• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Гражданский выбор выпускника из "малого" города Кувандыка (или - Как устранить противоречия в социальном заказе общества и профессиональном выборе выпускников общеобразовательных учреждений малых городов России).

Опубликовано Корвяков Сергей Александрович вкл 14.03.2012 - 18:11
Корвяков Сергей Александрович
Автор: 
Разработчики проекта: Дружинин Данил, 9 кл. Жигулина Ирина, 9 кл. Меньщикова Анастасия, 9 кл. Тарасевич Никита, 9 кл. Руководитель проекта: Корвяков Сергей Александрович

 

Актуальность

и важность данной проблемы состоит в том, что

 

·       в последние годы значительная часть выпускников из малых городов России выезжают, для продолжения обучения, в другие (более крупные и перспективные) города и регионы нашей страны.

 

·       Получив документ (диплом) по выбранной профессии, они, как правило, остаются жить и работать там, где обучались, где можно найти работу по специальности. Возврат выпускника на «малую» Родину становится редким исключением и воспринимается бывшими одноклассниками, как большая неудача и в карьере и личной жизни.

 

·       Особая актуальность данной проблемы состоит в том, что отток молодежи (лучшей молодежи) в соседние и центральные регионы лишает малые города их будущего и социально-экономического развития.

 

·       В последние годы выбор выпускников никак не зависит от социального заказа и перечня востребованных профессий на рынке труда.

 

 

·        «Престижные» специальности по-прежнему являются самыми популярными при выборе профессии, и вступают в противоречие с реальным спросом  и востребованностью на рынке труда и в службе занятости города и района.

 

·       Сейчас эта проблема стала еще более острой и требует своего решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskladushka_k_zashchite_proekta.doc512 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя

школа №1 города Кувандыка

Кувандыкского района Оренбургской области

Тема проекта:  

(или - Как устранить противоречия в социальном заказе общества и профессиональном выборе выпускников

общеобразовательных учреждений малых городов России).

Разработчики проекта:

Дружинин Данил, 9 кл.

Жигулина Ирина, 9 кл.

Меньщикова Анастасия, 9 кл.

Тарасевич Никита, 9 кл.

Руководитель проекта:

Корвяков Сергей Александрович    

г. Кувандык

      2011 г.

Актуальность

и важность данной проблемы состоит в том, что

  1. в последние годы значительная часть выпускников из малых городов России выезжают, для продолжения обучения, в другие (более крупные и перспективные) города и регионы нашей страны.

  1. Получив документ (диплом) по выбранной профессии, они, как правило, остаются жить и работать там, где обучались, где можно найти работу по специальности. Возврат выпускника на «малую» Родину становится редким исключением и воспринимается бывшими одноклассниками, как большая неудача и в карьере и личной жизни.

  1. Особая актуальность данной проблемы состоит в том, что отток молодежи (лучшей молодежи) в соседние и центральные регионы лишает малые города их будущего и социально-экономического развития.

  1. В последние годы выбор выпускников никак не зависит от социального заказа и перечня востребованных профессий на рынке труда.

  1.  «Престижные» специальности по-прежнему являются самыми популярными при выборе профессии, и вступают в противоречие с реальным спросом  и востребованностью на рынке труда и в службе занятости города и района.

  1. Сейчас эта проблема стала еще более острой и требует своего решения.

Цели проекта:

1. Найти и определить главные причины противоречий между спросом и предложениями на рынке труда города и района.

2. Предложить возможные варианты и пути решения данной проблемы, уменьшив тем самым ориентацию выпускников на «престижные» профессии и отток молодежи в другие регионы страны.

Задачи проекта:

1. Собрать и проанализировать информацию по данной проблеме: (статистику, СМИ, нормативные документы).

2.  Разработать собственный вариант решения проблемы:

  1. Найти варианты возможных компромиссов банка вакансий в службе занятости и профессиональной ориентации выпускников.
  2. Создать и разработать систему оповещения и информационной поддержки для выпускников образовательных учреждений города и района  в  их профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии.

3. Приступить к реализации плана действий.

Сбор и анализ информации

1 блок: Информация получена в ГУ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КУВАНДЫКА"

В службе занятости мы выяснили:

  1. Одним из самых негативных последствий кризиса явилось резкое сокращение количества заявленных вакансий.

2. Вопросы поиска работы остаются для многих людей сложными, возникает множество проблем, препятствующих трудоустройству по имеющимся в службе занятости вакансиям, одной из которых является качество заявленных в службу занятости вакансий, и, в частности, низкий уровень заработной платы.

