• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Лирические размышления о Боге и душе в творчестве Елены Кувшинниковой (по книге «Милость сердечная»)»

Опубликовано Панкратова Ольга Михайловна вкл 31.01.2012 - 19:49
Панкратова Ольга Михайловна
Автор: 
Коземаслова Вера

 

Целью исследования можно считать следующее:

·        рассмотреть проблему восприятия мира в сборнике Е. Кувшинниковой «Милость сердечная»;

·        выявить особенности употребления православных образов в стихах Е. Кувшинниковой;

·        дать оценку, тематический анализ стихотворений сборника «Милость сердечная» с точки зрения размышлений о Боге и душе;

·        обобщить проанализированный поэтический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozemaslova_v.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коземаслова В.О.,

ученица 10 А класса

руководитель Панкратова О.М.

МОУ гимназия № 65

«Лирические размышления о Боге и душе в творчестве

Елены Кувшинниковой (по книге «Милость сердечная»)»

Изучение проблемы «Христианство и литература» достаточно интенсивно развивается в последнем десятилетии. Об этом писали М.М. Дунаев, А.М.Любомудров, И.А Есаулов, Н.М. Коняев, М.В. Лосская-Семон, В.Н. Захаров, В.М. Острецов, В.А. Котельников, а также многие представители отечественной словесности, находящейся на границе филологии и богословия.

Сегодня уже недостаточно констатировать религиозность писателя или поэта, необходимо определить её конкретный характер. Нужно отличать православную веру с её системой вероисповедальных истин с закреплёнными в догматах представлениями о Боге, мире и человеке от общехристианских воззрений, которые нередко ограничиваются лишь моральной стороной евангельского учения. Библейские мотивы постоянно варьируются в отечественном литературном процессе. О чем бы ни рассказывал, что бы ни описывал, к какой бы теме ни обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное - имеет Бога в душе и сердце[1]. Духовность, т.е. то, что связано с внутренним миром человека, его моралью, мыслями, занимает одно из важнейших мест в творчестве Елены Викторовны Кувшинниковой, современной ульяновской поэтессы. В своей поэзии она как будто разговаривает с Богом, а мы читатели, невольные слушатели этого разговора. Литературоведческое исследование «Лирические размышления о Боге и душе в творчестве Елены Кувшинниковой (по книге «Милость сердечная»)» посвящено тематической характеристике и анализу одного из лучших сборников стихов автора. В работе рассматривается проблематика стихов Е. Кувшинниковой, говорится об основных мотивах и темах лирики, дается оценка и анализ некоторых произведений, обобщается представленная информация, делаются выводы по теме.

Целью исследования можно считать следующее:

  1. рассмотреть проблему восприятия мира в сборнике Е. Кувшинниковой «Милость сердечная»;
  2. выявить особенности употребления православных образов в стихах Е. Кувшинниковой;
  3. дать оценку, тематический анализ стихотворений сборника «Милость сердечная» с точки зрения размышлений о Боге и душе;
  4. обобщить проанализированный поэтический материал.

Сложность работы над рефератом связана с тем, что фундаментальных литературоведческих исследований, посвященных творчеству Е. Кувшинниковой, нет. При подготовке реферата использованы доступные Интернет-источники и материалы ульяновских газет и журналов.

«Милость сердечная»: смысл названия книги стихов Е. Кувшинниковой.

Предметом исследования будет книга стихов Е. Кувшинниковой «Милость сердечная».[2] Название книги раскрывается двояко. Это два потока благодати: милость, входящая в сердце поэта, - дар свыше, и исходящая из сердца - к миру людей, птиц, трав, озёр, цветов. Поэт - это посредник между мирами. Он сосуд, накапливающий «небесную влагу», которую затем проливает благодатным дождём стихов на иссохшую, растрескавшуюся «прозу жизни».

Я не знаю, кто это творит,

Как стекаются стихотворенья.

От зари, от зари, от зари

Происходят мои озаренья.

И тогда я - прозрачный сосуд –

Горлом чую небесную влагу.

И тогда всё - на радость, на суд,

На страданье, на свет,... на бумагу[3].

