работа о пребывании Антона Григорьевича Рубинштейна в Петергофе.
Вложение | Размер |
---|---|
rubinshteyn.pptx | 2.94 МБ |
Слайд 1
А. Г. Рубинштейн Авторы: Силаева Екатерина Осипова Маргарита Легостаева Екатерина Ищенко Анна Пранова Елена Творческо-исследовательская работа по теме:Слайд 2
Антон Григорьевич Рубинштейн родился в Подольской губернии 28 ноября 1829 года.
Слайд 3
С двух или трехлетнего возраста и до одиннадцати лет мальчик безвыездно жил в Москве . Как известно из мемуаров и других материалов , в радушном доме Рубинштейнов постоянно собирались студенты , чиновники , учителя , звучала музыка — пели , танцевали . Феноменально восприимчивый к музыке , Антон, несомненно , впитал массу впечатлений . Звуковую атмосферу Москвы тех лет определяли песни и романсы Алябьева , Варламова , бытовые танцы . Единственный учитель Рубинштейна — Александр Иванович Виллуан , имевший на своего воспитанника большое влияние , был коренной москвич . Пьесы Виллуана и входили преимущественно в репертуар Антона Рубинштейна . Эти произведения , и особенно фортепианный концерт , с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции .
Слайд 4
Антон уже на десятом году жизни начал выступать публично . И как многие вундеркинды середины века , совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах . С 1844 по 1846 Антон занимался в Берлине теорией композиции у Зигфрида Дена , у которого в свое время занимался и Глинка . Весьма скоро он обрел полную самостоятельность : из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью вернулись из Берлина в Москву , Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе . Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие , независимость и твердость характера , гордое артистическое самосознание , демократизм музыканта-профессионала , для которого искусство является единственным источником материального существования , — эти качества отличали его творчество на протяжении всей его жизни .
Слайд 5
Рубинштейн — явление , порожденное XIX веком — эпохой романтизма , эпохой фортепиано , виртуозов , гастролеров : это был композитор-пианист . Естественно , что как композитор он начинал с сочинений для фортепиано . В 1843-1844 годах он пишет четыре польки , а затем , на протяжении полувека , огромное количество инструментальных произведений : полонезы , ноктюрны , тарантеллы , баркаролы , краковяки и мазурки , экспромты и колыбельные , скерцо и баллады , элегии , вальсы , серенады , чардаши и т. д. и т.п . Е сли говорить о контексте русской музыки , то Рубинштейн стал первым композитором , в творчестве которого сочинения для фортепиано заняли одно из ведущих мест и воплотили не менее крупные художественные идеи , чем его же симфонии или камерные ансамбли .
Слайд 6
В конце 1840-х годов Рубинштейн приехал в Петербург . С этим городом связана дальнейшая его деятельность . 1850 год стал очень удачным для композитора . Молодой музыкант исполнил две свои фантазии на темы русских песен . Он пишет свою первую симфонию . И первая опера — « Куликовская битва », — была написана в 1850 году и поставлена спустя два -года в Большом театре . Рубинштейна увлекает тема Востока . Получив от В.А. Соллогуба либретто « Дмитрия Донского », молодой композитор обратился к другому литератору , В.Р Зотову , который по его просьбе « дописал второе действие — сцену у татар . Восток » . В дальнейшем у Рубинштейна образы Востока и музыка восточного характера , как и у других русских композиторов , были по преимуществу связаны с Кавказом . Он много раз бывал в Тифлисе , хорошо знал деятелей грузинской культуры . Восточные мотивы звучат в « Танце кашмирских невест » ( опера « Фераморс »), в пьесе « Паша и Альмея » ( фортепианный цикл « Костюмированный бал »), « Лезгинке » ( сборник национальных танцев ).
Слайд 7
В 1851 году композитор пишет Вторую симфонию — « Океан », обладающую несомненными художественными достоинствами . Она завоевала признание во многих странах Европы и в США. Известно , что ее любил Чайковский . Он назвал Вторую симфонию кульминационным пунктом композиторской деятельности Рубинштейна , произведением « кипучего , молодого , но вполне сложившегося таланта ». С 1854 по 1858 год Рубинштейн концертирует за границей , а вернувшись на родину , становится одним из организаторов , директором и дирижером Русского музыкального общества . В 1862 году он основал в Петербурге музыкальные классы , преобразованные позднее в первую в России консерваторию , директором и профессором которой состоял до 1867 года. Последующие двадцать лет Рубинштейн посвятил творческой и концертной деятельности .