3. В течение 9 месяцев 2010 года наблюдалось избыточное предложение по многим профессиям. При этом по ряду профессий спрос превышал предложения.

Избыточные предложения

Повышенный спрос

Аппаратчики

Дворники

Машинисты

Монтажники

Операторы газовой котельной

Охранники

Почтальоны

Сварщики

Слесари

Сторожа

Штукатуры

Бухгалтеры

Воспитатели

Экономисты

Инженеры

Кассиры

Менеджеры

Социальные работники

Техники

Юристы

Бармен

Грузчик

Кровельщик

Официант

Повар

Пекарь

Продавец

Станочники высокой категории

Электромонтер

Страховой агент

4. Анализ банка вакансий по МО Кувандыкский район на конец 2010 г.

ОАО «ЮУКЗ»

ОАО «Долина»

ГОУ НПО ПЛ-42

Другие вакансии по городу и району

 /на конец 2010 года/.

Аппаратчик - 4

Оператор ЭВМ – 1

Инженер по ТБ – 1

Штукатур-маляр-1

Токарь 3-4 разр. - 1

Фрезеровщик 3-4 разр. - 1

Мастера производственного обучения:  тракторист-машинист - 1, электро-монтер - 1, автомеханик – 1.

Водители (категорий – А,В,С,Д, Е – 6.

Швея, закройщик – 6

Электрики -5.

Официанты, бармен – 5. Рабочий по обсл. бани -5. Продавец -3.

Повар, кондитер – 3.

Страховой агент -2.

В районе требуются:

Гл. инженер -1,

Гл. агроном -1,

Гл. ветврачи -3,

Гл. бухгалтера -2,

Зоотехники -2.

Механизаторы - 3

Электрики и автоэлектрики - 3

Крановщики - 1

Токари (6 разр.) - 2

Водители (кат. В,С,Д,Е) – 3

Итого: 80 вакансий.

На одну вакансию претендуют более 4 человек.

 За последние годы  79 % от общего количества поступающих вакансий – это вакансии по  рабочим специальностям.

2 Блок:      Анализ профессионального выбора выпускников образовательных учреждений г. Кувандыка и Кувандыкского района за последние годы.

Информация получена в Управлении образования АМО Кувандыкский район (по форме отчетов РИК-76), в ГОУ НПО ПЛ-42 г. Кувандыка (справки и сведения о трудоустройстве выпускников), в СОШ города и района.

Анализ диаграммы устройства выпускников 9-х классов на протяжении последних 3-х лет показывает:

  1. снижение  % подачи документов в 10 кл (57-43%); 
  2. относительную стабильность в продолжении обучения в ПУ  и ПЛ (25-28%); 
  3. значительно возросший интерес к ССУЗам (16-27%). 

Положительная динамика понимания (получить не только аттестат о среднем образовании, но и диплом по определенной профессии) полностью отвечает нашим целям и задачам. 

3 блок Анкетирование среди будущих выпускников 2010-2011 уч. года (учащихся 9 класса СОШ №1 г. Кувандыка).  Были предложены вопросы:

1. Знакомы ли Вы с перечнем профессий наиболее востребованных на территории нашего города и района? (Да/ Нет).

2. Какую профессию Вы хотели бы получить после окончания школы?

3. Кто или что повлияло на Ваш выбор профессии?

4. Хотели бы Вы вернуться в свой город после получения выбранной Вами профессии?

5. Видите ли Вы перспективу социально-экономического развития своей «малой» родины?

Число респондентов – 16 чел.

1-й вопрос: Ответили – « Да» - 8 чел.  «Нет» -8 чел.

2-й вопрос: Данные выбора приведены в таблице:

Медучилище -  

Косметолог -

Программист–

10 кл. – (?)

     10 кл. (Переводчик) -

10 кл. (Учитель физики) -

10кл. (Юрист) -

10 кл. (Модельер) -

10 кл. (Архитектор-дизайнер)-

Не определились

Машинист электропоезда –

3 чел.;

1 чел.;

1чел.;

3 чел.;

1 чел.;

1 чел.;

1 чел.;

1 чел.;

1 чел.;

2 чел.

1 чел.

Сф. обсл.

---«»---

---«»---

.---«»---

---«»---

---«»---

---«»---

---«»---

---«»---

Вероятно произв. сфера

19%

6%

6%

19%

6%

6%

6%

6%

6%

14%

6%

3-й вопрос: 50% - мечта, личный выбор; 50% - родители, друзья, родственники.

