• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Повторение геометрии 8 кл. в одной задаче

Опубликовано Курбатова Светлана Валентиновна вкл 10.03.2012 - 13:12
Автор: 
Катерноза Маргарита, 9 кл.

В работе разобрано решение одной геометрической задачи различными способами, в результате решая одну задачу можноь повторить основные темы геометрии 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometria_8_klassa_v_odnoy_zadache.doc202 КБ
Office presentation icon geometriya_8_klassa_v_odnoy_zadache_katernoza_m._9_a.ppt742 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Михневская средняя общеобразовательная кола с углубленным изучением отдельных предметов»


Научно-исследовательская работа

«Геометрия 8 класса в одной задаче»

Работу выполнила:    Катерноза Маргарита,

                                                                                        ученица 9 « А» класса

       Руководитель:                       Курбатова С.В.

учитель математики

Михнево 2012

Содержание

  1.   Введение
  2.   Основная часть
  1.      I   решение задачи
  2.      II  решение  задачи
  3.      III решение задачи
  4.      IV решение задачи
  5.      V решение  задачи
  6.      VI решение задачи
  7.      VII решение задачи
  8.      VIII решение задачи

      ‌     IX решение  задачи

  1.       Х решение  задачи
  2.       ХI решение  задачи

3.       Заключение

Введение

         С целью подготовки к итоговому тестированию по геометрии или к экзамену по предмету, возникла идея написания проекта «Геометрия 8 класса в одной задаче».

Цель:

показать многообразие подходов при решении одной геометрической задачи и найти более рациональный способ решения задачи.

Задачи:

  1. Подобрать и решить геометрическую задачу несколькими способами, применив основной материал курса 8 класса.
  2. Провести анализ подходов при решении одной геометрической задачи.

         Актуальность моего проекта: на примере одной задачи можно повторить весь основной курс геометрии 8 класса, рассмотреть такой подход при решении, как дополнительное построение при  решении геометрических задач, что крайне редко используется на уроках геометрии.

         Новизна состоит в том, что по своей сути данная работа является модернизацией урока обобщения знаний за год обучения.

 

        Числовые данные в задаче подобраны так, чтобы они не влекли за собой громоздких математических выкладок.

         Итак, в своей работе я предлагаю рассмотреть одну задачу, применив несколько различных подходов. На самом деле решений было гораздо больше, но все они частично сводились к уже рассмотренным.

Основная часть

Задача. Найти площадь трапеции, основания которой равны 40 см и 20см, а боковые стороны 12 см и 16 см.

2.1. I решениe задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD= 16 см, АD = 40 см.

        В        С

        D

А       М        N

Найти: S АВСD - ?

Решение.

         Так как  S АВСD =, то задача сводится к нахождению высоты H.

Проведем отрезки ВМ и СN так, что ВМ┴АD и СN┴АD, тогда ВСNМ – прямоугольник. Поэтому ВМ = СN и ВС = МN.

Но в таком случае АМ + ND =20

Пусть АМ = х (см), тогда ND = 20 – х (см).

По теореме Пифагора из ▲АВМ и ▲СND: Н² = 12² - х²  и Н² =16² - (20 – х) ².

Составим равенство 12² - х²  = 16² - (20 – х) ²,       144 - х²   = 256 – 400 + 40х - х² ,  40х = 288,  х = 7,2 (см ).

Находим высоту Н: Н² = 12² – 7,2² = 144 – 51,84 = 92,16,   Н = (см).

Тогда S АВСD =(см²)

Ответ: 288 (см²)

2.2. II решениe  задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

        В        С

        D

А      N        К

Найти: S АВСD - ?

Решение.

         Пусть ВN ┴АD  и ВК‌‌║СD, тогда ВСDК – параллелограмм.

Значит ВК = СD = 16 (см), КD = ВС = 20 (см).

Пусть АN = х (см), тогда NК = (20 –х) см.

Выразим высоту Н из треугольников АВN и ВNК по теореме Пифагора:

Н² = 12² - х²  и Н² =16² - (20 – х) ².

Составим равенство 12² - х²  = 16² - (20 – х) ²,       144 - х²   = 256 – 400 + 40х - х² ,  40х = 288,  х = 7,2 (см ).

