• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Решение педагогических ситуаций

Опубликовано Понятовская Елена Владимировна вкл 22.04.2012 - 11:00
Понятовская Елена Владимировна
Автор: 
Прозоров Филипп, Николаева Яна, Ичеткин денис

Основным критерием сформированности психолого-педагогической компетентности учителя - владение умением самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Поэтому одним из важнейших условий формирования психолого-педагогической компетенции, по нашему мнению, должно стать обучение педагогов решению проблемных педагогических ситуаций (как уже работающих в школе, так и будущих педагогов в рамках изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и педагогической практики).

Приведем примеры педагогической ситуации и вариантов ее решения, предложенные студентам в рамках Iобластной психолого-педагогической олимпиады (февраль 2012 г.)

Задание. Выделите проблему (проблемы) из ситуации, предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon privedem_primery_pedagogicheskoy_situacii_i_variantov_ee_resheniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Приведем примеры педагогической ситуации и вариантов ее решения, предложенные студентам в рамках I областной психолого-педагогической олимпиады (февраль 2012 г.)

Задание. Выделите проблему (проблемы) из ситуации, предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем)».

Ситуация 1.  «Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки,значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком.Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.

Ичёткин Денис

Выделите проблему (проблемы) из ситуации.

  1. Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
  2. Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т.д.)
  3. Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма

Предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин.

  1. Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого либо физического применения силы (насилия).
  2. По внешним признакам, приведённым в ситуации, я могу предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «НС-скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует что Сергей увлечен так называемой субкультурой (НС-скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
  3. Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, например субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.
  4. Так же у Сергея есть старший брат. О старшем брате подробнее ничего не сказано, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается, как то быть похожим на старшего брата. Или так же можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т.д. и родители ставят его в пример младшему брату и Сергей просто пытается как то обратить на себя внимание родителей. Показать что он не такой как старший брат, а индивидуальная личность.

Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем).

Я предлагаю следующие варианты решения:

1. Через классные часы в классе, индивидуальные беседы, познакомить учеников класса и воспитанника-Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и  совершение уголовных преступлений.

Провести серию встреч с людьми, входивших в подобные группировки, понесших наказание и изменивших свою точку зрения

Договорить с колонией для несовершеннолетних или с другими учреждением занимающимся перевоспитанием людей совершивших те или иные деяния, повлекшие за собой уголовное наказание, для проведения экскурсии и различных бесед. Совершить экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т.ч. и уголовные.

2. Проводить мероприятия, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи, при этом возможны дискуссии, например, положительные и отрицательные стороны явления. Дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.

3. Продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, нашей страны, мира. Главное – мы ведь все разные, никто не лучше и хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности, заслуги… которые достойны внимания, уважения, принятия.

Продумать систему классных часов на сплочение коллектива, систему коллективных творческих дел, в которых каждый мог бы проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. Например, «Моя малая Родина, «Праздники разных народов», «Не страна красит человека, а человек страну».

Ситуация 2. Найдите и объясните психолого-педагогический смысл в мультфильме про смешариков «Смысл жизни». Какую проблему (проблемы) можно обсудить с ребенком после просмотра данного мультфильма (возраст ребенка выберите сами и обоснуйте). Сформулируйте 3-5 вопросов для беседы.

Прозоров Филипп

1. Психолого-педагогический смысл в мультфильме

В серии «Смысл жизни», по моему мнению, четко прослеживаются сомнения героя в наличии какого-либо смысла в его существовании, с чем сталкивается, наверное, любой человек. Основная же идея эпизода состоит в том, что мысли о бесцельности жизни у главного героя появляются лишь потому, что он ни во что не вовлечен, крайне пассивен и апатичен. По этой причине он начинает искать однозначный смысл во всем, что его окружает. И лишь в конце Бараш осознает, что весь смысл и состоит в собственно жизни, в привычных явлениях каждого дня, в череде уготованных судьбой событий.

Но так как понимает он это не без помощи, а под руководством гораздо более мудрого Кар-Карыча, то выделяется еще одна немаловажная линия, а именно – поддержка взрослого. Присутствие этого героя в эпизоде не только отражает противоположный взгляд на проблему, но и показывает, как правильное воздействие может помочь на пути к осознанию истины: Кар-Карыч не пытается внушить Барашу свою точку зрения, к которой он может и не прислушаться, а косвенно наставляет и сопровождает его от начала и до конца, тем самым позволяя главному герою совершить самостоятельное открытие и определить для себя свой собственный смысл жизни.

Психолого-педагогический анализ мультфильма позволяет нам приписать «взрослому» Кар-Карычу роль педагога-наставника, не просто передающего свой опыт воспитаннику, но и позволяющего ребенку получить его самостоятельно, а также помогающего ему преодолеть определенные кризисные ситуации, возникшие на пути становления личности.

