Исследование состояния патриотического воспитания современной молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patriot.docx | 59.95 КБ |
Взгляд на патриотическое воспитание молодежи.
В 2012 году исполняется 2018 лет с той поры, как Русское племя появилось на скрижалях истории, и 1150 лет от того события, с которого началась непрерывная и уже не племенная только, а государственная история Руси. Где-то далеко от будущих Тверских владений, на среднем течении Днепра, в стороне от южных степей, открытых вторжению кочевых народов, русское племя построило себе крепкие города Киев, Чернигов, Переяславль и др. и положило начало государственному быту с помощью своих родовых князей. Русь развила свою способность к государственной жизни. Оттуда, посредством своих дружин, она постоянно распространяла свою объединительную деятельность на родственные ей племена восточных славян, собирая Русь воедино. Объединение совершилось под предводительством рода из племени полян или рось.* Огромную роль в обретении Русью государственности сыграло христианство. Церковь принесла с собой грамотность и развитие книжной словесности, сделала доступными высшие духовные интересы. Объединяя и очищая народные верования, подчинила раздробленные части Руси и способствовала слиянию племен в одну великую Русскую народность.
История Российской государственности имеет свои особенности: Киевская Русь (Древнерусское государство), Великое княжество Владимирское, Княжество Московское, Русское Царство, Российская империя, Российская Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, СССР, и, наконец, Российская Федерация, ставшая преемницей государственности русского народа.
22 июля 2011 года на совместном заседании президиума Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию было предложено 2012 год объявить Годом Российской истории.
Я считаю это решение правильным, очень своевременным и важным. В наше непростое время это позволит молодым людям взглянуть на прошлое страны и еще раз осознать величие своего народа и всех народов России.
Преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, гордость за принадлежность великому народу, почитание национальных святынь и символов всегда считались основополагающими добродетелями в российском обществе. Эти качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявлялась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины.
К сожалению, современные реалии таковы, что такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории становятся не- престижными. И это не вина школы, а, видимо, состояние всего современного общества. А когда в обществе ослабевает патриотизм, становится слабым государство.
Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.
Это значит, что актуальность патриотического воспитания современных школьников не вызывает сомнения.
В нашей школе в этом направлении делается очень многое: работает школьный Музей боевой славы, класс-музей «Русская изба», ведется большая внеклассная работа учителями, функционирует система дополнительного образования, изучается такой предмет, как краеведение, проводятся общешкольные мероприятия, а также экскурсии и встречи с интересными людьми.
Однако, мне кажется, что несмотря на огромную работу, которую проводит школа, существует масса проблем. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщения его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Необходимы новые формы работы, которые заинтересуют ребят, принесут им практическую пользу, а главное – помогут взглянуть на прошлое своей страны с уважением и гордостью, почувствовать себя гражданином великой родины – России.
Чтобы решить эту проблему в своем сельском поселении, я решила исследовать состояние патриотического сознания и поведения молодежи в масштабах нашего учебного заведения (с выходом на социум).
Цель исследования состояла в изучении процесса формирования патриотического сознания и поведения молодежи, в изучении влияния на этот процесс семьи, социума, СМИ. Кроме того, я решила выявить наклонности, жизненные приоритеты старшеклассников.
Это поможет в поисках тех форм работы, которые заинтересуют молодежь, могут быть использованы педагогами в своей работе (особенно в краеведении и истории), возможно, скорректируют уже имеющиеся наработки по этому направлению.
Вопрос патриотического воспитания молодежи интересует меня давно. Есть такое высказывание: «Какие дети – такое и будущее». Я понимаю его так: на нас возложена ответственность за судьбу и будущее нашей Родины, за сохранение и развитие нашей страны, жизнь последующих поколений, т.е. за сохранение нации. Поэтому необходимы конкретные дела со стороны тех, кто понимает серьезность сложившейся в обществе обстановки и готов работать в направлении активизации патриотического воспитания молодежи. К таким людям я отношу себя и группу десятиклассников нашей школы (это наиболее активная, мобильная и творческая часть школьного коллектива). Свою работу мы начали с проведения классного часа в 8 классе. Тема: «Значение победы над фашизмом для России и всего мирового сообщества». Целью было узнать, как современная молодежь оценивает значимость завоеваний прошлых поколений.
Приведу некоторые моменты классного часа, где выступала в роли ведущей.
-Идет время. Наша страна отметила уже 66 годовщину победы над фашистской Германией. Это была победа не только над захватчиками, вторгшимися в нашу страну, это была победа над фашизмом - коричневой чумой двадцатого века. Уже не одно поколение нашей страны вновь и вновь радуется этому чудесному светлому празднику: и рядом с убеленными сединой ветеранами встречает его молодежь.Однако порой мне кажется, что молодое поколение стало относиться к этому как- то формально, без той особой искренности, которой проникнут этот праздник.