Н = 9,6см.

Значит площадь трапеции   S АВСD =(см²).

Ответ: 288 см²

На основании теоремы, обратной теореме Пифагора, я пришла к выводу, что треугольник АВК – прямоугольный ( 20² = 12² + 16²). Так появилось новое решение.

2.3. III решение задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

        В        С

        D

А      N        К

Найти: S АВСD - ?

Решение.

         Пусть ВN ┴АD  и ВК‌‌║СD, тогда КВСD – параллелограмм и

ВК = СD = 16 (см), КD = ВС = 20 (см).

         Рассмотрим треугольник АВК: АВ = 12 см, ВК= 16 см, АК = 20 см. Так как 20² = 12² + 16², то треугольник АВК – прямоугольный. Применим к нему одно из следствий теоремы Пифагора, в котором говорится о том, что квадрат катета равен длине проекции этого катета на гипотенузу, умноженной на длину гипотенузы. Для нашего случая: 12² = х ∙20, откуда х = 7,2 (см). Применим терему Пифагора к треугольнику АВN, вычислим Н:

Н² = 12² – 7,2² = 144 –51,84 = 92,16,   Н = (см).

Тогда S АВСD =(см²)

Ответ: 288 см²

         Рассмотрев три подхода к решению одной задачи, в которых важную роль играют алгебраические выкладки, мне захотелось в дальнейшем не применять алгебраические методы, а предоставить чисто геометрическое доказательство.

2.4. IV решениe задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

        В        С

                                                          D

А          N        К

Найти: S АВСD - ?

Решение.

Проводим ВК║СD, тогда ВСDК – параллелограмм, откуда ВС = КD = 20 см, поэтому АК = АD – КD = 20 см. Тогда треугольник АВК – прямоугольный (угол АВN = 90° по теореме, обратной теореме Пифагора, так как 20² = 12² + 16²).

Площадь треугольника АВК вычисляется как полупроизведение его катетов, т.е.

В то же время, , откуда h =

Значит,

Ответ: 288 см²

2.5. V решениe задачи

         Теперь попробую решить эту задачу, используя тригонометрические зависимости в прямоугольном треугольнике. Для этого мне понадобились лишь фрагменты чертежа, которыми сопровождались первые четыре решения.

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

        

        В               С

           D

А      N        К

Найти: S АВСD - ?

Решение.

         По теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник АВК – прямоугольный.

Тогда Sinα = . Но треугольник АВN – тоже прямоугольный (по построению ВN ┴АК).

Тогда   ВN=АВ∙ Sinα = 12∙. Аналогичные выкладки можно проделать и для угла .

Дальнейшее решение очевидно.

Ответ: 288 см²

         Затем я задала себе новый вопрос: «А можно ли обойтись без теоремы, обратной теореме Пифагора?» Теорема Пифагора каждый раз использовалась для нахождения того элемента вспомогательного треугольника, который был необходим для вычисления его площади. Теперь я попробую вычислить площадь вспомогательного треугольника, не используя его высоту и основание.

2.6. VI решениe задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

 

               В                  С

 А                           К                  D

Найти: S АВСD - ?

Решение.

         В треугольнике АВК известны три стороны, поэтому для нахождения площади можно применить формулу Герона. Для этого сначала подсчитаем полупериметр треугольника АВК. По определению

Теперь найдем площадь треугольника АВК:                                                        S = .

Но площадь этого треугольника можно вычислить и по формуле S = , отсюда h = .

Тогда площадь трапеции .

Ответ: 288 см²

         После того как рассмотрены методы, которые основываются на свойстве сторон параллелограмма, на понятии площади и на теореме Пифагора, я ставлю себе цель: «извлечь» решение задачи из темы «Подобие фигур». Для такого «извлечения» достраиваю трапецию до треугольника, продолжив отрезки АВ и DС до пересечения в точке М.

2.7. VII решениe задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD =16 см, АD = 40 см.

      М

В        С

12        16

А        20        К        20        D

Найти: S АВСD - ?

Решение.