Слайд 8
В 1869 году необычайно успешно проходят его гастроли в Европе. Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре. Однако он мечтает оставить концертную эстраду, чувствуя себя несчастным из-за невозможности отдаться композиции, — и мысли его обращаются к духовной опере. Рубинштейн создает такое произведение — «Вавилонское столпотворение». Опера исполнялась в начале 1870-х годов на сценах Вены, Кенинсберга , Дюссельдорфа. Следующие гастроли музыканта Рубинштейна состоялись в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно — за 8 месяцев состоялось 215 концертов! Но раньше композитор начинает работу над новой и, вероятно, своей лучшей оперой — «Демон». Это не первая его опера. Картина рубинштейновского оперного наследия весьма пестра. Мы встречаем самые разные жанры: лирический (« Фераморс »), комический («Среди разбойников», «Попугай»), традиционная большая опера («Нерон»), на историческую тему («Куликовская битва»).
Слайд 9
Тем не менее среди всех опер «Демон» занимает особое место. Рубинштейновский «Демон» может быть сопоставлен с другими зрелыми образцами жанра: «Фаустом» Гуно , «Вертером» Массне . Хотя лирической опере, как правило, не присуще адекватное воплощение всей глубины содержания литературного первоисточника, Рубинштейн все же предпринял попытку отразить философскую, богоборческую проблематику поэмы Лермонтова. «Демон» Рубинштейна вобрал многие типичные для лирической оперы второй половины XIX века черты. Это относится прежде всего к драматургии . Обилие и разнообразие массовых сцен, связанных с бытом, с жизнью; центральное место сцен лирических, а среди них особое — диалогических; отход от замкнутых номеров и известное приближение к драматическому театру — таковы в самом общем виде черты этой драматургии. Такой оперный герой, как Демон, был настоящим художественным открытием — это первый в русской опере герой, в обрисовке которого акцент сделан целиком на раскрытии внутреннего душевного мира.
Слайд 10
Такой оперный герой, как Демон, был настоящим художественным открытием — это первый в русской опере герой, в обрисовке которого акцент сделан целиком на раскрытии внутреннего душевного мира. Опера «Демон» ставилась в Лондоне и Лейпциге, постоянно включалась в репертуар крупнейших российских театров. Не у всех опер Рубинштейна судьба складывалась так удачно. Некоторые, хотя и были поставлены сразу или вскоре после создания, но шли на сцене недолго.
Слайд 11
В 1885-1886 годах Рубинштейн организует грандиозный цикл «Исторических концертов». В него вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы. С 1887 по 1891 год Антон Григорьевич вновь становится директором и профессором Петербургской консерватории. Последние годы жизни Рубинштейн провел преимущественно в Дрездене. Он скончался 20 ноября 1894 года
Слайд 12
Жизнь в Петергофе Замечательного русского композитора с блестящей царской летней резиденцией связывали многие годы жизни. Как отмечают ею биографы, Антон Григорьевич Рубинштейн любил природу и уединение, а Петергоф второй половины прошлого века в полной мере отвечал этим потребностям. После свадьбы молодая чета Рубинштейнов первый дачный сезон в России, летом 1866 года, провела в Петергофе.
Слайд 13
Представьте себе место в одном из многочисленных парков парадной летней резиденции русских царей, где на берегу живописнейшего пруда, в котором отражаются деревья и причудливый Никольский домик постройки известного русского архитектора А.Штакеншнейдера, стоит небольшая, но вместительная дача немецкого колониста Андрея Бауэра, похожая на игрушечный сельский домик. От этой дачи вьются дорожки к другим прудам, которые так же служат как бы зеркальным грунтом для возвышающихся на них цветущих живописных островков, украшенных мраморной и бронзовой скульптурой .
Слайд 14
Именно здесь, на западной окраине некогда ухоженного Лугового парка, в бывшем Заячьем Ремизе, на бepeгy Никольского пруда и поселился впервые в Петергофе Антон Григорьевич Рубинштейн со своей молодой женой, Верой Александровной, урожденной Чикуановой .