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, почему так происходит? Чья в этом вина?
Ребята (к счастью, лишь некоторые) ответили следующее:
- Война – это далекое прошлое. Тех, кто ее видел, уже почти не осталось. Нам, конечно, очень жаль, что страна претерпела такие невзгоды, но мы смотрим в будущее, а его мы видим мирным.
Меня смутил этот ответ, ведь без прошлого нет будущего. Хорошо, что так считали немногие. Основная масса ребят понимала, что значило для нашей страны пережить эту войну, и как важен тот факт, что результатом стало уничтожение фашизма на земле.
Вывод: происходит ослабление патриотического настроя. Почему?
Тогда я решила провести анкетирование среди старшеклассников.
Работу в этом направлении я веду не первый год. Подобное анкетирование уже проводились мной некоторое время назад, и результатом его стала заметка в местной газете «Заря». Работая над проектом, я сочла нужным использовать этот материал для сравнения с последними исследованиями. Вопросы для анкет одинаковые. В анкетировании 2011года приняли участие учащиеся 8 – 11 классов в количестве 58 человек, в 2012 году – 63 человека.
Данные анализа анкетирования приведены в таблице:
№ | Вопрсы для анкетирования | 2011 год (58 чел.) | % | 2012год (63 чел.) | % |
1 | Что значит «быть патриотом»? | ответили все | 100% | ответили все | 100% |
2 | Можно ли современному человеку обойтись без патриотизма? | нет - 54 чел. да – 4 чел. | 93% 6,9% | нет-60чел. да-3 чел | 95,2% 4,8% |
3 | Можешь ли ты назвать героев, которыми сейчас гордится страна? | нет-6 чел. да-52 чел. (любой полож.отв.) | 10% 90% (условно) | нет-6 чел. да – 57чел. (любой полож.отв.) | 10% 90,5% (усл.) |
4 | Какие фильмы ты любишь смотреть? | боевики-23ч. фантаст.-50ч. приключ.-53ч. | 40% 94,3% 100% | боевики-29ч. фантаст.-56ч. приключ.-59ч. | 46% 89% 95% |
5 | Какое кино любят смотреть твои родители? Какие книги читают? | мелодрамы- 35ч. сериалы-41 детективы | 60% 77% - | мелодрамы- 54ч. сериалы-46 детективы, прессу,разн. | 86% 73% - |
6 | Что,на сегодняшний день,ты считаешь наиболееваж- ным для себя? | хорш.работа- 56ч. деньги-50ч. развлечения-29ч. | 96% 90% 50% | хорш.работа- 56ч. деньги-59ч. развлечения-38ч. | 95% 95% 60% |
7 | Считаешь ли ты себя патриотом? | да- 56ч. не отв.- 2 чел | 98% | да- 61 ч. не отв.- 2 чел | 97% |
Результаты проведенного анкетирования и порадовали и огорчили меня.
На вопрос: что значит «быть патриотом» ответили все. Значит, ребята знают определение слова «патриот», имеют понятие о патриотизме.
На вопрос: можно ли современному человеку обойтись без патриотизма, нашлись такие ребята, которые ответили «да». Очевидно, они не подумали над тем, что патриотизм заключается в любви к своим близким, к друзьям, к школе, к деревне своей, к природе, к стране – и без этого не обойтись.
Можешь ли ты назвать героев, которыми сейчас гордится страна?
Этот вопрос многих ребят поставил в тупик. Назвали Ю.Гагарина, Васильковского, футболиста Аршавина… а потом вспомнили Чапаева, Сталина и почему –то Джеки Чана. Оказывается, ребята не видят образцов для подражания! Был один ответ и такой: «Бородач из «Нашей раши».
На вопрос: какие фильмы ты любишь смотреть, я услышала: боевики, фантастику, приключения. Два человека ответили: «Все подряд». Четыре человека ранее и 6 позже сказали, что любят фильмы исторические и о войне, в том числе.
Какое кино любят смотреть твои родители? Какие книги читают?
Ответ: мелодрамы, сериалы, боевики.
Есть ли в вашем доме книги? 20% опрошенных ответили утвердительно, но подбор литературы в трех случаях был на уровне «криминального чтива».
Что, на сегодняшний день, ты считаешь наиболее важным для себя?
Подавляющее большинство ответило: хорошая работа, деньги, развлечения.
Печально, но почти никто не ответил: мир, любовь, добро и т.д.
И последний вопрос опять озадачил меня. Считаешь ли ты себя патриотом? 98% опрашиваемых ответили утвердительно.
