• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Доклад "Академическое искусство"

Опубликовано Блохина Валентина Александровна вкл 31.08.2022 - 08:05
Главное содержание академического искусства составляло прославление господствующего строя, предпочтение отдавалось монументальным формам и идеализации изображаемого. В искусстве академизм с его классическим пониманием прекрасного начал вступать в противоречие, в открытый конфликт с новыми эстетическими воззрениями. Постепенно академизм и вовсе утратил возможность влиять на развитие художественного творчества.
 
Ослабление влияния Королевской академии живописи и скульптуры на художественный процесс осуществилось не без участия известного французского живописца Жака Луи Давида (1748—1825). 
 
Хотя Давид начинал как приверженец рококо, его имя в истории живописи соотносят с французским неоклассицизмом. На всю жизнь его учителем и кумиром станет великий Рафаэль. 
 
В Античности Давид черпал не только вдохновение, но и отражение революционного духа современности. В творчестве ему удалось совместить реальную дейст¬вительность и идеалы классики. Гораций воплощает этот тип идеального человека, достойного для подражания современников.
 
Картина «Клятва Горациев» — подлинный манифест живописи неоклассицизма, олицетворение его эстетических принципов. Картина была восторженно встречена публикой и воспринята как символ борьбы, призыв к свержению королевской власти.
 
Безвольные и пассивные позы женщин, предающихся молчаливой скорби, лишь оттеняют твёрдость намерений братьев. В мягких и плавных очертаниях женских фигур, текучих и струящихся линиях одеяний ещё отчётливее просматривается непреклонная воля братьев к победе. Приглушённые золотисто-серые и белые тона женских одежд были призваны не только контрастировать с доминирующим красным цветом в одежде мужчин, но и подчёркивать их силу воли и решимость. 
 
Картина «Клятва Горациев» была написана в строгом соответствии с художественными принципами неоклассицизма. Произведение отличают рациональная организованность пространства, логически ясное построение композиции. 
 
Античные колонны и арки заднего плана придают композиции монументальность, а градация света и тени подчеркивает чёткость и выразительность силуэтов.
 
С именем Давида связаны кардинальные изменения в эволюции стиля классицизма, он возглавил движение неоклассицизма и явился крупнейшим его мастером. Давид оказал огромное влияние на формирование многих художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnoe_soderzhanie_akademicheskogo_iskusstva_sostavlyalo_proslavlenie_gospodstvuyushchego_stroya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество К.П. Брюллова

Двенадцать лет обучения в Академии художеств не прошли бесследно для Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Потрясённый видом города, погребённого под слоем лавы и пепла во время извержения Везувия 24 августа 79 г., он приступит к осуществлению своего замысла.

Художник стремится быть абсолютно достоверным даже в мелочах.

В произведении классицизма не могло быть места и для проявления низменных чувств, но они здесь мастерски запечатлены художником. Но никто не замечает их: золотые цепи и драгоценные камни больше не нужны никому. Разве можно на них купить спасение? Перед лицом смерти люди заботятся о ближних, не утрачивают самоотверженности, не изменяют понятиям долга и чести. Картина воспринимается как своеобразный гимн физической красоте и нравственному совершенству человека. Художника восхищают верность, возвышенная любовь и неистребимая вера в справедливость. Самый лучший день в жизни стал последним днём их земного счастья.

В соответствии с требованиями классицизма большое значение придавалось равномерному и рассеянному освещению из единого источника.

Позднее он рассказывал: «Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была кончена».

Картина произвела переворот в русской живописи: впервые в академических залах не только отметили отступление от норм классицизма и смелый дух новаторства, но и вынуждены были признать за художником неотъемлемое право на свободу творчества.


Художественные открытия А.А. Иванова

Грандиозную попытку вывести академическую живопись на новые рубежи предпринял в своём творчестве русский художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858).

Здесь он тщательно обдумывал тему своего будущего полотна, которое хотел посвятить переломному моменту в жизни человечества — явлению в мир Спасителя. В истории он ищет совершенный образ, способный потрясти душу неискушённого зрителя, стать импульсом его духовного перерождения.

Двадцать лет понадобилось художнику для осуществления непростого замысла. Настойчивые поиски композиции, упорная и постоянная работа над натурой были вызваны желанием достигнуть максимальной убедительности.

Внутреннее духовное единство между героями достигается не общим чувством страха, а общим идейным стремлением понять, разобраться в сути новой веры. Воплощение главной авторской идеи нашло отражение в композиции картины. К нему тянутся все незримые нити, связывающие разрозненные группы людей.

Огромное содержательное значение приобретает пейзаж, воспринимаемый как важный смысловой элемент в художественном решении евангельской темы. Никогда в русской живописи пространство не распахивалось так широко, всеобъемлюще и планетарно. Художник добивается впечатления монументальной устойчивости, мудрого равновесия природного и человеческого начал.

Созерцание природы рождало в душе художника и зрителя понимание того, что окружающий мир — это бесценный Божий дар, данный грешному человеку. Для всех частей пейзажа художник выполнил огромное количество этюдов, каждый из них можно рассматривать как самостоятельное произведение, подлинный шедевр его творчества. Его творчество по праву относится к величайшим достижениям отечественной и мировой культуры.


  • Мне нравится 
Поделиться:

Учимся ткать миленький коврик

Спасибо тебе, дедушка!

"Портрет". Н.В. Гоголь

Лебеди

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка