Исследовательская работа выполнена в рамках изучения элективного курса "Мой выбор" под руководством Паначёвой Ирины Евгеньевны. Авторы: Абильева Дарья, Булатова Инна, Давыдов Илья, Кравцова Мария, Кулаков Кирилл, Патапкина Анастасия, Тюрин Владимир.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 439.5 КБ |
prezentaciya.ppt | 830.5 КБ |
МОУ УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
РЕКЛАМА
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СОВЕРШАЮЩИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Групповая работа учащихся 10 класса
под руководством Паначёвой Ирины Евгеньевны.
Челябинская область
Октябрьский район
д.Уйско-Чебаркульская
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАШИ РЕАКЦИИ НА РЕКЛАМНЫЕ ПОСЛАНИЯ
Анкета «Насколько вы подвержены чужому влиянию»
Анкета «Телевидение — ваш друг или враг?»
Анкета «У вас богатое воображение?»
Практическая работа «Примеры превращения истинного смысла рекламного обращения в слоган»
Анкета «Воздействие рекламы на сознание людей»
Практикум «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде»
Руководитель: Паначёва Ирина Евгеньевна – заместитель директора МОУ Уйско-Чебаркульская сош по учебно-воспитательной работе
Экран телевизора призван дать, и дает идеальные копии действительности. Изобра жение на экране достигает полной иллюзии. Человек забы вает, что он видит изображе ние на плоском экране, а не «открытое окно в мир».
А. Беляев (1935)
Цель:
Определить негативное влияние рекламы на сознание людей. Развивать критическое отношение к рекламе с помощью ознакомления с принципами создания рекламы, тренировать навык распознавания истинного смысла рекламного обра щения, дать опыт анализа рекламного обращения для дальнейшего развития способности критически воспринимать рекламу.
Задачи исследования:
Обоснование актуальности темы.
По данным социологов от воздействия рекламы в мире ежегодно сходят с ума 2783 человека, ежедневно совершается 1234 правонарушения. Люди не осознают пока опасности и продолжают смотреть «забавную рекламу». Еще несколько лет тому назад пара рекламных роликов и клипов на телеэкране не представляли собой никакой угрозы. На сегодняшний же день, когда 18% эфирного времени «забито» рекламой, эта тема остро встала среди социологов и психологов.
Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что реклама – вещь, несомненно нужная, однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие рекламы может коренным образом изменить социальные отношения в обществе. Влияние телевидения может быть выражено в следующих цифрах: к тому времени, когда человек заканчивает среднюю школу, он просмотрел около 15 тысяч часов телевизионных программ, в то время как в классе он провел лишь 11 ты сяч часов.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Предметом исследования является влияние рекламы на сознание людей, на рост совершаемых правонарушений.
Гипотеза – основание:
Предположим, что реклама негативно влияет на сознание людей и изменяет их отношение к окружаемому миру, порождает желание приобретать «соблазнительные» вещи незаконным путем.
Методы сбора информации.
Практическая значимость.
Развитие критического отношения к рекламе, тренировка навыка распознавания истинного смысла рекламного обра щения.
Информационный бум охватил все слои общества, включая и школьников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет, невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации).
Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Вся продукция СМИ закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…
Сегодня много говорят о растущей преступности в России. Растущая детская преступность становится закономерным следствием антисоциальной формы экономического реформирования. Преступность среди несовершеннолетних достигла новых рекордных показателей. По данным исследований, проведенных независимой социологической организацией, каждый четвертый опрашиваемый школьник признал, что в течение последних 12 месяцев, так или иначе, преступал закон.
Около двух третей учеников, исключенных из школы за последний год, совершили в среднем 44 правонарушения. Как отмечают СМИ, за последнее время, в стране резко возросло число краж совершаемых подростками, особенно это касается мобильных телефонов. Почти 60%, опрошенных, подтвердили, что пользуются ворованными вещами - это на 16% больше, чем в прошлом году. Число детей, которые обладали различного рода оружием, также выросло, достигнув 55% в этом году против 50% в 2001г. 33% парней 14-15 лет признались, что совершали правонарушения. Более 10% говорят, что причиняли материальный ущерб. Столько же признались в воровстве. 5% девочек 12-13 лет признались в том, что крали из магазинов
Вот другое исследование - опрос, проведенный среди 430 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет в Таганроге. Его организовал профессор А.В.Федоров в начале 2000 года. Выявлено, что российским тинэйджерам нравятся главные герои таких содержащих сцены насилия фильмов, как "Крестный отец", "От заката до рассвета", "Терминатор", "Прирожденные убийцы". При этом в качестве понравившихся черт характеров экранных героев были названы не только "решительность", "ум", "сила", но и "жестокость", значительно уступающая "доброте". Мы попали в страну, где нравственные нормы уже смещены настолько, что, казалось бы, дальше некуда. Оказывается, есть куда!
За три первых месяца этого года в нашем районе зарегистрировано 11 преступлений, в совершенных преступлениях приняли участие 11 подростков. Все преступления сводились к кражам чужого имущества и совершены группой лиц. За это время на учет в ПДН поставлено 12 подростков. На конец учетного периода на учете состоят 63 подростка, из них 12 судимых (11 условно осужденных) и 9 родителей. За данный период в РОВД было доставлено 13 подростков, их них 4 – за употребление спиртных напитков, выявлено 7 беспризорных и безнадзорных. Всего оформлено 45 административных материалов на несовершеннолетних лиц, 20 – на родителей. Резко возросло количество преступлений, связанных с кражами металла. 27 преступлений, связанных с хищением цветного металла, было совершено за прошлый год в РЭСах Троицких электросетей, обслуживающих в числе шести районов и наш район. Их участниками зачастую являются подростки.
Большинство россиян не заметили снижения уровня подростковой преступности за последние два года, такой вывод сделали авторы социологического исследования "Преступление и наказание несовершеннолетних правонарушителей", проведенного в феврале - мае 2004 года в Санкт-Петербурге, Саратове и Ульяновске. На рис. 1 при водятся значения коэффициента роста преступности несо вершеннолетних, начиная с 1995 г.
Рис. 1. Динамика числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними 1995-2002 г
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 год
Опрос, проведенный в Поволжье и Санкт-Петербурге, показывает, что в своем мнении об уров не подростковой преступности, как взрослые, так и подрост ки опираются на три источника информации: телевидение, круг общения и прессу.