Что из этого следует? Школьники много слышат о патриотизме, знают, что это такое. Это заслуга школы и учителей. Но ребята не смотрят фильмов патриотического содержания, не читают книг на эту тему без настояния учителей, едва ли слышат о патриотизме в семье, думают прежде всего о личном благополучии и удовольствиях и, при этом, все считают себя патриотами. Сравнивая результаты анкетирования, динамики роста патриотического воспитания я не отметила. Почему так происходит? Что делать?
Если мы хотим увидеть ребят патриотами, предстоит много работать. Их состояние – это результат поверхностного отношения к проблеме патриотического воспитания и в семье, и в социуме, и, возможно, в образовании. Лозунги, которые никого не «зажигают, дежурные фразы, которые всем надоели и ничего не дают ни уму, ни сердцу. Нужно искать положительные примеры для подражания, говорить о них детям. Мы, молодое поколение, испытываем потребность в такого рода информации.
Не ограничившись изучением мнения школьников, я задала вопросы некоторым жителям нашей деревни (своего рода соцопрос).
1.Ветеран ВОв- Бубнов Александр Николаевич.
- Сохранился ли дух патриотизма в нашей молодежи?
-Безусловно, - ответил ветеран. Я часто встречаюсь с ребятами. Они меня слушают внимательно.
2. Воин – «афганец»- Итальянцев Владимир Викторович.
- Считаете ли вы, что чувство патриотизма исчезло в молодом поколении?
- Да, в некоторой степени. И причиной тому служит недостаточное внимание к патриотическому воспитанию молодежи. Нужна основательная, объемная работа.
3.Участник контр - террористической операции в Чечне -Волков Александр (Аргун. 2002г.)
- Считаете ли вы, что чувство патриотизма исчезло в молодом поколении?
Патриотизм выражается в стремлении быть полезным Родине, защищать ее. Каждый год все меньше и меньше парней желают служить в армии, а ведь это настоящая школа жизни, там особенно трепетно начинаешь воспринимать дружбу, любовь к родным, к девушке, оставшейся дома.
Побеседовав с участниками боевых действий, я еще раз убедилась, что патриотическое воспитание молодежи в настоящее время находится не на самом высоком уровне. В этом наша общая вина. В школе, конечно, много мероприятий, но не всем это интересно. Средства массовой информации, видимо, считают эту тему непопулярной. Есть государственная программа, и проводить ее нужно глубоко и серьезно.
Следующий этап моего исследования – изучение процесса формирования патриотического сознания и поведения молодежи под влиянием семьи, СМИ.
Немалое влияние на формирование правильных жизненных позиций оказывает школа, но львиная доля воздействия на умы и души наших детей в нынешний век прогресса и всеобщей компьютеризации принадлежит средствам массовой информации, которые воспитывают наше подрастающее поколение. Наряду с приличной теле- и радиопродукцией ребят буквально захлестывает волна низкопробной, вредной информации, которую порой невозможно контролировать. Иногда взрослые не знают, что за передачи смотрит по телевизору их ребенок. Опрос показал, что некоторые родители смотрят такие телепередачи вместе с детьми. Разве можно говорить о полноценном воспитании подрастающего поколения при таком подходе? Какие взгляды формируются при этом? Можно ли говорить после этого об успешной учебе, здоровом образе жизни, любви к окружающим, к своей Родине, о пат-
риотизме? А ведь это – основа нашего национального самосознания. Наши законы не могут запретить показывать по телевизору низкопробные передачи. Безжалостная реклама низводит до размеров «Киндера» и»Милки» такие понятия, как материнская любовь, целомудрие, добропорядочность.
В школе нас учат «правильно» смотреть телевизор, но не всякий школьник будет это делать. Запретный плод сладок. В нашей деревне телевизор – основной источник информации. Это сериалы, ток-шоу, новости из сферы бизнеса и криминала.
Провожу исследование, целью которого – узнать, сколько среди предлагаемых нам для просмотра передач действительно нужных и полезных для молодежи. Выбираю 4 популярных центральных канала и начинаю просмотр передач. По окончании эксперимента выполняю несложный анализ и обнаруживаю:
-для детей за весь день показано только 2 передачи;
-научно-популярных фильмов - 9;
-культуроведческих программ – 7;
- художественных фильмов – 4;
-новостных передач и криминальных новостей – ежечасно.
Зато на других каналах за один день зрителям было предложено 11 детективов и боевиков, 13 передач на криминальную тему, 8 сериалов, несколько ток – шоу скандального характера.
Наверное, такая «продукция» хорошо оплачивается, только непонятно, как и чем будет впоследствии расплачиваться за такое идеологическое воспитание
будущее поколение. По результатам проведенных мною исследований я сделала выводы:
1.Нужен серьезный, конструктивный подход в решении проблемы патриотического воспитания молодежи.