         Проведем ВК║СD и установим, что ВС=КD, тогда АК=20. По теореме, обратной теореме Пифагора, устанавливаю, что угол АВК=90°, но тогда и угол при вершине М равен 90° по теореме об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

         Треугольники АВК и АМD – подобны (по двум равным углам: угол А – общий, угол В равен углу М), коэффициент подобия k = 2, так как k=. Отсюда АМ=АВ∙ k = 24 см, DМ = ВК∙ k = 32 см. Но тогда ВМ = 12см,            МС = 16 см, так как В – середина отрезка АМ, С – середина МD. Поскольку треугольники АМD и ВМС прямоугольные,

,

.

Теперь легко найти площадь трапеции:

.

         В этом решении была использована лишь часть того, что можно было извлечь из подобия треугольников (т.е. лишь зависимость между сторонами подобных треугольников). Но можно изменить последний фрагмент решения и воспользоваться тем фактом, что отношение площадей подобных треугольников равно k², т.е. .                       Тогда .

Последняя строка этого решения могла бы выглядеть иначе:

.

Ответ: 288 см²

Но, увидев, что , эту задачу решила еще одним способом.

2.8. VIII подход к решению задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD= 16 см, АD= 40 см.

                B        20       C

         12                                 16

           А      20      К        20      D

Найти: S АВСD - ?

Решение.

       Проведем ВК║СD и соединим точки С и К. Треугольники АВК и СКВ равны по двум сторонам подход к решению задачи и углу между ними: <АВК=<КВС как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых ВС и АD, и секущей ВК. ВК – общая. Тогда АК=ВС. Аналогично доказывается равенство треугольников СКВ и КСD. Получили три равных треугольника АВК, ВКС и КСD.

Тогда .

Ответ: 288 см²

2.9  ‌IX решениe задачи

Дано: АВСD – трапеция                                          

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

 

            В                С

      M                          N

  А                                    D

Найти: S АВСD - ?

Решение.

Пусть MN- средняя линия трапеции, тогда  MN=

Значит   MN•h

Найдем среднюю линию : MN = (20+40): 2 =30 см

Найдем высоту трапеции  так же, как в первом способе.

Вычисляем площадь:   30•9,6= 288 см2

2.10  Х решениe задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

        В                              С         К          Е

                                                          D

А      

Найти: S АВСD - ?

Решение:

Достроим трапецию до параллелограмма ( ЕD|| AB )

Тогда

-

= ,так как  ЕD= AB=12см, СЕ= АD- ВС= 40-20=20см

= АD• Н  Высоту находим из первого способа . = 40• 9,6= 384 см2

384-96=288 см2

2.11  ХI  решениe задачи

Дано: АВСD - трапеция

АВ = 12 см, ВС = 20 см,

СD = 16 см, АD = 40 см.

        В           К                  С                  

               

                                                          D

А                    М  

Найти: S АВСD - ?

 Решение:

  1. ∆BCO  подобен  ∆ АОD ( по 2 углам)      

                                                                               

   значит

Пусть ВО=х  тогда ОD= 2х; ОС=у тогда АО=2у          значит

 тогда

;    9∙

  1. Обозначим точку пересечения диагоналей  т.О и проведем через нее высоту трапеции.  Н= КО+ОМ  ОМ=2∙КО ( из подобия) Н=3∙КО

Возьмем значение высоты из первого случая и найдем КО. КО=9,6:3=3,2 см.    9∙32=288см2

Ответ: 288см2

Вывод:

Для решения данной задачи надо было вспомнить:

  1. определение трапеции и формулу нахождения ее площади;
  2. свойства прямоугольника и параллелограмма;
  3. теорему Пифагора;
  4. пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике;
  5. теорему, обратную теореме Пифагора;
  6. площадь прямоугольного треугольника;
  7. площадь треугольника через основание и высоту;
  8. формулу Герона для вычисления площади треугольника;
  9. подобие треугольников;
  10. теорему об отношении площадей подобных треугольников;
  11. тригонометрические зависимости в треугольнике

         А это, согласитесь, и есть весь основной курс 8 класса по геометрии, который вот так легко вспомнить при решении одной задачи.