В представленной ниже гистограмме перечислены и другие источники информации о подростковой преступности, но те лепередачи, друзья, коллеги, соседи, газеты, журналы, являются несомненными лидерами в формировании общественного мнения по данной проблеме (см. рис.2.).
Рис. 2. Источники информации взрослых и подростков о преступности несовершеннолетних
Результаты опроса свидетельствуют, что ТВ является основ ным источником информации независимо от возраста или лично го опыта.
Рис. 3. В какой мере ответственны за преступность среди несовершеннолетних несут семья, школа, милиция, местные власти, непосредственное окружение, СМИ
Другой наиболее часто повторяющейся в интервью с экс пертами темой влияния СМИ на рост подростковой преступ ности является реклама. Особенно часто звучали упреки в адрес коммерческой рекламы пива. Многие респонденты пря мо обвиняли рекламодателей в провоцировании «пивного» алкоголизма среди подростков и молодежи. Например, чле ны КДН указывали на противоречивую ситуацию, когда цен тральные каналы, контролируемые государством, беспрерывно тиражируют рекламу пива, обращенную к молодежной ауди тории, но то же государство накладывает административные штрафы на подростков за то, что они, как в рекламе «продви нуто», пьют «Клинское» или веселятся вместе с «Туборгом».
Проблема преступности несовершеннолетних рассматривается с разных точек зрения: самих подростков-правонарушителей и их законопослушных сверстников, родителей, работников правоохранительной системы, населения в целом.
Подавляющее большинство опрошенных (93%) убеждены, что преступления подростки совершают преимущественно в группах; 67% говорят о том, что несовершеннолетние преступники, в основном, юноши. 86% респондентов считают, что они действуют под влиянием алкоголя или наркотиков.
Улица, как показывает опыт современных родителей, не единственный источник нравственной заразы. Очень серьезно можно изуродоваться и не выходя из дома. Сиди субботним утречком перед телевизором и смотри себе мультики. И родители довольны: можно понежиться в постели или побегать в парке, пока гиперактивный малыш замер у телеэкрана. Ведь большинство из нас все же доверяют телеанонсам, которые обещают полчаса "спокойного семейного просмотра". Согласно результатам опроса, ТВ - основной источник информации о подростковой преступности: 81% (законопослушные подростки), 62% (условно осужденные) и 50% (заключенные колоний и учащиеся закрытых спецшкол).
Что влияет на формирование сознания подростков? Исследование предлагает "три источника и три составные части" - это ТВ, печатные СМИ и круг общения. "Большинство экспертов придерживаются мнения, что современные СМИ, особенно ТВ, скорее способствуют, чем препятствуют росту преступности, - говорится в исследовании. - Вопрос о том, "как наше слово отзовется", по мнению наших респондентов, волнует редакции телевизионных каналов в последнюю очередь. Между тем общество столкнулось с новым явлением, имя которого "Бригада". В этом сериале мы встретились с высоким искусством талантливых актеров, сценаристов, режиссеров, создавших убедительные, привлекательные и дьявольски обаятельные для подростков образы членов организованной преступной группировки. "Волшебная сила искусства" заставила подражать Саше Белому, Космосу и другим "хорошим" бандитам. Тысячи подростков, играющих в "бригаду", стала своеобразной рекламой «красивой» жизни. А многих из них толкнула на преступление не понарошку".
Дети в России имеют самый высокий риск бедности. По данным ООН, в России всего 36% семей имеют детей. Зато их доля в общем количестве бедных семей составляет 80%. Более 82% семей с детьми вынуждены ютиться на жилой площади ниже установленной нормы. По оценке аналитиков фонда, для супружеской пары, решившей завести одного ребенка, риск впасть в бедность составляет 77%. А осмелевшихся родить троих -94%. Уровень бедности детей в возрасте до 15 лет в России составляет 13%. Если по данным Росстата, у нас около 22 миллионов детей такого возраста, то получается, что минимум 3 млн. детей влачат нищенское существование.
По материальному положению семьи учеников нашей школы распределяются следующим образом:
-семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человек ниже прожиточного минимума для Челябинской области) — 78%;
-со средним — 14%;
-с высоким — 8%.
Отсутствие достаточных материальных средств и пропаганда «красивой» жизни СМИ приводит к тому, что у подростков возникает соблазн получить все и сейчас.
Как только человек стал что-то производить в достаточных количествах, ему пришлось начинать обмен. Осуществлять обмен, значит идти на рынок. Идти на рынок, значит зазывать потребителя. Вот вам и маркетинг, вот и реклама.
Корни рекламы уходят в глубокое прошлое. Но и история современной рекламы насчитывает, по крайней мере, полтора столетия. Первой рекламой в письменном виде считают египетский папирус, хранящийся в Лондоне, в котором сообщалось о продаже раба. В Китае существовала в Х веке печатная реклама. К рекламе также относятся и эмблемы торговцев Месопотамии. Раньше рекламные объявления рисовали на скалах вдоль торговых путей, на камнях, меди и кости. Поворотным моментом в истории рекламы явился 1450 год – изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка. Во второй половине 18 века появились первые германские периодические издания, где стали публиковаться и рекламные объявления, а в 1812 году в Англии появляется первое рекламное агентство.
Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Иногда мы реагируем на нее, иногда нет. Иногда мы положительно смотрим или читаем ее с интересом. Иногда стремимся скрыться от нее, что в наших нынешних условиях достаточно сложно. Иногда реклама информирует, иногда убеждает, развлекает или заставляет скучать. В середине двадцатого века началось серьезное изучение рекламы. Ежедневно мы сталкиваемся с рекламными роликами, появляющимися посреди любимой телепередачи или повторяемые 10 раз за час по радио.
Слово «реклама» — латин ского происхождения (от лат. reclamar) и первона чально означало «кричать, выкрикивать». Затем к нему присоединились такие значения, как «откли каться» и «требовать». Таким образом, уже в самом примитивном воззвании к толпе просматривалась главная характеристика современной рекламы: со общать, распространять сведения о чем-то (ком-то) для привлечения покупателя или создания популяр ности товару или производителю. Одной из особенностей работы с людьми в рекламном бизнесе является умение «угадывать» желания кли ента. Реклама играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства. Цель рекламы - распространение сведений, информации. Но при разработке рекламного объявления или целой рекламной кампании всегда учитывается, на какую целевую аудиторию ориентирована данная реклама. Объектами рекламы могут являться различные социальные объекты, обладающие различными потребностями и информацией.
