• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Географические "закрытия"

Опубликовано Брылёва Кира Андреевна вкл 11.05.2012 - 8:47
Автор: 
Афанасьева Оксана

Исследовательская работа (а точнее её первый этап) по теме, очень заинтересовавшей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx27.16 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Республиканская научно- исследовательская  конференция одаренных детей «От школьных знаний к научному поиску».

Секция: краеведение

                           Научно- исследовательская работа

 Краеведение  в экологическом воспитании школьников.

                               

   

                                 

                     

                                                                           Авторы научно-исследовательской работы:

                                                                   учащийся 10 класса муниципального бюджетного                    

                                           общеобразовательного учреждения

                                                                    «Большешурнякская средняя общеобразовательная

                                                              школа» Елабужского муниципального района

                                                           Абакаев Владислав .

.

       

                                                                              Руководитель научно-исследовательской                                              

                                                                             работы: учитель русского языка и литературы            

                                                                             Лайсан  Камиловна  Абакаева.

                                             

                                                        Елабуга-2012 г.

Содержание

 Введение

1.Летопись села Большой Шурняк.

           2.Природоохранная направленность экологического краеведения.

           3.Без прошлого у нации нет и будущего.

 Заключение

 Список использованных источников

 Приложение 1

 Приложение 2

 Приложение 3

 Приложение 4  

Введение

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько прекрасна наша родная земля, которая окружает нас ежедневно. Не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад по её сохранению и улучшению. Это является основой моей исследовательской работы.  

Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию экологического образования, формированию экологического мышления, выработке у школьника активной жизненной позиции. Одним из путей повышения эффективности экологического образования является включение в содержание  урока краеведческих материалов. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как учащиеся учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Особый  интерес  для обучающихся  представляют исследования, связанные с историей родного края.

      Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории, географии, литературы и  все растущим энтузиазмом к историческим истокам собственной малой родины подрастающего поколения.

   Моя исследовательская работа  раскрывает связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории  села с историей нашей страны, и я  признаю  своим долгом, честью стать достойным наследником наилучших традиций родного края.

  Объекты  для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.

 Цель:          

-глубже понять особенности  природы  во взаимосвязи с историей и культурой родного края.

Задачи:

-    ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  

жизнью  населения, участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экологической   и  культурной  жизни России;

-    формирование  личностно - ценностного  отношения  к экологии   родного села;

-     развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих 

 способностей  учащихся.

Методика исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников), картографические, фотоматериалы, экскурсии. Объекты  для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. Краеведческое изучение проводилось  силами  учащихся 6 класса. Работа выполнена коллективно. Сбор местного материала школьники осуществляли  во время экскурсий. Изучали историю родного села на базе школьного музея.

1.Летопись села Большой Шурняк.

        Любовь к Родине связана с любовью к родным  местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Елабужский район село Большой Шурняк. Его история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Моя малая родина  – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым.

