• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Значение леса, экологические проблемы леса и его восстановление

Опубликовано Штунова Елизавета вкл 22.09.2023 - 13:22
Штунова Елизавета

На Руси издавна существовали строгие лесоохранные законы. Еще при Ярославе Мудром в ХI веке предусматривались суровые наказания за поджог и порубку леса. При Петре I значимость леса возросла, ведь он использовался на создание юного российского флота. Указами царя запрещалось рубить дубы и сосны в прибрежных полосах рек, удобных для сплава. За порубку этих пород, которые назывались заповедными, назначалась смертная казнь («лишение живота»), впоследствии это наказание было заменено ссылкой на каторгу с вырыванием ноздрей. Сурово? Зато действенно…

Лес – это национальное богатство народа, он играет огромную роль в улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа, зкономике страны.  Из этого следует, что необходимо соблюдать меры по охране и восстановлению леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Значение леса, экологические проблемы леса и его восстановление95.68 КБ
Файл Презентация работы "Значение леса, экологические проблемы леса и его восстановление"993.39 КБ
Файл Приложение 518.32 КБ
Файл приложение 614.45 КБ
Файл приложение 6.124.53 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Тема  «Значение леса, экологические проблемы леса и его  восстановление»

Цель:  уточнить значение леса для жизни на планете, определить экологические проблемы леса и способы восстановления лесов.

Гипотеза: Значение леса  на планете велико и если прилагать усилия по разумному использованию, охране и восстановлению, то сохраним условия для жизни.

Методы:

1.Работа с литературой

2.Наблюдение

3.Обобщение.

4.Анализ

5.Экскурсии

6. Анкетирование

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме

2.Определить значение леса и изучить области использования леса человеком

3.Изучить меры по охране и восстановлению леса

4.Познакомиться с работой Щелковского лесничества по сохранению и восстановлению леса

5.Провести оценку  состояния деревьев  в городе.

6. Привлечь детей и  общественность к соблюдению мер по охране леса.

Объект исследования: Территория  Щёлковского лесничества и городского парка.

Предмет исследования: растения леса и парка.

Содержание

  1. Введение

1.1.Актуальность темы

1.2.Значение леса на планете

        2.Охрана и восстановление лесов

2.1.Причины и последствия сокращение лесов

        2.2. Меры по охране и восстановлению лесов

3.Характеристика Щёлковского лесничества

4. Состояние деревьев в черте города        

5.Заключение

6.Источники информации.

7.Приложение

1.Введение

1.1.Актуальность темы

Исторические факты

На Руси издавна существовали строгие лесоохранные законы. Еще при Ярославе Мудром в ХI веке предусматривались суровые наказания за поджог и порубку леса. При Петре I значимость леса возросла, ведь он использовался на создание юного российского флота. Указами царя запрещалось рубить дубы и сосны в прибрежных полосах рек, удобных для сплава. За порубку этих пород, которые назывались заповедными, назначалась смертная казнь («лишение живота»), впоследствии это наказание было заменено ссылкой на каторгу с вырыванием ноздрей. Сурово? Зато действенно…

Леса занимают третью часть суши. Общая площадь лесов составляет 38 млн. кв. км. В России площадь лесов составляет  более 8,8 млн.кв. км. России принадлежит 25% мировых запасов древесины  и 50% хвойных лесов мира.

Лес – это национальное богатство народа, он играет огромную роль в улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа, зкономике страны.  Из этого следует, что необходимо соблюдать меры по охране и восстановлению леса.[1].

1.2.Значение леса на планете.

Лес – это фильтр, очищающий воздух от пыли и копоти.

Лес – это среда обитания животных.

Лес – это защитник почвы и водоёмов.

Лес – источник пищи и топлива.

Лес – это зелёная аптека и место отдыха.

 Лес играет важную роль в круговороте воды в природе и является важной составной частью окружающей природной среды.

 Выделяют три основных лесных типа: хвойные, лиственные и смешанные. Лиственные леса делятся на листопадные и вечнозелёные. Вечнозелёные леса самые продуктивные, так как выделяют 80% кислорода и 177 млрд. тонн органического вещества.  На территории России, как правило, встречаются сосновые боры, дубравы, липняк, кедровик. Леса – это огромные фабрики, которые запасают солнечную энергию, углекислый газ, воду и главным её продуктом является кислород и древесина. Многие поколения наших предков жили только благодаря лесам. Почти всё, что растёт в лесу, можно употреблять в домашнем хозяйстве. В пищу употребляют ягоды, грибы, дичь. В народной медицине – лекарственные растения. Древесина идёт на изготовление мебели, строительство домов. Лес обеспечивает диких животных пищей и является их средой обитания[6]. Лес влияет на климат, водный баланс, обеспечивает запас кислорода в атмосфере. Регулирует сток воды, обмеление рек и предотвращает разрушение почвы.

