Легендарная Курская битва, гигантская по масштабам, яростная по своему характеру, историческая по своим последствиям, означала конец концепции блицкрига в стратегическом и оперативном смысле. Победа на Огненной дуге развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, стала роковой и в конечном итоге смертельной для нацистской Германии. Важное место в военной истории нашего края занимает строительство железной дороги Старый Оскол - Ржава, которую возвели в кратчайшие сроки. Подвигу строителей посвящена наша работа.
Вложение | Размер |
---|---|
St.Oskol-Rzhava.doc | 671 КБ |
Назаренко Татьяна, Купина Анастасия,
учащиеся 9 класса Б
МОУ «СОШ №21» г.Старый Оскол
Дорога жизни – дорога войны: Старый Оскол - Ржава
Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
В подолах пол-Земли перенесли,
К сраженью подготовили Державу
И с воинами Родину спасли!
Виктор Белов
Легендарная Курская битва, гигантская по масштабам, яростная по своему характеру, историческая по своим последствиям, означала конец концепции блицкрига в стратегическом и оперативном смысле. Победа на Огненной дуге развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, стала роковой и в конечном итоге смертельной для нацистской Германии.
С образованием Курской дуги к весне 1943 г. созрела необходимость строительства железнодорожной линии «Старый Оскол - Ржава» с выходом на линию Курск - Белгород в полосе Воронежского фронта.
Воронежский фронт не имел своей железнодорожной коммуникации, а пользовался для подвозки грузов железной дорогой центрального фронта Касторная - Курск, пропускная способность которой не обеспечивала нужды двух фронтов, что особенно сказывалось на перевозках Воронежского фронта, тем более, что железнодорожные узлы Курск и Касторная подвергались систематическим налетам авиации противника, что создавало еще большие затруднения. Комитет Гособороны одним из своих мероприятий по обеспечению операции считал восстановление железной дороги Старый Оскол - Коробково и строительство новой ветки Коробково - Ржава, срок с 15 июня по 15 августа 1943 г.
Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в Государственный Комитет Обороны с письмом, подписанным командующим Воронежским фронтом, генералом армии Ватутиным Н.Ф. и членом Военного совета Воронежского фронта генерал-лейтенантом Хрущевым Н.С., с просьбой разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава, общей протяженностью 95 километров, включая и станционные пути. В письме предлагалось:
1. Строительство дороги возложить на управление военно-восстановительных работ;
2. Для обеспечения строительства рельсы использовать за счет снятия путей с участков Ржава - Белгород и Льгов - Готня;
3. Обязать Курский обком ВКП(б) и Курский облисполком привлечь для выполнения работ местное население в количестве 20 тысяч человек и тысячи подвод на весь период строительства;
4. Приступить к работам 15 июня 1943 года и закончить строительство железнодорожной линии 15 августа 1943 года.
За 2 месяца предстояло выполнить огромный объем работы: устроить насыпь, построить 10 мостов, уложить 95 км железнодорожного полотна. Для исполнения решения Государственного Комитета Обороны от 8 июня о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава бюро Курского обкома ВКП(б) и исполком облсовета депутатов трудящихся 14 июня приняли соответствующее совместное постановление.
Было решено:
1. Мобилизовать на все время строительства 20 тысяч человек, 1000 подвод и инструмент из районов области.
2. Из рабочих, мобилизуемых на строительство железнодорожной линии, создать в каждом районе строительную колонну. Начальниками колонн утвердить вторых секретарей райкомов партии. В каждой колонне организовать железнодорожные строительные отряды по 100 человек в каждом.
3. Обкому комсомола привлечь на это строительство общественное питание и торговлю товарами широкого потребления, а также медицинское обслуживание, наладить идеологическую работу...
4. Утвердить переходящее Красное знамя обкома партии «За высокие показатели на строительстве».
Уже 17 июня на строительстве железнодорожной линии было сосредоточено 25 тысяч человек и 1280 лошадей с повозками. Более 11 тысяч человек и 600 подвод выделили колхозы Корочанского, Великомихайловского, Прохоровского и других районов. Вместе с трудящимися области работали на строительстве и железнодорожные бригады и военные спецформирования.
Сформированные районами строительные колонны, отряды и бригады возглавлялись коммунистами и комсомольцами. Так было и в Старооскольском районе, где начиналась строительная трасса. Инструктор Старооскольского райкома комсомола Лидия Шугаева стала начальником отряда строителей. А одну из бригад, состоявшую из девушек, возглавляла комсомолка Тамара Семенова.
