Проектно-исследовательская работа посвящается творчеству рязанского поэта-фронтовика Б.И. Жаворонкова.
Объект исследования:
· биография, поэтические сборники поэта.
Предмет исследования:
· поэтический мир Б.И. Жаворонкова.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что поэтическое наследие Б.И. Жаворонкова может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую и художественную.
Вложение | Размер |
---|---|
mou21_kopiya.doc | 804.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21».
Учебный проект
«Нам слава голову не вскружит. Враг не согнёт нас никакой…».
(по творческому наследию Бориса Жаворонкова)
Выполнила ученица 10 Б класса
Белоусова Дарья Юрьевна
Учитель Глушкова Ольга Юрьевна.
г. Рязань 2011
ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ.
Перед началом работы мы ставили перед собой цели :
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Объект исследования :
Предмет исследования:
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что поэтическое наследие Б.И. Жаворонкова может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую и художественную.
Для опровержения или подтверждения данного предположения подробно были изучены биография поэта, стихотворения о Великой Отечественной войне.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях и на факультативных и элективных занятиях по литературному краеведению.
Методы исследования:
В современной школе достаточно большое место уделяется исследованию на уроках литературы творчеству современных поэтов.
Поэтов-рязанцев, к большому сожалению, в школьной программе обошли стороной.
Мы считаем, что наследие Бориса Ивановича Жаворонкова является достойным объектом для изучения на уроках литературы в школе, так как в условиях засилья культуры западного типа у школьников отходит на второй план чувство патриотизма, а также желание узнать основы родной культуры и языка.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Для чего современному школьнику необходимо заниматься литературным краеведением?
Проблемные вопросы:
В чём заключается актуальность произведений о Великой Отечественной войне?
Как они влияют на личность и характер современной молодёжи?
Какую роль играют стихотворения Б.И. Жаворонкова о Великой Отечественной войне в воспитании чувства патриотизма у современных школьников?
Практическая значимость работы заключается в том, что полученный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях и на факультативных занятиях по литературному краеведению.
План проведения проекта.
I этап. Организационный. 1. Формулировка темы проекта с использованием стартовой презентации. 2.Постановка цели и задач проекта. 3. Составление общего плана.
II этап. Подготовительный. 1. Составление индивидуального плана проекта. 2. Ознакомление с поставленными задачами.
III этап. Этап реализации проекта. 1. Самостоятельная поисковая работа.(включая работу в Государственном архиве Рязанской области). 2.Изучение, анализ и систематизация полученной информации. 3. Оформление результатов проделанной работы в форме презентации.
IV этап. Заключительный..1. Написание работы. 2. Защита презентации на школьной научной конференции. 3. Оценивание итоговой работы.
Выполнение проекта.
На первом этапе проекта мы познакомились с целями и задачами проекта и получили первичное представление о нём. Затем мы определили круг произведений, которые могут представлять для нас интерес.
На втором этапе мы получили карточку с заданиями, которые предстоит выполнить, и составили индивидуальный план работы.
На третьем этапе мы работали в библиотеке, изучали поэтический мир Б.И.Жаворонкова, в частности его произведения о Великой Отечественной, работали непосредственно с текстами стихотворений, изучали архивные документы, выписывали найденную информацию в рабочую тетрадь. Анализируя источники информации, проводили исследования по заданной теме. Оформляли собранные материалы в виде статей, набросков.
На четвёртом этапе мы представили свою презентацию на школьной научно-практической конференции, анализировали свой вклад в реализации задач и достижении поставленной цели., провели самооценку проекта и обсудили возможные идеи дальнейшего совершенствования.
Продуктом данного проекта является поэтический альманах. «ПУСКАЙ Я ВЕЧНО БУДУ НЕИЗВЕСТНЫМ, НО БУДУ ЧАСТЬЮ ВЕЧНОГО ОГНЯ», который может быть использован педагогами на занятиях по литературному краеведению. В данном альманахе собраны стихотворения Б.И.Жаворонкова о Великой Отечественной войне разных лет, сопровождающиеся иллюстрациями, копиями архивных документов и кратким анализом.