Впервые в 1937 году были сформулированы и опубликованы некоторые правила поведения рекламопроизводителей, которые известны под названием “Кодекса норм рекламной практики Международной торговой палаты в Париже”. Приведем выдержки из некоторых статей “Кодекса” в редакции 1987 года.
Основные принципы.
Статья 1. Любое рекламное послание обязано быть юридически безупречным, благопристойным, честным и правдивым.
Любое рекламное послание обязано создаваться с чувством ответственности перед обществом и отвечать принципам добросовестной конкуренции, обычной в коммерции.
Статья 2. Рекламное послание должно быть таким, чтобы не злоупотреблять доверием покупателя и не использовать его неопытность или недостаток его знаний.
Статья 3. 1) Рекламное послание не должно играть без веских оснований на чувстве страха.
Очернение.
Статья 7. Рекламное послание не должно очернять никакую фирму, промышленную или коммерческую деятельность или профессию, а также никакой товар, высказывая прямо или косвенно презрение, насмешку или что-либо подобное.
Имитация.
Статья 10. Рекламное послание не должно имитировать общую композицию, текст, слоган, изображение, музыку, звуковые эффекты и т.д. других рекламных посланий, т.о., что это могло бы ввести в заблуждение или привести к путанице.
Дети и молодежь.
Статья 13. 1) Рекламное послания не должны эксплуатировать доверчивость детей или недостаток жизненного опыта молодежи, а также чувство их преданности.
Ответственность.
Статья 14. 1) Ответственность за соблюдение правил поведения, изложенных в данном “Кодексе” лежит на рекламодателях, исполнителях рекламных посланий, рекламных агентствах, издательствах, владельцах СМИ и вообще участниках контрактов относительно рекламных посланий.
Наши реакции на рекламное послание обусловлены многими факторами, т.к. мы являемся продуктом культуры и общества, продуктом семьи, которой выросли. Соответственно, реклама оказывает социальное и культурное влияние на потребителя.
Реклама формирует литературные пристрастия многих людей, рекламируя книги. Мода на одежду и музыку тоже (особенно среди молодежи) зависит от "раскрученности" кутюрье или музыкальной группы. Реклама влияет и на такие неосязаемые понятия, как знания, законы, мораль, обычаи, которые вместе определяют группу людей или образ жизни.
Например, реклама создает новые традиции. "Жуйте "Орбит" после еды" - чем не попытка (и довольно успешная) создать новую традицию? Меняются и моральные установки людей. Например, последнее время популярна тема трансвеститов, геев и других сексуальных меньшинств. И если люди старшего поколения с осуждением относятся к рекламе, играющей на подобной тематике, то мое поколение смотрит на это с интересом, а для нынешних школьников - это уже становится нормой. Другой пример изменения нашего сознания - запретные темы, о которых нельзя говорить во всеуслышание, например, запоры или менструация. Реклама зачастую настолько открыто обсуждает эти деликатные темы, что зрителю становится неловко, но постепенно мы привыкаем - а значит, происходит переоценка в нашем сознании "хорошо и плохо", "можно и нельзя".
Большинству людей присуще стремление стать богаче, умнее, уважаемее - реклама придает товару свойства, которые помогут покупателю приблизиться к своей мечте.
Например, дорогой костюм придаст вам солидности, шикарная машина создаст впечатление богатства, роскоши. На самом деле, это будет не реальная, а иллюзорная - солидность, роскошь - точно также, очки сделают вас умнее только с виду - но люди "покупаются" на это.
Однако, в последнее время реклама стала оказывать и совершенно противоположное влияние - доказывать, что все люди равны, внешнее - не значит истинное. Например, реклама "Спрайта" - крутой сноубордист, известная поп-звезда, шикарная фотомодель - они ни чем не лучше обыкновенного "тебя" - потребителя. Не равняйся на них, "будь собой".
Реклама активно влияет и на нашу индивидуальность. На разных стадиях жизни люди имеют разные потребности, но иногда эти потребности предписывает иметь реклама. Например, многие пожилые люди теперь пьют бальзам "Биттнер". Потому что реклама сказала - внушила им: для человека пожилого возраста он просто необходим, хотя все его достоинства есть и в отварах лечебных трав, и просто в домашнем вине. Но реклама создала новую потребность у людей определенного возрастав конкретном продукте.
Реклама средств по уходу за кожей часто охватывает все возраста. Потребность умываться не водой, а лосьоном для очистки лица формируется в девочке лет с пяти (детская косметика) и завершается в старости (крем от морщин, поддержание молодости кожи и т.п.).
Наши привычки определяют нашу индивидуальность, поведение, помогают окружающим понимать и предсказывать наши реакции. Реклама формирует новые привычки и укрепляет старые. Например, вредные привычки - типа курения - окрашиваются в "розовые" тона. Герои рекламы сигарет - симпатичные и мужественные парни, элегантные женщины. Тем самым, сигареты превращают в символ самостоятельности, в элемент имиджа - и оправдывают вредную привычку.
Примером создания новой привычки могут послужить жевательные резинки и косметические средства, - без которых человек может обойтись или найти им замену - но реклама создала привычку из их использования.
Реклама часто предлагает готовый стиль жизни - и расхваливает его, предлагая принять. Например, "сила, мощь, решительность, целеустремленность" - такому жизненному стилю соответствуют товары: электробритвы для мужчин, дезодоранты для мужчин, автомобили, моторные масла. Другой вариант - "добрый, уютный, домашний, привычный" - масло, молоко, шоколад, стиральная машина, пылесос. Стиль современности подчеркивает в имидже таких товаров, как холодильник, сотовый телефон, кредитная карта Internet - "стильно, модно, современно, дорого, но стоит того, ты будешь первым". Если вы приверженец здорового образа жизни - "энергетическая ценность, удобство, комфорт, здоровье, естественный, натуральный, полезный" - йогурт, кефир, тренажеры, кроссовки, велосипеды.
Потребителю остается лишь подобрать наиболее близкий ему стиль жизни - а соответствовать ему легко - как проводить досуг, что покупать в магазине, как питаться и одеваться подскажет реклама.
Чаще всего реклама «играет на эмоциях» потенциальных потребителей. Многие рекламные клипы и объявления используют эмоциональный подход — например, реклама разных сортов безалкогольных напитков. Так как различные сорта «колы» не осо бенно отличаются между собой, многие люди, ког да решают, покупать им «колу» или нет, не думают о ее объективных качествах. Соответственно в рек ламе газированных напитков нет фактов и цифр... Вместо того, чтобы представлять факты, реклама газированных напитков играет на эмоциях, пыта ясь ассоциировать с торговой маркой ощущения сексуальной привлекательности, юношеской энер гии и т.п..
Важно подчерк нуть, что телевизионная реклама воздействует не только на зрительное восприятие, но и на слуховое. Реклама может быть поставлена как бытовая сценка, образ жизни, демонстрация полета фантазии, создание настроения или образа с исполь зованием специального музыкального сопровожде ния или личности — символа, как техническая экс пертиза, научное доказательство или рекомендация и одобрение какого-либо компетентного лица.
Большое значение имеет правильный выбор инто нации рекламного обращения. Также для рекламы необходимо найти запоминающиеся слова и яркие обороты речи. Что несомненно запоминается надолго.
Итак, мы выяснили, что реклама оказывает серьезное воздействие на общество в целом, его социальные институты и индивидуумов. Теперь мы хотим привести результаты некоторых исследований, которые характеризуют степень этого воздействия в цифрах.
Исследование журнала Parade показало, что хотя лишь 13% респондентов признали, что реклама оказывает "сильное влияние" на их собственный выбор при покупке, 48% уверены, что она оказывает сильное влияние на других. Другими словами, люди считают, что реклама оказывает влияние, но себя считают относительно невосприимчивыми.
Исследование показало также, что только 25% респондентов заявили, что телевизионная реклама может подтолкнуть их к покупке нового товара.
Часто реклама говорит не о товаре, который рекламирует, а о тех удобствах, которые вы приобретете, купив его. Например, вы покупаете не крем, а исчезновение морщин. Не автомобиль, а престижный имидж.
Другие глубинные мотивы, используемые в рекламе:
Чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха).
Надежность (мыло, патентованные фармацевтические средства).
Самоудовлетворение (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней).
Творческие наклонности (садоводством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле - компенсация бездетности).
Объекты любви (изображение матери и малыша в рекламе "Памперсов").
Сила (мощные автомобильные моторы; моторные лодки).
Моральной оценке подлежит, прежде всего, сам факт психологического воздействия на миллионы людей. Допустимо ли оно? Можно сказать, что пользоваться доверием человека, эксплуатировать его неправильные представления, превращать в капитал его незнание - с точки зрения морали достойно порицания. Возникает, таким образом, моральное разногласие. Одновременно со спорами между специалиста ми возникают некоторые формы протеста и в самом населении. Люди стали так скептически относиться к рекламе, что на них, кажется, никакая психологическая атака уже не действует.
У нас очень любят кричать о свободе слова и ссылаться на западные демократии. Но давайте не будем лукавить. Во всех зрелых демократиях действует один и тот же принцип и звучит он примерно так: свобода слова (в том числе свобода показа агрессивных фильмов) может быть ограниченна, если речь идет о нравственной безопасности. Такой подход закреплен, в частности, в международном праве. Так, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года допускает законодательное введение ограничений на деятельность вещательных организаций в целях защиты "здоровья и нравственности населения". Директива Европейского сообщества 1988 года предусматривает возможность приостанавливать ретрансляцию программ, поступающих из другого государства - члена сообщества, если эти программы наносят ущерб развитию несовершеннолетних. Несколько примеров.
Во Франции строжайший контроль за вещанием осуществляет специальный государственный орган - Высший аудиовизуальный совет Франции. Французский закон 1986 года требует, чтобы этот орган следил за обеспечением защиты чувств детей и подростков в транслируемых программах. Более конкретные правила были изданы под влиянием этого принципа. Директива Высшего аудиовизуального совета Франции, изданная в мае 1989 года, обязывает вещателей (как общественных, так и частных) воздерживаться от показа эротических и жестоких программ (включая фильмы) до 22 часов 30 минут и передачи рекламы таких фильмов до 20 часов 30 минут.
В погоне за рекламными доходами российские телеканалы заинтересованы в том, чтобы привлечь максимальное число зрителей. При отсутствии регулирующих механизмов в ход идут любые средства. Правовая база деятельности СМИ не согласована с другими законодательными актами. С одной стороны, с 5 мая 1998 года на территории Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод, где предусмотрены законодательные ограничения на деятельность вещательных организаций в целях защиты "здоровья и нравственности населения". Есть другой базовый закон - Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка". В статье 14 закона, озаглавленной "Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию", в частности, говорится, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И потому закон "Об основных гарантиях прав ребенка" носит чисто декларативный характер. В 1999 году была предпринята попытка создать закон, регулирующий данную проблему. Государственная дума РФ приняла в трех чтениях законопроект "О Высшем совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации". Однако Президент Ельцин не подписал его. В то же время в ряде российских регионов (Красноярский край, Новгородская область и др.) были приняты законодательные документы местного уровня, направленные на защиту детей и молодежи от агрессивного телевидения.
Нельзя не отметить попытку телеканалов установить внутрикорпоративный контроль. Весной 1999 года после долгих дебатов была принята "Хартия телерадиовещателей" Российской Федерации. Большим стимулом для ее подписания крупнейшими телеканалами стала угроза принятия закона РФ "О Высшем совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации", которую телеканалы истолковали как "угрозу" свободе слова. В хартии декларируется "отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия".
Итак, проблема острая и требует незамедлительного законодательного решения. Конечно же, необходим комплекс мер, в том числе учреждение специального органа, который осуществлял бы строжайший контроль за деятельностью средств массовой коммуникации с позиций защиты нравственного здоровья детей и молодежи.
В социологическом исследовании приняли учащиеся 10-11 классов нашей школы. Подробнее других был рассмотрен способ подсознательного воздействия (импульсивные покупки, скрытая реклама в кинематографе), так как психоанализ сейчас часто используется при создании рекламы. Также рассмотрены моральные аспекты такого скрытого воздействия рекламы на миллионы людей. Чаще всего реклама «играет на эмоциях» потенциальных потребителей. Многие рекламные клипы и объявления используют эмоциональный подход. Большое значение имеет правильный выбор инто нации рекламного обращения. Также для рекламы необходимо найти запоминающиеся слова и яркие обороты речи. Поэтому в ходе работы мы проанализировали не сколько примеров превращения истинного смысла рекламного обращения в емкое словосочетание или фразу (слоган).
Результаты:
25% из опрошенных обладает огромным запасом хитрости. Нет ничего, чего бы они не могли добить ся. Их не проведешь! Но хитрость и недоверчивость часто ведет к доле неискренности и неоправданного недоверия в общении с людьми. Наверное, можно иногда быть чуть-чуть более открытым.
44% респондентов безусловно, умны, обмануть их нелегко. Они не любят говорить неправду, что хоро шо. Откровенность сближает людей.
31% - весьма наи вны, и их очень легко ввести в заблуждение. Навер ное, они часто бывают рассеяны и этим дают повод для шуток своим знакомым.
Высказывание | Да | Нет |
1. Вы изучаете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны | ||
2. Каждую неделю вы смотрите передачи, кото рые считаете образовательными или просветитель скими | ||
3. В основном вы смотрите какие-либо определен ные передачи (приключения, сериалы, ток-шоу, музыкальные каналы) | ||
4. Вы часто забываете про уроки, когда хотите смотреть телевизор | ||
5. Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, например, чтение, учеба, написание письма | ||
6. Вы предпочитаете ходить туда, где есть телевизор | ||
7. В вашей семье бывают ссоры из-за того, сколько времени проводить у телевизора | ||
8. Когда к вам в гости приходят друзья, вы выключа ете телевизор, если только они не выразили интереса к какой-нибудь передаче | ||
9. Телевизор во время еды — это замечательный спо соб заставить детей вести себя тихо и хорошо | ||
10. Вы хотели бы иметь последнюю модель телеви зора, даже если испытываете большую потреб ность в других вещах | ||
11. Никого не должно касаться, как громко у вас включен телевизор | ||
12. Телевидение заменило много других увле чений и способов отдыха, от которых люди могли бы получать удовольствие | ||
13. Иногда вы сомневаетесь в некоторых фак тах или утверждениях, услышанных по теле визору | ||
14. Когда никто другой не смотрит телевизор, вы часто, включив его, уже не выключаете |
Выводы:
10% учащихся. Телевидение — друг. Его используют для образования и отдыха. По всей вероятности, ребята этой группы также много читаете, у них есть лю бимое дело, немало друзей. Их любят окружающие.
18% учащихся. Возможно, телевидение для них ни враг, ни друг, а просто привычка; поразмыслив над теми вопросами, которые еще требуют их отве та, они, возможно, захотят посмотреть какие-нибудь образовательные передачи.
72% учащихся. У них есть враг в лице этого одногла зого монстра. Более того, он управляет ими
Вопрос | Да | Иног да | Никог да |
1. Вы считаете, что научная фантас тика — это глупость? | 4 | 3 | 0 |
2. Вы не любите писать письма? | 4 | 2 | 0 |
3. Часто ли, смотря фильм, вы пред ставляете себя одним из его героев? | 0 | 2 | 4 |
4. Приходилось ли вам в раннем воз расте играть в одиночестве? | 0 | 2 | 4 |
5. Можете ли вы произнести речь экс промтом, без подготовки? | |||
6. Хотелось бы вам научиться писать стихи? | 0 | 3 | 4 |
7. Вы мечтаете о каком-нибудь вели ком деле, которое вам хотелось бы совершить? | 0 | 2 | 4 |
8. Считаете ли вы, что сможете дей ствительно это дело совершить? | 0 | 3 | 4 |
9. Трудно ли вам заинтересовать дру гих своими идеями? | 4 | 2 | 4 |
10. Вызывают ли у вас какие-либо за пахи определенные воспоминания? | 0 | 3 | 4 |
11. Вас привлекло бы путешествие в неизвестное? | 4 | 3 | 0 |
12. Вы любознательный человек? | 4 | 2 | 0 |
13. У вас когда-нибудь бывают роман тические безответные увлечения? | 0 | 2 | 4 |
14. Кажется ли вам, что о жизни боль шинства людей можно писать романы? | 0 | 3 | 4 |
15. Когда вы слушаете музыку, она вызывает у вас какие-нибудь образы? | 0 | 2 | 4 |
18% респондентов можно сказать « Вы реалист, крепко сто ящий на земле, но это не значит, что у вас не хватает воображения. Будьте уверены, вы никогда не позво лите себе лишиться его в пылу повседневных забот.»
32% респондентов можно сказать «У вас довольно богатое воображение. Но слишком часто вы принимаете жизнь, как она есть, не думая о том, почему происходит так, а не иначе. Возможно, зная ответ, в определенных ситу ациях вы бы поступили по-другому?
29% респондентов можно сказать «Вы смотрите на жизнь широко распахнутыми глазами и готовы принимать любые новые идеи и предложения. Но при этом вы твердо стоите на земле, что хорошо. Вам нравится делить ся своими идеями с другими».
21% респондентов можно сказать «У вас очень богатое вообра жение. Однако это нельзя назвать счастливым да ром, потому что ваше воображение не всегда идет во благо. Чаще контролируйте свои поступки, анали зируйте их причины».
Тема обращения | Обращение |
Напиток «7Up» не входит в группу напитков «кола» | «Не кола» |
Пользуйтесь нашими автобусами вместо того, чтобы самому вести машину | «Садись в автобус и за будь о руле» |
Для того, чтобы заказать доставку товаров на дом, пользуйтесь пред ставленным в телефонном справоч нике списком компаний | «Пусть по магазинам ходят пальцы» |
Red Roof Inns предлагает недорогие номера | «Дешевый сон в Red Roof Inns» |
Лист рекламных обращений, составленных учащимися
Тема обращения | Обращение |
Наша компания заботится о том, чтобы работа по дому была макси мально удобной для Вас | Тефаль. Мы всегда думаем о Вас! |
Наша косметика дорогая, но очень высококачественная и рассчитана на самый взыскательный вкус. | Лореаль — ведь Вы этого достойны! |
Правы только те, кто пьет наше пиво | Бочкарев — правильное пиво! |
Ваше отношение к наличию рекламы на телевидении?
27% Положительное
12% Равнодушное
53% Отрицательное
8% Затрудняюсь ответить
Есть ли у Вас телевизор, радио, газеты?
Телевизор ДА -100%
Радио ДА -88%
Газеты ДА -16%
Сколько времени ежедневно у вас занимает просмотр телепередач, фильмов?
10% до 1 часа
61% 1-3 часа
28% Более 3 часов
1% Я не смотрю телевизор вообще
Считаете ли Вы наличие рекламы необходимым атрибутом современных компаний и фирм?
64% Да
15% Нет
21% Затрудняюсь ответить
Часто ли вам в голову западает какой-нибудь слоган (фраза) или картинка из рекламы?
77% Да
18% Нет
5% Не могу вспомнить
Слышали ли Вы об эффекте 25 кадра?
12% да, и я всерьез задумался об этом
21% да, но не очень-то в это верю
19% что-то, вроде, слышал
48% нет
Как Вы думаете, реклама оказывает негативное влияние на Ваше здоровье или психику?
44% Оказывает
21% Не оказывает
26% Не задумывался над этим
9% Затрудняюсь ответить
К каким, на Ваш взгляд, социальным последствиям может привести дальнейшее развитие рекламных технологий (отметьте не более 3 вариантов)?
12% Улучшение состояния экономики
17% Падение культуры
30 % Безразличие к судьбам людей
31% Дополнительный источник дохода для государства
62% Деградации человека
Бывали ли ситуации, когда прокрутка того или иного рекламного ролика вызывала у Вас какие-либо эмоции (раздражение, смех), воспоминания?
34% да, и очень часто
56% да, но очень редко
10% нет, никогда
«Бегаете» ли вы от рекламы по каналам?
54% да, всегда
12% да, иногда
4% нет, так не имею возможности переключить канал
30% нет, мне интересно посмотреть и рекламу
Многие ли рекламные ролики вызывают у вас негативную реакцию?
24% да, все
11% да, большинство
30% да, парочка
35% нет
Оцените по пятибалльной шкале, насколько сильно на Вас действует реклама (1 – очень слабо, 5 – очень сильно):
5% В газетах
16% В журналах
47 % На телевидении
13% На радио
19% На рекламных щитах на улице
«Петр, Иван и Николай учились в 10-м классе. Нельзя сказать, что у них были общие интересы, но жили в одном доме, поэтому часто бывали вместе. Иван и Николай учились неплохо, воспитывались в полных достаточно обеспеченных семьях. Петр похуже. Он еще с 13 лет дружил в основном со старшими мальчиками. В 9-м классе вместе с друзьями ограбил магазин. Их поймали, судили, и мальчик по лучил условный срок. Однажды вечером, когда все уроки были сделаны, Петр Иван и Ни колай сидели у подъезда. Вдруг они увидели, что Олю, их одноклассницу, провожает какой-то парень, явно не из их района. В руках у юноши был скейтборд. Петр давно мечтал о таком, но материальное положение семьи не позволяло его приобрести. Его воспитывала одна мама, работающая медсестрой. Петр предложил ре бятам проучить незнакомца и отобрать у него скейтборт. Мальчики колебались, им было непонятно - зачем это? Но «опытный» Петр объяснил, что «они мужчины, что это их двор и они не должны позволять, кому попало приходить сюда без их раз решения», добавив что им родители смогут купить скейтборт, а ему нет.. Потом он заявил, что Иван и Николай слюнтяи, и он без их помощи разберется с незнакомцем, отстоит честь двора.
Вопросы для обсуждения.
1. Как вы думаете, что испытали ребята в этой ситуации?
2. То, о чем просил Петр, - это товарищеская услуга?
3. Не помочь Петр - это предательство?
4. Какой вы видите выход для Ивана и Николая из этой ситуации.
Мой - выбор – Петру надо помочь»
Его сделали 12% опрошенных, но указали при этом
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1. Появится новое развлечение | 1. Узнают родители. |
2. Сохранится расположение Петра | 2. Будут неприятности в школе |
3. Утвердиться в глазах сверстников | 3. Страх перед наказанием |
«Мой - выбор – Петру помогать не надо»
Его сделали 52% опрошенных, но указали при этом
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1. Мнение Оли | 1. Потеря уважения со стороны Петра |
2.Парня жалко | 2. Мнение Оли |
3.Без доски можно обойтись | 3. |
«Мой выбор - Петра нужно отговорить».
Его сделали 36% опрошенных, но указали при этом
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1. Отсутствие наказания | 1. Потеря уважения со стороны Петра |
2.Покой родителей | 2. |
3. Деньги на доску можно заработать | 3. |
Продолжение истории
«Ребятам после слов Петра стало стыдно, и они согласились по мочь товарищу. Когда незнакомец возвращался, мальчишки затеяли с ним ссору, началась драка. Точнее, это была не драка, а избиение, ведь численный и физический перевес был на стороне «хозяев» двора. Когда мальчишка упал и перестал защищаться, ребята отобрали у парня доску и пошли домой. Через два дня Петр сообщил своим друзьям, что незнакомец ле жит в больнице, у него сотрясение мозга и милиция ищет тех, кто его избил, Иван и Николай испугались. Петр их успокоил, сказав, что надо все отрицать и в случае чего говорить, что незнакомец сам затеял ссору. А если даже их поймают, то им ничего не будет, - он-то знает. А авторитет ребят во дворе и в школе после этого только возрастет. Ивана это успокоило, но Николай переживал. На следующий день в школу пришел сотрудник милиции. Он беседовал и с Петром, и с Николаем, и с Иваном, однако мальчишки отрицали свою вину в случившемся».
Вопросы для обсуждения.
1.Как бы вы поступили на месте Николая и Иван
2.Есть ли у ребят выход из этой ситуации?
«Мой выбор — надо помочь правоохранительным органам
в раскрытии этого преступления».
Его сделали56% опрошенных, но указали при этом
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1.Виновные будут наказаны | 1.Лишняя волокита |
2. Жалко парня | 2.Потеря времени |
3.Такое может случиться с каждым | 3.Осуждение сверстников |
«Мой выбор - не надо помогать правоохранительным органам
в раскрытии этого преступления»
Его сделали 44 % опрошенных, но указали при этом
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1. Сохранение уважения в глазах сверстников | 1. Такое может случиться с каждым |
2. Каждый должен заниматься своим делом | 2. |
Продолжение истории
«Николай стал переживать еще сильнее после прихода в школу ми лиционера. Он не удержался и все рассказал родителям. В тот же ве чер мальчик с мамой и папой сходили в больницу к избитому мальчиш ке. Коля с ним поговорил и извинился за свои действия. Родители по обещали возместить все расходы, связанные с пребыванием в лечеб ном учреждении. После разговора с родителями и похода в больницу на душе мальчика стало легче. Утром с мамой он отправился к Петру и Ивану . Те вновь отказались признавать свою вину и извиняться перед пострадавшим. В милиции Николай честно все рассказал и раскаялся в совершенном, Иван и Петр бравировали, заявляя, что лучше пусть будет суд, но унижать себя извинениями они не станут».
Задание учащимся: Как, на ваш взгляд, закончилась эта история?