     Наиболее ранние сведения о деревне  Шурняк относятся к началу ХVIII в.  в « Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Елабужского уезда Вятской губернии за конец ХVIII в. Есть описания д.Бурняк  …Владения старокрещенных татар. Число дворов 79, душ мужская 233, женская 195. Положение: имеет…по обе стороны речки «Шурняк» Крестьяне состоят на положенном окладе …промысел имеют хлебопашеством и скотоводством, к чему и радетельные завитка следственного, женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях; прядут лен, посконь и овечью шерсть, ткут холосты и сукна для своего употребления, а частично и на продажу. В конце ХУ111в. Близ д. Шурняк  располагалось поселение, называвшееся «деревня равнины речки Шурняк», где значилось всего 12 деревень. Можно предположить, что на основе этого поселения в последствии возникла деревня Малый Шурняк, а деревня  Шурняк стала называться Большой Шурняк. 9ноября 1859 г. по указу Вятской Духовно Консистории был открыт приход. При открытии прихода построена временная дере ванная церковь и освещена во имя святых апостолов Петра и Павла. Вместо этой деревянной церкви в 1868г. был построен каменный храм с одним престолом и освящен 11июня 1868г. во имя Святых апостолов Петра и Павла. В Ведомостях о миссионерских школах Елабужского уезда конца 19 начала 20в. в Вятской губернской земской управы за 1916 год и Вятской губернской земской управы за 1916 год и Вятского губернского отдела народного образования  за 19-20 годы имеются следующие сведения из истории  школы в церкви Большой Шурняк  Черкасовской  волости Елабужского уезда. Большешурнякская миссионерская школа Петрапавловского прихода благочинья священника с Бемышевского завода Сергея Сырнева была основана в 1892году. В школе училось 48 детей, в 1898г. 37детей. Имеются сведения о существовании Большешурнякской миссионерской школы на 1902 и 1912годы. В cентябре 1916года Елабужским уездным земством в числе трех училищ в районе с крещено - татарским населением было вновь открыто одно классное училище в деревне Большой Шурняк. Трудовые процессы включали в себя - плетение, рисование, резьбу по дереву. Обслуживала  школа только Большой Шурняк. На четырех ее отделениях по спискам на 1 декабря 1919г. числилось 55 учащихся - 46 мальчиков и 9 девочек из них 7 русских мальчиков, остальные крещенные татары. На 1 отделении училось 15 мальчиков и 7девочек. На 2 отделении - 13 мальчиков и 2девочки. На 3 отделении - 12 мальчиков. На 4 отделении - 6 мальчиков. Учителей было двое: Круглов Михаил Федорович,1872 г.р., учительствует с 1897 г. в данной школе с 1918г. Смирнова Анна Семеновна 1888 г.р., учительствует с 1912 г.,в данной школе с 1918г. Большешурнякская школа  находилась в ведении Черкасово   Старо-Ятчинского районного отдела народного образования.Муниципальное образование Большешурнякского сельского поселения граничит с Мортовским, Дюм-Дюмским и Старо-Куклюкским сельскими поселениями Елабужского муниципального района и так же граничит с Удмуртией. Отдельные названия финно-угорского происхождения являются следами миграции русского населения из более северных уездов Вятской губернии. К ним можно отнести названия русских деревень Альнецкий (Качка), Анзирка, Дюм-Дюм, названия рек Каринка, Шурминка, Шурма, Шаран, которые легко связываются с названиями Заовражная Шаранга, Шурминская, Энзеринская волости Вятской губернии, Шаран, Шурминка, Каринка — на территории Кировской области и Удмуртии. По-видимому, таковыми "обулгарившимися потомками удмуртов" явля ются некоторые жители деревень Большой Шурняк, Малый Шурняк. Этимология названий Большой Шурняк, Малый Шур няк  достаточно прозрачна, удмуртский  шур "речка"+нлж "лог, овраг, лощина, балка" . Компоненты шур "речка" и нюк "овраг" широко распространены на территории Удмуртии и Кировской области. Посреди села и на самом деле течет речушка Шурняк, а река  Вятка является главным   памятником  природы нашего края.  На сегодняшний день в состав муниципального образования входят населенные пункты: село Большой Шурняк, деревня Умяк, деревня  Верхний  Шурняк, поселок Красная Горка, где расположена база отдыха. Центром муниципального образования является село Большой Шурняк, которое расположено в 50 км, от города Елабуга - это экологически чистая зона. На территории сельского поселения живут : 573человек. Подворье - 205 хозяйств. С  2007 года  на 300 гектарах  земли началось  строительство экологического поселка «Народное предприятие – Родная Земля». В основном  строятся дома. Планируется строительство школы, детского сада. Строительство одной усадьбы строятся на площади от 1 до 2 гектаров земли. Через территорию Большешурнякского сельского поселения проходит бывший Сибирский тракт – дорога Елабуга –поселок Лубьяны , после начинается Удмуртия, после Кировская область.

Красота простой и безыскусственной природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.  Поэтесса нашего края Гульзада Хазиевна Ахтямова посвятила несколько своих стихов именно нашему селу и нашим рекам.

            2. Природоохранная направленность экологического краеведения.

       По официальным данным на территории села Большой Шурняк не существует экологических проблем, и окружающая среда вполне благоприятна  для жизни. Но вдруг, в какой – то момент бросается в глаза грязный мусор, вылезающий весной из–под снега, засохшее деревце, неприглядные берега  рек  Шурняк, Вятка,  загазованность атмосферы села. Река Шурняк, Вятка являются главными   памятником  природы нашего края.

Мы учащиеся 6 класса, интересующиеся экологией родного села, провели социологический опрос среди жителей села, и пришли к выводу, что на территории  сельского поселения  Большой Шурняк достаточно сложная экологическая ситуация.

