• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Муравьиные тропинки"

Опубликовано Маринина Валентина Ивановна вкл 04.03.2012 - 1:14
Маринина Валентина Ивановна
Автор: 
Пискеева Дарья

Исследование муравейников, использование разных видов информации, составление сборника задач о муравьях, изготовление настольной  игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_muravinye_tropinki_piskeevoy_dari.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72

Проект на тему

«Муравьиные тропинки»

Выполнила

ученица 3Д класса МОУ СОШ №72

Пискеева Дарья Алексеевна

Руководитель:

Маринина Валентина Ивановна,

учитель начальных классов,

г.Ульяновск, 2012 г.            

    Это я, Пискеева Даша, ученица 3Д   класса МАОУ СОШ №72 города Ульяновска.

             Я хочу предложить Вам проект «Муравьиные дорожки». Третий год я работаю над этой темой.

         Как я выбрала тему проекта?

             Наша учительница  в 1 классе провела с нами «муравьиный урок». Меня поразило, какие дружные муравьи, мне захотелось узнать о  том, как они передвигаются, про их муравьиные дорожки. И вот в выходной  мы с мамой пошли на прогулку в лес. На маленькой полянке стояло 3 огромных муравейника – даже не муравейники вовсе, а целые муравьиные города. Жителей в городах было - не сосчитать… Что-то необыкновенно красивое увидела я  в этом движении. Каждый муравей был занят  своим, только ему доступным делом…

           Я решила, что мой проект будет экспериментальный.

      Цель моего  проекта:

         Исследовать дорожки муравьев в муравейнике.

     Я поставила перед собой первую задачу: узнать сколько дорожек в муравейнике.  Сколько бежит муравьев по дорожке за 1 минуту.

     Я выдвинула гипотезу: предположим,  я посчитаю, сколько муравьиных дорожек в муравейнике. А вдруг их больше тысячи?

Возможно, я посчитаю до точного счета, но сомневаюсь: дорожки очень мелкие и переплетаются.

А что, если каждую дорожку отметить полосками бумаги под номерами?

       Вместе с учительницей мы составили план работы:

           1. Подумать самостоятельно.

2. Посмотреть книги.

3. Спросить у родителей.

4. Понаблюдать.

5. Провести эксперимент.

     Что я сделала:

        1. Подумала  самостоятельно:

            Дорожек муравьиных много. Они запутанные, муравьи очень быстро бегают. Нужны дорожки, чтобы муравьям было легче передвигаться, носить пищу в муравейник.

          2. Посмотрела книги.

            Я посмотрела несколько книг, но особенно понравились две:

1. Р. Капорали «Новая энциклопедия животных», Москва, 2007г. Из нее я узнала, что  муравьи известны как строители настоящих подземных городов. Когда муравейник разрастается, увеличивается число дорожек и число жителей в нем.

2. «Моя самая первая энциклопедия», Москва, Росмэн, 2006г. А в этой книге я узнала, что муравейники устроены сложно. Снаружи видно только кучу веточек – много выходов, которые открываются и закрываются рабочими муравьями в зависимости от времени суток и погоды.

        3.Спросила у родителей.

          Я спросила у родителей про муравьиные дорожки, родители рассказали, как появляется муравейник в лесу и как муравейник разрастается. Чем больше рождается муравьев, тем больше рабочей силы. От этого и больше строится муравьиных дорожек. И муравейник растет на глазах.

               4. Понаблюдала.

            Мы пошли в лес с родителями, нашли  наших три муравейника. Начали их исследовать. Считали муравьиные дорожки в каждом муравейнике.

Считали, сколько муравьев бежит по 1 дорожке за минуту.

                   

            Вот что получилось:

1 муравейник –  диаметр муравейника 1 метр, 59 дорожек, цвет рыжий.

За 1 мин. 17 муравьев бежит по одной дорожке.

2 муравейник – диаметр муравейника 90 см, 44 дорожки, цвет рыжий.

За 1 мин. 22 муравья бежит по одной дорожке.

3 муравейник – диаметр муравейника 1 метр, 53 дорожек, цвет рыжий.

За 1 мин. 20 муравьев бежит по одной дорожке.

Сделала вывод: муравейник №2 моложе и муравьи в нем более активные.

           5. Провела эксперимент №1:

                Набросала на дорожки листочки и перегородила ход муравьям? Как будут вести себя муравьи?

Муравьи подняли панику, стали разбегаться кто куда. Они не любят, когда их тревожат. Но, через некоторое время, набежало много муравьишек и они стали разносить листочки.

Провела эксперимент №2:

Поднесла к муравейнику влажную палочку, ее сразу облепили множество муравьев и через некоторое время палочка стала кислая на вкус.

Вывод: муравьи защищают свой дом с помощью муравьиной кислоты.

Я сделала вывод:

Муравьи – очень дружный  и трудолюбивый народ. Муравейник – это город для муравья с улицами-дорожками. Вблизи муравейника тропы более четкие, потом становятся менее заметными. Муравьи умеют защищать свой дом. Муравьи не бегают где попало, а передвигаются по своим дорожкам, несут груз – трудятся.

     У меня возникли вопросы и я поставила перед собой задачу  №2:

  1. Выяснить, что муравьи несут по этим дорожкам?
  2. Расследовать, как ведут себя муравьи в чужом муравейнике.

           Я выдвинула гипотезы:

       Предположим, что муравьи несут в муравейник еду.

       Интересно, какой груз они могут унести на себе?