2.Охрана и восстановление леса.

2.1.Причины и последствия сокращения леса.

Существенное воздействие на леса оказывает человек. Сокращение площади лесов – обезлесение - стало одной из глобальных экологических проблем. За 200 лет площадь лесов на нашей планете сократилась вдвое, что связано с потребностью человека. Лесные ресурсы идут на изготовление бумаги, мебели, скипидара, древесного угля.  Лес поставляет сырьё для 20 000 изделий   [7].    

Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Как представить себе 20 гектаров? Это участок длиной 2 километра и шириной 100 метров. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! А сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? При таких темпах леса на планете будут вырублены за 150 – 180 лет. В настоящее время площадь лесов на планете уменьшилась на 2%. В России ежегодно вырубается примерно 2 млн. га. Уничтожение лесов приводит к накоплению углекислого газа в атмосфере, парниковому эффекту, разрушению почв и исчезновению многих видов растений и животных.

          Лесные пожары – это другая причина потеря леса. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины,источника огня среди деревьев нет. Иногда пожары возникают от ударов молнии, но чаще пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнём.

Причины лесного пожара:

  • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
  • брошенная горящая спичка;
  • непогашенный окурок;
  • в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
  • использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
  • курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;
  • непотушенный костёр;
  • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
  • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.

 Для предотвращения лесных пожаров прокладываются противопожарные полосы, рвы. Периодически проводятся вырубки сухостоя, создаются дозорно - сторожевые службы для обнаружения очагов возгорания и авиационные бригады для их ликвидации.

 Огромный вред лесам наносят туристы: оставляют бытовой мусор, ломают деревья. Мусор, который разлагается десятилетиями и столетиями, оказывает негативное влияние на растения, от чего они могут погибнуть. Автомашины разрушают структуру почвы, повреждают травы. Уплотнённая почва также задерживает  рост и развитие деревьев.

Болезни леса, воздействие неблагоприятных погодных условий и воздействие промышленных выбросов являются причиной сокращения лесов. В 2011 году большой вред лесу нанёс жук короед – типограф. Он стал причиной уничтожения больших территорий леса в Московской области и соседних областях. Своевременное удаление валежника и ослабленных деревьев, сжигание зараженной древесины является самым эффективным средством для предотвращения массового размножения короеда-типографа. 

2.2.Меры по охране и восстановлению леса.


https://theslide.ru/img/thumbs/67404b5dbc3bb2800c5e7335e0e9ab5e-800x.jpg

Схема 1. Охрана и защита лесных ресурсов.

В России более 10 млн. га занимают искусственные леса, то есть посажены человеком. 60% лесонасаждений занимают сосны, на ель приходится 25%, берёзу, осину 10%, дуба -3%.Восстановление леса – трудное и дорогое дело. На специальной площади  высевают семена  или молодые деревца. Чтобы вырастить хороший лес, нужны хорошие семена.

 Уже много столетий генофонд лесов России ухудшается. Лесоводы отправляют экспедиции в далёкие уголки страны за семенами. Скорость вырубки лесов высока и не покрывает воспроизводство. Следует отметить, что деревья растут медленно и перед вырубкой не дают семена. Ель, пригодная для промышленного использования вырастает за 100 – 120 лет. Чтобы убедиться в медленном росте деревьев, можно вырастить дома сосну или ель из семени.  (Приложение 1.1).

Опыт: Выращивание ели из семени.

Цель: определить размер всходов за год.

Оборудование: горшок цветочный, почва, шишка ели с семенами.

Чтобы вырастить ель, собирают шишки зимой. В тепле они раскрываются и семена легко высыпаются. Можно замочить семена для быстрых всходов. Поместив семена в горшок с почвой и слегка присыпав, через 4-5 дней появляются всходы. За год ель вырастает на 10см. Шишки с семенами образуются  через 2,5 года (Приложене№1.2).

Вывод: Проведение опыта позволило убедиться, что деревья растут медленно.