2.Нужны новые для нас, интересные формы работы, чтобы возродить в ребятах чувство патриотизма, как важнейшую духовно-нравственную ценность, сформировать у молодежи социально значимые качества.
Какие действия необходимо предпринять для решения этой проблемы?
Определение новых для нашего образовательного учреждения форм работы;
создание плана их внедрения, при обязательном вовлечении в работу как можно большего числа учащихся разных возрастных групп;
создание из числа десятиклассников инициативной группы и распределение обязанностей внутри нее;
установление тесного контакта с учителями школы (особенно учителями литературы, истории, краеведения, МХК);
привлечение к работе родителей и представителей различных организаций поселения.
Мои одноклассники предложили следующие, интересные, на наш взгляд, формы работы:
1.Оформление на школьном сайте странички «Патриот».
(Возможно оформление рубрик:
«Служу Родине», где наши выпускники, находящиеся на службе в армии, могут рассказывать о службе и о себе.
«У нас в гостях…», где будут печататься интервью с ветеранами, с представителями общественных организаций и др.
«Отечество мое – Россия», где можно будет найти интересные факты и из истории России, и из современности, а также туда можно будет поместить свои стихи по теме и фотографии).
2.Выход на международный уровень общения со своими сверстниками за рубежом, обмен визитами с ребятами, например, из Сербии, Черногории и других стран.
Через международные организации наладить связь со сверстниками издругих стран и пригласить их в гости. Устроить фестиваль, где каждый расскажет о своей культуре, о своей жизни. Это же так интересно!
3.Показ презентаций на еженедельных школьных линейках на патриотические темы, приуроченные к важным для страны датам.
Такая работа уже ведется в нашей школе, но можно акцентировать тему патриотического воспитания.
4.Оформление фотовыставок работ учащихся на темы «Малая моя родина», «Я там был», «Ты, я, он, она – вместе целая страна» и др.
5.Поездки (1-2 дня) экспедиций поисковиков на поля сражений под Клином, Ржевом и в другие места. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание найденных предметов, создание экспозиции в школьном музее.
6. Воспроизведение сцен из истории России силами учащихся. Это будет прекрасным дополнением к некоторым праздникам.
7. Создание видеороликов на патриотические темы. Это новое увлечение ребят можно использовать в целях патриотического воспитания.
8. Акцентирование внимания на участии обучающихся в конкурсах различных уровней патриотической тематики. 9.И, самое главное, о чем хочется рассказать более подробно – создание в школе молодежного туристического агентства.
В основе его создания лежит идея академика Д.С.Лихачева о соединении духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края.
Мы посчитали, что создание молодежного туристического агентства возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры района. Накапливаемая информация может стать основой работы школьного туристического агентства, которое разработает местную краеведческую тематику и предложит этот "продукт" не только образовательному учреждению, но и жителям поселения. Создание такого агентства возможно на основе введения в школьную программу электива по экскурсоведению.
Молодежное туристическое агентство в образовательном учреждении будет создано в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся. Его работа поможет в формировать устойчивого интереса к приобретению новых знаний по истории и культуре родного края и страны, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Такая работа может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края и страны, активизировать патриотическое воспитание.
Только при непосредственном прямом знакомстве с историей и культурой родной земли знания смогут преобразоваться в убеждения
Но для создания школьного туристического агентства необходим ряд условий:
1.Организовать исследовательскую деятельность на должном уровне;
2. Возобновить краеведческие экспедиции;
3. Ввести изучение курсов «Экскурсионное и музейное дело», «Краеведение»;
4.Разработать маршруты и планы проведения экскурсий;
5. Наладить сотрудничество со СМИ, работу в сети Интернет, создание медиапродуктов.
6.Важным условием является помощь педагогов.
Только при создании этих условий работа школьного туристического агентства будет действительно эффективной.
Для администрации школы могут возникнуть затруднения нормативно-правового и финансового характера, связанные с созданием и функционированием туристического агентства; с обеспечением школьного агентства транспортом (в нашей школе есть автобус).
Основным штатом туристического агентства могут стать старшеклассники, ученики 10 – 11 классов.
Весь штат будет хорошо подготовлен и специализироваться на работе с указанными направлениями.
Перед тем как открыть туристическое агентство, нужно задуматься, как клиенты узнают о нашей фирме. Рекламируем туристическое агентство, подчеркивая свою специализацию. Прежде всего, необходимо познакомить гостей с направлением нашей деятельности. Работаем как с учениками школы, так и социумом.
Какова область деятельности школьного туристического агентства?
Тематический перечень предлагаемых агентством экскурсий очень велик, он может охватывать всю Тверскую область, т.к. она имеет богатейшее историческое наследие, огромное количество храмов (252) и святых мест (19 святых источников), замечательные по своей красоте природные зоны (Центрально-лесной биосферный заповедник, Завидовский научно-опытный заповедник, 202 заказника, 253 памятника природы.. .)Это неиссякаемый источник информации, который можно использовать при разработке экскурсионных маршрутов.
К работе агентства могут быть привлечены все желающие из числа учащихся и педагогов школы.
Я уверена, что результаты не заставят себя ждать!
Мною была сделана попытка разработать экскурсию, которая будет интересна не только гостям нашего района, жителям поселения, но и, в первую очередь, самим ребятам.
Разработка экскурсии по Конаковскому району
Обзорная экскурсия. Многоплановая. Строится на большом числе экскурсионных объектов. Продолжительность по времени – 2 часа.
Цель экскурсии: познакомить участников экскурсии с достопримечательностями Конаковского района.
Экскурсовод: Картавенко Ксения, ученица МБОУ СОШ д.Мокшино (дир. Авдякова Т.А.), водитель: Белый Александр Федорович
Источники информации:
Б.И. Петропавловский www.tverlib.ru/tverbook2/petropav3.htm
Предварительный бъезд маршрута: Мокшино – Конаково – Карачарово –Свердлово – памятник Катюша – Завидово - Городня – Иваньковское водохранилище – Мокшино.
Текст экскурсии.
Конаковский район расположен на юго-востоке Тверской области. Он граничит с Калининским и Кимрским районами нашей области, Клинским и Дмитровским Московской. Площадь его две тысячи квадратных километров, на которой на 1 января 1998 года проживало 53,2 тыс. человек.
Район образован в 1929 году под названием Кузнецовский, в феврале 1930 года переименован в Конаковский. Впоследствии к нему были присоединены часть Оршинского и Завидовский районы. В 1963-1965 годах Конаковский район был частью Калининского, затем снова сделался самостоятельной административной единицей.
Район включает в себя пять посёлков: Редкино, Новозавидовский, Козлово, Изоплит, Радченко и 13 сельских округов. Центр района – город Конаково (до 1930 года – Кузнецово). Это крупный промышленный центр с населением около 50 тыс. человек.
До революции на территории района находились город Корчева и волости Николо-Созинская, Рождественская, Кудрявцевская, Селиховская, Даниловская, Фёдоровская Корчевского уезда, Городенская и Логиновская Тверского, Завидовская, Васильевская и Новинская Клинского уезда.
Поверхность района представляет собой однообразную низменную равнину, расположенную по течению рек Волги, Шоши и Сози.
Недалеко от места расположения современного города Конаково в далеком 1809 года в деревне Домкино аптекарем Фридрихом Христианом Бриннером была открыта фаянсовая фабрика. Дело пошло хорошо, давало доход и быстро развивалось. Единственное, что смущало предпринимателя, продавать продукцию было неудобно, поэтому производство было перенесено в село Кузнецово.В первой половине 19 века Кузнецово получило широкую известность благодаря крупнейшему в России производству бытового и художественного фаянса.
Кузнецовский фарфор знаменит на весь мир. В курортном городке Мариинские Лазни, на западе Чехии, в православном храме сохранился чудесный иконостас из кузнецовского фарфора – подарок русского императора. Весь мир имеет возможность любоваться им.
Продукт предприятия и сейчас получает высокие оценки профессионалов, в 1870 году фабрику приобретает купец Матвей Сидорович Кузнецов. Фамилии владельца с названием села совпали случайно. С 1870 наблюдается резкий скачок роста производства. Предприятие выходит на всероссийский уровень. В 1929 году название посёлка меняется на Конаково. Оно было выбрано по результатам конкурса по предложению работницы фабрики Марии Викуловны Илютиной. Населённый пункт был назван в честь революционера Порфирия Петровича Конакова. В Конаково установлен ему памятник.
Из памятников архитектуры в городе стоит выделить корпуса фаянсового завода, основанного в 1809 году, и Народный дом в готическом стиле 1913 года.
Теперь отправляемся в Конаковский район. Село Городня – одно из интереснейших мест не только Конаковского района, но и Тверской области. Село Городня впервые упоминается в 1312 году под названием город Вертязин. Здесь князь Михаил Тверской подписал договор с новгородцами. Вертязин был центром небольшого удельного княжества, затем принадлежал тверским князьям. Особое значение приобрёл этот город, когда шла борьба между Тверским и Московским княжествами. Он являлся крепостью, сторожившей устье реки Шоши.
В XV веке в Городне находился монетный двор тверских князей, располагавшийся на высоком холме, окружённом глубоким рвом и деревянной стеной. Монеты с надписью "Деньга городенская" были в обращении во всех русских княжествах.
