Работу выполнили:
ученицы 7 класса Егорова Александра
Хрипкова Елизавета
Руководитель Пузанова М. А. –учитель технологии ГОУ ЦО № 1423
Введение.
Объектом исследовательской работы является Герб Центра Образования 1423 ЮВАО города Москвы.В ходе исследования было выяснено, что герб разработан и создан по геральдическим законам по инициативе выпускников 2004 года.
Цель работы:
- познакомиться с историей создания Герба ЦО 1423;
- познакомиться с геральдикой;
- провести исследование на тему геральдической символики на конкретном примере (герб ЦО 1423);
- провести мониторинг учащихся и учителей;
-ознакомить учащихся ЦО с полученными исследованиями;
-создание презентационного материала для развития и расширения кругозора учащихся ЦО 1423 в области геральдических исследований;
-провести серию ознакомительных лекции по темам «Герб ЦО 1423», «Гимн ЦО 1423», «Флаг ЦО 1423» в 1-4 классах, 5-9классах.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_gotovyy_tekst_proekta.doc | 153 КБ |
ЮВАО города Москвы
Государственное Общеобразовательное Учреждение
Центр Образования №1423
Название работы: Герб Центра Образования 1423.
Номинация: Проектно-исследовательская работа
Вид работы: проект.
Выполнили:
ученицы 7 класса
Егорова Александра Евгеньевна
(12лет)
Хрипкова Елизавета Алексеевна
(13лет)
Руководитель проекта:
Пузанова Маргарита Алексеевна
учитель технологии
Москва 2011
Юго-Восточный округ города Москвы. Марьино.
Герб Центра Образования 1423.
Работу выполнили:
ученицы 7 класса Егорова Александра
Хрипкова Елизавета
Руководитель Пузанова М. А. –учитель технологии ГОУ ЦО № 1423
Введение.
Объектом исследовательской работы является Герб Центра Образования 1423 ЮВАО города Москвы. В ходе исследования было выяснено, что герб разработан и создан по геральдическим законам по инициативе выпускников 2004 года.
Цель работы:
- познакомиться с историей создания Герба ЦО 1423;
- познакомиться с геральдикой;
- провести исследование на тему геральдической символики на конкретном примере (герб ЦО 1423);
- провести мониторинг учащихся и учителей;
-ознакомить учащихся ЦО с полученными исследованиями;
-создание презентационного материала для развития и расширения кругозора учащихся ЦО 1423 в области геральдических исследований;
-провести серию ознакомительных лекции по темам «Герб ЦО 1423», «Гимн ЦО 1423», «Флаг ЦО 1423» в 1-4 классах, 5-9классах.
Юго-Восточный округ города Москвы. Марьино.
Герб Центра Образования 1423.
Наш Центр Образования находиться на территории одного из округов города Москвы, а если быть более точным – Юго-Восточного. Район “Марьино” расположен на юго-востоке Москвы, на левом берегу реки Москвы, к югу от платформы Перерва Курского направления Московской железной дороги; на западе граничит с микрорайоном “Курьяново” района Печатники на северо-западе граничит с районом “Люблино".
В списке памятников археологии Юго-Восточного округа значится как памятник эпохи позднего средневековья XIY -XYII в.в. требующий исследования. По утверждению историков свое название район этот получил благодаря деревни Марьино, которая не имела оборонительного рва и сооружений и скорее всего была названа по имени княгини Марии Ярославны, матери Ивана III, организовавшей данное поселение. Близкое расположение плодородных земель поймы Москвы-реки позволяет предполагать, что жители близлежайшей деревни промышляли ловом рыбы в озерах поймы, а на берегу одного из них— озера Нохтево и располагалась деревня.
В сохранившейся писцовой книге 1664 года находим их описание:«Села Коломенского, что за Москвою рекою, по сю сторону Москвы реки: деревня Декурьяново, а в ней крестьян 12 дворов, деревня Марьино, а в ней крестьян 9 дворов, деревня Батюнино, а в ней крестьян 11 дворов, да двор Алексейки Иванова, живет на Москве, кормится работаю. И всего в деревнях в Декурьянове и в Марьине и в Батюнине 32 двора, а людей в них 69 человек». В XVII в. деревня входила в состав Коломенской дворцовой волости. В XIX в. деревня числилась в Удельном ведомстве и в середине столетия в её 23 дворах (источники указывают на разные цифры. 41двор ) числилось 170 душ мужского пола и 159 женского.
К концу века население Марьина составило уже 517 человек.