Между строительными бригадами развернулось соревнование, итоги которого отражались в боевых листках.
По воспоминаниям многих бывших участников строительства, на Старооскольском участке тон задавали бригады Тамары Семеновой и Зинаиды Поляковой. Бывший редактор боевых листков Т. Кривошеева писала: «Работа началась в день прихода. Носилки, лопаты, кирки - вот основной рабочий инвентарь... На пути раскапывали лопатами холмы высотой до 400 метров; встречались трясины, которые глотали балласты. К вечеру нас бомбили... Старооскольцы из бригады Тамары Семеновой держали первенство. В торжественной обстановке бригаду наградили переходящим Красным знаменем, за которое боролись 130 комсомольско-молодежных бригад» (1).
На самых трудных участках бригада Т. Семеновой старалась выправить положение, выполняя задания часто на 200-250 процентов. Рядом со взрослыми все тяготы работы и быта переносили и юные участники строительства.
Среди архивных материалов, рассказывающих о работе строительных отрядов разных районов, мною были найдены анкеты юных строителей дороги, сейчас проживающих в различных частях нашей страны. Хочу привести несколько примеров.
В Прохоровском отряде трудились: Фатеев Василий Иванович из Прохоровки, Черкашин Андрей Гаврилович из села Красное, Бессонова Анна Прокофьевна с хутора Лучки, Лукьянова Вера Егоровна из Новоселовки, Курганский Николай Прокофьевич из села Сеймица.
В Чернянском отряде были работники, рожденные в 1926-27 годах: Струнова (Самарская) Надежда Семеновна, Бодренкова (Сосунова) Евгения Порфирьевна, Селеменева Мария Григорьевна из села Долгая Ярута, Каверина Матрена Егоровна из села Кузьмине, Дурнева Зинаида Григорьевна из села Орлик, Перелыгин Григорий Петрович из села Заречное Чернявского района.
В отряде Губкинского района было немало подростков. Вот данные о некоторых из юных губкинцев: Иванова Мария Корнеевна - деревня Русаново - 1927 года рождения, Баздырева Тамара Иосифовна - село Кладовое 1928 год рождения, Выходцева Любовь Порфирьевна село Червонновка - 1927 год рождения, Камардина Александра Андреевна - село Истобное - 1926 год рождения, Каунов Сергей Павлович - село Сергиевка - 1927 год рождения, Двурекова Екатерина Александровна - село Сергиевка - 1927 год рождения, Анатенко Елена Тихоновна - село Сергиевка - 1927 год рождения.
Пшеничная Валентина Ивановна из села Старое Меловое, Изотов Павел Михайлович из села Березовка, Дуракова Валентина Семеновна из села Солдатское - жители Горшеченского района; Скибина Матрена Ильинична из деревни Ивановка Солнцевского район; Никишина Татьяна Александровна, Денисова Мария Никитична, Зиновьева Мария Дмитриевна село Сергиевка -1927 год рождения Боброво-Дворского района - все они, в совсем юном еще возрасте, став участниками такого серьезного и важного дела, стремились в него внести свой вклад.
Естественно, что все эти списки включают в себя имена далеко не всех. Их можно дополнить не одним десятком имен тех людей, кто оказался на строительстве задолго до своего совершеннолетия.
Участники строительства указывали, что даже дети более младшего возраста оказывали помощь. В основном подростки трудились на строительстве насыпи для железнодорожного полотна. Лопатами долбили землю, на носилках ее переносили и утрамбовывали специальными приспособлениями, сделанными из части бревна. Были случаи, когда дорога шла через болотистые участки, тогда объем работы увеличивался. Работали иногда по 2 смены подряд. Не раз во время работы в районе строящейся дороги показывались немецкие самолеты. Они делали попытки обстрелять находящихся на насыпи людей, но даже в таких условиях никто не бросал работу.
Тяжесть условий работы дополнялась еще и бытовой неустроенностью: скудное питание, неподготовленные помещения для жилья, почти полное отсутствие отдыха. И все же, несмотря ни на что, самые молодые члены бригад находили в себе силы шутить, петь, даже выступали с концертами перед рабочими. Особенно часто это делали комсомольцы бригады Т. Семеновой.
