Данная работа-исследование чудодейственного пояса Святой Богородицы, история его появления, чудеса выздоровления людей, поклонившихся ему.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_poyas_bogorodicy1.docx | 43.19 КБ |
МБОУ «Тасеевская средняя школа №1»
Культурология.
«Препояши силою нас, дево, пояса твоего»
(к истории появления Пояса Богородицы).
ВЫПОЛНИЛА: ученица 8 «А» класса Роот Татьяна Юрьевна РУКОВОДИТЕЛЬ: Дегтева Нелли Антоновна |
С.Тасеево, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1.Ввдение. Актуальность темы………………………………………………..4
2.Образ Богородицы в православной культуре…………………………….5-6
3.. Праздники, посвященные Богородице…………………………………….7
4..История происхождения Пояса Пресвятой Богородицы………………..8-9
5. Чудеса святыни……………………………………………………….…10-12
6. Пояс Пресвятой Богородицы в России……………………………………13
7.Заключение…………………………………………………………………..14
8. Выводы……………………………………………………………………...15
9. Список используемой литературы………………………………………...16
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Совсем недавно в СМИ постоянно рассказывалось о принесении Пояса Пресвятой Богородицы в Россию, в том числе и в Красноярск. Приложится к христианской святыне ездила и делегация из нашего района, возглавляемая настоятелем церкви Святого Богоявления иереем о.Сергием. Более 100 тысяч человек из Красноярского края приложились к святыне, выставленной в кафедральном Покровском соборе. Люди стояли в непогоду долгими часами, приезжали за много километров поклониться святыне. О чем просили люди, а большинство из них женщины, дети, старики? Где еще побывал Пояс Богородицы? Где он хранится?
Более 3 миллионов человек со всех краев необъятной России приложились к святыне. Почему же эта святыня так популярна в народе? Каково происхождение Пояса? Эти вопросы заинтересовали меня и послужили целью моей работы.
Цель: происхождение Пояса Святой Богородицы.
Задачи:
Гипотеза: действительно ли Пояс Святой Богородицы обладает чудодейственной силой и способствует исцелению от болезней?
Методы исследования:
2. ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ
На основе византийского канона в 12 веке было создано замечательное «Устюжское Благовещение» — одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской живописи. Эта икона, созданная новгородским мастером, получила свое название по легенде, согласно которой ее вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.
В полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены главные участники события. Спокойно и неподвижно стоит перед Девой Марией златовласый, с большими выразительными глазами архангел Гавриил. Опущены золотые крылья за плечами. О многом говорит нам жест его правой руки. Это жест благословения – знак принесенной им свыше благой вести.
Поза Марии выражает смирение и согласие. Эта чудесная весть уже осознана, понята ее, а поэтому на груди, поверх складок ярко-красного мафория и темно-синего хитона изображен младенец, на которого она указывает рукой. Вверху над ангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображен Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, касающийся плеча Богородицы. Вот она, зримая связь Божественного и Земного! О внешности Богоматери известно больше, чем о внешности Христа. Ранние христианские сочинения сообщают, что Мария была среднего роста, имела тонкие продолговатые пальцы, волосы цвета пшеницы, большие глаза, подобные плодам миндаля, прямой нос и ярко-алые уста.
Русский народ издревне нашел в своей душе единственно верное слово в обращение к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духовно увидели, что Богородица является - Матерью Церкви, Кровной - по Крови Христовой – Матерью каждого верующего.
Здесь надо вспомнить, что христиане почитали Деву Марию именно как мать Сына Божьего, только благодаря чудесному рождению она заняла такое важное место среди христианских святых. В ранние века христианства некоторые сторонники новой религии даже отказывались почитать Марию, говоря, что она лишь родила Христа-человека и поэтому может называться не Богородицей, а Христородицей. Бог существовал вечно и не мог родиться от смертной женщины. Эта точка зрения была отвергнута церковью, но в учениях христианства место, занимаемое Пресвятой Девой было второстепенным по сравнению с положением ее Сына. Однако в народе Деву Марию чтили как заступницу, которая просит Бога за род человеческий. Душевность образа Марии, ее близость к грешному и страдающему человеку стали причиной широкого распространения икон Богоматери, - их встречается гораздо больше, чем икон с изображением Христа.
3. ПРАЗДНИКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ БОГОРОДИЦЕ
Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своём календаре, установив в году пять великих богородичных праздников:
Рождество; Покров; Введение; Благовещение; Успение, а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.
Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года(8/21 сентября), а успение — в конце (15/28августа). Но многие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года — 31 августа (13 сентября) — тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
4. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.
В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.
Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.
Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.
Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.
В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана. Предание из Менология Василия II (иллюстрированный византийский манускрипт) рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед Её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. При императоре Юстине II (565—578 годы) в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег) В IX веке Иосиф Студит написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.
5.ЧУДЕСА СВЯТЫНИ
27 ноября. ПРАВМИР – Больной раком выздоровел после того, как совершил паломничество к поясу Божьей Матери в храме Христа Спасителя, сообщает «Интерфакс».
«Это произошло несколько дней назад, когда пояс установили на арку, под которой верующие проходили. Я сопровождал мужчину, который был болен последней стадией рака, и врачи даже отказывались его оперировать», – рассказал в воскресенье один из служителей храма Христа Спасителя.
По его словам, на следующий день мужчина должен был проходить обследование.
«После обследования он позвонил мне и сказал, что рака не выявили», – добавил собеседник агентства.
Сегодня ковчег с поясом сняли с арки, и теперь к реликвии прикладываются рукой, как и в самом начале ее принесения в Москву.
Несколько дней назад, когда очередь из десятков тысяч паломников тянулась к храму с Воробьевых гор, и люди стояли на холоде более суток, организаторы решили поднять ковчег на арку, чтобы увеличить пропускную способность.
При этом тогда, общаясь с журналистами, глава комиссии при патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения православных святынь епископ Солнечногорский Сергий подчеркнул, что «не существует специального канона в отношении того, как почитать святыню: можно прикладываться, можно касаться рукой, можно проходить под ней».
«С древности во время крестных ходов чудотворные иконы и святыни просто проносят над народом. Мы знаем и о чудесном исцелении царицы Зои, когда над ее головой подняли пояс, и она исцелилась», – отметил представитель Русской церкви.
В свою очередь архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, где хранится пояс, рассказал, что «существует традиция проходить под святыми иконами и святыми мощами, при этом известно множество случаев исцелений».
Он вспомнил случай, когда у человека прошла опухоль под локтем после того, как он прошел под одной из икон. «Всегда в православной традиции существовали крестные ходы с иконами, по окончании которых икону проносили над головами верующих, – напомнил отец Ефрем, – при этом верующие получают благодать такую же, как и когда они прикладываются к иконе».
Общаясь в субботу с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, отец Ефрем сообщил, что уже известно о нескольких десятках чудес с россиянами после их поклонения реликвии. По возвращении в Ватопедский монастырь монахи обители планируют издать книгу об этих чудесных случаях.
Пояс Богородицы, великая православная святыня, которая по преданию исцеляет от бесплодия и дает здоровье, был доставлен в храм Христа Спасителя 19 ноября. Доступ к святыне в храме открыт круглосуточно - вплоть до 21.00 27 ноября.
С первого дня к Храму выстроилась длинная очередь, причем, несмотря на похолодание, с каждым днем она увеличивалась и к четвергу достигла пика. Для того, чтобы прикоснуться к святыне, люди стояли около суток, а очередь начиналась от станции метро "Воробьевы горы" (около 4,5 километра от храма).
Накануне, по данным пресс-секретаря префекта Центрального округа столицы Павла Большунова, очередь из желающих поклониться святыне, достигала 82-х тысяч человек. В четверг Московский метрополитен начал объявлять на станциях и в вагонах метро о том, на какой станции лучше выйти, чтобы занять очередь в храм Христа Спасителя. Более полумиллиона человек поклонились Поясу Богородицы За дни пребывания святыни в столице из очереди за медицинской помощью обратились почти 800 человек, а 85 из них были госпитализированы.
Самое главное, по словам верующих, по молитвам Пресвятой Богородицы получить просимое. А просят каждый свое. Одним необходимо здоровье, другим - счастье в личной жизни. Третьим семейное благополучие.