 Лесовосстановление – это процесс формирования нового леса естественным или искусственным путём. Лесовосстановление является составной частью обязательных мероприятий по воспроизводству леса после сплошной вырубки для заготовления древесины.

 Этапы лесовосстановления:

*сбор семенного материала;

*выращивание сеянцев;

*посев семян в питомнике;

*выращивание сеянцев в течение 2 -3 лет;

* подготовка участка к высадке;

*высадка сеянцев.

Лесовосстановление может быть естественным,  искусственным или комбинированным. Искусственное лесовосстановление – это создание лесных культур на землях, ранее покрытых лесом (место вырубок, гарей). Естественное лесовосстановление это – образование нового поколения леса  естественным путём. Для этого сохраняется подрост и молодняк при рубках главного пользования, оставление обсеменителей, очистка вырубок от порубочных остатков.

Для восстановления используют посадку и посев леса. Посадка леса – это создание лесных насаждений путём высаживания посадочного материала (саженцев) (Приложение 2).

Посев леса – это создание лесных культур путём высева семян лесных пород.

Лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, повреждённых лесов. К лесозаготовителям предъявляются  высокие требования. Они обязаны более полно и рационально использовать переданные в рубку лесосеки, не оставлять на них недорубы и заготовленную древесину, вести работу способами, не допускающими эрозии почвы и обеспечивающими хорошие условия для восстановления лесов. Рубить лес меньше, а использовать его полнее[5].

3.Характеристика Щёлковского лесничества и работа по охране и восстановлению леса (Приложение 3). Большая работа по охране и восстановлению леса ведётся в Щёлковском лесничестве Московской области. Об этом узнала в результате экскурсии в лесхоз и беседы с его сотрудниками.

Государственное учреждение Щёлковское лесничество – это организация, занимающаяся лесами на территории Щёлковского района. Работу по охране  и надзору осуществляют государственные лесные инспекторы.

Лесные массивы лесхоза входят в состав зелёной зоны Москвы и служат местом отдыха жителей. Общая площадь лесхоза 34 194га, в том числе  - 31 740га лесная и 2 454 га – нелесная. Выделяют лесопарковую зону,  лесохозяйственную зону и защитные полосы вдоль автодорог.  

Диаграмма 1.Распределение общей площади лесхоза.

Насаждения естественного происхождения занимают 77,7%, искусственного 15% площади. Из покрытых лесом площади: молодняков 3149га, средневозрастных 12 479га, приспевающих 7 607га, спелых и перестойных1073га. Преобладающие породы: сосна, лиственница, ель, берёза,  дуб,  осина, ольха чёрная,  прочие породы.

Диаграмма 2.Распределение покрытой лесом площади по породам.

В лесхозе имеются два питомника по выращиванию посадочного материала, как хвойных пород, так и древесно - кустарниковых пород для озеленения населённых пунктов.

Гребневский питомник был создан в 1949 г. Площадь составляет 42га. На площади 19 га заложены опытные культуры берёзы карельской. Уход за лесокультурами в течение трёх лет роста заключается в рыхлении почвы и удалении сорняков. Применяется как ручной труд, так и механизированный. Лесхозом лесные культуры закладываются на площади 100га. Лесокультурный фонд представлен  текущими вырубками, прогалинами и рединами. Посадочным материалом служат сеянцы 2-3 года. Проводимые меры по уходу и дополнению лесокультур обеспечили высокую приживаемость посадок, которая на протяжении многих лет составила 96%.

 Охрану лесов лесхоза от пожаров, болезней и лесонарушений ведут 85 лесников и 19 техников-лесоводов. Большая плотность населения в районе расположения лесхоза и довольно густая сеть шоссейных, железных и прочих дорог создают серьезную угрозу лесных пожаров. Более 90% пожаров происходит по вине человека. При лесных пожарах погибает лес и подлесок, погибают животные и уничтожаются места их обитания. Туристы также наносят вред. Их автомобили уплотняют почву, вытаптывают траву, ломают деревья, оставляют бытовой мусор. Основная задача лесничества – охрана и восстановление леса. Значительное место в борьбе с лесными пожарами уделяется разнообразным профилактическим мероприятиям. Это — собеседования, лекции, статьи и объявления в газетах, некоторые формы наглядной агитации: постоянные выставки и агитвитрины, установка агитплакатов и предупредительных аншлагов.

С наступлением пожароопасного периода работники лесной охраны ведут маршрутное патрулирование в лесных массивах. Маршруты патрулирования разрабатываются с учетом конкретных условий. Это позволяет не только обнаруживать, но и предупреждать нарушение правил пожарной безопасности, а в случае возгорания сразу же локализовать пожар.