Человек-эпоха, человек-легенда, Ветеран Великой Отечественной войны, Борис Иванович Жаворонков родился 21 октября 1925 года. Его детство прошло в городе Фрунзе. Неполную среднюю школу Борис Жаворонков окончил за три дня до войны. А в феврале 43-го был направлен в учебный центр воздушно-десантных войск в Звенигород, участвовал в военных действиях, проходивших на территории Венгрии, Австрии, Чехословакии. Писать он начал еще на фронте. Главы первой повести, о десантниках, хранились в сумке из-под противогаза, но затерялись на фронтовых дорогах. После войны Борис Иванович Жаворонков поступил в Московский историко-архивный институт. В 1958 г. он переехал в г. Рязань, где занимался журналистской, редакторской деятельностью и литературным творчеством
Жаворонков – член Союза журналистов РФ, дипломант трех Всесоюзных литературных конкурсов. Указом Президента РФ от 27 ноября 1995 г. ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». 19 ноября 2003 г. вручена Всероссийская Есенинская премия – «за создание талантливых поэтических сборников, сохранение есенинских традиций в поэзии и воспитание на их основе молодых талантов». В 2005 г. на областном конкурсе прессы «Хрустальный журавль», посвященном 110-летию со дня рождения С.А. Есенина, Борис Иванович занял 2-е место за публикацию «Летят, как звезды, над землей безбрежной» в газете «Рязанские ведомости» и награжден орденом «За честь, достоинство и профессионализм». Многие годы Жаворонков вел большую общественную работу. Состоял членом Рязанских отделений Комитета защиты мира, членом президиума Рязанского отделения Всесоюзного общества советско-болгарской дружбы. Борис Иванович – автор десяти книг, подборки его стихов помещены в 45 коллективных сборниках. В настоящее время в Рязани печатается его собрание сочинений. Стихи Жаворонкова переведены на болгарский, польский, украинский, киргизский языки, положены на музыку. Кроме того, Борис Иванович работал над переводами на русский язык стихов ряда зарубежных поэтов.
ГЛАВА II. «ПУСКАЙ Я ВЕЧНО БУДУ НЕИЗВЕСТНЫМ, НО БУДУ ЧАСТЬЮ ВЕЧНОГО ОГНЯ».
Творчество Бориса Ивановича Жаворонкова подкупает искренностью, открытостью чувств, правдивостью. Трудно определить, чему отдаёт предпочтение автор: поэзии или прозе. Они переплелись единством тем и образов. Мы выбрали поэзию, потому что стихи Б.И. Жаворонкова заставляют задуматься о жизни, оглядеться вокруг, послушать своё сердце, а иногда и разум, вспомнить тех, «кто ушёл безвозвратно». Наша работа посвящена осмыслению и интерпретации стихотворений, основной темой которых является тема Великой Отечественной войны.
В любое неспокойное для страны время поэты и писатели чутко реагировали на исторические события в России, воспевали патриотизм, мужество, самоотверженность русских людей. Спустя десятилетия после любого из них всё новые и новые авторы неоднократно пытались осмыслить и прославить героическое прошлое своего Отечества. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Б.И.Жаворонков принадлежит к младшему фронтовому поколению поэтов Он несёт в своей душе радость победителей. Его радость является радостью живого мира и нашей радостью, слово его учит радости…
Тема Великой Отечественной войны неотделима от темы Родины (можно сказать, что они составляют единое целое) и является магистральной в творчестве Б. Жаворонкова. С ней связаны самые острые и немеркнущие впечатления юности. Лирический герой, как и сам поэт, попал на фронт семнадцатилетним. Он готов к подвигу. Годом раньше в нём уже билось сердце рыцаря: знакомой девочке Зине будущий солдат с завидной уверенностью и оптимизмом говорил:
Помогу из горя выбраться,
Устоим назло войне.
Пусть тебе всего четырнадцать,
Но зато шестнадцать мне.
Строки о фронтовой юности привлекают безыскусной простотой, художественной честностью. Уже в ранних стихах мы видим вполне определённые черты творческого облика поэта, которым впоследствии предстояло окрепнуть: любовь к выразительной детали, разговорная естественная интонация, склонность к афоризму, яркая образность. Поэт творит мир простой, непритязательный, созданный из уклада солдатской службы, реалий окопного быта. Каждое стихотворение – это литературное осмысление войны, великой и священной.
В своих стихотворениях Б.И. Жаворонков доносит до нас суровый лик войны:
Морозно было. Вечерело.
Вдали - высоток два
горба
Плелась над ними то
и дело
Ракет цветная городьба.
И мы ползём по мёрзлой
глине,
И пальцы роются в земле,
Чтоб в непролазной
этой мгле
Не подорваться нам
на мине...
Бросок... Другой...
Стрельба всё реже...
Нам до рассвета бы
успеть!
Мы яро ножницами режем
Колючей проволоки
сеть.