       Наше село не исключение и здесь, как и во многих районных центрах, наблюдаются признаки  распространения городских форм и условий жизни на сельские поселения. Одной из форм проявления является увеличение количества автомобилей на душу населения, а это увеличение  выбросов отработанных газов, шумового загрязнения. Не является исключением и биологическое загрязнения села: эпидемий гриппа; заболеваний домашних животных, не охраняемые скотомогильники. Водоемы села загрязнены бытовыми отходами, отходами сельского хозяйства. Не радуют и демографические показатели села: существенной проблемой остается общая смертность населения. Следует отметить негативную тенденцию роста смертности трудоспособного населения села. Среди молодого населения теряется статус семьи. Нравственное разложение человечества начинается с разрушения устоев семьи. Взаимоотношения между людьми должны разумно скрепляться нравственными нормами. Они -   основа взаимоотношений. Забота о детях, больных, стариках, взаимопомощь, терпимость в отношениях друг с другом, не причинения зла другому – нормы, которые все реже занимают первые позиции.

И это только часть не исследованных проблем нашего села.

    Исходя из этих данных мы и начали свою научно-исследовательскую работу касающегося экологическому образованию и воспитанию.

Опасение вызывают наши реки Шурняк, Вятка, озера  и родники.

    Река Вятка берет свое начало в одном километре к западу от ст. Перелом Иудейского района Удмуртии. согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вяче «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо́льшая». Такое название реке вполне могли дать первые древнерусские жители её берегов, добравшиеся до реки по её небольшим северным и западным притокам. Вятская земля постепенно осваивалась новгородцами, поэтому есть мнение, что имя ее означало «новгородская», а значит, и название «Вятка» может толковаться как «Новгородская река». Только в 1489 году Вятская земля присоединена к России. Из путешествий во второй половины ХII века в Предуралье имеется совершенно конкретное «известие Хлыновского летописца о первом населении Вятки россиянами». Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород. В 1874 году началось регулярное судоходное движение на Вятке.

Вятка  когда – то была богата рыбой: лещ, плотва, линь, чехонь, сом, щука, окунь, судак и др.  Вода на  реке Вятка — не соответствует существующим нормам и показателям. Река Вятка мельчает, в нерестовый период её повсеместно перегораживают китайские рыболовные сети, а экологи не в состоянии бороться с браконьерами.

          Твёрдые и жидкие загрязняющие вещества попадают из почвы в реки. Небольшие количества сваленных на землю отходов растворяются дождём и попадают в грунтовые воды, а затем в местные ручьи и реки. Жидкие отходы быстрее проникают в источники пресной воды. Растворы для опрыскивания сельскохозяйственных культур либо теряют свою активность при контакте с почвой, либо попадают в местные реки, либо выщелачиваются в земле и проникают в грунтовые воды. До 80 % таких растворов  тратятся впустую, так как попадают не на объект опрыскивания, а в почву.

Время, требуемое для проникновения загрязнителей (нитратов или фосфатов) из почвы в грунтовые воды, точно неизвестно, но во многих случаях этот процесс может длиться десятки тысяч лет.

        До 2009 года, каждый год  жители нашего села вооружившись ножовкой и топорами, готовились к весеннему паводку. Улица Школьная была самой

проблемной зоной. Весной дворы жителей этой улицы всегда были на грани затопления. Эта улица  расположена практически на берегу реки Шурняк . Река заросшая  талой, что и являлось главной причиной заторов льда и выхода воды из берегов Шурняк, на сегодняшний день очищена.

Местная власть проводила  очистку русла речки «Шурнячка» длиной более 4км.

     Родник - маленькое чудо природы. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающая и полезная. Родник – это жизнь. Жизнь в постоянном движении и в драгоценной влаге. В нашем селе родников много. Все они не в лучшем состоянии, хотя уже ведется работа по восстановлению некоторых родников на территории села. Местные жители всеми силами помогают и тем, и другим, устраивая субботники, постоянно борясь за право существования чистой воды.

                     

3.Без прошлого у нации нет и будущего.

     Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт.С тех пор как началось осознание человечеством своего места в окружающем мире, оно пыталось определить свои исторические корни, обозначить этапы и перспективы своего движения в пространстве и времени. Реальными вехами развития становились материальные и духовные памятники его действительности. Со временем была осознана потребность сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных экспонатов.