Слайд 15
Близость парадного Нижнего парка с его великолепными фонтанами, красота дворцов и дач, а главное - тишина и чудесные виды Лугового парка, способствовали отдыху и творчеству композитора. Именно в это лето, на берегу Никольского пруда ( место расположения дачи еще и сейчас просматривается но оставшимся возвышениям от фундаментов ) Антон Григорьевич создал, среди других произведений, альбом лирических пьес для фортепиано под названием "Петергоф", изданный в том же 1866 году
Слайд 16
В альбоме 12 пьес, большая часть из них проникнута лирическим настроением, о чем говорят и сами названия пьес - "Грёзы", "Ноктюрн", "Романс", Возможно, что именно в этот летний сезон у Рубинштейнов появилась мечта иметь собственную дачу в Петергофе. Но сбылась она только через несколько лет, после зарубежного турне 1873 года, когда по словам композитора "Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению. До тех пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость - собственность - дачу в Петергофе".
Слайд 17
По-видимому, подходящей дачи сразу купить не удалось, так как лето 1872 года Антон Григорьевич с семьей жил снова в бывшем Заячьем Ремизе, но теперь у петергофского мирового судьи, Николая Александровича Лапшина, дача которого находилась на углу Заячьего проспекта и Заячьего переулка - на этом месте сейчас расположено медицинское учреждение для нервнобольных.
Слайд 18
Вера Александровна сняла дачу уже в апреле, а судя по отметке в паспорте, как определяют биографы Антона Григорьевича, он прибыл в Петергоф 9 июня и провел в нем лето и начало осени. Этим летом композитор с увлечением работал над оперой "Маккавеи" и 4-ой симфонией. Он сообщал матери из Петергофа: " Я мною и хорошо работаю". Уже в следующем году у композитора появляется собственная дача в уютной загородной резиденции русских царей.
Слайд 19
Не исключено, что Антон Григорьевич хотел приобрести дачу в этом живописном месте столицы фонтанов, так как в то время многие именитые петергофские дачники по несколько лет жили в одних и тех же. полюбившихся им местах, часто приобретая затем здесь же дачный участок.
Слайд 20
Достаточно упомянуть, что в этой местности Старого Петергофа находились дачи принца Ольденбургского , княгини Оболенской, графа Игнатьева, барона Фенейвена и других известных государственных деятелей и влиятельных лиц аристократического общества. По неизвестной нам причине Вера Александровна купила участок с постройками в другом районе юрода в Большой Слободе Старого Петергофа. Это также был очень престижный дачный район царской летней резиденции, куда прекрасные живописные места, и сочетании с хорошими жилищными условиями, притягивали ежегодно много .знаменитостей, и вообще - чинов высокого класса, по существовавшей тогда иерархии.
Слайд 21
Жена композитора купила участок с постройками на углу Знаменской улицы и Ораниенбаумского спуска. Это было имение скончавшейся в 1872 году Марии Алексеевны Крыжановской, вдовы коменданта Петропавловской крепости, урожденной Перовской, побочной дочери графа А.К.Разумовского. После смерти Марии Алексеевны петергофское имение унаследовал ее брат, граф Борис Алексеевич Перовский, член Государственного Совета, генерал адъютант при императоре Александре II.
Слайд 22
Земельный участок Крыжановской был большой и имел многочисленные постройки, фруктовый сад и цветники, причем "главная дача" была деревянной, двухэтажной, имела башню и располагалась на краю террасы, возвышающейся над заливом более чем на десяток метров, что открывало чудесные виды на взморье, Кронштадт и Финский залив.
Слайд 23
Дача, купленная композитором, была удобной, очень вместительной и имела прекрасную отделку интерьеров, что позволяло прежней хозяйке не только самой часто проводить здесь свой летний отдых, но и сдавать часть помещений лицам своею крута. У Крыжановской в разные годы снимали дачу князь Барятинский, бароны Корф и Фридерикс , архитектор Кавос , граф Муравьев и другие известные в то время люди, занимавшие высокое положение в обществе и при дворе. О вместительности дачи говорит такой факт, что на ней в 1856 году летом жили 150 воспитанников императорского сиротского института с 10-ю надзирателями. Каждый новый хозяин, купив дачу, проводил ремонт в необходимые для себя изменения в приобретенных строениях. Для Рубинштейнов это особенно понятно, если учесть, что дача Крыжановской строилась в 1837 году.