Из ограничительных мероприятий самыми распространенными являются минерализованные полосы, которые устраиваются по периметру хвойных молодняков, по обочинам дорог и в лесах высокопродуктивных типов. Оправдывают себя противопожарные заслоны, разрывы, пожароустойчивые опушки, которые устраиваются студентами лесохозяйственного факультета в ходе учебной практики.

В результате осуществления этих профилактических мероприятий лесные пожары возникают очень редко и локализуются на малой площади. К тушению лесных пожаров, помимо сил и средств лесхоза, привлекаются предприятия района согласно ежегодно разрабатываемым мобилизационным планам. Должной оперативности и мобильности лесничеств при тушении лесных пожаров служат их пункты сосредоточения противопожарного инвентаря и необходимой техники. Большая работа проводится по борьбе с вредителями и болезнями леса. Наиболее эффективный способ – это санитарные вырубки. Применяют и биологический метод – это использование естественных врагов вредителей. Ведётся борьба  с незаконными свалками. Люди заезжают в лес и выбрасывают мешки с мусором.

4.Состояние деревьев в городе и парке.

Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете. Там, где деревья - там чистый воздух. Знаете ли вы? За год каждое дерево вырабатывает около 113 кг кислорода. По мнению учёных, двух зрелых растений будет вполне достаточно для обеспечения годовых нужд в чистом воздухе семьи из четырёх человек.

Так возникла потребность исследовательской работы в оценке жизненного состояния деревьев, произрастающих на  территории парка и пешеходной зоны. Растения выполняют многие важные функции: создают микроклимат,  противошумовой эффект, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие, формируют ландшафты.  Хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Содержание пыли на озелененной улице в три раза меньше, чем на улице без деревьев. Акация, вяз, клен, осина, ель – активно усваивают угарный газ.

Исследовательская работа: Оценка жизненного состояния деревьев парка и пешеходной зоны.

Цель: Установить виды повреждения деревьев и антропогенные факторы.

 В процессе обследования обнаружены различные виды повреждений деревьев и факторы воздействия на них человека:

- растрескавшаяся, повреждённая кора;

- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

- искривлённый ствол;

 формирование и наличие дупел;

- вышедшие на поверхность корни;

 Факторы воздействия человека: гвозди, мусор, краска, надписи, вырезки, провода. низкие температуры зимой, болезни деревьев, чрезмерная  затенённость, близкое расположение друг к другу         [https://docviewer.yandex.ru-]

Вывод: Было обследовано 25 растений, большинство растений имеют хорошее состояние. Оценку экологического состояния дендрофлоры, осуществлялась по методике, описанной  Е.Г.Куликовой (1998г.), с собственными модификациями.

Таблица 1. Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам.

фактор        

Вариации фактора

баллы

ствол

Здоровый, крепкий

5

Имеются повреждения

3

Наличие грилей, дупла

1

Структура кроны

Нормальная, здоровая

5

Несколько сухих веток

3

Сухие крупные ветки

1

Вредители и болезни

отсутствует

5

Имеется один вид

3

Два и более видов

1

Степень развития кроны

Равномерное развитие

5

Есть нарушения

3        

недоразвитая

1

 (Приложение 4).

Забота о сохранении и умножении богатств  природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса и обитающих в них животных, птиц.

Для большинства людей лес является одним из любимых мест отдыха.

Современная медицина вполне официально признает ценность нахождения в природной среде для восстановления и поддержания здоровья человека, причем особая роль в этом уделяется именно лесу.

5.Заключение

Выводы.

Проведенные  наблюдения, исследования, социологические опросы показали, что отношение людей к лесу стало обывательским и потребительским. Это привело к серьезным нарушениям в жизни лесного сообщества: снижение экологических, средообразующих, санитарно-гигиенических и других функций леса, размножение вредителей лесных культур, болезней; уничтожение лесов огнем, захламление леса бытовым мусором.

Необходимо охранять леса, и всем людям, живущим на земле, выполнять правила поведения в лесу, и тогда мы все вместе сможем сохранить природу родного края для себя и будущих поколений.

Я думаю, что результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои одноклассники и учащиеся моей школы внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.  Ведь мы хозяева своей земли. А лес – это наше богатство.