Слова одной из поклонившихся поясу: "Я пришла помолиться даже больше не за себя, а за свою подругу. Говорят, что Пресвятая Богородица помогает женщинам обрести радость материнства. Именно этого ей сейчас очень не хватает", - говорит одна из паломниц.
Рядом стоящий мужчина добавляет: "А те, у кого дети есть, уже просят Божью Матерь в воспитании".
6. ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В РОССИИ
Пояс Пресвятой Богородицы находился в Москве перед возвращением в монастырь Ватопед на Афон с 19 по 27 ноября. Находился Пояс Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя. Доступ был круглосуточный.
В связи с 65-летием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приездом на литургию 20 ноября глав и представителей Поместных Церквей, доступ к Поясу Богородицы был приостановлен 20 ноября.
В России святыня находилась в течение месяца, с 20 октября по 23 ноября и ее возили по одиннадцати городам — от Владивостока до Калининграда. Первым святыню принял Санкт-Петербург. Пояс Богородицы находился в Екатеринбурге — 24-27 октября, Норильске — 27-29 октября, Владивостоке — 29 октября-1 ноября, Красноярске — 1-4 ноября, Нижнем Новгороде — 4-6 ноября, Дивееве — 6-7 ноября, Саранске — 7-10 ноября, Самаре — 10-13 ноября, Ростове-на-Дону — 13-16 ноября, Калининграде — 16-19 ноября.
В 2011 году часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Группа афонских монахов, сопровождающая пояс, на специально арендованном самолете посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь за 39 дней. По приблизительным оценкам поясу поклонились более 3,1 млн. паломников.
К Поясу Святой Богородицы ездили поклониться и представители нашего района вместе с отцом Сергием. Я побеседовала с Ириной В., которая совершила поездку в г.Красноярск к Поясу. Она рассказала, что у нее долго болеет муж, и она разочаровалась в медицине, поэтому просила у Пояса здоровья для мужа. Также она рассказала, что с ней ездила и ее знакомая, которая просила о даровании ее дочери детей, в течение долгих лет супружеская пара не может иметь детей, и живут они далеко, в Приморском крае, приехать сами не могли, поэтому мать молилась за здоровье дочери и ее мужа. Следует отметить, что многие люди, совершившие паломничество к Поясу, разочаровались в медицине, и последняя их надежда - на чудо. И если очень верить, то чудо может произойти, и психологи могут объяснить причину. Говорят, что у Пояса нельзя просить только благосостояния, богатства, но святые отцы просят и мира, и душевного успокоения, и здоровья. Одна из бабушек, Татьяна И., с которой я беседовала, просила за внуков, чтобы они хорошо учились, были здоровыми, и чтобы работа у них была «по душе», «чтобы нравилась», «чтобы семья у них была хорошая, и чтобы были у меня правнуки». Очень хочется надеяться, что чистая и искренняя просьба бабушки будет услышана и исполнена.
Анкетирование учащихся школы и анализ анкет.
(анкета)8-9 классов.
С данным рефератом я выступила на уроках основ православной культуры и МХК, а также приглашена на клуб совета ветеранов с данным сообщением и в библиотеку. Считаю, что работа может пригодиться для уроков, связанных с историей религии, культуры и духовно-нравственного воспитания.
7. ВЫВОДЫ
Проанализировав и изучив материалы по теме, побеседовав с отцом Сергием, я пришла к выводу…
1.Духовное значение для верующих Пояса Святой Богородицы очень велико.
2.Чудеса после приложения к святыне происходят. Это может быть как физическое, так и психологическое выздоровление.
3. Следует с уважением относиться к православным святыням как к неотъемлемой части духовно-нравственной культуры современного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Л.Д.Райгородский. Беседы о русских иконах. – С-Пб., 1996.
2.Н.А. Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
3.М.В. Алпатов. Древнерусская иконопись. – М., 1978.
4. «Большая энциклопедия Кирилл и Мифодий 2007».
5. .П. Флоренский. Иконостас. М., 1994.
6. «Из жизнеописания схимонаха Пантелеимона (Прохорова)».
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ночная стрельба
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Распускающиеся бумажные цветы на воде
В Китае испытали "автобус будущего"