Исследовательская статья ученицы 8 класса посвящена иконописи, ее значению, описанию икон в местном приходе и домах односельчан. Может использоваться на уроках православной культуры, МХК.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_podelcova.docx | 58.24 КБ |
МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
Исследовательский реферат
Культурология
Православная икона в доме моих односельчан.
Автор: Подельцова Юлия, 8«б» класс
Руководитель: Дегтева Н.А.
с. Тасеево 2012
Содержание
1).История русской иконописи………………………………………стр.5
2)Как создавалась икона?.....................................................................стр.6
3)Психология иконы………………………………………………….стр.7-8
4)Цветовая гамма иконы……………………………………………..стр.9-10
Заключение……………………………………………………………...стр.17
Список литературы……………………………………………………….стр.19
I.ВВЕДЕНИЕ.
1. Введение
«Красота ее не сказана, исписана дивно, величества красоты ее не можно исповедать, высоте и величествам и впрочем, дивно устроена», - написано в летописи.
На уроке МХК мы изучали тему «Древнерусская живопись - иконография». Нам предложили описать иконы (с точки зрения искусства), узнать историю происхождения образа. Раньше к иконам я относилась как к простым картинам, но, изучив историю их происхождения, авторов, я стала по-другому смотреть на них, понимать их смысл, назначение, духовную ценность. У нас дома находится икона с изображением Иисуса Христа.. Она очень старая. Откуда она появилась? Кто ее автор? В какое время она создавалась? Есть ли иконы в домах моих односельчан, для каких целей они служат?
Эти вопросы меня очень заинтересовали, и в своей исследовательской работе я попытаюсь ответить на них.
Темой своего исследования я выбрала русскую иконопись. Ни в одной стране мира не развито это искусство так, как у нас на Руси. Я смотрю на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, и понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот что ассоциируется со словами «храм», «икона». Именно этого ощущения чистоты очень не хватает в повседневной жизни. А ведь прекрасное рядом! Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться…
Что мы знаем про иконы? Зачем они нужны? Кто были люди, писавшие их, о чем они думали, чем жили? Если начать искать ответы на эти вопросы, то наши традиционные представления об иконописи в корне изменятся, больше того, откроется целый мир нового. В этом я убедилась, занимаясь подготовкой этого реферата. Икона – это плод души просветленных людей, и она несет на небеса…
Меня заинтересовало, а как же создавалась икона – величайший жанр русского искусства? Какое место она занимает в нашем доме?
Цель моей работы – узнать, как создавалась икона на Руси, какое место она занимает в домах жителей села, и происхождение икон в местном церковном приходе.
Задачи:
Методы моего исследования:
Достичь названной цели я могла, решив ряд поставленных задач, и они помогли мне сформулировать
Гипотеза исследования: иконы есть почти в каждом доме с. Тасеева, но знают ли жители историю появления икон в доме, значения красок, названия икон, имена иконописцев.
Предмет исследования:
- информационные материалы по данной проблеме
- знания жителей села
Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы в школе, в работе библиотеки., в музее.
II.Русская иконопись
Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Её нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Готовя данный реферат, я изучила ряд источников, из которых ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений.
Одни авторы (Л.Любимов «Искусство древней Руси») сосредоточили все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ, на истории иконографии на территории древней Руси. Других (Дмитриев А. «Очерки древнерусского искусства») занимает изобразительная сторона иконописи, то есть ее иконография. Третьи (Розанов В. «Философия образа») пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно - философский смысл.
На уроках искусства мы знакомимся с русской иконографией, историей ее создания, путями развития. На уроках истории, литературы, МХК нам много говорят о скульптурах Греции, об искусстве Запада. А вот свое искусство мы знаем плохо, а жаль, ведь это наши предки, наша история, наша духовная культура. Почти у каждого из нас в доме находятся иконы, но они бумажные, полиграфические, многие из них переходят по наследству от бабушек и прабабушек. Нас отучили верить в бога (такова была идеология правящей партии), но иконы остались, и мы почитаем их и их красоту, даже порой не зная, кто на них изображен и почему это изображение считается святым.
Иконопись почиталась на Руси всегда, написать икону было самым высоким и сложным искусством. Краски – это душа русской иконописи, в них ярко проявились народные вкусы, жизнерадостность.