В конце XIX в. близ Марьина, на Марьином и Красном лугах, задумали построить канализационные сооружения — поля орошения. Крестьяне долго противились этому, но город выкупил эти земли и приступил к строительству в 1892 г. Согласно записям уже в 1898 г. начала действовать первая очередь городской канализации. Она обошлась Москве в огромную по тем временам сумму в 2 млн. 879 тыс. рублей. Сами же Люблинские поля фильтрации заняли огромную территорию — более тысячи гектаров земли.
В 1977 году на месте деревни Марьиной начинается строительство нового жилого микрорайона, получившего в наследство своё имя - Марьино. Это было обусловлено вводом в действие Курьяновской станции аэрации. Поля постепенно были засыпаны, а на их месте появился новый район.
Продолжение строительства в 80-90-е годы на территории бывших полей орошения потребовало создания системы дренажей, связанных с прудами отстойниками и водоёмами- регуляторами для защиты жилого массива от грунтовых вод. Эти гидротехнические сооружения определили своеобразие муниципального района, включившего в свой состав и район- новостройку Марьинский парк.
В начале 90-х годов завершилось строительство уникальной новостройки г.Москвы - района “Марьино”. Пять микрорайонов современных жилых домов заселили около 90 тысяч жителей. В 1991 году был образован муниципальный округ “Марьино”, который впоследствии Решением Московской Городской Думы был переименован в район “Марьино”.
Появление нового района повлекло за собой и создание его исторической летописи, а началось все с проекта.
На первой неофициальной эмблеме района изображался храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и 27-этажные монолитные здания современной застройки Марьино. Согласно найденным описаниям и источникам он выглядел следующим образом (рис. 1)
В щите московской формы серебряное
Рис. 1. Эмблема района Марьино
(2000г.)
повышенное стропило в виде трехчастной арки с купольным завершением, сопровождаемое по сторонам в верхнем голубом поле двумя серебряными летящими чайками. В нижнем зелёном поле три узких пониженных золотых столба со скошенными верхними углами, средний столб уширен и повышен.
Серебряное стропило в виде трехчастной арки с купольным завершением символизирует первый в Марьино храм иконы Божией Матери “Утоли моя печали", построенный в 2001 году и являющийся одним из самых крупных храмов Москвы. Летящие чайки в голубом поле символизируют гнездовья перелётных птиц в излучине Москвы-реки, в том числе единственное в Москве поселение розовых озёрных чаек. Три золотых столба в зелёном поле символизируют характерный облик высотных зданий среди зелёных насаждений и парков в современной застройке Марьино.
В дальнейшем герб Марьино, созданный на основе проекта гербовой эмблемы района Марьино, стал выглядить как показано на рис.2 и окончательно был утверждён Решением муниципального Собрания 25 августа 2005 года.
Рис.2 Герб Марьино.
(2005г.)
"Герб пересечён трёхчастным выгнутым повышенным узким серебряным стропилом, напоминающим арочное завершение входа в храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", который был построен в 2001 году и является одним из крупных современных храмов Москвы и достопримечательностью района Марьино.
Две серебряные чайки в верхнем голубом поле символизируют крупное и единственное в черте города поселение чаек. Голубой цвет поля символизирует Москву-реку, окаймляющую район с юга, а также многочисленные водные объекты, озерки, водопады на территории района.
Три разновеликих усечённых узких золотых столба в нижнем зелёном поле символизируют современную застройку Марьино и запоминающийся облик 27-этажных монолитных зданий; золотой цвет столбов символизирует насыпные пески, на которых построен район. Зелёный цвет поля означает парки и зелёные насаждения".Центр образования №1423 был открыт 1 сентября 2001 года, как средняя общеобразовательная школа №1976, в новом 9-м микрорайоне Марьинского парка (Юго-Восточного административного округа города Москвы).
В школе много традиций и каждый выпуск оставляет свою, незабываемую память о себе. Третий Выпуск 2004 года "ЗВЕЗДНЫЙ" «подарил» центру образования герб школы. Эта идея была воплощена целой командой профессионалов во главе с первым директором школы Баталовым А.С.
Ребятами во главе с авторской группой (А.С. Баталов, Л.В. Молчанова, И.В. Пискунова) был создан эскиз, разработаны основные элементы будущего герба. Используя знания в области геральдике они внесли свой вклад и оставили память о себе.
Геральдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай)
специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.
Первые упоминания об использовании своего герба историки относят к 1120-1150гг. и связывают его появление с изменениями военного снаряжения в XI-начале XIIвеков. Воины, сражавшиеся под громоздкими шлемами являлись своего рода загадкою для зрителей или соперников, ведь получить информацию о человеке не видя его лица было весьма проблематично. Желание быть узнанным и привело к традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами. Первые эмблемы или геральдическая символика была простой, но со временем сложились правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Что же касается цвета, то первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные
зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий. В общем можно сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции].
