• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме "зачем нужны индикаторы""

Опубликовано Калиновская Елена Станиславовна вкл 11.04.2012 - 15:24
Автор: 
Сперанский Александр

Работа выполнена учеником 2 класса МОУ СОШ №4 г.Краснознаменск московской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_indikatory..doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова

Научное общество учащихся

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ХИМИИ

на тему:

«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ»

            Исполнитель: Сперанский А., 2 класс «В»

                                           Руководитель: Калиновская Е.С.

Краснознаменск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение ………………………………………………………..стр. 3

  1. Теоретическая часть ……………………………………………стр. 4

  1. Практическая часть …………………………………………….стр. 6

  1. Вывод …… ……………………………………………………...стр. 10

  1. Список литературы ……………………………………………стр. 11

ВВЕДЕНИЕ

Кислотно-щелочные индикаторы, или просто индикаторы, широко используют в химии, в том числе и в школе. Любой школьник, наверное, скажет, что такое фенолфталеин, лакмус или метилоранж. Индикаторы используются для определения реакции среды (кисля, щелочная или нейтральная). Промышленность выпускает десятки разнообразных индикаторов. А как же быть в том случае, если дома у вас нет химических индикаторов, а необходимо определить реакцию среды продуктов питания или средств бытовой химии? Можно ли приготовить индикатор без использования химических реактивов?

Гипотеза

Химические и природные индикаторы можно использовать для определение среды различных веществ

Из данной гипотезы вытекают цели работы:

Изучить действие химических и природных индикаторов в различных средах

Задачи:

  1. Изучить действие химических индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа и лакмуса) в кислотной, щелочной и нейтральной среде;

  1. Выяснить, можно ли для определения среды использовать природные индикаторы;

  1. Приготовить индикатор из краснокочанной капусты и изучить его действие в различных средах;

  1. С помощью природного индикатора установить, какую реакцию среды имеют различные средства бытовой химии.

Теоретическая часть

  1. ХИМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Индикаторы – значит «указатели». Это вещества, которые изменяют цвет в зависимости от того, попали они в щелочную, кислую или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы лакмус, фенолфталеин и метилоранж.

Самым первым появился кислотно-основный индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее настоем лакмуса стали пропитывать фильтровальную бумагу.

 Окраска лакмуса в различных средах изменяется следующим образом:

Кислота

        Щёлочь

        

Нейтральная

среда

          красный

синий

фиолетовый

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, изменяет окраску индикатора следующим образом:

Кислота

        Щёлочь

        

Нейтральная

среда

        бесцветный

малиновый

бесцветный

   Метиловый оранжевый:

Кислота

        Щёлочь

        

Нейтральная

среда

розовый

жёлтый

оранжевый

  1. ПРИРОДНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения кислотности среды можно использовать природные индикаторы: полевые и садовые цветы, сок многих ягод, например, вишни и смородины. Именно окрашенные пищевые соки впервые использовались учеными позднего средневековья для оценки кислотности среды. Например, Роберт Бойль использовал экстракты фиалки в качестве кислотно-щелочного индикатора.

Цветы

герани

Сок

вишни

Сок

вишни

Раствор щелочи

голубой

синий

синий

Раствор кислоты

розовый

розовый

розовый

Практическая часть

  1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРА ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты (10 %-ный), гидроксида натрия (10 % -ный), лакмуса, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа, гидрокарбоната натрия, краснокочанная капуста, фарфоровая ступка и пестик, воронка, фильтровальная бумага, колба, стакан, пробирки.

Проведенный эксперимент

1)Измельчаем лист краснокочанной капусты и растираем его в ступке с небольшим объёмом водно-спиртовой смеси (1 : 1).

2) Вытяжка приобретает фиолетовый цвет, поскольку из капустной ткани эстрагируется краситель рубробрассицин.

3) Фильтруем полученную смесь. Это и есть кислотно-щелочной индикатор растительной природы.

4) Рассмотрим изменение окраски индикатора краснокочанной капусты в различных средах.

Для этого приготовим четыре пробирки с растворами веществ:

первая – с водой (среда нейтральная);

вторая – с раствором пищевой соды (среда слабощелочная);

третья – с раствором соляной кислоты (среда кислотная);

четвертая – с раствором гидроксида натрия (среда щелочная).

5) К пробам веществ добавили индикатор краснокочанной капусты и получили следующий результат:

  в нейтральной среде (вода) цвет индикатоа  - фиолетовый;

  в слабощелочной среде (пищевая сода) – цвет синий;

  в кислотной среде (соляная кислота) – цвет красный;

  в  щелочной среде (гидроксид натрия) – цвет зелёный.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДЫ НЕКОТОРЫХ СРЕДСТВ БЫТОВОЙ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ПОЛУЧЕННОГО ИНДИКАТОРА

Я растворил выбранные образцы средств бытовой химии в воде и добавил к полученным растворам раствор индикатора краснокочанной капусты

     и получил следующий результат:

Испытуемое вещество

     Цвет индикатора

           Вывод

1. Шампунь-кондиционер «Каприз»

фиолетовый

        среда

          нейтральная

2. Средство для мытья посуды «Fairy»

          фиолетовый

             среда

          нейтральная

3. Туалетное мыло «Palmolivе»

синий

              среда

       слабощелочная

4. Туалетное мыло «Camey»

           синий

             среда

        слабощелочная

5. Стиральный порошок «Tide»

           фиолетовый

             среда

          нейтральная

Вывод:

Для определения кислотности среды можно использовать не только химические индикаторы (лакмус, фенолфталеин и метилоранж), но и природные вещества. С помощью природных индикаторов можно определить кислотность среды у веществ, используемых нами в повседневной жизни.

Литература:

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия, Москва: «АСТ – ПРЕСС»,1999
  2. Храмов В.А. Аналитическая биохимия, Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  3. Кременчугская М. Химия, Филологическое общество «Слово», Москва, 1995

        


Поделиться:

Ёжикина Радость

"Не жалею, не зову, не плачу…"

Сочини стихи, Машина

Рисуем "Осенний дождь"

Подарок