«Красота ее не сказана, исписана дивно, величества красоты ее не можно исповедать, высотно те и величествам и впрочем, дивно устроена», - так об иконах пишут древние письменные памятники- летописи. Может быть, со временем к нам вернётся вера, но пока иконы для нас – символ красоты, мы гордимся искусством наших древнерусских мастеров, духовной историей нашего народа.
Иконы постоянно жили с русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией это одновременно знакомство с историческим прошлым России.
По преданию, первой иконой был кусок ткани, на котором отпечатался лик Христа. Изображения бога в телесном образе многим христианам казалось идолопоклонством. Ведь и античных богов, которых сторонники Христа считали демонами, изображали и в скульптуре, и в живописи, чтобы поклоняться этим изображениям.
1).История русской иконописи.
Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых , напротив, очень мало.
Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам (во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения язычников), а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.
Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.
Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослужения.
В подземном кладбище Еремия найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря, исцеляющего «бесноватого отрока», Ионы, выброшенного на берег Китом, и другие. В катакомбе Марцеллина и Петра находится изображение поклонения волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой.
Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв, заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещяющего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку.
Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был из Ветхого Завета.
2) Как создавалась икона.
Всякая икона начинается с доски-цки, так называли ее в старину. Доску изготавливал деревщик, то есть плотник. Предпочитали липу, в ней меньше сучков, и она не так сильно коробится, но нередко писали и на сосновых, еловых, лиственных досках. Деревщик тщательно выглаживал цку и средник. На обратной стороне (затыли) набивались или врезались одна - две поперечины планки-шпоны, которые должны были препятствовать короблению досок при высыхании. Впрочем, они не очень помогали, доска все равно выгибалась со временем, а шпоны выскакивали из пазов. После доска переходила иконописцу. Лицевую сторону он заклеивал холстиной-паволокой, а поверх нее накладывал леквас-грунт под живопись. Леквасить доску доверяли не всякому подмастерью, работа эта была сложная: варили клей из кожи, толкли мел, просеивали, смешивали ее с клеем до тех пор, пока не будет похож на сливки, а потом уже накладывали в несколько слоев, выглаживая лопаточкой, ладонью, пемзой и хвощей.
Теперь можно было приступать к работе. Что писать- определял заказчик, будь то царский двор, монастырь, боярин, купец или ремесленник. Иконы нужны были всем. Итак, когда все уже было готово, мастер приступал к работе. Сверяясь с лицевым подлинником, какой святой справа, какой слева, кто молодой, кто с длинной белой бородой, мастер тоненькой кисточкой или иглой наносит рисунок и принимается писать красками – вапаям. Краски были минеральные и органические, их растирали в плошках на яичных желтках.
Писание икон требовало величайшей тщательности и сосредоточенности. Для древнего художника это не было обычным ремеслом вроде сапожного или кузнечного, а занятием в высшей степени - богоугодным. Сначала мастер «раскрывал» икону, то есть намечал основные цвета и отношение между ними. Потом вновь проходил кистью по контурам, накладывал тени, выявлял объем. Затем писал одежды, если требовался сюжет, то землю, пейзаж, архитектуру и, наконец, самое важное – лики.
3) Психология иконы.
Иконопись – большое, зрелое искусство. В основе ее – глубокое понимание вещей, высочайшее художественное мастерство, передать это словами очень трудно, так как в иконе все выражено через особую форму, которая всегда содержит внутренний многозначный смысл.
В иконописи выработалось особое понимание рисунка, композиции, пространства, цвета и красок.
В большинстве икон мы сразу узнаем людей, животных, деревья, здания. Но значение рисунка опознавательным смыслом не ограничивалось. Рисунок мог скрыть в предметах их родство друг с другом. Графическая метафора – обычное явление русской иконописи: поэтому поэтическое уподобление человека горе, башне, дереву, цветку, стройной вазе. Контур является не только границей предметов, но и обладает способностью передавать их внутренние силы, движения.
Композиция – особенно сильная сторона древнерусских икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится небо, иногда под ней – преисподняя. Христианский храм мыслился как подобие мира, космоса, а купол – небосвод. Соответственно этому едва ли не каждая икона понималась как подобие храма и вместе с тем как модель космоса.