Река поэтического словаря Елены Кувшинниковой тоже берёт начало из двух истоков: с одной стороны - это слова «чудо», «радость», «праздник», «любовь», «надежда», «свобода», а с другой - «печаль», «плач», «страдание», «мука», «боль». Но слова эти не противопоставлены друг другу, но сливаются в единое целое поэтического мира. Есть одна скрепляющая «материя», и название этой «материи» - свет. Свет пронизывает в книге всё и вся, он преображает и муку, и боль потери. Благодаря свету и в печали обретается радость.

Возвращение к истоку, возвращение к Источнику света, возвращение к Свету - вот главный смысл светоносности стихотворений Елены Кувшинниковой. Сами стихи и есть воплощение света. Появляясь из самых простых вещей, они дорастают до «музыки сфер»:

Теченье писем длинных,

Избыток чувств и тем:

Из книжных магазинов,

Из монастырских стен,

<…>

И все это вместила

 короткая строка...[4]

Можно сказать, что восприятие мира, которое раскрывается в книге Елены Кувшинниковой, имеет своей основой евангельские слова: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.,1,5). Читатели благодарны поэту за то, что он щедро одаривает нас своим сердечным светом и теплом, готовый всех обнять и всех простить.

«Милость сердечная»: композиционная

и тематическая характеристика книги.

Книга «Милость сердечная» состоит из пяти глав:

  1. «Милость сердечная»,
  2. «Бегущий лес»,
  3. «Я дарю тебе ветер»,
  4. «С любовью ко всему родному»,
  5. «Фестиваль сновидений».

 Глава первая «Милость сердечная» начинается со стихотворения, посвященного Элеоноре Денисовой (поэтессе, к. филологических наук, преподавателю УлГПУ) «Алым по белому. Ягоды зимние

Мягко усыпаны снегом ли, инеем?…»[5]. В этом стихотворении заложен глубокий духовный смысл, определяющий замысел автора: всё приходит и уходит, остаётся только вечное: «Небо, душа, эта милость сердечная…»

В чём же заключается милость сердечная? Почему так поэтесса назвала так первую главу? Она спрашивает: «Что рассказать вам о себе?»[6] и тут же отвечает:

О, как за всех болит душа,

Светясь за солнечным сплетеньем!

То есть переживает за всё, что происходит вокруг неё. Это показывает человека с лучшей стороны, только такими качествами как доброта, понимание, небезразличие к окружающим, душевная чуткость может обладать глубоко верующий человек. Таким образом,  мы постепенно погружаемся в поэтический мир, связанный с образами Бога, колокольного звона,  молитвы, храма, в мир души автора. В третьем стихотворении говорится о наступившем безразличии, о ненужности добра людям, и о том, что почти  каждый ощущает в своём сердце пустоту и одиночество. Но только вера в Бога и молитва являются утешением. Сердце верующего человека наполнено истинной любовью. И только оно горит желанием спешить на помощь[7]. В одном из следующих стихотворений этой главы появляется прямое обращение к Создателю: ''Не запрещай мне, Боже, видеть свет...''[8]. Стихотворение звучит как молитва о помощи и защите. Каждый человек в своей жизни вынужден делать выбор, а значит, встать на сторону добра или зла. Чем внимательнее мы читаем стихотворения Е. Кувшинниковой, тем становится очевидней та важная роль православия в становлении души человека, которой руководствуется автор. Просто, доступно, красиво пишет о вечном. Мы «слышим» колокольный звон и соглашаемся с автором в ответе на вопрос «Почему?»[9]

Потому что это – моя опора.

Потому что это – моя твердыня.

Круговой колокольный звон –

Мой бастион!

Глава вторая, названная «Бегущий лес», посвящена природе. Что мы имеем в виду, когда говорим «природа»? Для каждого понимание природы своё. Для кого-то - это просто звук, слово. Не все могут познать глубину, которая заключает в себя слово природа. Как же устанавливается связь человека с природой, как же познать и увидеть все тонкости этого мира? Есть одна возможность - стать настоящим человеком, эта возможность есть у всех, но один взращивает в себе ''хозяина'' природы, а другой чувствует себя маленькой частичкой в океане живого мира, мира природы: тогда каждая травинка, капля дождя или дуновение ветра воспринимаются как сама жизнь. Эта жизнь перекликается с миром эмоций, вызывая в добром человеке радость, восторг, умиротворение, а в дурном -злость, негодование, равнодушие. Как зеркало отражает наш облик, так и природа является отражением нашей души. Человек, который может запечатлеть образ природы через свои творения: музыку, рисунок, поэзию – является зрелым, состоявшимся и духовным. Так чувствует природу Е. Кувшинникова. В стихах этой главы чувствуется  состояние гармонии: каждому своё…

...И искры Божьего огня

И в море, и в листве.

