Проект для учащихся 10-х классов по теме "Самооценка у подростков".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.82 КБ |
Департамент образования города Омска
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №36»
Индивидуальный проект
по теме: «Самооценка у подростков»
вид проекта исследовательский
Автор:
учащаяся 101 класса
Цалкина Арина Андреевна
_____________
(подпись)
Руководитель:
учитель обществознания
Филимоненкова Елена Анатольевна
____________
(подпись)
Работа допущена к защите
«___»_____________2022 г.
Заместитель директора
Антонова Н.Н.
_______________________
(подпись)
Омск, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ. ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ……………………………....5
1.1 Что такое самооценка?……………………………………………………...5
1.2 Понятие низкой и завышенной самооценки у подростков…………...………………..................................................................7
1.3 Значимость и формирование самооценки……………….……………………………………………………...10
1.4 Взаимосвязь самооценки и социальной жизни подростка ……………………….…..……………………….………………………..……..14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ…………....16
2.1 Результаты социологического опроса…………………..………………….…………………………………….16
2.2 Публикация в СМИ……………………………………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……….…..…………………...………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………....….…….……..21
ПРИЛОЖЕНИЯ………………..………………………………..……………..22
ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки и ее связь с умением общаться. Относительно устойчивая самооценка формируется у подростка под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов. В нашей жизни самооценка влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Умея адекватно оценивать себя, человек легче найдет свое место в жизни, зная свои реальные возможности и способности - добьется поставленных целей и задач, а также сможет выстроить межличностные отношения. Актуальность проекта состоит в том, что самооценка определяет жизненные позиции подростка, всю систему оценок, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности.
Цель проекта:
Исследовать явление самооценки и ее воздействия на жизнь подростка.
Задачи проекта:
1.Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2.Выявить влияние самооценки на человека и его восприятие окружающего мира.
3.Выявление причин низкой самооценки в подростковом возрасте.
4.Провести анкетирование по проблеме самооценки среди обучающихся 8-х-11-х классов.
5.Проанализировать влияние самооценки в подростковом возрасте.
6. Публикация в СМИ проекта, отображение результатов в круговой диаграмме.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
1.Изучение научной литературы
2.Статистический
3.Сравнение
4.Анкетирование
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ. ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ
1.1 Что такое самооценка?
Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности.
Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит и принимает себя и свои недостатки, тем адекватнее и выше его самооценка.
Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, унижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.
В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
Самооценка личности в психологии характеризуется несколькими видами – завышенная , адекватная и низкая. Так же можно выделить, что самооценка бывает как стабильной, так и нестабильной. В подростковом возрасте молодые люди часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки, реже – с завышенной.
Адекватная самооценка является нормой для здраво оценивающего себя человека. При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.
Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:
1.2 Понятие низкой и завышенной самооценки у подростков
Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми. В любом возрасте люди сталкиваются с проблемой низкой и завышенной самооценки. В связи с этим высока вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. В раннем детстве чувство самовосприятия является безупречным. Но под воздействием внешних факторов (родители, родственники, воспитатели и окружающие люди) самооценка подвергается корректировке.
Психологи предполагают, что на низкую самооценку детей и подростков во многом влияют факторы окружающей среды: семейное окружение, присутствие друзей, атмосфера в классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.
С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.
Низкая самооценка - самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.
Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:
При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.
Вы часто можете услышать от неуверенного в себе человека такие фразы как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки и парни, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.
Завышенная самооценка - это переоценка своих способностей, сосредоточение внимания только на успехе любого мероприятия, в котором вы участвуете, для достижения своей индивидуальной победы. Невыполнение этого задания не является вопросом личного риска, а следствием негативных обстоятельств или ошибок других людей. А критика - это выражение зависти и раздора.
Чаще всего завышенная самооценка формируется в детстве, в процессе воспитания. Но бывает и так, что человек приходит к ней гораздо позже, когда добивается определённых высот в карьере и уже не может снизить для себя планку, даже если на каком-то этапе не соответствует ей.
По психодиагностической шкале различают три уровня завышенной самооценки:
Завышенную самооценку нельзя рассматривать только как отрицательное качество личности. В определённых ситуациях она может играть положительную роль. Однако её негативного влияния на человека всё-таки больше.