Православная икона не ограничивалась общими представлениями о мире, она воплощалась в изображении событий жизни Христа, Марии, Святых. В стремлении доискаться основ среди многочисленных мотивов выбирала наиболее постоянные, устойчивые. Таковы сцены рождения святого, его учения, посвящения в сан, деяний во благо других людей, и, наконец, последние сцены – Успение.
Иконописная живопись – это искусство символическое, обычно символизм икон сводят к мотивам, в которых то или другое положение церковное, а учения олицетворяют условно принятые фигуры или предметы.
Нет оснований считать, что иконописцы- мастера рассматривали свое искусство всего лишь как плод воображения. Наоборот, они были глубоко уверены в том, что творчество дает возможность проникнуть в истину, коснуться тайны бытия, и они были по-своему правы.
Что же это такое – икона? Какое понимание ее должно быть первичным: религиозное ли, искусствоведческое, историческое? У каждого ответ на этот вопрос свой. Но одно ясно: мы не должны воспринимать иконы как портреты святых, также нельзя видеть в иконописи выражение идолопоклонничества.
Одним из первых исследователей русской иконы был Е. Трубецкой. В своей работе «Умозрение в красках» он выявляет важнейшие психологические особенности иконы, прежде всего русской, как особого, ни на какой другой непохожего,жанра.(3)
Иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в русской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства, и, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся под этой копотью. Только теперь, благодаря изумительным успехам современной техники очистки, мы увидели эти краски отдаленных веков, и миф о "темной иконе" разлетелся.
Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие нашего неумения хранить эти памятники старины. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда - изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую, внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.
4).Цветовая гамма иконы.
Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски русских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. Русская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Трубецкой пишет:
«Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых.
Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее. Таким образом, мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.
Однако иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара.
Такова в нашей иконописи иерархия красок «солнца незаходного».
Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название “ассист”. Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота; это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.»(3)
Меня заинтересовало, а знают ли мои одноклассники, что такое иконопись, как создается икона и какие иконы они знают, есть ли у них дома иконы?
Я провела анкетирование. ( На начало сентября, до того периода, пока ребята не начали изучать раздел МХК – древнерусскую живопись,опрошено 35 человек из 8х классов). Оказалось, что иконы в доме есть у 29 человек, об иконописи слышало 26 человек, как создается икона, не знает никто (технологию создания), названия икон (самых известных, таких как «Троица», «Владимирская богоматерь») знает 11 человек. Из этого следует, что искусство иконописи многим не знакомо, но некоторые ребята заинтересовались иконописью, это наше духовное наследие, наша история, которую мы должны знать и ценить.
III. История одной иконы.
«Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь»,- Л.Любимов.
В доме моей знакомой находится старая икона, написанная на доске. Ее в семье передают из поколения в поколение. Эту икону с изображением Иисуса Христа отнесли в нашу церковь Святого Богоявления Господня к отцу иерею Сергию Рудмину с просьбой оказать консультацию по вопросу происхождения иконы и ее авторства. Отец Сергий, осмотрев икону, сказал, что она написана в конце 19в. неизвестным деревенским мастером-иконописцем, которых в то время было много на Руси. В каждом населенном пункте был свой художник-иконописец (в деревне их звали богомазами), это были люди достаточно художественно образованные, многие из них получили первоначальное церковное образование, о чем свидетельствует техника написания данной иконы. Но имен их никто не помнит, да это и не главное в иконописи, известны лишь великие мастера, такие как Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Ушаков. На Руси иконописцев было много, ведь в каждом доме была икона, и мастера работали , творили богоугодное дело. Икона написана на кедровой доске, вернее, отходов от доски, так называемом куске горбыля, о чем свидетельствует обратная сторона иконы, неровная, подточенная жуками-древоточцами (по-видимому, долгое время доска была с корой дерева). Образ Христа находился в окладе, до сих пор остались следы от гвоздей, которыми прикреплялся оклад к доске. Оставался свободным только лик, и поэтому он и сейчас выделяется на иконе. Оклад, по словам батюшки, мог быть простым: либо фольга, либо медь, скорее всего, оклад был изготовлен из фольги, это самый распространенный материал для окладов в деревне. Но изображение заслуживает самого глубокого уважения: оно написано «с чистою душой и верой в бога». Неизвестный художник подобрал самые чистые, самые светлые краски, нанес светотень, и образ стал живым. Когда принесли в класс на урок эту икону, мои одноклассники были буквально заворожены этим образом, и каждому хотелось прикоснуться к этому старому изображению, почувствовать его теплоту, древность (хотя многие из ребят атеисты), но такова сила настоящего искусства, которому хочется поклониться и дотронуться до него, чтобы почувствовать древность времен, прикоснуться к духовной стороне нашей жизни. И когда рассказывали о происхождении иконы, (ее, по-видимому, скрывали во времена гражданской войны, прабабушка украдкой благословляла ею сына, уходившего на войну, и молилась пред нею за победу и возвращение домой, ею благословляли молодых), в классе, всегда подвижном и шумном, стояла завораживающая тишина. Это и есть настоящее искусство. «Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь»,- писал исследователь древнерусского искусства Л.Любимов.