4-й вопрос: Ответили – « Да» - 2 чел; «Нет» - 9 чел; «Возможно» - 5 чел.

5-й вопрос:  Ответили – « Да» - 3 чел; «Нет» - 13 чел.

Анализ проведенного анкетирования подтверждает наши выводы о том, что одна половина  выпускников 9-х классов не знает, какие профессии наиболее востребованы в нашем городе и районе, вторая половина, если и знает о них, то свой  выбор с востребованными профессиями никак не связывает…

Стабильно растет число желающих получить высшее образование, но давайте посмотрим, какие профессии мечтают получить наши выпускники   11-х классов:

Годы

Всего поступивших в вузы

ОГУ

ОГТИ

ОГАУ

ОГПУ

МЕД. АКАД.

Другие

вузы

2006-2007

уч. год

172

32

29

38

34

6

33

Нами было проведено анкетирование среди будущих выпускников 2010-2011 уч. года (учащихся 11 класса СОШ №1 г. Кувандыка)     Были предложены те же вопросы, что и для выпускников 9 класса.       Число респондентов – 12 чел.

1-й вопрос: Ответили – « Да» - 10 чел.  «Нет» -2 чел.

Экономист (или менеджер)  

Архитектор- дизайнер  -

Следователь прокуратуры –

Таможенник –

Машинист электропоезда -

Мастер по электроснабжению ж/д  

Электрик –

5 чел.;

2 чел.;

1чел.;

1чел.;

1 чел.;

1 чел.;

1 чел.;

Сф. обсл.

---«»---

---«»---

---«»---

Раб. проф.

---«»---

---«»---

42%

17%

8%

8%

8%

8%

8%

2-й вопрос: Данные приведены в таблице:

3 –й: «Да» - 2 чел. «Нет» - 7 чел. «Возможно» - 3 чел.

4 –й:  «Да» - 1 чел.;  «Нет» - 10 чел.; «Возможно» - 1 чел.

Составленная нами диаграмма устройства выпускников 11-х классов  (за последние 4 года) показывает – стабильный рост высшего профессионального образования (ВПО) /50-62%/; - существенное снижение среднего (29-20%) и начального профессионального образования (13- 3%).

    Если к гражданскому выбору выпускников 11-х классов, который в 2009-2010 уч. году составил – (СПО-20% + НПО-3%) = 23%., добавить результаты выбора, сделанного выпускниками 9-х классов:  (ПУ,ПЛ-27% + ССУЗ-27%) = 54%.  

    В сумме мы получаем = 77% и практически закрываем все вакансии по рабочим специальностям. (По сути - выполняем социальный заказ !!!).

Но на практике все выглядит иначе.

4 блок.  

На практике только половина выпускников ПУ и ПЛ начинают работать по полученным профессиям а в 2009-2010 уч. году еще меньше - 40%.  Столько же идут служить в РА.

    Иначе говоря, из 27% выпускников  9-х классов, выбирающих НПО и рабочие специальности, работать будут только 10-12%.  

    Из 27% поступающих в ССУЗы, только 12-15% - могут затем работать в сфере производства. Другая половина выбранных учебных заведений – это сфера обслуживания. Служба в РА  не дает никакой гарантии утверждать, что после возвращения из армии выпускники ПЛ будут работать по той же специальности, которую они получили до службы.

Выводы:

Анализ полученных данных дает нам все основания считать, что, несмотря на положительную динамику выбора выпускников 9-х классов, а именно, (27% - НПО) и (27% поступающих в ССУЗы), реальная картина выглядит так: ПУ, ПЛ -  дают 12% работающих по выбранной профессии + ССУЗы – дают 15% работающих в сфере производства = 27% выбравших рабочие специальности.

Анализ гражданского выбора выпускников 11-х классов в 2009-2010 уч. году составил – (СПО-20% + НПО-3%) = 23%.

Реальная картина здесь: СПО - 10% + НПО - 2% = 12%. 

Осталось суммировать результаты: 27% + 12% = 39% и сравнить с социальным заказом общества (79% от общего количества поступающих вакансий – это вакансии по  рабочим специальностям.)

Реальные противоречия  налицо.  При сложившейся ситуации на рынке труда в г. Кувандыке и Кувандыкском районе нужны срочные меры, которые кардинально смогут, если не устранить возникшие противоречия, то хотя бы смягчить их последствия.