''Искры Божьего огня'' - любовь и гармония. Вот что такое искра.Так задуман мир Богом, мир любви, равновесия и гармонии. Поэт прочувствовал и сумел в простых описаниях и сравнениях донести до нас такую глубокую истину.

        Постоянны параллели, которые проводит автор в стихах данной главы: природа, созданная Богом – творчество, стихи, созданные Поэтом – красота души. Стихотворения этой главы тоже наполнены звуками: это и звуки возрождающейся природы («Весна, сто солнечных ресниц! / На языке цветов и птиц…»,  «…Плывет цветущий, / Звучащий май…», «Раскаты грома ближе, ближе…», «Стеклянный день осенний. Тишина… И капли дождевые / Звучат чуть слышно…», «Кричит павлин, петух или Жар-птица…»),  и звуки возрождающейся души человеческой («Итак хотелось в мире том остаться. / И Бог нам улыбался сквозь листву!», «И холодно душе застывшей, одинокой, / Но вот ее края надежда обожгла»,  «И все, что есть в душе святого, / Дай Бог спасти и сохранить!», «Мне вдруг открылась вся картина мира» и др.).  

        Прочитав стихотворения главы «Бегущий лес», можно сказать, что главная цель, которую ставила перед собой Е. Кувшинникова, определена в следующих строчках:

И дорожить одной березой,

Как Божьим миром, как судьбой.

        Мир, который нас окружает, и мир в нашей душе – это творение Божие, об этом забывать человеку нельзя.

        О том, как рождаются стихи, о любви, о жизни, о том, какие философские проблемы волнуют человека, размышляет Е. Кувшинникова в стихах третьей главы «Я дарю тебе ветер». Лирическая героиня приобретает яркие черты неординарной личности:

  1. «Я дарю тебе ветер…»
  2. «Пустота. Сердечный сбой.

Ты уходишь. Бог с тобой…

Легкость. Крылья за спиной.

Я люблю. И Бог – со мной!»

  1. «Спроси меня – и я тебе отвечу.

…

Я рядом. Я с тобой…Спроси меня».

  1. «…

И с высот моих – камнем вниз.

На низине надежней жить!»

  1. «Живу, как прежде, милый.

Все хорошо. Пока».

  1. «…

И тогда я прошу: «Не меня –

Ты стихи мои больше люби!»

  1. «Я слов твоих не понимаю…

…Душа висит на волоске…»

Лирическая героиня и радуется, и грустит. То она как Ярославна («Не плачь, Ярославна: ведь счастье таится в тебе…») не то плачет, не то поет о своей любви. То как видеокассету просматривает свою жизнь («В одну и ту же реку не войти…»), понимая, что в прошлом мы были более честны и чисты:

Прекрасен фильм от неба до волны.

Он снят и срежиссирован умело…

Но все же, как чисты и как честны

Мы смотрим с фотографий черно-белых!

На живую нитку нанизывает жемчужины стихов Е. Кувшинникова, создавая бесценное поэтическое ожерелье.

        О тихой Родине, о культуре родного края, о знаменитых соотечественниках пишет автор в следующей главе «С любовью ко всему родному». Читая стихи этого раздела, разделяешь с автором любовь «ко всему родному». Привлекает внимание стихотворение «Порою грезится устало»[10]:

Порою грезится устало

Уединенье и покой,

Чтоб там лоскутным одеялом

от бед укрыться с головой.

Пора былая миновала,  

Когда все жили без затей.

И только чудо - покрывало  

Хранит тепло родных людей.

И длится память долгим эхом

Из стародавности веков.

Беды залатана прореха.

А счастье всё из лоскутков.  

Ликуют краски пёстрым хором.

От их цветенья жизнь светлей,

Сияет солнце над простором

Лоскутной родины моей!