Анализ анкетирования учащихся класса позволил сделать вывод, что в основном все знают причины пожаров, убирают за собой мусор. Многие не знают,  чем опасны осколки стекла и бутылки. Только три человека сажали деревья на даче. Об акциях по посадке деревьев не знают. О работе лесничих и лесников не знают. Все выразили желание участвовать в посадки растений (Приложение 6).

Практическое значение проекта

  • Анкетирование обучающихся.
  • Выступление на родительском собрании «Берегите лес от пожара», на занятиях экологического кружка «Значение леса для живых обитателей»
  • Выступление на школьной  научно-практические конференции;
  • Проведение экскурсии  «Как вести себя в лесу»

Агитационная работа:

  • Выпуск и распространение среди учащихся листка – памятки «Лесные знаки»
  • Демонстрация презентации «Правила поведения в лесу!»

 (Приложение5) .

Ожидаемые результаты:

  • привлечь к реализации проекта учащихся, родителей для изготовления скворечников, кормушек, листовок, аншлагов по противопожарной тематике, стенды;
  • посадка и уход за лесными культурами на территории школы.

Использованные источники

1.Альфред Брэм. «Жизнь растений». Москва, 2004 г 1.         2.Журнал«Биология в школе» № 4, 2005 г

3.Крутогоров Ю.А. «Рассказы о деревьях» М. – 1970

Интернет ресурсы:

1.http://neobionika.ru-

2.http://green.mosmetod.ru- детский реестр зеленых насаждений

3.https://docviewer.yandex.ru- исследовательская работа «Экологическое состояние дендрофлоры городского парка».

4.http://zellandia.ru- сайт «Зелландия»- болезни деревьев.

5.studbooks.net›…meropriyatiya_lesovosstanovleniyu

6.http//mojznak.ru/znachenie-lesa-v-prirode/

7.Значение леса в жизни человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://homehelper. /priroda/znachenie-lesa-v-zhizni-cheloveka


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Правила поведения в лесу

  • «Запрещается рвать цветы, жечь костры и разорять гнезда птиц!»;
  • «Собирая ягоды и грибы, не уничтожайте деревья, кустарники и грибницы;
  •  «Не шумите в лесу, послушайте голос леса»;
  • «Не оставляй в лесу ничего, кроме следов ног»;
  • Если после вас осталось слишком много отходов, то закопайте их в землю;
  • Не оставляйте после себя стеклянные осколки, а лучше вообще не бейте бутылок. Вы можете не только подвергнуть опасности лесных жителей, но и сами пораниться;

Будьте крайне аккуратны с разведением костра:

  • не разводите костры вблизи деревьев;
  • если вы увидели место для костра, то не нужно создавать новое;
  • прежде чем вернуться домой, потушите за собой остатки костра


Предварительный просмотр:

        Приложение 6

Вопросы анкеты

1.Соблюдаете ли вы правила пожарной безопасности в лесу, и какие? _____________________________________________________________

2. По вашему мнению, каковы причины возникновения пожаров на природных территориях? а) непотушеный костёр, б) окурок в) поджог травы__________________________________________________________

3. Что необходимо делать в случае возникновения пожара в лесу?

а) позвонить в пожарную службу, б)засыпать землёй, в) убрать сухие ветки_________________________________________________________

4.Всегда убираете мусор после отдыха на природе?

а)да, б) не всегда____________________________________________

5.Имеет ли вы доступ к костру, спичкам на отдыхе?

 а) да, б) нет___________________________________________________

6. Как вы выбираете место для костра?

а) используете старое, б) выбираю новое

___________________________________________________________

7. Знаете ли вы чем опасна оставленная стеклянная посуда или её осколки?

а) да, б) нет

__________________________________________________________

8.Участвовали вы когда-нибудь в восстановлении леса (посадка деревьев в лесу)?

___________________________________________________________

9.Вы хотите принять участие в посадке леса?

__________________________________________________________

10.Хотели бы вы связать свою будущую профессию с лесом?

___________________________________________________________


Предварительный просмотр:

        Приложение 6.1

Результаты  анкетирования


  • Мне нравится 
Поделиться:

Растрёпанный воробей

На горке

Новогодние гирлянды

Басня "Море и река"

Есть ли лёд на других планетах?

Комментарии

Гребенева Людмила Владимировна

Молодец! Видна проделанная

29.09.2023 - 16:45

Молодец! Видна проделанная работа. Желаю дальнейших творческих успехов!

Гребенева Людмила Владимировна
  • изменить
  • ответить