С XVI века Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом. В селе и его окрестностях, по писцовым книгам, числились шесть монастырей и каменная соборная церковь: Петровский, Воскресенский, Афанасьевский монастыри, неподалёку Троицкий, Александровский и Видогощинский, стоявший на другой стороне Волги. Им принадлежали десятки деревень с пашнями, лесами и сенокосными угодьями.
Городня дважды подвергалась разрушению: во время опричнины и в период смуты начала XVII в., после которой в писцовых книгах значились лишь Петровский монастырь, церковь и 36 пустошей, раннее бывших деревнями. До 40-х годов XVII в. она была дворцовым селом. Потом царь пожаловал её влиятельному боярину Б. Морозову. С 1678 года она снова стала дворцовым селом, а в начале XVIII в. Пётр I подарил её князю Меньшикову. Когда бывший фаворит Петра попал в опалу, именья его были конфискованы. С 1730-х гг. Городня принадлежала бригадиру (военный чин) П. Бему. Жители села несли ямскую повинность. Здесь находится церковь Рождества Богородицы. Этот памятник построен в 1391 году и прекрасно сохранился. На данный момент это единственный сохранившийся на сегодняшний день памятник Тверского княжества. Кроме того, в селе сохранился Путевой дворец. Он построен в конце 18 века для пребывания императорской семьи. В 1826 г. перестроен под почтовую станцию. Сейчас там находится больница. Справа у села Городня в водохранилище впадает река Шоша, берущая начало за пределами района. Берега её низкие и плоские. Река имеет обширную пойму, большая часть которой, как и реки Волги, затоплена. Справа у деревни Павельцево в Шошу впадает довольно крупная река Лама, берущая начало в Московской области. Она протекает по юго-западной границе района и в нижнем течении принимает приток Инюху.
Также на территории Конаковского района есть особо охраняемая природная территория федерального значения со статусом национального парка – Завидово. Там находится государственная резиденция «Русь» Президента России, а также научно-опытное хозяйство. Территория подразделяется на три категории: особо охраняемая, охраняемая и неохраняемая. В границах национального парка расположено 90 населенных пунктов, где проживает 20 тысяч человек. Согласно оценкам ЮНЕСКО, Завидово - одно из самых чистых в экологическом отношении мест на Земле. Кроме того, в Завидово находится архитектурный ансамбль церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в первой четверти 17 века. Все постройки реставрировались в 2003 году и выглядят очень достойно. Еще одно село, которое стоит посетить – Свердлово. Редкий по красоте и сохранности ансамбль, в который входят Церковь Воздвижения Честного Креста Господня, часовня, ограда с воротами.
Побывать нужно и в старинном селе Карачарово. Селение ведет свою историю из 15 столетия. Тогда оно являлось имением татарских братьев Карачар, которые были сподвижниками московского князя Ивана Калиты - объединителя раздробленных русских княжеств в единое государство. С 1858 года имение принадлежало князю, русскому художнику и общественному деятелю Григорию Григорьевичу Гагарину. В настоящее время в имении располагается лечебно-оздоровительный центр «Карачарово» (от самого усадебного комплекса сохранились главный дом, служебные постройки, парк), который находится на правом берегу Волги в 138 км от Москвы.
Самое интересное, что, побывав в Карачарово, можете считать, что ненадолго побывали в Лондоне. Карачаровский парк, созданный в XIX веке, - один из старейших в России. Приехавший по приглашению князя из Англии садовник разбил парк по принципу лондонского Гайд-парка. От центра парка веером расходятся восемь главных аллей: дубовая, березовая, липовая, кленовая, ясеневая, осиновая и еловая. Также на территории посёлка находится церковь Петра и Павла, построенная на основании здания княжеской каретной, пансионат). На территории пансионата имеется источник минеральной воды. В черте посёлка в советские времена построен ныне действующий источник.
На пути к Конаково, остановимся на 116-м километре шоссе Москва - Санкт-Петербург, где установлена знаменитая «Катюша». Памятник создан в 1965 году на рубеже, с которого началось наступление войск Калининского фронта в декабре 1941 года.
Тысячи земляков сражались на фронтах, проявляя героизм и отвагу. Высокого звания Героя Советского Союза удостоились П.М. Архаров, В.И. Гаранин, М.М. Зонов, П.А. Кайков, И.Н. Кузин, И.В. Тихомиров, И.Г. Топориков, В.М. Усков, А.В. Шаталкин.
Многие местные жители участвовали в партизанском движении. В Ново-Завидовском районе были созданы два партизанских отряда. Один возглавил первый секретарь райкома Г.Г. Андреев, другой – директор Решеткинского торфопредприятия П.С. Лапин. Отряд Лапина совершал разведывательные действия в треугольнике Завидово-Козлово-Туркмен. Группа сопротивления действовала и в посёлке Изоплит. Она повреждала линии связи, предотвратила сожжение фабрики немцами.