Философия счастья, по мнению Е. Кувшинниковой, заключается в простой формуле: «Счастье – это любовь ко всему родному». В этом стихотворении слились воедино все поэтические краски: лоскутное одеяло, яркость лета, веселый цветник. Любовь к родине идет из сердца: «Любить родное – сердцем принимать…»

Заключительная, пятая глава называется «Фестиваль сновидений». Название главы определяет первое стихотворение «Я тебе говорила, а может быть, даже писала…». Что такое «страна сновидений»? Там интересно, красиво:

…цветут маргаритки в моем покаянном саду,

Что созрели опалы и в них прорастают кристаллы,

И мерцают, как тайна, и каждый похож на звезду…

Фантастическая, в какой-то степени космическая картина предстает перед нами. Непонятные, какие-то глубоко личные образы пугают читателя и в то же время завораживают: замкнутость круга, чувство покоя, пенье прибоя, морское волненье крови… А в результате – это всего лишь сон. Погружаясь в атмосферу фестиваля сновидений, читатель теряет ощущение реальности: сон ли, вымысел ли?

Нет преграды никакой

Между воздухом и вздохом,

Между словом и душой,

Между замыслом и Богом.

Тайна, по мнению поэта везде:

В нас тайна. Мы себя не знаем…

За легендами, рассказанными автором в этой главе, за фантастическими образами (карнавал, маски, жизнь из разноцветных лоскутков, металирика, окно выходит в сад и др.) все ярче выступает душа, душа поэта:

А главное, душа моя вольна.

Она летит, волнуется, тревожит.

Душа жива, и тем она полна,

Что, раз начавшись, кончиться не может.

В этих заключительных строчках сборника «Милость сердечная» Е. Кувшинникова говорит о вечности души. А это и есть то особое восприятие мира, которое имеет своей основой евангельские слова: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Прочитана последняя страница сборника «Милость сердечная». С каждой прочитанной строчкой открывался мир чистоты и милосердия…В душе появился образ, по началу не знакомой женщины, которая радовалась и печалилась, сострадала и тревожилась, наполняла своими стихотворениями пространство то нежностью, то любовью. Что эта за женщина? Какую судьбу она проживает на земле? Почему она так часто обращается к Богу?

Каждый человек несёт ответственность за свою судьбу, мы все её  творим своими руками, своими поступками, делами. Каждый из нас от рождения несёт определённую миссию. И чем бы эта женщина не занималась, какой бы профессией не владела, она выполняет своё предназначение. Она осветила лучом своих мыслей тот, почти непостижимый в этой жизни человеку высший мир света, мир, который источает гармонию и любовь к божественным творениям. Кем же станем мы? Что же мы можем сделать, для того, чтобы распознать этот луч, увидеть этот свет и почувствовать ту любовь, к тому, кто подарил нам жизнь? Мы все приходим в этот мир со своими ошибками, со своим отпечатком прошлого и каждому из нас дана возможность стать лучше, чище, справедливей. Порой мы осуждаем друг друга, раздражаемся, проявляем агрессию и ненависть, не задумываясь о том, что наши слова, чувства и мысли, как ядовитые змеи, жалят свою жертву. Кто-то живёт и не задумывается об этом, а кто-то, собрав всю волю, иногда проходя у кромки пропасти, с честью преодолевает свой путь, испытание, тогда-то и человек накапливает свой духовный опыт, который и является самой главной целью нашей жизни. В таких людях и просыпается то желание говорить, а может быть, кричать на весь мир о том, что такое любовь, истина, вера, надежда. Такой портрет поэта, хрупкой, но сильной женщины появился перед глазами после знакомства с этой книгой.

Литература:

  1. http://soshinenie.ru/mesto-i-rol-boga-v-tvorchestve-tarasa-shevchenko/ - школьный отличник        
  2. http://o-pravoslavii.ru
  3. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. 1-2, М., «Христианская литература», 2001.
  4. Кувшинникова Е.В. Милость сердечная: Стихи. – Ульяновск: ООО «Издательский центр «Пресса», 2007. – 112 с.


[1] http://soshinenie.ru/mesto-i-rol-boga-v-tvorchestve-tarasa-shevchenko/ - школьный отличник        

[2] Кувшинникова Е.В. Милость сердечная: Стихи. – Ульяновск: ООО «Издательский центр «Пресса», 2007. – 112 с.

[3] Там же, с. 86.

[4] Там же, с. 58.

[5] Там же, с. 5.

[6] Там же, с.6.

[7] Там же, с. 7.

[8] Там же, с. 9.

[9] Там же, с. 15.

[10] Там же, с. 78.


Поделиться:

Рождественский венок

Крутильный маятник своими руками

"Морская болезнь" у космонавтов

Сладость для сердца

Как нарисовать осеннее дерево акварелью