      Однако проблема «выживания» школьных музеев актуальна и сегодня. Многие из них, просуществовав несколько лет, закрывались: либо по причине недостающих кабинетов для организации учебного процесса, либо из-за отсутствия пополнения фондов, либо вследствие скудности материальных средств, выделяемых на нужды средних общеобразовательных учреждений.

      Нашему же школьному коллективу удалось не только сохранить, но и  пополнить музей экспонатами, который существует более 20 лет.

Создавая наш школьный музей, мы понимали, что основной его

 социокультурной функцией является коммуникация - процесс общения, передачи информации, в «собирании под видом старых вещей душ отошедших» и в воспитании на этой основе живущих, образование в своей совокупности живой нити истории. С интересом учащиеся изучали историю села, школы и  составили её летопись.

     Профиль нашего музея - изначально военно-патриотический. Его девизом стали слова К. Рокоссовского: «Очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память павших».Мы в школе оформили  «Книга Памяти»  жителей села. Собрали  информацию о ветеранах  ВОВ.

Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые   формы   работы.   Среди   них   большое   место   занимают   праздники:   военно-исторические, литературные, фольклорные.

В последние годы больше внимания стали уделять историю  родного села, школы т.е. придали музейной работе многопрофильность. Вся работа строится таким образом, чтобы обучающиеся знали как можно больше о своей малой родине.

      Сейчас работа краеведа сужена: мы не можем совершать экскурсии по историческим местам нашей Родины. Не всегда есть возможность посетить места родного края, но теперь на помощь приходит Интернет. Мы можем совершать виртуальные путешествия в любую точку земного шара. В связи с этим -  мы хотим создать  на базе своей  школы  виртуальный краеведческий  музей под названием «Без прошлого у нации нет и будущего».

 Таким образом,  вместо механического соединения музея и обучающихся возникает творческое содружество, создается единая музейнообразовательная среда.    

Заключение

    Исследовательская работа позволила пополнить багаж знаний о природе 
края, расширить опыт исследовательской  деятельности, 
содействовать в решении экологических проблем рек, озер и  родников. 

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых нами, учащимися знаний и умений. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера. Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у нас активное природоохранительное отношение к ней.

Наблюдения многих природных явлений вызывало у меня  любознательность и желание больше вникнуть  в тайны природы.

Краеведение помогло  увидеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.  А это имеет огромное значение для воспитания  патриотизма.

        Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для краеведческого и экологического воспитания. Места, в которых мы живём, богаты историческими, этнографическими, археологическими памятниками. Мы, учащиеся, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Моя задача – донести до ума и сердец всех ребят, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Задача заключалось  в том, чтобы научить нас,  детей видеть прекрасное в природе, наслаждаться ею, научить беречь и умножать это прекрасное. Но это еще не все. Учащиеся должны чувствовать и осмыслить, что природа прекрасна не только своей первобытной красотой, но и преобразованная трудом  человека.

Список использованных источников

1.Арсланов Л.Ш., Ахатова З.Ф. Топонимические параллели как источник по истории заселения края (на материале бывшей Вятской губернии) // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 500-летию вхождения в состав Российского государства). Тезисы докладов и сообщений к научной конференции. Киров. 1989;

       2. Составитель Н.В.Максимов  “Мы из одного корня”. – Казань,                                          

          Магариф, 2002. – 223 с.    

       3.Керәшен халык киемнәре.

       4. Татарская электронная библиотека: Татьяна Дунаева

       5.ссылки

missiakryashen.ru›about/Est-takoiy-narod/Ot-

kryashen.ru›rus.php

Приложение 1

                

Приложение 2


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Афанасьева Оксана ученица 6 класса МОУ СОШ №1 Руководитель: Брылёва Кира Андреевна

Слайд 2

Географические «закрытия»

Слайд 3

Цель : выяснить , существуют ли географические «закрытия»

Слайд 4

Гипотеза : «Если что-то когда-то в мире было открыто , то закрыть это нельзя»

Слайд 7

Бухтарминская ГЭС

Слайд 11

3 место

Слайд 12

2 место

Слайд 13

1 место

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!

Поделиться:

Новогодние гирлянды

Мороз и заяц

Мост из бумаги для Киры и Вики

Денис-изобретатель (отрывок)

Рисуем подснежники гуашью