2. Проблемы для обсуждения после просмотра

Я думаю, что анализ данной серии стоит проводить с детьми подросткового возраста (12-16 лет), поскольку именно на этом этапе развития возникает потребность в познании окружающего мира, формируются определенные жизненные принципы и мировоззренческий аспект личности, а также начинается активный поиск себя, близких по духу идеалов.

Среди предлагаемых мною проблем для обсуждения можно выделить:

  1. необходимость поиска смысла жизни в подростковом возрасте;
  2. значимость личности любого человека для самого себя, для близких ему людей, взаимосвязь личности с окружающим миром, ценность и уникальность личности и окружающего мира;
  3. взаимопонимание между взрослыми и детьми, несмотря на разницу в их мировоззрении, значение передачи житейского опыта от поколения к поколению
  4. значение наставника на пути становления личности;
  5. смысловая неоднозначность привычных окружающих нас вещей и явлений.

3. Вопросы для беседы

  1. Приходилось ли вам задумываться о смысле жизни? К чему приводили эти мысли?
  2. Почему, по вашему мнению, главный герой столкнулся с проблемой поиска смысла жизни?
  3. Какова роль Кар-Карыча в данном эпизоде мультфильма?
  4. Нужна ли помощь взрослых для осознания смысла жизни? Почему?
  5. Почему Бараш нашел смысл жизни в окружающих его вещах только после путешествия?

Николаева Яна

  1. Просмотрев мультфильм, я пришла к выводу, что нет однозначного ответа на данный вопрос. В зависимости от возраста, жизненного опыта, мировоззрения просмотревшего мультфильм, можно выделить следующие смыслы:

1. Человека на протяжении жизни занимают вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?». Они постоянно сопровождают нас и требуют ответа. Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе.

2. Мы не всегда понимаем и привыкаем быстро к обыденным вещам (само собой разумеющимся) и перестаём их ценить. Нужно научиться радоваться малому, тому, до чего можно дотянуться рукой.

3. Чтобы найти что-то ценное, нужно совершить «долгий», тяжёлый путь и понять, что это ценное находиться рядом.

4. Человек взрослеет, когда ищет неизвестное, преодолевая трудности. Бараш олицетворяет один из типажей ребенка, который растет и, взрослея, познает мир.

5. Человек не одинок, всегда найдётся друг (взрослый, авторитетный), который поможет, поделится опытом.

  1. Какую проблему (проблемы) можно обсудить с ребенком после просмотра данного мультфильма (возраст ребенка выберите сами, обоснуйте выбор).

Проблемы этого мультфильма: поиск смысла своей жизни – это путь к себе, к пониманию значимости, ценности простых вещей.

Этот мультфильм будет полезен на любом этапе жизни, но я бы предложила, в первую очередь, посмотреть детям старшего школьного возраста, потому что в этом возрасте происходит самоопределение в жизни, в профессии, у школьника формируется мировоззрение, убеждения. У них наблюдается стремление к поиску смысла и идеала. Отсутствие страха перед неизвестным и потребность узнать. Значимость собственного опыта. Кроме этого, в этом возрасте возможен авторитет взрослого наряду с отрицанием предложений, идей старших.

Кроме того, этот мультфильм можно предложить посмотреть и обсудить с родителям школьников, в особенности, в переходный период детей. Это поможет родителям лучше понять своего ребёнка, увидеть его особенности, наладить взаимоотношения, посмотреть на мир глазами ребёнка, увидеть своё место рядом с ним.

3-5 вопросов для беседы после просмотра мультфильма со старшеклассниками.

1. Почему авторы выбирают такие разные образы для поиска смысла жизни (Бараш – взрослеющий ребенок, Кар-карыч - знающий взрослый)?

2. В чем, по вашему мнению, смысл жизни? Как бы вы ответили на этот вопрос с точки зрения ребенка, человека вашего возраста, взрослого человека. Почему ответы меняются? Как это отражено в мультфильме?

3. Можно ли поверить в тот факт, что если есть ради чего жить, эта вера поможет факту свершиться? Какие эпизоды фильма подтверждают это?

4. Как научиться понимать самого себя, других?  Кто может подсказать ответ на этот вопрос?

5. Согласны ли вы с авторами, что возврат домой – это путь к себе, к пониманию значимости, ценности простых вещей, а значит и смысл жизни


Поделиться:

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Неньютоновская жидкость

Снег своими руками

Рождественский венок

Комментарии

Спирин Алексей Михайлович

Спасибо, очень полезная

29.01.2015 - 9:36

Спасибо, очень полезная информация

Спирин Алексей Михайлович
  • изменить
  • ответить