Слайд 24
В Российском Государственном Историческом архиве обнаружена копня документа, направленного 3 августа 1874 года начальником Петергофского дворцового правления на имя Министра императорского двора, из которого следует, что "жена артиста, Вера Рубинштейн, приобретшая покупкою от ген.- адъютанта графа Перовского в г. Петергофе, в Ораниенбаумском форштадте по Знаменской и Нижне - Ораниенбаумской дороге деревянную дачу, предполагая пристроить к ней парадный вход и кухонный флигель, построить новую дачу и домик в сельском вкусе, с перестройкою служб, как представлено на плане... просит на эти постройки дозволения".
Слайд 25
Проект всех перестроек и нового строительства разработал известный петергофский архитектор Э.Л. Ган , дача которого находилась недалеко от дачи Рубинштейна. Высочайшее разрешение последовало, необходимый ремонт и постройки были выполнены. Всеми работами руководил архитектор Ган , как доверенное лицо композитора. По настоянию Веры Александровны дача была обставлена с большой роскошью .
Слайд 26
Петергоф стал любимым местом отдыха Антона Григорьевича. Но главным дня него все-таки была работа, и дача в Петергофе как нельзя лучше подходила для этого. В 1874 году композитор писал матери: ' 'Своим летом (в отношении работы) я очень доволен: фортепианный концерт, концерт для виолончели, проверка опер - все это я закончил".
Слайд 27
И когда кончалось лето и его ждали публичные выступления, то Антон Григорьевич с грустью отмечал, что "остается только с нетерпением ждать возвращения весны, когда можно будет вновь. вернуться сюда, в свой дом, в свою рабочую комнату, к своему покою". И во время концертов, как в России, так и за рубежом, композитор с нетерпением ждал их конца, когда ''затем наступит наконец покой!- т.е. пребывание в Петергофе" .
Слайд 28
И известно, что композитор много ездил и часто подолгу жил за границей. И тем не менее Антон Григорьевич более десятка лет, не только летом, но и в зимние месяцы подолгу жил на своей петергофской даче. Здесь он свободно отдавался вдохновению, допуская только ограниченное число близких и интересных ему людей.
Слайд 29
И когда кончалось лето и его ждали публичные выступления, то Антон Григорьевич с грустью отмечал, что "остается только с нетерпением ждать возвращения весны, когда можно будет вновь. вернуться сюда, в свой дом, в свою рабочую комнату, к своему покою". И во время концертов, как в России, так и за рубежом, композитор с нетерпением ждал их конца, когда ' 'затем наступит наконец покой!- т.е. пребывание в Петергофе".
Слайд 30
И известно, что композитор много ездил и часто подолгу жил за границей. И тем не менее Антон Григорьевич более десятка лет, не только летом, но и в зимние месяцы подолгу жил на своей петергофской даче. Здесь он свободно отдавался вдохновению, допуская только ограниченное число близких и интересных ему людей.
Слайд 31
В Петергофе композитор работал над многими произведениями писал оперы "Маккавеи'', "Нерон", "Горюша", редактирован оперу "Купец Калашников", сочинил много пьес и других музыкальных произведений. Свой рабочий кабинет Антон Григорьевич оборудовал в башне, куда вела витая деревянная лестница и откуда открывался прекрасный вид на ближайшие окрестности и просторы Финского залива. Убранство кабинета было скромным: беккеровский черный рояль, письменный стол, этажерка с нотами, диван, несколько фотокарточек дорогих ему людей, и позже - подаренная ему бронзовая скульптура богини музыки.