Мы сравнили технику написания современной иконы (20-21в) и иконы 19в. Каноны написания остались традиционными, подбор красок, светотень, расположение образа, но на этой деревянной иконе лик как живой, ему хочется поклониться, он все видит и понимает, и, наверное, помогает страждущим, верящим в него. Поэтому ребята из нашей школы (а эту икону посмотрели все учащиеся 8-11классов), обычно шумные и жизнерадостные, умолкли, рассматривая образ, запечатленный неизвестным художником. В этом и заключается сила искусства – живой как жизнь. Боль, страдание за людей, жалость, и, мне кажется, немой укор в глазах Иисуса Христа. То же самое, тот же лик изображен и на современных иконах, выполненных в технологии современной полиграфии. И все-таки нет той теплоты красок, их много, икон-картинок, выполненных по шаблону, но нет самого главного - человеческой души, вложенной в образ. И, конечно, заслуживает уважения и поклонения возраст иконы - более 100 лет.
Я видела иконы красивые внешне, в серебряных окладах, современные. Но эта, написанная на доске неизвестным деревенским мастером, ближе и дороже, потому что она передается в их семье по наследству, реликвия, когда - нибудь она будут находиться и в другом доме, и новая хозяйка будет рассказывать своим детям о ней, передав ее им, как самое драгоценное сокровище.
Священник отец Сергий сказал, что данная икона особой художественной ценности не представляет, но духовная ценность ее велика. Конечно, хорошо было бы ее отреставрировать, оправить в оклад, хотя для ее возраста она прекрасно сохранилась (ей более 100 лет). Предполагают, что иконы сами могут восстанавливать свой первоначальный цвет, и об этом говорят многие факты.
Кто же он был, неизвестный иконописец? Почему мы невольно замолкаем, глядя в печальные, видящие всю нашу душу глаза святого образа? Почему хочется преклонить перед нею колена и прошептать : « Господи, спаси и помилуй». История об этом умалчивает. Ее бабушка говорит, что эта икона передается в семье по наследству, и образу много лет, она тоже досталась от ее бабушки очень давно, и, естественно, автора никто не помнит. Да, наверное, это и не главное, кто ее написал, авторы-иконописцы не оставляли своих имен, но глядя на образ, мы невольно задумываемся и о неизвестном умельце-иконописце, «изографе, богомазе», как их называли в древности, человеке, несомненно, талантливом и высокодуховном.
Великий философ Д.Дидро писал: «Всякое произведение живописи должно быть выражением одной большой идеи, должно быть поучительно для зрителя». Это относится в полной мере и для церковной живописи. В Тасеевском приходе Святого Богоявления есть две иконы, написанные канским иконописцем Георгием Варгуленко. Им же расписан храм (иконостас) в г.Канске. Иконы его кисти находятся в окладах, которые он сам изготавливает, расписывает иконостасы, пишет иконы сибирских святых и великомучеников. Одна из самых знаменитых его икон- Святой мученик Даниил Ачинский. Для писания икон художник получил архиерейское благословление, и иконы его кисти находятся во многих храмах края. Это причисленные к лику святых служители церкви, погибшие во имя веры в гражданскую войну. Икона Святого мученика Димитрия Апанского, священника из с.Абан, замученного во времена гражданской войны на территории Тасеевского района в 1919 году и причисленного Архиерейским Собором за мученический подвиг к лику святых, находится в нашем приходе со времени его открытия.
Икона написана по всем церковным канонам. Прост и светел лик святого. Золотые, светлые одежды его подчеркивают простоту и скромность, некую даже парадность облика. Но глаза мученика выражают скорбь за весь многострадальный русский народ и те муки, которые он принес ради веры и погиб за нее. Дорожки слез пролегают через скорбный лик, слезы эти не от физической боли, которую претерпел отец Димитрий, а «за заблудших овец пред престолом Божьим». «…и горе наше неподдельно, и слезы не притворны…» . В Свято-Троицком соборе г.Канска находятся 2 иконы св.муч. Димитрия Апанского, и одна – в приходе Св. Богоявления Господня с.Тасеева.
IV. Иконы в доме моих односельчан.
Для достижения моей цели мною были опрошены жители 25 домов и 43 учащихся 8-11 классов с. Тасеева по таким вопросам:
Доказательством также служат и результаты опроса:
В целях пропаганды знаний по данной теме я провела классные часы в 8 и 9 классах. Отец Сергий высоко оценил мою реферативную работу, назвав ее вкладом в духовную культуру района и края. Свою работу я предложила на выставку в районную библиотеку, где она выставлена в рубрике «Краеведение и культура»., а также на сайте http://nsportal.ru/degteva-nelli-antonovna в Проекте для одаренных детей "
Л.Н.Толстой писал: «Самая возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческие сердца». Когда мы читаем о древней иконописи, любуемся строгой красотой куполов, смотрим на старые фотографии церквей и икон, разрушенных и поруганных в период гражданской войны, становится больно, что такую Красоту не уберегли. Наша задача - по возможности это исправить. «Гордиться славою и искусством своих предков не только можно, но и должно; не уважать оных есть постыдное малодушие»,- писал А.С.Пушкин. И мы об этом помним. В Библии есть пророческие слова о том, что есть время разбрасывать камни и их собирать. Время собирать камни уже наступило. Я надеюсь, что моему исследованию уготована дальнейшая жизнь, требует изучения иконопись староверов в д.Луговая и Усть-Кайтым, с. Троицк, (по некоторым сведениям, там находятся иконы 16-19 веков) у многих жителей села так же есть старинные иконы. А я в своей маленькой работе только прикоснулась к великому чуду – православной иконе.
V. Значение иконописи для духовного развития русского общества.
Русская иконопись – одно из крупнейших явлений мирового искусства, явление своеобразное, неповторимое, обладающее огромной художественной ценностью. Она порождена особыми условиями развития нашей страны. Созданные ею сокровища – всеобщее достояние. По удельному весу древнюю иконопись можно поставить рядом с вазописью греков, византийской мозаикой, иранской миниатюрой, алтарными образцами раннего возрождения.
Для нас русская иконопись представляет огромную ценность, потому что она предвосхитила многие особенности более позднего искусства творения таких мастеров как А.Иванов, В.Суриков, М.Врубель, эстетические принципы великой русской художественной культуры нового времени. Икона - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг другу. Несмотря на многочисленные гонения и уничтожения икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Со времен петровской реформы и вплоть до начала XX века иконами почти никто не интересовался. Сегодня это не только извлеченные из забвения памятники старины, но и признанные эстетические ценности.
Икона – выражение света неба – сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения культуры? Возможно. Нужно только помнить, что главное «возрождение культуры» происходит в каждом из нас, внутри, а не вне.
На протяжении веков иконы были настоящей помощью для русского народа. В трудные моменты истории (а они всегда трудные!) именно иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело – правое, за нами – большая сила. А разве не самое главное – помнить об этом? Разве не от этого зависит успех? Так пусть же икона как явление возрождается, чтобы снова показывать свою великую силу. Чудотворную силу!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что я подтвердила свою гипотезу:
1.На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
2.Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
3.Жители села знают историю появления икон в доме, но значения красок, имена иконописцев не знают.
Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
VI. Выводы:
Изучив материал по данной теме, проанализировав анкеты, я пришла к выводу:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись.М., 1984
2. Атеистический словарь, М., 1986
3. Смирнова Э.С. Московская икона в 14-17 веков.Л.,1988
4. Советский энциклопедический словарь, М., 1979
5. Спасский. О почитании икон. С.-П., 1995
У меня в портфеле
Два морехода
Сказка об осеннем ветре
Заяц-хваста
Рисуем тыкву