Из местной молодёжи участвовали в партизанских отрядах Таня Сурогина, сёстры-близнецы Королихины Таня и Маруся, Рая Кулагина, Коля Копылов, Сима Свищева, Саша Щербина. Большинство их были бойцами пятой партизанской бригады. Маруся Королихина попала в руки врага и после страшных истязаний погибла. Погиб В. Целесков, уроженец Завидова, комиссар 9-й Калининской партизанской бригады. Николай Копылов стал командиром 4-го партизанского отряда той же бригады.
На территории Завидовского, Калининского и Тургиновского районов действовал отряд Н. Щербакова, база которого находилась за посёлком Озерки. Отряд истребил до 120 фашистов. Особенно отличились М. Миронов, В Поляков, Е. Голубева, А. Александров, А. Дормидонова. Геройски погиб в партизанах Н. Маненков, выпускник Марьинской семилетней школы. Нельзя не упомянуть также группу М. Зимина, куда входили комсомольцы совхоза "9 января" Д. Каршин, Н. Баринов, Л. Жандарова, Н. Кудряшов, Г. Палков, Н. Петухов и другие.
В войне участвовали тринадцать конаковских девушек-сандружинниц, служивших в 32 танковой бригаде. Они спасли жизнь многим нашим танкистам. Трое из девушек не вернулись: Люба Ясинская, Шура Кислова, Тоня Бобкова.
Сразу же после изгнания оккупантов трудящиеся приступили к восстановлению разрушенного.
Еще одна достопримечательность Конаковского района - Иваньковское водохранилище.Его длинна -113 км, максимальная глубина – 19 м. Водохранилище имеет три плеса. Иваньковское водохранилище возникло в связи со строительством канала имени Москвы. Его площадь 372км , длинна -113 км, максимальная глубина – 19 м., наибольшая ширина 12 километров, объём воды в нём превышает один миллиард кубических метров. Оно образовалось в результате подпора волжских вод Иваньковской плотиной. Водохранилище имеет три плеса. Летом здесь отдыхает множество туристов.
С Конаковым и Завидовым связаны имена многих известных людей. В книге А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" есть главы "Городня" и "Завидово". В первой из них он осуждает злоупотребления помещиков-крепостников.
С Корчевским уездом связаны юношеские годы А.И. Герцена и Н. Огарёва. Семья Огарёвых каждое лето приезжала в имение Яковлева, где будущие революционные демократы познакомились друг с другом. В дер. Низовке в 1827 г. отбывал службу опальный поэт А.И. Полежаев. В 1830-1832 гг. в Корчеве жил высланный из столицы поэт, друг А.С. Пушкина А.А.Шишков. В 1857 г. в сельце Новинки жил вернувшийся из Сибири декабрист И.Д. Якушкин, которого посещали М.И. Муравьёв-Апостол и Ф.Н. Глинка.
Алябьев А.А. (1787-1851 гг.), русский композитор, был женат на Е.А. Римской-Корсаковой, которой принажлежало именье Василёво на берегу Ламы. Здесь Алябьевы часто жили в летние и осенние месяцы с начала 1840-х гг.
Введенский А.И. (1861-1913 гг.), русский учёный, доктор философских наук, родился и провёл детство в селе "Ново" (сейчас "Свердлово").
Голенищев-Кутузов А.А. (1848-1913 гг.), поэт. В детские годы жил в усадьбе родителей в с. Шубино. В дальнейшем долгое время жил и писал в Корчеве и уезде.
Дрожжин С.Д. (1849-1930 гг.), поэт. Родился в бедной крестьянской семье и до 13 лет был крепостным. Уехал на заработки в Петербург, где перенёс много лишений. Больше 30 лет скитался в поисках заработка. В 1896 г. вернулся на родину. 34 года жил в деревне Низовка, сочетая крестьянский труд с литературным. За свою жизнь написал 35 книг. Перед затоплением его дом в Низовке был перевезён в Новозавидовский, где в 1938 г. открыт литературно-мемориальный музей, который был разрушен во время оккупации. В 1945-1948 гг. удалось с помощью общественности и друзей поэта восстановить музей. Большая заслуга в восстановлении музея принадлежит Л.А. Ильину, который был научным сотрудником, потом директором и хранителем музея. Музей ежегодно посещает более четырёх тысяч человек.
Соколов-Микитов И.С. (1892-1975 гг.), писатель. Работал и жил в Карачарове с 1952 г. в небольшом деревянном домике. Его посещали А. Твардовский, К. Федин и другие писатели.