Положительные аспекты завышенной самооценки:
Отрицательные аспекты завышенной самооценки:
Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.
1.3 Значимость и формирование самооценки
Основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.
Человек - это социальное существо. С самых первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он был вовлечен в человеческие отношения. Первый опыт общения с людьми человек получает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, приобретенный независимо от социального процесса, становится неотъемлемой частью человечества. Процесс социализации и результат сопоставления и последующего эффективного производства социального опыта одним человеком.
Отношение к себе у ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность, ребенок учится успешно решать встающие перед ним повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Главной задачей родителя является формирование здоровой адекватной самооценки у своего чада. В современных реалиях многие взрослые пренебрегают самовосприятием ребенка, считая его своей собственность, которая должна беспрекословно подчинятся. Такие родители не воспринимают ребенка как отдельную личность, формирующуюся в процессе взросления.
Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам.
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ту ключевую роль, какую играет школа в жизни ребенка, то в этом нет ничего удивительного.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, адаптировался к новой среде и преодолел трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь о нем позитивное представление. Характер личного восприятия ребенка зависит от его или ее большой или малой уверенности в своих способностях, признания результата как успеха или неудачи, позитивного отношения к допущенным ошибкам, выбора задачи, которая, в зависимости от уровня трудности, возможна для ребенка.
Таким образом, ряд важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности школьника сами по себе, а личностный фактор, влияющий на весь образовательный процесс, - все это в значительной степени определяется тем представлением ребенка о себе и своих возможностях, которое сложилось у него под воздействием многочисленных факторов, о которых речь шла чуть выше.
Так, дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.
Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Функции самооценки личности, как базового понятия в психологии, имеют ключевую роль в восприятии окружающего мира [см. Приложение. Таблица 1].
Психологи утверждают, что высокий уровень уверенности в себе и адекватная самооценка на различных уровнях хорошо работают на человека. То есть каждый может смотреть на себя как на хорошего человека, но понимать свои собственные слабости. В то же время Владимир Шляпников говорит, что отсутствие достаточной уверенности - это не проблема, а симптом. Поэтому необходимо закрепить не только уверенность в себе, но и решить проблемы, которые на нее влияют. Говоря о распространенных способах повышения самооценки, психологи советуют сократить контакты с людьми, которые подрывают успех человека; заботьтесь о себе, делайте то, что приносит счастье; устанавливайте личные границы и следите за ними; часто хвалите их за небольшие достижения.
1.4 Взаимосвязь самооценки и социальной жизни подростка
Подростковый возраст — особый этап в развитии социальной активности ребенка. Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой — создавать условия развертывания определенных форм отношений. Но не просто отношений понимания, взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости подростка как полноправного члена общества. Участие подростков в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт, что усиливает его ранимость. Самооценка тесно связана с социально – психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социальный статус или выше отрицательный статус.
Проблемой формирования личности подростка в течение многих лет занимается Д. И. Фельдштейн. Исследования, проведенные под его руководством, показывают, что переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Так что социальный статус подростка в обществе напрямую влияет на его самовосприятие и самооценку.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ
2.1 Результаты социологического опроса
На сегодняшний день существует множество способов повышения самооценки, уверенности в себе. Способы, которые прорабатываются на психологических тренингах, на приемах у психологов, описаны в психологической литературе, в интернете, вещаются на радио и в телевизионных передачах… В прикладной психологии под самооценкой понимается отношение к концепции собственного Я. Именно в связи с этим в данной области часто наблюдаются своеобразные парадоксы: когда человек, реально претендующий на объективное социальное признание, оценивает себя неоправданно низко, а малоценный в социально-психологическом плане субъект, наоборот обладает неоправданно высокой самооценкой. Осознание собственной неуверенности - первый шаг на пути к успеху.
Для изучения проблемы самооценки у подростков ученикам 8-х – 11-х классов было предложено анкетирование [см. Приложение. Анкетирование]. Участие приняли 50 человек.