Окончание истории
«Иван и Петр были осуждены. Иван получил 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года. Петра отправили в воспита тельную колонию общего режима на 3 года. Суд признал, что исправ ление Николая, может быть, достигнуто путем применения принудитель ных мер воспитательного воздействия и освободил его от уголовной ответственности».Вопросы:
1. Как вы думаете, на чем было основано решение суда в отношении Николая?
2. Почему, на ваш взгляд, принудительные меры воспитательного воздейст вия не были применены к Ивану и Петру
Работая над проблемой влияния рекламы на сознание человека, мы пришли к выводу, что она оказывает несомненное влияние на рост правонарушений совершаемых подростками. Подсознательно влияя на ещё несформировавшееся сознание подростка, реклама предлагает готовый стиль жизни (развлечения, дорогие аксессуары, автомобили, отдых). Подростку, у которого еще не сформировано профессиональное самоопределение, не имеющему постоянного материального дохода, но желающему иметь все то, что ему предлагают, очень трудно устоять.
Активно действуя на сознание потребителя, и пропагандируя те или иные свойства товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т.д.
Среди причин увеличения числа малолетних преступников хочется отметить негативное влияние рекламы, которая пропагандирует обладание материальными "статусными" вещами - это ведет к росту уличной преступности.
Из этого можно сделать вывод, что, навязывая определенный стереотип современного человека, который должен обладать определенными атрибутами, чтобы быть модным, реклама достигает своей цели – провоцирует человека на покупку, или, в крайнем случае, на приобретение товара иным способом
Рассмотрим влияния рекламы по следующим свойствам: силе, повторяемости, осознанности, значению и социальной норме.
По силе: сильное влияние — когда трудно отказаться (власть, обязательство, договор, зомбирование, приказ, угроза, вымогательство). Особо сильное влияние может выйти за рамки социального влияния и стать насилием (угроза, терроризм, вымогательство).
По повторяемости: повторяющиеся. Некоторые действия могут влиять только если они повторяются многократно (реклама, надоедание)
По осознанности: неявное влияние (подсознательное): харизма, авторитет, зомбирование, раппорт, "за компанию", эффект толпы, реклама, любовь
По значению: положительное влияние — когда влияние ведет к желаемым целям. (Мойте руки перед едой! Давай сделаем это вместе! Исправь, пожалуйста, эту ошибку.) Отрицательное влияние — когда влияние ведет к нежелательным последствиям (Купи у меня это! Отдай! Убей! Сделай это!).
По социальной норме: нормальные или приемлемые — когда в обществе такое поведение считается приемлемым для кого-то. Например, "Подвинься, пожалуйста" может быть уместным и неуместным. Неприемлемые — нечестное и грубое влияние. Например: не принято покупать драгоценности на улице: они либо украдены либо поддельны; когда влияние использует обман, или другое нечестное поведение.
Способы защиты:
Реклама сегодня прочно вошла в нашу жизнь. Иногда мы реагируем на нее, иногда нет. Иногда мы положительно смотрим или читаем ее с интересом. Иногда стремимся скрыться от нее, что в наших нынешних условиях достаточно сложно. Иногда реклама информирует, иногда убеждает, развлекает или заставляет скучать. Включенный телевизор, просмотр рекламы - это одна из форм эмоциональной зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе).
Следует отметить, что реклама благодаря использованию социально-психологическим механизмов повторяемости, убе дительности, запоминаемости, эмоциональности оказывает на подростков эффект внушения, заражения и подражания в большей степени, чем на другие возрастные группы.
Слайд 1
Смена слайдов производится по щелчку или при нажатии клавиши «пробел», все остальные действия выполняются автоматически. Приятного просмотра!Слайд 2
Исследовательская работа РЕКЛАМА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Слайд 3
Экран телевизора призван дать, и дает идеальные копии действительности. Изображение на экране достигает полной иллюзии. Человек забывает, что он видит изображение на плоском экране, а не «открытое окно в мир». А. Беляев (1935)
Слайд 4
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ : По данным социологов от воздействия рекламы в мире ЕЖЕГОДНО сходят с ума 2783 человека ! ЕЖЕДНЕВНО совершается 1234 правонарушения ! На сегодняшний день, когда 18% эфирного времени «забито» рекламой, эта тема остро встала среди социологов и психологов.
Слайд 5
ЦЕЛЬ: Определить негативное влияние рекламы на сознание людей. Развивать критическое отношение к рекламе с помощью ознакомления с принципами создания рекламы . Тренировать навык распознавания истинного смысла рекламного обращения. Дать опыт анализа рекламного обращения для дальнейшего развития способности критически воспринимать рекламу.
Слайд 6
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Определить отношение людей к наличию рекламы на телевидении; Определить степень влияния рекламы на рост правонарушений, совершаемых подростками; Определить мнение людей относительно воздействия рекламы на человека.
Слайд 7
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: Реклама – вещь, несомненно нужная, но в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей. Дальнейшее развитие рекламы может коренным образом изменить социальные отношения в обществе. Ко времени окончания средней школы, человек просматривает около 15 тысяч часов телевизионных программ, в то время как в классе он провел лишь 11 тысяч часов.
Слайд 8
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Учащиеся 10-11 классов МОУ Уйско-Чебаркульская сош Октябрьского района Челябинской области. Статистические данные по правонарушениям, совершенные подростками
Слайд 9
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Влияние рекламы на сознание людей, на рост совершаемых правонарушений.
Слайд 10
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Предположим, что: реклама негативно влияет на сознание людей и изменяет их отношение к окружаемому миру, порождает желание приобретать «соблазнительные» вещи незаконным путем.
Слайд 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Развитие критического отношения к рекламе, тренировка навыка распознавания истинного смысла рекламного обращения.
Слайд 12
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ: Анализ информационных источников по проблеме. Метод сбора социологической информации – опрос Вид опроса – анкетирование.
Слайд 13
ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ Каждый четвертый опрашиваемый школьник признал, что в течение последних 12 месяцев, так или иначе, преступал закон. Около двух третей учеников, исключенных из школы за последний год, совершили в среднем 44 правонарушения. За последнее время, в стране резко возросло число краж совершаемых подростками, особенно это касается мобильных телефонов. Почти 60% опрошенных подтвердили, что пользуются ворованными вещами - это на 16% больше, чем в прошлом году. Число детей, которые обладали различного рода оружием, также выросло, достигнув 55% в этом году против 50% в 2001г. 33% парней 14-15 лет признались, что совершали правонарушения Более 10% говорят, что причиняли материальный ущерб. Столько же признались в воровстве 5% девочек 12-13 лет признались в том, что крали из магазинов
Слайд 14
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН За три первых месяца 2007 года в нашем районе зарегистрировано: 11 преступлений, в которых приняли участие 11 подростков, все преступления - кражи чужого имущества, совершены группой лиц. За это время на учет в ПДН поставлено 12 подростков. На конец учетного периода на учете состоят 63 подростка, из них 12 судимых (11 условно осужденных) и 9 родителей. За данный период в РОВД было доставлено 13 подростков, их них 4 – за употребление спиртных напитков, выявлено 7 беспризорных и безнадзорных. Всего оформлено 45 административных материалов на несовершеннолетних лиц, 20 – на родителей. Резко возросло количество преступлений, связанных с кражами металла.