Согласно собранным нами познаниями о составляющих герба он должен состоять из щита и внешней части. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.
Щит может иметь различную форму.
На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов.
Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Линии сечения могут быть разными.
Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя.
Возвращаясь к истокам нашего труда рассмотрим Герб Центра образования 1423. (рис.3)
Геральдическое описание герба Государственного образовательного учреждения Центра образования №1423 города Москвы гласит: «В зеленом поле щита – золотой, обращенный вправо, сокол c воздетыми крыльями, вооруженный червлеными (красными) лапами, клювом и глазом, стоящий на левой ноге и держащий в правой - серебряный свиток, а в клюве серебряную веточку лавра о трех листьях и двух ягодах; сопровождаемый положенной в пояс червленой (красной), мурованной золотом, зубчатой (в виде литеры «М») стеной.
Рис.3 Герб ЦО 1423
Щитодержатели – золотые с червлеными (красными) языками и копытами единороги на золотом подножии из растительного орнамента, переплетающегося в виде числа «1976» (первый исторический номер образовательного учреждения, под которым оно функционировало с 2001 года по 2006 год). Девиз «Тверды в правилах» начертан золотыми литерами на зеленой с золотыми узкими (по одной с каждого края) полосками ленте, переплетенной с орнаментом подножия.За щитом – положенные накрест серебряные факелы с червлеными, украшенными золотом, огнями. Между ними над щитом причудливо переплетающиеся (в виде литеры «Ш») червленая и зеленая ленты, подбитые золотом.
Правая геральдическая сторона находится слева от зрителя.
Нам стало интересно, что же обозначают фигуры изображенные на гербе.
Фигуры в щите герба:
Сокол – в геральдике символ ума, красоты, храбрости.
Свиток – символ учености, отношения к большой науке.
Золото - символизирует справедливость, милосердие, богатство, знатность, самостоятельность.
Серебро – символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности, невинности.
Сокол золотой, держащий серебряный свиток – символизирует коллектив Центра образования (сообщество педагогов, учеников, воспитанников и родителей), который отличается высоким профессионализмом, постоянным стремлением к совершенствованию учебного процесса; смело экспериментирует в поиске новых форм работы; ставит целью создание адаптивных условий для развития личности каждого учащегося, раскрывая богатство их души, приучая к самостоятельности, воспитывая на принципах справедливости, милосердия, чистосердечности, благородства и откровенности.
Лавровая ветвь – символ славы, величия и победы. Изображение ее на гербе обозначает достижения Центра образования в учебе, спорте, художественном творчестве.
Изображение кирпичной стены, похожей на стену Московского Кремля, указывает в гербе на то, что речь идет о московском образовательном учреждении.
Зеленый цвет – символизирует радость, свободу, мир, плодородие, изобилие.
Поле щита зеленого цвета символизирует жизненный рост, то есть подрастающее поколение; отражает царящую в Центре образования общую атмосферу радости, взаимопонимания, мира и согласия.
Щит опирается на два скрещенных факела – символа правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить. Использование в изображении герба этих символов усиливает значение герба как эмблемы учебного заведения – Центра образования.
Геральдические придаточные знаки роскоши (обрамляют герб):
Щитодержатели в виде единорогов – мифических животных с телом лошади, львиным хвостом и длинным витым рогом на лбу. Символизируют силу, непобедимость, устрашение, оберегают от злых чар. В христианстве – символ чистоты и девственности.
Девиз «Тверды в правилах» - обозначает основное кредо Центра образования, а именно: всегда быть верными своим традициям, нравственным принципам, данным обязательствам, никогда не отступать от намеченных целей.
Ленты, переплетенные над щитом в виде литеры «Ш», и растительный орнамент подножия в виде числа «1976» - читаются как «школа №1976» (исторически первоначальное название образовательного учреждения в период с 2001 года по 2006 год). Цвет лент (зеленый, красный, золотой) соответствует цвету фигур и поля щита.
Таким образом, мы рассмотрели как теоретическую, так и практическую части геральдики, но вопрос о классификации, а точнее на разделение по родам вызвал у нас затруднение. Согласно теории «в настоящее время различаются следующие роды гербов:
1) Гербы государственные, составляющие эмблемы земель, вошедших в состав государства.Они часто служат и гербами коронованных особ, стоящих во главе государства;
2) Гербы губерний, областей и городов;
3) Гербы обществ, корпораций, компаний и др.;
4) фамильные или родовые Гербы, переходящие по наследству лицам одного рода;
5) наследственные Гербы — когда герб переходит к лицу того же рода путем наследства, причем к гербу этого лица присоединяется или весь герб, или только некоторые эмблемы из герба наследодателя;
6) пожалованные Гербы, жалуемые при возведении в какое-либо достоинство.»