Результаты анкетирования:
Ответы учащихся на 6 вопрос я решила оформить в круговую диаграмму для более наглядного представления. 10% подростков считают, что проблемой заниженной самооценки являются объективные недостатки, 30% - вымышленные недостатки: излишняя полнота или худоба, кажущееся отсутствие способностей, 27% - неуспех в общении (например, непопулярность среди сверстников), 14% участников - угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, очень строгое воспитание, а 19% считают, что проблема в чрезмерном внимании к внешним оценкам, исходящим от значимых для человека лиц. [cм. Приложение. Диаграмма]
Исходя из результатов анкетирования, можно сказать, что современным подросткам достаточно хорошо известно понятие самооценки. Многие из них разбираются в причинах появления низкой самооценки. Но достаточно большое количество людей сталкивается именно с проблемой низкой самооценки в подростковом возрасте.
В заключение практической части проекта мне хотелось бы дать несколько рекомендаций по борьбе с низкой самооценкой:
Неуверенные в себе часто ставят перед собой недостижимые цели. И они разводят руками после и говорят: "Я знал, что у меня это не получится". Вам нужно попытаться реально смотреть на вещи и ставить реалистичные цели.
Перестаньте критиковать себя и не прислушивайтесь к критике других. Не спрашивайте у людей их мнения о ваших действиях, проделанной работе и т.д. Если кто-то решит высказать свое мнение о вас, возможно, лучше всего попросить прекратить. Постарайтесь избавиться от своей зависимости от общественного мнения.
2.2 Публикация в СМИ
Для того, чтобы как можно больше людей узнало, что такое самооценка, какие виды ее бывают, я решила разместить свою работу на информационном сайте «Алые паруса». Ведь чем больше подростков смогут узнать о самих себе что-то новое, тем легче им будет сформировать свои представления о жизни и справляться с трудными жизненными ситуациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы я узнала, что самооценка является одним из главных факторов формирования личности. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Отношения с родителями в детстве закладывают фундамент для формирования адекватного самовосприятия в будущем. В подростковом возрасте самооценка особенно сильно влияет на общение со сверстниками и успехи в учебе. В результате анкетирования выяснила, что именно возрасте 14-17 лет молодые люди наиболее подвержены неуверенности в себе и своих силах. Для того, чтобы помочь избавится от проблем с самопринятием я дала несколько действенных рекомендаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И. С. Кон «Психология старшеклассника» - М.: Просвещение, 1982. - III 3. Самосознание и образ «я»
«Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» под ред. И.В. Дубровиной - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 345с.
«Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» под ред. И.В. Дубровиной - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 341с.
Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб : Питер, 2002. – 390 с.
Ермолаева, М. Психология развития / М. Ермолаева. – 3-е изд. – М. – Воронеж, 2006. – 235с
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Таблица 1
Функции | Описание |
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
Приложение 2. Анкетирование
1.Выберите из нижеперечисленного, что такое самооценка?
2.Выберите, какой показатель самооценки подходит вам
3. Что такое, по вашему мнению, оценивание вас окружающими с психологической точки зрения?
4.Выберите, как вас оценивают люди
5. Как вы считаете, ваша самооценка помогает или мешает?
6. Как вы думаете, какие могут быть причины низкой самооценки
Выберите все подходящие ответы
7. Хотите ли вы изменить свою самооценку?
Приложение. Таблица 2
Вопросы | Количество ответов и процентное соотношение | ||
Вопрос 1 | Вариант «1» 10% | Вариант «2» 60 % | Вариант «3» 30 % |
Вопрос 2 | Вариант «1» 42 % | Вариант «2» 50 % | Вариант «3» 8 % |
Вопрос 3 | Вариант «1» 34 % | Вариант «2» 20 % | Вариант «3» 46 % |
Вопрос 4 | Вариант «1» 54% | Вариант «2» 14 % | Вариант «3» 32 % |
Вопрос 5 | Вариант «1» 76 % | Вариант «2» 20 % | Вариант «3» 4 % |
Вопрос 7 | Вариант «1» 58 % | Вариант «2» 42 % |
Приложение. Диаграмма
Сказка "Морозко"
Галка в чужих перьях
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Кто должен измениться?
Знакомимся с плотностью жидкостей
Комментарии
Прочла с удовольствием,
Прочла с удовольствием, спасибо за статью, очень познавательно.