Слайд 32
Работал Антон Григорьевич на даче много и строго но заведенному ритму жизни : вставал в 7 с половиной часа, в 9 садился за работу до 12 часов. После дневного завтраки был маленький, отдых и снова работа с 2 до 6 часов вечера. Вечер он посвящал своим близким и навещавшим его друзьям. Во время работы композитора запрещалось его беспокоить, а прислуге кого-либо пускать на дачу. О существовавших порядках и обстановке на даче очень красочно описал композитору М.А. Балакиреву критик В.В. Стасов, посетивший Рубинштейна в 1887 году: "Милый, мои похождения 29 июля были таковы : приезжаю к Рубинштейну на дачу, прямо с машины, этак в начале 3-го часа. Первое, что меня погладило против шерсти, это было объявление немца-лакея, что "после 2-х часов барин не принимают и не велят даже докладывать". Однако я все-таки послал его с докладом и с моею фамилею , а между тем по зале прошел сын Рубинштейна, гимназистик , которого я также попросил пойти и сказать мою фамилию батюшке, так как немец, наверное, переврет. Пока все это происходило, и батюшка натягивал штаны и жилет, я стал осматривать залу, где был.
Слайд 33
Это зала - и вместе музыкальная комната. Два огромных рояля рядом, множество пюпитров везде по комнате, верно, все играют тут проклятые квартеты. Но что меня поразило более всего - это большая этажерка рядом со входной дверью. На ее полках лежала груда красных переплетенных нот, это была целая гора чего-то красного, так и бросающегося в глаза с первого шага в комнате. Я стал рассматривать - что же это ? Все оперы русской школы. Нате, мол, и смотрите все приходящие, русская музыка и русская школа здесь в великом почете!... Пока я размышлял, пришли и хозяин, и хозяйка... сели. Ну и пошел разговор все про Листа...
Слайд 34
Раз я было заговорил о Глазунове, к которому вот еду обедать, но случаю дня рождения..." (Глазунов и Балакирев в то лето так же жили в Петергофе). Следует отмстить, что на даче Рубинштейна собиралось очень интересное общество. Часто посещал дачу Московский Городской голова Сергей Михайлович Третьяков со своей Женой Еленой Андреевной, которые, вплоть до неожиданной смерти Сергея Михайловича на даче в Петергофе в 1892 году, более 10 леших сезонов приезжали летом сюда отдыхать. Елена Андреевна помогала Антону Григорьевичу в переводах с иностранных языков. Конечно, мог быть на даче Рубинштейна и его друг - поэт Я.Полонский , с которым композитор сотрудничал, а сам поэт также несколько летних сезонов снимал дачу в Петергофе.
Слайд 35
Бывали здесь у Рубинштейна и известные художники, а среди них - Эрнест Карлович Липгарт , известный портретист, академик живописи, запечатлевший многих выдающихся артистов, писателей, поэтов, композиторов. Карандашный пopтpeт композитора на его петергофской даче Липгарт создал летом 1886 года (об этом любезно сообщила искусствовед Н.Н.Веснина , хранительница фотокопии рисунка, выполненного ее прадедом). Эрнест Карлович Липгарт
Слайд 36
В один из летних дней 1877 года Рубинштейна на даче посетил молодой немецкий альтист Г.Ригтер по направлению друга Антона Григорьевича, композитора и виолончелиста К.Ю.Давыдова . Риттер позже, описывая свои визиты в Петергоф, отмечал живой облик Рубинштейна тех дней, его импульсивность, страстность, быструю смену душевных состояний, озабоченность судьбою своего творчества. Риттер также на себе испытал отношение композитора, когда его отрывают от работы. Он вспоминал, что во время его первого визита к Антону Григорьевичу тот был мрачен и угрюм, и даже закричал на гостя, когда тот захотел показать ему свой усовершенствованный инструмент: "Не нужно! Альт в том виде, в каком он существует, меня устраивает. Я им доволен и люблю манеру, с какой Шумам его использует. Оторопевшему гостю ничего не оставалось, как срочно покинуть дачу Рубинштейна, и только после вмешательства Давыдова немецкий
Слайд 37
Интересные факты 1. "письмо само никуда не пойдет..." Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой, чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он все-таки настрочил письмо в шесть страниц. - Но знаете, что из этого вышло? - спросил он. - Когда это ужасное письмо было закончено, я прочел его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, так-таки и не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат злополучного письма, и быстренько обо всем договорился с ним лично...