Туполев А.Н. (1888-1972 гг.), авиаконструктор. Родился в семье служащего в небольшом хуторе Пустомазово Корчевского уезда. Учился в Тверской гимназии. Под его руководством создано больше ста типов военных и гражданских самолётов. Герой социалистического труда.
Кроме упомянутых, многие русские писатели посещали конаковский край. А.Фадеев неоднократно отдыхал в Редкине в семье директора Редкинского опытного завода Е.Е. Диева. Он отдыхал также в Игуменке. В пос. Озерки жил писатель В. Шаламов, автор "Колымских рассказов". Некоторые видные литераторы приезжают в Карачарово на летний сезон, чтобы совмещать здесь отдых с творческой работой.
На этом наша экскурсия заканчивается, я думаю, вы узнали много нового, интересного и полезного для вас. А главное – мы убедились , как богата наша земля природными, историческими, интеллектуальными ресурсами. Такой землей можно гордиться! Спасибо за внимание, до свидания.
И в заключение я хочу привести небольшое эссе, в котором хочу поделться чувствами, владеющими моим сердцем.
Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях мы –
России дети.
Есть ли такие слова на свете, что передали бы всю глубину любви моей к Родине?
Есть ли такая песня, что выскажет чувства мои к России – матушке? Есть ли такая вера, что подвигнет на великие дела ради Отчизны моей?
Есть. Только мой могучий и прекрасный, созданный далекими предками -русичами язык может выразить глубину чувств. Только наши народные песни способны передать неиссякаемую любовь нежность к России. Только моя вера в состоянии вселить в мою душу и любовь, и нежность, и чувство гордости за нее, единственную, неизменную от рождения и до смерти моей, Родину.
Русь моя, вера моя, удаль моя, песня моя, тебе - жизнь, тебе - сердце, тебе - разум мой. Все, чему я уже научилась, чему я еще научусь – прими и знай: как бы тяжело тебе не было, я буду рядом с тобой.
Я знаю, что не одинока в стремлении своем. Это в крови, в каждой клеточке тела, в каждой частичке души моей и таких, как я. Ты только позови – и мы тут. А, впрочем, и звать не надо. Мы рядом, мы с тобой, и мы не дадим тебя в обиду.
Я изучаю историю своей страны. В ней (в истории) было немало всякого: и хорошего, и такого, отчего становится больно. Но это моя история, и мне есть чем гордиться!
Паспорт проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Мокшино.
Решение проблем патриотического воспитания молодежи в МБОУ СОШ д.Мокшино путем обновления форм работы.
Автор проекта: Картавенко Ксения, ученица 10 класса МБОУ СОШ д.Мокшино. 2012 год.
Тип проекта: исследовательский.
По количеству участников - индивидуальный, по срокам - долгосрочный, по характеру контактов учащихся в процессе выполнения проекта - внутришкольный.
Краткая аннотация проекта. Основная идея проекта - активизировать систему патриотического воспитания школьников, шире используя современные технологии, творческий потенциал старшеклассников, педагогов и воспитателей школы, а также специалистов социопространства. В проекте представлены исследования состояния патриотического сознания и поведения молодежи, изучение процесса формирования патриотического сознания и поведения молодежи под влиянием семьи, СМИ, сделаны выводы и намечен предполагаемый ход действий. Решение проблемы автор видит в активизации патриотического воспитания в учебном заведении путем применения новых, интересных форм работы, чтобы возродить в ребятах чувство патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной ценности, сформировать у молодежи социально значимые качества. К новым формам работы автор относит создание молодежного туристического агентства на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры района.
В основе лежит идея академика Д.С.Лихачева о соединении духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края.
Деятельность бюро будет способствовать включению учащихся в исследовательскую работу по изучению культурно-исторического наследия и духовно-нравственных традиций родного края, созданию краеведческих экспозиций, уголков и школьных музеях, организации фольклорных фестивалей и творческих конкурсов, позволит ребятам самим проводить экскурсии.
Это и позволит активизировать патриотическое воспитание в школе, поднять его на новый уровень.
В ходе работы над проектом автор изучил программные документы Правительства РФ по патриотическому воспитанию молодежи, пользовался литературой, предоставленной школе по линии Управления образованием Конаковского района, печатными материалами известных русских ученых – историков, активно пользовался интернет ресурсами. Это позволило укрепить навыки поиска и обработки информации, умение выделять главное и делать выводы. Работа над проектом позволила затронуть такие предметные области, как история (краеведение в т.ч.), МХК, география, литература. Программно-техническое оформление работы соответствует нормам.
Текст проекта представлен в печатном варианте.
Золотой циркуль
Большое - маленькое
Валентин Берестов. Аист и соловей
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Знакомимся с плотностью жидкостей