«У неглубоких окопчиков в пустом огороде лежали группами по два-три человека наши только что убитые солдаты. Они были молоды, как и мы… Из соснового бора, что стоял косяком правее села, вырвались немецкие три танка и бронетранспортёр. За ними двигалась эсэсовская пехота, стреляя на ходу в нашу сторону… Снаряды кромсали землю, и, казалось, раскачивали её. Мой окоп содрогался и плыл подо мной то в одну, то в другую сторону. Но мы не показали фашисту спины. Стиснув зубы, мы ринулись на лютого врага и уничтожили фашистские танки и бронетранспортёр, огнём из стрелкового оружия уничтожили эсесовскую пехоту, - вспоминает Б.И.Жаворонков. Возможно после этого боя и родились строчки:
О, мама!
О чём рассказать?..
Чужие вокруг буераки.
Мне путь ещё долгий держать
И часто бросаться в атаки…
С груди автомат я сниму,
И, диск разряжая последний,
В клокочущем скроюсь дыму –
Солдат девятнадцатилетний
Многие поэты, помимо нашего земляка. Говорили о святости Великой Отечественной войны. Например, в первые дни войны появилась песня Лебедева-Кумача «Священная война», слова которой были понятны каждому русскому человеку. Точно так же, понятно и просто, не повторяясь, а по-своему говорит Б.И.Жаворонков о том, что каждый солдат осознавал свой великий священный долг перед будущими поколениями, чувствовал себя причастным и ответственным за то, что будет с его страной, если здесь и сейчас, в этом бою, он смалодушничает, струсит, не выстоит:
И мы столкнулись!
Засверкал жестоко
Гремящий ливень ярого огня.
Отвесно падал небосвод высокий,
Кипя и плавясь, солнце заслоняя…
Взрывы и бомбёжки, атаки и свист пуль, хаос боя и смерть – всё это будни военной жизни, которые изображает поэт:
И в темень двинулись солдаты.
Река… Использовать паром?
Заметят… Брод, бугор покатый.
Ползут ребята вчетвером.
Ни звука… Где расположенье
Фашисткой части? Где он, пруд?
-- Сюда! – И влево курс берут
Осинин Влас и Разин Женя.<…>
Застыли «тигры» и «пантеры».
И всюду - каски часовых.
Бросок. Ещё. Блеснули финки.
Удар. Короткая борьба.
И вдруг – сирена! Свет. Стрельба.
Опасен каждый миг заминки!
И вновь - бросок. Стрельба опять.
Торопит время: скоро пять!
В этом отрывке из поэмы «Хоть и померкли карточки ребят» автор использует часто встречающиеся в его стихотворениях градацию, парцелляцию, неполные предложения, чтобы передать личностное ощущение трагического момента войны, стремительность изображаемых им событий.
Стихи носят публицистический характер. Читаешь их и ощущаешь запах выжженной земли, крови, слышишь гул разорвавшихся снарядов, свист пуль, стоны раненых, видишь смерть, как видел её поэт. Герои его стихов - узнаваемы, близки, понятны и остаются в памяти. Вот, например, матрос из стихотворения «На вокзале», который после бомбёжки играл «Раскинулось море…»:
К утру отгремела бомбёжка,
И вновь оживился вокзал…
Матрос на корявой гармошке
«Раскинулось море…» играл.
Разрушены своды вокзала.
Сквозь дыры плыла синева…
На лоб бескозырка сползала,
Бинты прикрывая едва.
Тревожно он дёргал плечами,
Ходили бугры-желваки.
В дверях новобранцы молчали,
Обняв вещевые мешки.
Читаешь это стихотворение и вспоминается и Василий Тёркин со своей спутницей гармошкой, и, конечно же, известная песня на стихи М.Исаковского «В лесу прифронтовом».
Рязанскую область война обошла стороной. К нам приходили лишь похоронки. Об этом пишет поэт в стихотворении «Чувство»:
Деревушка.
Крынки на плетне.
На краю избушка.
Лампа на окне.
Постучал. Хозяйка
Вышла на крыльцо
На плечах фуфайка.
Мрачное лицо.<…>
Глянула украдкой
В сторону мою.
Подошла к кроватке:
Баюшки-баю…
И поёт, и плачет:
Баюшки-баю,
У тебя, мой мальчик,
Пал отец в бою….
Среди стихотворений Б.И.Жаворонкова особое внимание привлекают произведения, в которых слышится истинная боль человека, познавшего и пережившего вместе со своими земляками боль утраты. В памяти поэта весь пройденный им военный путь. Жива память сердца, и никакое время не способно её убить:
Из боя – в бой.
Свинцовые метели.
Ты не отсиживался в блиндажах.
Ты шёл, как я, в обмотках и в шинели,
Не отступал в сраженьях ни на шаг.