Главными причинами противоречий между спросом и предложениями на рынке труда города и района мы считаем являются:

  1. Социальные и политические изменения общества привели молодое поколение к духовному кризису, необходимости приспосабливаться к жизни, главным образом ориентируясь на достижение материальных благ... (Кризис духовного и патриотического воспитания!).
  1. Недостаточная информированность о перечне профессий наиболее востребованных на территории нашего города и района.
  2. Отсутствие популяризации и рекламных компаний в отношении привлекательности рабочих профессий.
  3. Неэффективная профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях.
  4. Качество заявленных в службу занятости вакансий, и, в частности, низкий уровень заработной платы.
  5. Отсутствие четких программ и перспективных проектов по социально-экономическому развитию нашего города и района (Какова их открытость и доступность для населения?).

Устранить причины – убрать противоречия – решить проблему.

  1. Таков алгоритм и наш собственный вариант решения проблемы

Программа действий

I.  Выполнение мероприятий по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Кувандыкского района на 2011-2013 годы». (Деловой вестник. Новый путь 23.11.2010. стр.7-8).

1. Необходима многоплановая, масштабная и ежедневная деятельность по патриотическому воспитанию граждан Кувандыкского района.

2. Основные направления реализации Программы полностью соответствуют целям и задачам нашего проекта: Наши предложения и дополнения в табл.

№

п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Объем финансирования (тыс. руб) из местного бюджета

Всего

2011 г

2012 г

2013 г

1.

В учебных планах всех ОУ должны быть уроки по краеведению, на которых необходимо воспитывать чувства гордости за свой край, стремления к выполнению  гражданского и патриотического долга перед своей «малой» Родиной.

Администрация образовательные учреждения города и района

Согласно штатного расписания

ОУ

2.

В каждом ОУ должен быть создан Информационный центр по профориентации выпускников 9,11 классов:

-здесь должны быть базы данных ЦЗН, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, все для выявления творческого потенциала личности, сознательного и обоснованного выбора профессии.

Администрация

ОУ города и района

6

2

2

2

3.

Результативность реализации Программы: - это профессиональный выбор выпускников ОУ, их желание сочетать общественные и личные интересы, реальный вклад вносимый молодыми людьми в дело процветания района. 

Администрация, Информационный центр.

4.

Необходимо расширение патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати

ГУП «Редакция Кувандыкской газеты «Новый путь».МТОЦ «Аргус»

5.

Конечным результатом должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в районе, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности  территории.

ОМПСиТ; УО администрации муниципального образования Кувандыкский район.

II. Выполнение перечня мероприятий муниципальной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы (далее Программа).

Цель Программы: совершенствование системы государственного влияния на процессы социализации молодежи, создание условий и гарантий самореализации молодых граждан;

Задачи Программы:

- РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ, РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, АКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

Приложение №2 к муниципальной целевой программе реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы

№

п/п

Наименование мероприятия

Объемы финансирования по годам (тыс. рублей)

Источник финанси-

рования

Ожидаемые результаты

всего

2011 г

2012 г

2013 г

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Создание условий для продвижения инициативной и талантливой молодежи

1.Наука, изобретательство, инновации и техническое творчество молодых

1.1

1.2

1.3

Участие во Всероссийском молодежном бразовательном форуме «Селигер»

60

20

20

20

Местный бюджет

Выявление эффективных технологий, увеличение количества реализованных проектов

2. Профессиональное и самодеятельное творчество молодежи

2.2

Комплекс мероприятий «Я – Творец!» для поддержки профессионального творчества молодежи.

46

10

17

19

Местный бюджет

Повышение уровня профессионального мастерства молодежи

2.3

Проведение районного конкурса «Золотая молодежь Кувандыкского района»

15

5

5

5

Местный бюджет

Поощрение талантливой молодежи, обновление информационной базы молодых людей области.

Итого по 1 разделу

429,86

148,86

137

144

Местный бюджет

Вовлечение молодежи в социальную практику

1. Формирование профессиональных и карьерных установок, производственно-трудовая занятость молодежи, популяризация малого предпринимательства как перспективного вида деятельности молодежи

1.1

Проведение мероприятий «Трудовая смена» по содействию временной занятости несовершеннолетних

Временная занятость не менее 2 тыс. несовершеннолетних в составе трудовых бригад и трудовых лагерей

1.2

Конкурс проектов «Моя профессиональная карьера»

9

2

3

4

Местный бюджет

Участие в конкурсе не менее 80 выпускников ОУ района

1.3

Комплекс мероприятий «Бизнес-старт» по вовлечению молодежи предпринимательскую деятельность

Формирование положительного образа молодого предпринимателя

1.4

Школа социального предпринимательства

Ежегодная первичная профориентация и диагностика не менее 40 чел.