Слайд 15
ДИНАМИКА ЧИСЛА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 1995-2002 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Слайд 16
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ВЗРОСЛЫХ И ПОДРОСТКОВ О ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Слайд 17
В КАКОЙ МЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕСУТ СЕМЬЯ, ШКОЛА, МИЛИЦИЯ, МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ, НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ, СМИ
Слайд 18
Улица - не единственный источник нравственной заразы. Очень серьезно можно изуродоваться и не выходя из дома. Сиди субботним утречком перед телевизором и смотри себе мультики. И родители довольны: можно понежиться в постели или побегать в парке, пока гиперактивный малыш замер у телеэкрана. Ведь большинство из нас все же доверяют телеанонсам, которые обещают полчаса "спокойного семейного просмотра".
Слайд 19
Согласно результатам опроса, ТВ - основной источник информации о подростковой преступности так считают 81% - законопослушных подростков, 62% - условно осужденных 50% -заключенных колоний и учащихся закрытых спецшкол.
Слайд 20
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ? Исследование предлагает «три источника и три составные части» - это ТВ, печатные СМИ и круг общения. Эксперты придерживаются мнения, что современные СМИ, особенно ТВ, скорее способствуют, чем препятствуют росту преступности. Вопрос о том, "как наше слово отзовется", по мнению наших респондентов, волнует редакции телевизионных каналов в последнюю очередь.
Слайд 21
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Дети в России имеют самый высокий риск бедности. В России всего 36% семей имеют детей. Их доля в общем количестве бедных семей 80%. Более 82% семей с детьми вынуждены ютиться на жилой площади ниже установленной нормы. Для супружеской пары, решившей завести одного ребенка, риск впасть в бедность составляет 77%. Для осмелившихся родить троих - 94%. Уровень бедности детей до 15 лет в России - 13%. Если по данным Росстата, у нас около 22 миллионов детей такого возраста, то получается, что минимум 3 млн. детей влачат нищенское существование.
Слайд 22
по материальному положению распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем доходов - 78%; ( уровень доходов в семье на человек ниже прожиточного минимума для Челябинской области) - со средним доходом - 14%; - с высоким доходом - 8%. Семьи учеников нашей школы
Слайд 23
РЕКЛАМА Слово «реклама» — латинского происхождения (от лат. reclamar ) и первоначально означало «кричать, выкрикивать». Затем к нему присо-единились такие значения, как «откликаться» и «требовать». Таким образом, уже в самом прими-тивном воззвании к толпе просматривалась глав-ная характеристика современной рекламы: сообщать, распространять сведения о чем-то (ком-то) для привлечения покупателя или соз-дания популярности товару или производителю.
Слайд 24
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМЫ Впервые в 1937 году были сформулированы и опубликованы некоторые правила поведения рекламопроизводителей, которые известны под названием “ Кодекс норм рекламной практики Международной торговой палаты в Париже”.
Слайд 25
НАШИ РЕАКЦИИ НА РЕКЛАМНЫЕ ПОСЛАНИЯ обусловлены многими факторами, т.к. мы являемся продуктом культуры и общества, продуктом семьи, в которой выросли. Т.о., реклама оказывает социальное и культурное влияние на потребителя. Реклама предлагает готовый стиль жизни и расхваливает его, предлагая принять.
Слайд 26
ВОПРОСЫ МОРАЛИ Моральной оценке подлежит факт психологического воздействия на миллионы людей. Допустимо ли оно? Пользоваться доверием человека, эксплуатировать его неправильные представления, превращать в капитал его незнание - с точки зрения морали достойно порицания. Таким образом, возникает моральное разногласие.
Слайд 27
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В социологическом исследовании приняли учащиеся 10-11 классов нашей школы. Подробнее других был рассмотрен способ подсознательного воздействия (импульсивные покупки, скрытая реклама в кинематографе), так как психоанализ сейчас часто используется при создании рекламы. Также рассмотрены моральные аспекты такого скрытого воздействия рекламы на миллионы людей.
Слайд 28
ВЫВОДЫ Реклама оказывает огромное влияние на рост правонарушений совершаемых подростками. Реклама провоцирует человека на покупку, или на приобретение товара иным (преступным) способом. Реклама оказывает влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т.д. Р еклама, которая пропагандирует обладание материальными "статусными" вещами, ведет к росту уличной преступности.
Слайд 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Реклама сегодня прочно вошла в нашу жизнь. Реклама благодаря использованию социально-психологическим механизмов повторяемости, убедительности, запоминаемости, эмоциональности оказывает на подростков эффект внушения, заражения и подражания в большей степени , чем на другие возрастные группы.
Слайд 30
РЕСУРСЫ Родионов В.А. Развитие навыков делового общения. / Ярославль. Академия развития. 2005. Газета «Октябрьская звезда» № 46, 54, 72 за 2007 год Центр независимых социологических исследований «Преступление и наказание» несовершеннолетних правонарушителей. СПб. 2004. Ресурсы InterNet : http://www.podrobnosti.ua/society/2002/05/19/25299.html http://www. fsk . ru / may / obozr / index .html#1#1 Свобода средств массовой информации или властители информационного пространства в России. http://www. fsk . ru / may / obozr / index .html#3#3 Российское государственное телевидение. http://www. fsk . ru / may / obozr / index .html#4#4 Российская партийная пресса. http://www. fsk . ru / may / obozr / index .html#5#5 Реклама как идеология.
Слайд 31
Реклама вызывает чувства !!!
Слайд 32
Работа выполнена в рамках изучения элективного курса Над темой исследования работали Учащиеся 10 класса МОУ Уйско-Чебаркульская сош Октябрьского района Челябинской области под руководством Паначёвой Ирины Евгеньевны «Мой выбор»
Слайд 33
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Ледяная внучка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Нора Аргунова. Щенята
Сказка "12 месяцев". История и современность
Муравьиная кухня