В данном материале содержаться тестовые задания по биологии для учащихся 9 класса, которые могут быть использованы на консультациях.
Вложение | Размер |
---|---|
gia_biologiya_9_klass.docx | 293.97 КБ |
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII?
1) моделирование
2) наблюдение
3) эксперимент
4) измерение
А2. Какую из перечисленных функций выполняет изображенный на рисунке органоид клетки?
1) синтез белка
2) выделение
3) фотосинтез
4) дыхание
А3. Что содержится в черных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мухора?
1) микроскопические семена
2) питательные вещества
3) минеральные соли
4) споры
А4. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1) Моховидные
2) Голосеменные
3) Покрытосеменные
4) Хвощевидные
А5. Почему, перед тем, как поставить срезанные цветы в воду, следует удалить с побега все нижние листья?
1) уменьшится испарение влаги
2) растения станут более привлекательными
3) повысится скорость фотосинтеза в оставшихся листьях
4) улучшится движение питательных веществ по побегу
А6. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для бабочки капустной белянки?
1) яйцо → бабочка
2) яйцо → бабочка → личинка
3) яйцо → личинка → куколка → бабочка
4) яйцо → куколка → личинка → бабочка
А7. Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде?
1) летающими насекомыми
2) мышевидными грызунами
3) твердыми плодами
4) зелеными побегами
А8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) общий план строения
2) уровень обмена веществ
3) строение передних конечностей
4) забота о потомстве
А9. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?
1) кровеносную
2) эндокринную
3) пищеварительную
4) выделительную
А10. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен рабочий орган?
1) 1
2) 2
3) 4
4) 5
А11. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая слуховую зону коры головного мозга?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А12. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный
2) искусственный активный
3) естественный приобретенный
4) искусственный пассивный
А13. Кровь в организме человека превращается из венозной в артериальную после выхода из
1) капилляров легких
2) левого предсердия
3) капилляров печени
4) правого желудочка
А14. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей
А15. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет процедуры, изображенной на фотографии?
1) D
2) С
3) А
4) В1
А16. Обонятельные рецепторы у человека расположены в
1) ротовой полости
2) носовой полости
3) области мягкого неба
4) области гортани
А17. Какой из приведенных видов деятельности человека по И.П. Павлову может быть отнесен к условно-рефлекторной?
1) соблюдение привычного режима дня
2) поворот человеком головы на незнакомый звук
3) написание картины художником
4) отдергивание руки от горячего предмета
А18. Ношение очков с двояковыпуклыми линзами помогает при
1) дальнозоркости
2) дальтонизме
3) катаракте
4) близорукости
А19. Рассмотрите рентгеновский снимок нижней конечности человека. Какая травма опорно-двигательного аппарата изображена на снимке?
1) вывих
2) перелом
3) разрыв связок
4) ушиб
А20. На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде обитания должно жить животное, чтобы так питаться?
1) почвенной
2)организменной
3) наземно-воздушной
4) водной
А21. Благодаря деятельности дождевых червей в экосистемах происходит
1) подавление развития почвенных организмов
2) повреждение корней растений
3) распространение возбудителей заболеваний растений
4) повышение плодородия почвы
А22. Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа. (По оси x – отложена концентрация углекислого газа, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза.) Чему будет равна относительная скорость фотосинтеза, если концентрация углекислого газа в воздухе теплицы будет составлять 0,03%?
Концентрация углекислого газа (%, об.)
1) 10
2) 18
3) 25
4) 32
А23. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.Объект Процесс
ядро хранение информации
деление клетки
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
А24 Каким критерием вида из числа перечисленных вы воспользуетесь,
определяя видовую принадлежность изображенных на рисунках животных?
1) этологическим
2) физиологическим
3) экологическим
4) географическим
В1 Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных? Выберите
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) характеризуются многообразием жизненных форм
2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами
Ответ: __________________
В2
Установите соответствие между железой и характеристикой, которая ей
соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите
позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗА A) недостаток вырабатываемого гормона вызывает
сахарный диабет
1) надпочечник
Б) вырабатывает гормон инсулин 2)
В) железа смешанной секреции
Г) вырабатывает гормон адреналин
поджелудочная
Д) состоит из коркового и мозгового слоя
E) железа парная
В3
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с
фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови,
пока не увидите четкое изображение крови лягушки
Ответ: __________________
В4
Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из
предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся
последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические
для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о
структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается
с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при
участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил
название _________(Г), а второй – трансляция.
Перечень терминов:
1) иРНК
2) ДНК
3) транскрипция
4) мутация
5) ген
6) рибосома
7) комплекс Гольджи
8) фенотип
Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из
своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время
еды».
Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма
возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.
Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных»
и выполните задания C2–C3.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ
Биологи XIX в. Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли
причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у
животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к
образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться
в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства.
Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких
деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки
на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Недаром
ученый считал, что не упражняемый орган постепенно исчезает, а
упражняемый совершенствуется. Кроме того, Ламарк полагал, что
приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда
полезны, и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизм эволюции, предположил, что
причинами появления отличий между особями одного вида являются
наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный
отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из
них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу,
воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки
оказываются полезными для особи в определенных условиях среды,
помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным
отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с
вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый
подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в
процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с
определенными, нужными селекционеру, признаками и получает
разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе
происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают
особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей
среды
Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных». Заполните
в таблице «Сравнительная характеристика ученых на причины
возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами
1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно.
Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ УЧЕНЫХ НА
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У
ЖИВОТНЫХ
Вопросы для сравнения По Ламарку По Дарвину
Каковы причины появления
рогов у предка оленя?
Внутреннее стрем-
ление к совершен-
ству через упраж-
нения.
1
Каково значение новых
признаков для организмов?
2 Могут быть вредными и
полезными. Новые призна-
ки либо сохраняются, либо
отсеиваются.
Будут ли через несколько
поколений рождаться бес-
хвостые щенята, если их
родителям удалять хвосты?
3 Щенята всех поколений
будут рождаться хвоста-
тыми.
Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у
животных» и знания курса, объясните, каким образом у клена могло
возникнуть приспособление к распространению плодов-крылаток.
C2__
заданий А1–А24 выставляется 1 балл.
№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1 4 А10 4 А19 2
А2 3 А11 1 А20 3
А3 4 А12 3 А21 4
А4 1 А13 1 А22 3
А5 1 А14 4 А23 2
А6 3 А15 1 А24 1
А7 3 А16 2
А8 3 А17 1
А9 2 А18 1
верный ответ на каждое из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.
За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две
любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других
случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в
правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до
0 баллов включительно).
За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и
0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.
За ответы на задания В3и В4 выставляется 1 балл, если на любой одной
позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне
ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
№ задания Ответ
В1 156
В2 222111
В3 43251
В4 5163
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С
РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и
правильности ответа.
Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из
своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время
еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма
возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Аппетит – эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в
пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть.
2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов
возбуждения. Попавшая в желудок пища усиливает импульсы от
рецепторов желудка идущие в мозг, вызывая потребность в новом ее
приеме.
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит
биологических ошибок. 2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит
негрубые биологические ошибки.
1
Ответ включает один-два элемента при наличии грубых
биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает один из названных выше элементов при наличии
негрубых биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2
С1__
Флейта и Ветер
Рыжие листья
Простые новогодние шары из бумаги
Извержение вулкана
Два петушка