       Возможно, муравей испугается, попав в чужой муравейник или его выгонят хозяева муравейника.

         Теперь я самостоятельно составила план своей работы.

        Что я сделала:

          1. Подумала  самостоятельно:

          Муравьи носят в муравейник веточки, чтобы строить свои город и пищу. Чем больше будут носить муравьи пищу в муравейник, тем больше у них будет запасов еды.

          2. Посмотрела книги.

 Из «Новой энциклопедии животных» Р. Капорали я узнала, что  рабочие муравьи  всегда загружены работой. Они кормят личинок, переваривая все, что попадается: части насекомых, измельченные семена и даже погибших личинок. Узнала, что есть муравьи-строители, они носят только строительный материал (веточки, палочки), есть муравьи-заготовители, они заготавливают для муравьев пищу.

         3.Спросила у родителей.

             Я спросила у родителей про муравьев, которые несут что-то на себе, зачем они так делают и для чего? Родители рассказали, что они кормят себя, свою самку-королеву и свое потомство.

         4.Посоветовалась с учителем.

        Она посоветовала    одного муравья  чем-нибудь отметить и посчитать, какой груз он будет нести за определенное  время? Составить таблицу.

         4. Понаблюдала .

           Я наблюдала за тем, что несут муравьи в муравейник. Затем я отобрала у муравья веточку и подсунула ему сухого жучка. Муравей не взял жучка, пополз дальше, нашел листочек и потащил в муравейник. Я сделала вывод, что муравьи делятся на строителей и заготовителей и     составила таблицу:

Что несут муравьи.

СТРОИТЕЛИ

ЗАГОТОВИТЕЛИ

веточки

дохлую муху

хвоинки

гусеницу

сухие листочки

зернышки

кусочки коры

сухих жучков

чешуйки шишек

маленькие косточки

мелкие камешки

тлю

палочки

части насекомых

 

большие семена

           5. Провела эксперимент №3:

              Я решила отобрать у муравья палочку. Он испугался, а потом меня укусил.

             Вывод: муравей охраняет свою добычу.

Провела эксперимент №4:

Взяла трех муравьев из муравейника №1, посадила в муравейник №2. Муравьи из муравейника №2 стали очень злые, стали нападать на муравьев из муравейника №1.  Я успела заметить, что на одного муравья напала большая куча муравьев, а двух других муравьев  не увидела. Больше такой эксперимент не стала ставить – жалко муравьишек.

Провела эксперимент №5:

Взяла муравья  недалеко от муравейника и отнесла его  домой, в его муравейник. На него никто не напал.

Я сделала вывод: муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев.

           Выводы:

  1. Муравьи живут большой семьей. Они постоянно строят и ремонтируют свой дом.
  2. Муравьи – дружный народ: чтобы дотащить тяжелый груз, они объединяются и тащат его вдвоем или втроем.
  3. Муравьи приносят большую пользу лесу: они очищают лес от мусора.
  4. Муравьи – всеядные насекомые.
  5. Муравьи охраняют свой муравейник от врагов.
  6. Я обратила внимание, что вокруг муравейника деревья более зеленые и высокие, потому что муравьи оберегают их от вредителей.

Фото   «По муравьиной дорожке» (работа Пискеевой Д.)

          Я  обратила внимание, что муравейник с прошлого года изменился: стал шире. Я произвела замеры и, вот чудеса: муравейник «вырос». Данные о «росте» муравейника я занесла в табличку:

«Данные о «росте»  муравейника»

Время наблюде

ния

Фотография муравейника

Размер муравейни

ка

Сентябрь 2010 года

Муравейник №2

Диаметр – 90 см,

высота -67см

Сентябрь 2011 года

Муравейник №2

Диаметр – 102см,  

высота – 82см

Вывод: за год  размеры муравейника увеличились, значит, муравейник «растёт».

        По  совету  учительницы я  решила  составить  «Муравьиный задачник» и подарить его ребятам из 1 класса.

           Вот что у меня  получилось. Перед вами  несколько страниц из моей книжки:

       Вместе с учительницей  и  родителями мы придумали и сделали игру «Муравьишка идёт домой». На переменах в классе мы играем в  игру. Ребятам она очень нравится.

   Маленькие муравьишки – это удивительные существа, за которыми интересно наблюдать и  изучать, делать для себя выводы; у меня осталось очень много невыясненных вопросов, которые я постараюсь решить летом.

Список литературы:

  1. Бианки  В. Приключения муравьишки,  Ленинград «Художник РСФСР», 1987
  2. Брайен Майкл «Общественные насекомые: Экология и поведение». – «Мир». – 1986 г.
  3. Длусский Г.М. Муравьи рода Формика. – «Наука», 1967г.
  4. Дунаев Е.А. Муравьи Подмосковья. – 1997г.
  5. Захаров А.А. Муравей, семья, колония. – «Наука», 1978г.
  6. Мариковский П.И. Маленькие труженики гор. Очерки о жизни муравьёв горного Тянь-Шаня. – «Наука», 1975г.
  7. «Моя самая первая энциклопедия», Москва, Росмэн, 2006г.
  8. Мясников В. «Операция «Муравей», Москва, «Просвещение», 2000г.
  9. Капорали Р. «Новая энциклопедия животных», Москва, 2007г.
  10. Халифман И.А. Пароль скрещенных антенн (муравьи). – «Детгиз», 1962г.


Поделиться:

Зимовье зверей

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Разлука