Мы задумались: к какому роду отнести Герб ЦО 1423? Решили, что отнесем его к Гербам обществ, корпораций и др.
Получив интересующую нас информацию, мы задались вопросом:
А все ли ученики и педагоги нашей школы знают о Гербе ЦО 1423?
Для выяснения поставленного вопроса была создана активная группа перед которой встали следующие цели:
1.Провести опрос среди учащихся и учителей школы (вопросы даны в приложениях)
2. Проанализировать полученные ответы (обработать результаты опроса)
3. Составить картину положения.
4. Разработать план по информатизации ученического и педагогического коллектива.
Для выполнения исследовательской части работы
1. мы взяли несколько групп:
1 группа - учащиеся 3-4 классов (50 человек)
2 группа - учащиеся 5-7 классов (65 человек)
3 группа - учащиеся 10 классов (20 человек)
4 группа - учителя Центра Образования (25 человек)
В нашем исследовании приняли участие 160 человек школы.
2. Провели опрос по параллелям (диаграммы и таблицы даны в приложениях) и выяснили что:
-большинство учащихся начальной школы не знают, что первоначально ЦО 1423 именовался СОШ № 1976
На самом деле сопоставив дату прихода их в ЦО, и дату переименования мы поняли, что на тот момент они еще не обучались в нашей школе.
- учащихся средней школы на 1 вопрос ответили утвердительно, что нас не удивило, ведь изображение Герба ЦО 1423 ежедневно встречает нас в фойе школы на первом этаже
- ученики старшей школы, обучающиеся не первый год в ЦО 1423 справились с опросным листом, а «новички» не смогли справиться с 5 и 6 вопросами.
-учителя нашей школы выдали блестящий результат.
Проанализировав сложившуюся ситуацию мы решили, что обязательно должны провести ряд ознакомительных лекций для 1-4 классов и 5-9 классов.
Для выполнения поставленной задачи мы начали выполнять презентацию с общим названием «Символика ЦО 1423», а в январе 2012года решили провести ознакомительную лекцию по параллелям. Согласие и поддержку школьного совета мы уже получили и в дальнейшем готовы воплотить свою идею в жизнь.
Заключение.
В ходе работы мы узнали много интересного и нового, познакомились с историей возникновения геральдики - специальной исторической дисциплиной, занимающейся изучением гербов, а также традициями и практикой их использования.
Изучая и рассматривая на конкретном примере (Герба ЦО 1423) научились составлять и обрабатывать опросные листы, выяснили, что учащиеся начальной школы проявляют «живой» интерес к истории ЦО 1423. Для них было своего рода открытием, что до 2006года наш Центр Образования носил другое название – СОШ 1976.Составили план по воплощению поставленных целей и разработали макет презентационного материала для лекций по темам: «Герб ЦО 1423», «Гимн ЦО 1423», «Флаг ЦО 1423» в 1 - 4 классах, 5- 9классах. Планируем к концу 2011года закончить серию презентаций. Также мы обратились к совету школы за поддержкой. Учащикся 10-11классов активно откликнулись и предложили нам свою помощь.
Использованная литература.
1. Аверьянов К.А. История московских районов. М.:АСТ.Астрель, 2005.
2.Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. М.: ТЕРРА. Книжный клуб, 2001.
3.Медведев М. Ю. Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка . Геральдика или истинная наука о гербах. СПб.: Гербы и флаги, 2008.
4. Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. М.: ЭКСМО, 2005.
5. Пастуро М. Геральдика / Пер. с фр. А. Кавтаскина. М.: Астрель: АСТ, 2003.
6. Сайт Управы Марьино http://uprava.maryno.net/
7. Сайт ЦО 1423 http://ed-center1423.ru/
Приложения.
Вопросы для проведения исследования по теме «Герб ЦО 1423»
Ф.И. (заполняется по желанию)_____________________________________
Класс___________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________
В ходе опроса были созданы следующие группы:
1 группа - учащиеся 3-4 классов
2 группа - учащиеся 5-7 классов
3 группа - учащиеся 10 классов
4 группа - учителя Центра Образования
В поисках капитана Гранта
Пока бьют часы
Сочини стихи, Машина
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Упрямый зяблик