Сквозь бурю лет, сквозь дым и полыханье
Хочу с тобой вернуться в отчий край.
Быть может, пуля оборвёт дыханье –
Я упаду.
Но ты – не умирай!
Повоевать поэту пришлось сполна. С боями он прошёл Белоруссию, Венгрию, Австрию, Чехословакию. До сих пор ему слышится страшный рёв и гул сражающихся «ястребков». И сейчас , как будто снова и снова он встаёт во весь рост и идёт в атаку:
Привал забыт.
Потерян вёрстам счёт.
Иду вперёд,
Как в бой ходил когда-то.
И если вдруг окликнут:
« Кто идёт?»
Отвечу:
«Я солдат! Я свой, ребята!»
В своих стихотворениях Б.И.Жаворонков идёт, прежде всего, от жизненных впечатлений, основой которых является память. А память – невозможно заставить забыть, как невозможно вычеркнуть из души ту боль, которую принесла людям война. Поэтому, когда читаешь его стихи о войне, пред глазами сразу возникает памятник погибшим воинам в центре нашего города, на площади Победы, где горит Вечный огонь как символ памяти о людях, сложивших голову за свободу нашей Родины. У памятника всегда живые цветы – знак глубочайшего уважения и вечной памяти павшим. На торжественных митингах, посвящённых празднику Победы, мы видим, как трепетно и бережно несут свои букеты ветераны и жители нашего города:
В цветах могила русского солдата.
Живое знамя Вечного огня…
Какой он?
Синеглазый?
Конопатый?
Похожий?
Не похожий на меня?
Не с ним ли шли к победному рассвету,
Когда земля качалась от шагов?
Он – на посту.
Он стережёт планету.
Встречает зори.
Слышит шум лугов.
В нас – вечность .
Мы – России продолженье.
Он – жив во мне .
Моё бессмертье – в нём .
Я рядом с ним за жизнь иду в сраженье,
Чтоб так, как он, своим гореть огнём.
Так размахнись орлинокрылой песней,
Моя строка, над внешним гулом дня!
Пускай я вечно буду неизвестным,
Но буду частью Вечного огня.
Прав поэт. Память активна. Глядя в прошлое, мы лучше поймём настоящее, услышим зов «грядущих поколений». Человечество должно помнить тех, кто веками боролся «за великий род людской», кто прошёл кровопролитные бои Великой Отечественной несколько десятилетий назад.
ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В одной из своих статей В. Быков писал: "Пусть же никогда не черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом, нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений - всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа".
Произведения Б.И. Жаворонкова отличаются подлинной гражданственностью, тонким лиризмом, в них заключена глубокая правда жизни поколения победителей, в рядах которого пол-Европы прошел Борис Иванович. В них всеми цветами радуги переливается искренняя любовь к жизни. Яркие художественные поэтические образы Б. Жаворонкова призывают к глубокому осмыслению происходящих в окружающем мире событий.
Наше обращение к творчеству Бориса Ивановича Жаворонкова обусловлено эстетико-нравственным, духовным своеобразием его стихотворений, каждая строчка которых – результат пережитого, а так же многочисленных встреч и бесед с людьми, которые в годы войны шли вперёд на врага, хоть и знали, что многим и многим из них не вернуться домой никогда. Поэтому строки его стихотворений вырываются прямо из сердца:
С твоей я, Родина, бедою
И где бы ни был –
буду твой:
И под Полярною звездою,
И под фанерною звездой…
Таким образом, наша гипотеза верна. Стихи Б.И. Жаворонкова о Великой Отечественной войне – наше бесценное наследи и достояние, имеющее триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую, художественную. Поэтому мы должны знать и понимать их, чтобы хранить в своих сердцах память о тех, кто не вернётся домой никогда, оставшись там, в далёком мае, пав смертью храбрых за свою родину, чтобы развивать художественный вкус. Чтобы в полной мере уметь насладиться тем, что нам досталось по наследству, и иметь право носить высокое звание гражданина России, которую так любит и воспевает Б.И.Жаворонков.
ГЛАВА IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
5.ГУРО «Государственный архив Рязанской области»
Фонд № Р-6743
Опись 1
6.Сборник стихов Б.И.Жаворонкова «Два крыла»
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение …………………………………………………………………2
2.«Пускай я буду неизвестным, но буду частью Вечного огня»…………..5
3. Заключение ………………………………………………………………..14
4. Список литературы………………………………………………………..16
5 Приложения (ксерокопии из личного архива Б.И.Жаворонкова).
Знакомимся с плотностью жидкостей
Просто так
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Астрономический календарь. Май, 2019