Несмотря на возраст, добросовестно работали в составе Старооскольского отряда Воронова Мария Анатольевна, Емельянова Лидия Антоновна, Ильинкова Тамара Евгеньевна, Дорошева Александра Степановна.
Им, как и десяткам других подростков, приходилось переносить совершенно недетские лишения и тяготы. И они совершенно по-взрослому, сознательно относились к своей работе, понимали всю ее важность. Многие из самых молодых рабочих Старооскольского отряда вспоминали те радостные чувства, которые вызвало у них досрочное завершение строительства участка. Но на этом работа их не завершилась. Их, членов молодежных бригад, перебрасывали и на другие участки дороги, где требовалась срочная помощь. И они старались не подвести. Желание построить дорогу, столь нужную для фронта, быстро и хорошо, было таким сильным, что никто не жаловался на трудности.
16 июля 1943 года, почти на месяц раньше срока, железная дорога Старый Оскол - Ржава начала свою работу. На Воронежский фронт пошли поезда с артиллерией, танками, боеприпасами, продовольствием. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено досрочно за 32 дня, уложено 86 тыс. кубометров грунта, построено 56 различных сооружений.
19 июля 1943 г. по новой дороге пошли первые эшелоны с войсками и боеприпасами, техникой, что позволило разгрузить линию Касторная - Курск и сыграло огромную роль в победе советских армий на Белгородско-Харьковском направлении.
На магистрали, получившей название дорога мужества, была достигнута самая высокая (два-три километра) среднесуточная производительность за весь период Великой Отечественной войны. Всего на строительстве работало около 25 тысяч человек. Первый поезд по открывшемуся участку провел машинист В. Несмеян.
Новая линия облегчила положение на направлении Касторная – Курск, гораздо быстрее стал продвигаться вагонопоток. Воронежский фронт получил выход на линии Курск – Белгород, а также изолированный участок Ржава – Обоянь. В результате этого дальность подвоза снабженческих грузов автотранспортом сократилась на 120-150 километров, а по времени – на сутки и даже двое. Появилась возможность организовать кольцевое одностороннее движение поездов по маршруту Касторная – Сараевка – Старый Оскол. Дорога мужества, открывшаяся в самый разгар Курской битвы, способствовала успешному ее завершению.
За трудовой подвиг и мужество 368 строителей были награждены орденами и медалями, в том числе: машинист паровозного депо Воронеж-Курский Е. Черноусов – орденом Трудового Красного Знамени, начальник депо И. Жуков – орденом Знак Почета, начальнику депо Елец В.М. Медведеву посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Машинист депо Н.Ф. Афонин удостоен ордена Ленина, поездной мастер колонны № 12 Н.Я. Епанчин – звания Героя Социалистического Труда, начальник Старооскольской дистанции пути Н.М. Емельянов – ордена Ленина.
Список литературы
1. Есипова И.Ю. Экономический и социальный аспект строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава / И.Ю. Есипова // Война в судьбах поколений: социально-гуманитарный аспект проблемы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Старый Оскол, 2005. - с. 205-210.
2. Мамаева Т.П., Макиенко Ю.В. Женщины на войне (по материалам Старооскольского краеведческого музея) / Т.П. Мамаева, Ю.В, Макиенко // Война в судьбах поколений: социально-гуманитарный аспект проблемы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Старый Оскол, 2005. - с. 67-73.
3. Никулов А. П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) / А.П. Никулов. – Курск: ГУИПП «Курск». 1997. – с. 545.
Приложение
Приложение 1 Строительство железной дороги в 1943 г
Приложение 2 Митинг строителей железной дороги
Приложение 3 Открытие скульптурной композиции, посвященной подвигу женщин Приосколья - строителей железной дороги Старый Оскол – Ржава (2008 г)
Приложение 4 Скульптурная композиция посвящена подвигу женщин Приосколья - строителей железной дороги Старый Оскол – Ржава (скульптор А.А. Шишков)
Приложение 1
Строительство железной дороги в 1943 г
Приложение 2
Митинг строителей железной дороги
Приложение 3
Открытие скульптурной композиции, посвященной подвигу
женщин Приосколья - строителей железной дороги
Старый Оскол – Ржава (2008 г)
Приложение 4
Скульптурная композиция посвящена подвигу
женщин Приосколья - строителей железной дороги
Старый Оскол – Ржава (скульптор А.А. Шишков)
Рисуем акварельное мороженое
Сказка об одной Тайне
Ералаш
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Рисуем кактусы акварелью