Заключение

         После анализа всех подходов к решению задачи, я для себя отметила, что лучшими из них оказались первое и последнее. Первое решение выигрывает потому, что кажется наиболее естественным, а последнее выглядит наиболее сложным и оригинальным, в результате  площадь трапеции была выражена через площадь одного треугольника. Но в идейном смысле самым богатым оказалось седьмое решение. Здесь и дополнительное построение, неожиданное – достраивание трапеции до треугольника, - и два разных подхода к применению свойств подобных треугольников, и подсказка относительно равенства площадей треугольников, которые рассматривались в последнем решении.

         Данный проект можно использовать на уроках геометрии, как во время изучения той или иной темы, или обобщения курса восьмого класса, так и в 9 классе для повторения изученного материала, для подготовки учащихся к итоговому тесту по геометрии или к экзамену.

Литература:

  1. Березин В.Н.

      «Сборник задач по математике»

  1. Галицкий М.Л.  Сборник задач по алгебре 8-9 классы»

  1. Справочный материал из интернета


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила: Катерноза Маргарита Ученица 9 «А» класса Руководитель: Курбатова С.В. Михнево 2012

Слайд 2

показать многообразие подходов при решении одной геометрической задачи и найти более рациональный способ решения.

Слайд 3

Найти площадь трапеции, основания которой равны 40 см и 20см, а боковые стороны 12 см и 16 см.

Слайд 4

I Способ А М N D С В h h 16 20 12

Слайд 5

а S АВСД = Так как S АВС D = ,то задача сводится к нахождению высоты H . Проведем отрезки ВМ и С N так, что ВМ┴А D и С N ┴А D , тогда ВС N М – прямоугольник. Поэтому ВМ = С N и ВС = М N . Но в таком случае АМ + ND =20 Пусть АМ = х (см), тогда ND = 20 – х (см). По теореме Пифагора из ▲АВМ и ▲С ND : Н² = 12² - х² и Н² =16² - (20 – х) ². Составим равенство 12² - х² = 16² - (20 – х) ², 144 - х² = 256 – 400 + 40х - х² , 40х = 288, х = 7,2 (см ). Находим высоту Н: Н² = 12² – 7,2² = 144 – 51,84 = 92,16, Н = Тогда S АВС D= Ответ: 288(см²)

Слайд 6

II Способ А D В С К N 20 12 16 х h 20-x 16

Слайд 7

Пусть В N ┴А D и ВК ║С D , тогда ВС D К – параллелограмм. Значит ВК = С D = 16 (см), К D = ВС = 20 (см). Пусть А N = х (см), тогда N К = (20 –х) см. Выразим высоту Н из треугольников АВ N и В N К по теореме Пифагора: Н² = 12² - х² и Н² =16² - (20 – х) ². Составим равенство 12² - х² = 16² - (20 – х) ², 144 - х² = 256 – 400 + 40х - х² , 40х = 288, х = 7,2 (см ). Н = 9,6см. Значит площадь трапеции S АВС D = (см²). Ответ: 288 см²

Слайд 8

16 В 20 С А N К D 12

Слайд 9

V решение А В К N α β 12 16 C D 20 16 20 20

Слайд 10

VII решение А В С D М 20 20 16 16 20 12 К

Слайд 11

VIII решение А В С D К 12 16 20 16 12 20 20

Слайд 12

B C A D M N 20 16 12 40

Слайд 13

А В С D K E 12 20 20 12 16 40

Слайд 14

D B C A O 20 K M 12 16 40 x 2x y 2y α 180 ْ - α

Слайд 15

определение трапеции и формулу нахождения ее площади; свойства прямоугольника и параллелограмма; теорему Пифагора; пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике; теорему, обратную теореме Пифагора; площадь прямоугольного треугольника; площадь треугольника через основание и высоту; формулу Герона для вычисления площади треугольника; подобие треугольников; теорему об отношении площадей подобных треугольников; тригонометрические зависимости в прямоугольном треугольнике Темы, используемые при решении:

Поделиться:

Привередница

Горячо - холодно

Как нарисовать осеннее дерево акварелью

"Портрет". Н.В. Гоголь

Рисуем домики зимой

Комментарии

исследовательская работа по геометрии

10.03.2012 - 13:14
Можно использовать в работе учителю, при организации уроков повторения.
Курбатова Светлана Валентиновна
  • изменить
  • ответить