1.5

Комплекс мероприятий «Бизнес-класс для талантливой молодежи

Консультационная и информационная поддержка молодых предпринимателей

1.6

Комплекс мероприятий с работающей молодежью «Профи»; «Наш формат»; участие в областном фестивале «Наш формат»;

194

45

60

89

Местный бюджет

Профессиональная адаптация молодежи и увеличение кадрового потенциала района, повышение привлекательности рабочих профессий

Наши дополнения

к Муниципальной целевой программе реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы

1. Профессиональное и самодеятельное творчество молодежи

1.1

Создание и возрождение  сети клубов (объединений) по развитию технического творчества и конструирования: «ЮныйТехник», «Самоделкин», «Это вы можете» и др.

Привлечение интереса молодежи к  технике, конструированию, изобретательству, рабочим профессиям

1.2

Градообразующим предприятиям необходимо возобновить регулярные встречи учащихся ОУ с передовыми рабочими, а также экскурсии по производственным цехам и объектам. Посещение музея предприятия: история создания, трудовые династии и т. д.

Воспитание патриотизма и гордости за рабочего человека, который выпускает уникальную продукцию и с гордостью носит  звание рабочего человека.

1.3

Сделать системными встречи учащихся школ с преподавателями и студентами ПЛ-42 и ПУ-36, лично знакомиться с условиями обучения и проживания, участвовать в  конкурсах профессионального мастерства и пр.

Понимание и осознание того, что вместе с аттестатом о среднем образовании можно получить еще и диплом о профессиональном образовании и быть востребованным на рынке труда.

2. Вовлечение молодежи в социальную практику

2.1

В конкурсе проектов «Моя профессиональная карьера» главным критерием оценивания должны стать -  желание сочетать общественные и личные интересы, реальный вклад вносимый молодыми людьми в дело процветания района.

9

2

3

4

Местный бюджет

Привлечение внимания к социальному заказу общества. Повышение привлекательности рабочих профессий.

2.2

Комплекс мероприятий «Бизнес-старт» по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность расширить за счет создания профильных спецкурсов в ОУ города и района.

Формирование положительного образа молодого предпринимателя

2.3

Школа социального предпринимательства – «Фермерское хозяйство», «Предпринимательское дело» должна быть создана на базе ПЛ-42.

Ежегодная первичная профориентация и диагностика

2.4

Комплекс мероприятий «Бизнес-класс для талантливой молодежи на базе Центра занятости населения или ПЛ-42.

Консультационная и информационная поддержка молодых предпринимателей

2.5

Комплекс мероприятий с работающей молодежью «Профи»; «Наш формат»; участие в областном фестивале «Наш формат». Совместный проект с центром занятости населения, ПЛ-42.

194

45

60

89

Местный бюджет

Профессиональная адаптация молодежи и увеличение кадрового потенциала района, повышение привлекательности рабочих профессий.

2.6

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: - увеличение доли молодых людей, участвующих в программах по профессиональной ориентации, трудоустройству, в общем количестве молодежи до 3,2%.

Обеспечение активного вовлечения молодежи в жизнь района

III.  Создать Информационный центр по профориентации выпускников 9,11 классов СОШ №1 г. Кувандыка, в котором должна постоянно работать система поиска, оповещения и информационной поддержки выпускников в их профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии.

Наши рекомендации:

  1. Вновь избранным органам власти необходимо начать разработку новых социально-экономических проектов, которые смогли бы привлечь внимание молодежи и мотивировать их на активное участие в жизни города и района.

  1. Главам администраций города и района необходимо не только отчитываться о проделанной работе, но и предлагать новые привлекательные  и перспективные проекты по улучшению условий жизни, работы и отдыха жителей нашего края. Возможно, тогда и молодежь сможет увидеть перспективу возвращения на свою «малую» Родину.

  1. Любая информация должна быть открытой и доступной для населения. Наиболее значимые проекты представлять на всенародное обсуждение: Например:
  1. Программы «Патриотическое воспитание граждан Кувандыкского района на 2011-2013 годы».
  2. Программы реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы.
  3. Целевая программа «Дети Кувандыкского района» на 2011-2013 годы.

4. ГУ «Центр занятости населения города Кувандыка» необходимо регулярно информировать население города и района об изменениях на рынке труда, размещать информацию в приложениях газеты «Новый путь» - «Деловой вестник», «Наш формат», на сайтах в Интернете.


Поделиться:

Отчего синичка развеселилась

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Мост из бумаги для Киры и Вики

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Юрий Визбор. Милая моя