Слайд 38
2. спасибо, больше не надо! Однажды к Антону Рубинштейну пришел начинающий композитор и попросил послушать две его пьесы. Сыграв одну пьесу, автор хотел было начать вторую, но Рубинштейн поспешно произнес: - Огромное вам спасибо, уважаемый, и можете больше не утруждать себя... Я уже понял, что ваша первая пьеса нравится мне гораздо больше, чем вторая... 3 . договорились... Как-то раз на гастролях за границей Рубинштейну пришлось иметь дело с очень скупым антрепренером, который предложил маэстро за выступление сумму, вдвое меньше обычной. Выслушав доводы антрепренера, Рубинштейн заявил: - Ну хорошо, не будем спорить. Если вы настаиваете, я сыграю за эти деньги. Но имейте в виду, что за эти деньги играть я буду вдвое тише ...
Слайд 39
4. Пожалел Однажды Рубинштейн обратился к своим ученикам с такой шутливой речью: - Дорогие друзья, сегодня день рождения Ференца Листа. Чтобы отметить эту дату достойно, мы не будем исполнять сегодня ни одного его произведения!
Слайд 40
5. Б едная бабушка... Антон Рубинштейн был чрезвычайно строг и требователен к своим ученикам. Однажды пианист остановил ученика, когда тот играл какой-то из этюдов Шопена. - Так, мой дорогой, - хмуро заявил Рубинштейн, - вы можете играть на именинах у своей бабушки! А у меня на занятиях будьте любезны работать с полной отдачей сил, как настоящий музыкант, да к тому же еще мой ученик! Молодой человек начал играть снова. Антон Григорьевич опять был недоволен и прервал его. - Скажите, а ваша бабушка жива? - вдруг поинтересовался он. - Нет, она уже умерла... - Часто ли вы играли для нее на фортепиано? - еще более сурово спросил Рубинштейн. - Да, я часто для нее играл... Рубинштейн тяжело вздохнул: - Теперь мне совершенно понятно, отчего бедная женщина так рано покинула этот мир...
Слайд 41
6. К аждому - свое В начале восьмидесятых годов Рубинштейн приехал с концертами в Кишинев. Но в городе не оказалось ни одного хорошего инструмента. Лишь единственный приличный рояль удалось разыскать у очень богатого купца. Но тот наотрез отказался предоставить свой инструмент для концертов Рубинштейна: - Вы с ума сошли, помилуйте! Я собственной дочери не даю играть на этом инструменте, а вы хотите, чтобы на нем забавлялся какой-то там Рубинштейн! Купца долго уговаривали, но он - ни в какую. На вопрос, для чего ему тогда нужен дорогой рояль, купец удивленно ответил: - Для антуражу! И Рубинштейну пришлось отыграть все концерты на разбитом рояле.
Слайд 42
7. П риятная встреча Антон Рубинштейн с триумфом гастролировал в Париже. Повсюду были расклеены многочисленные афиши, газеты наперебой писали, что его новая симфония - это событие в музыке. После очередного концерта, пешком возвращаясь домой, Рубинштейн случайно встретил на улице Сен-Санса. Изумленный, он бросился к Рубинштейну: - Мой дорогой Рубинштейн! Неужели вы в Париже, ну кто бы мог подумать! Какой приятный сюрприз! Я обязательно устрою для вас парочку платных домашних концертов... 8. В ысокий уровень критики На вопрос о том, позабавила ли его когда-нибудь критика, Рубинштейн ответил: - Конечно. В одной из калифорнийских газет было написано: "Фортепиано было великолепным, неплохо сыграл и Рубинштейн".
Слайд 43
• Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы (27 ноября 1929г. – 100 лет со дня рождения) • В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названа музыкальная школа . • На доме № 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска . Топонимы • В Петродворце в сквера Санкт-Петербургского проспекта и Правленской улицы 17 сентября 2005 года состоялась торжественная церемония в 15:00 состоялась торжественная церемония открытия скульптуры Антона Григорьевича Рубинштейна.
Слайд 44
Последние годы жизни Рубинштейн провел преимущественно в Дрездене. Он скончался 20 ноября 1894 года.
Слайд 45
classic-music.ru blog.fontanka.ru win-petergof.narod.ru vpleer.ru Список использованной литературы и сайты: v iki.org
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Заповеди детства и юности
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея