буйство его не знает предела. Энкиду должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его[4]. Они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги.
Большой интерес исследователей вызывает рассказ о потопе, изложенный в таблице XI «Эпоса» (строки 9—199). В нём Утнапиштим бессмертный рассказывает Гильгамешу о том, как он оказался единственным выжившим в стихийном бедствии. В 1914 году Арно Пёбель, американский шумеролог, опубликовал фрагмент таблички, в котором содержится описание потопа. Судя по всему, именно данный текст является первоисточником рассказа о библейском потопе. Приложение № 3
Четвёртый, вещественный источник – статуэтки крылатых быков Шеду
Ворота дворца, некогда могущественного царя Саргона II охраняли быки с орлиными крыльями и человеческой головой в высоких шапках-тиарах и огромными, завитыми бородами. Эти существа считались покровителями основ мироздания. Передние части их тел выступают из округлого свода. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел человеко-быков спереди - голову, грудь и две ноги. Спереди они казались неподвижными. Стоило пройти дальше и посмотреть на них сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим. Статуэтка быка есть в клубе села Урмия.
У ног быка записан рассказ о строительстве Саргоном его дворца, названного Дур-Шаррукин, что означает "Форт Саргона". Во внутреннем дворе музея Лувра есть экспозиция, где выставлены экспонаты из Ассирийского дворца. Приложение № 4
Пятый источник, символ - флаг
Флаг имеет белый фон, с золотым кругом посередине, вписанным в лазоревую звезду, от которой к углам полотнища расходятся четыре трёхцветные волны, расширающиеся по мере удаления от центра флага.
В древности четырёхлучевая звезда была символом ассирийско-вавилонского божества Шамаша. Интересно, что имя древнего бога сохранилось в языке современных ассирийцев. "Шамаша" - сан служителя Ассирийской Церкви Востока, соответствующий диакону.
Вверху флага помещена фигура лучника, сидящего в крылатом диске. Это древнеассирийское божество Ашура, от которого собственно говоря и происходят название государства - Ассирия и народа - ассирийцы. Волнистые полосы, расширяющиеся от центра к четырём углам флага — три основных реки ассирийской родины (Тигр, Евфрат, Заб).
Тёмно-синие полосы обозначают Евфрат и символизируют — избыток.
Красные полосы представляют Тигр. Эта река обозначенная цветом крови выражает смелость, славу и гордость.
Белые полосы между двумя большими реками это река Заб. Белый цвет символизирует спокойствие, радость и мир.
Именно в Междуречье этих рек и возникло государство Ассирия. [5]
Шестой источник, цветные витражи на стенах клуба села Урмия
На стенах клуба села Урмия мы увидели изображения крылатых существ с головой орла. Сюжет этот взят с плита, происходящей из дворца в Нимруде, с изображением крылатого гения. Этот гений с головой орла и туловищем человека считался защитником и покровителем людей. Гений изображен во время поливки священной водой дерева, являющегося здесь символом плодородия. Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил.
Это один из наиболее излюбленных сюжетов, характерных для ассирийцев — сюжет священного древа, охраняемого гениями с крыльями, с человеческими или орлиными головами. Все рельефы обычно раскрашивались, но состав красок нам неизвестен, как неизвестен и состав связующего вещества. [6]
Заключение
Небольшое исследование, проведённое нами, подтверждает нашу гипотезу в том, что:
1. Ассирийцы – очень древний народ, имеющий многотысячелетнюю культуру.
2. Современные ассирийцы сохраняют и изучают свою культуру, даже не имея государства.
3. Являясь малочисленным народом на территории России, Краснодарского края, Курганинского района не подвергаются процессу ассимиляции по причине глубокого знания и понимания своей истории и культуры.
В связи с вышеперечисленным, опровергнем тот факт, что смешанные браки, как меры для сохранения национальной идентичности, запрещены. Смешанные браки существуют в среде ассирийцев в большом количестве, но культурные, исторические ценности при этом сохраняются.
Список используемых источников
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.- Издание Саввино-Сторожевского старопигиального монастыря, 2006.
2. Опарин А.А. Древний мир и Библейская хронология. — Харьков, 1998.
3. Учебник ассирийского языка. Г.В. Арсанис.- Москва, 1992.
4. Матвеев К. П., Сазонов А. А. Эпос о Гильгамеше и его связь с Библией.
5. «История ассирийцев с древних времён до падения Византии» И. Зая – М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009.
6. http://www.hnum.ru/sculpture/mesopotamia/drevo-zhizni/
Два плуга
Сказка про Серого Зайку
Рисуем ананас акварелью
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Вода может клеить?