Исследовательская презентация ученицы 11 класса, была подготовлена к Неделе науки и творчества, проводимой в школе
Вложение | Размер |
---|---|
ayvazovskiy_ivan_konstantinovich_bazh_l.ppt | 2.24 МБ |
Слайд 1
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Ивана Константиновича Айвазовского Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сальское» Выполнила ученица 11 класса МОУ «СОШ с. Сальское» Баженова Елена Преподаватель: Ламбантова Лада ВикторовнаСлайд 2
ПРОБЛЕМА: на уроках МХК мы знакомились с творчеством многих русских художников в том числе и И.К. Айвазовского, я получила задание выяснить к какому направлению искусства можно отнести его живописные произведения
Слайд 3
ГИПОТЕЗА: творчество И.К.Айвазовского относится к направлению в искусстве 18 века - романтизму ЦЕЛЬ: доказать, что в творчестве художника прослеживаются принципы романтизма
Слайд 4
ЗАДАЧИ: выяснить временные рамки существования направления; главные принципы романтизма; прослеживаются ли принципы направления в творчестве Айвазовского; познакомиться с биографией художника; этапами творческого развития; произведениями художника.
Слайд 5
РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в европейской и американской живописи конца 18 века - начала 19 века , выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. Романтизм выделял главенство воображения и чувств.
Слайд 6
Романтизм - это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой. Ш. Бодлер
Слайд 7
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА: неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное; исключительность романтического героя; природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы; культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору; экзотика дальних стран.
Слайд 8
Айвазовский Иван Константинович 29 июля 1817 — 2 мая 1900
Слайд 9
РОД АЙВАЗОВСКИХ Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворг) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина Гайвазовского и его жены родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян).
Слайд 10
Бабушка Айвазовского Брат Айвазовского
Слайд 11
ДЕТСТВО Ваня родился и жил в доме, увитом виноградом, у самого моря, на окраине Феодосии. Он готов был проводить на берегу сутки напролет, жадно глядя, как волны вскипают пенными гребнями и развиваются о скалы. От красоты захватывало дух. И до слез обидно, что красота эта исчезает бесследно. Ведь море все время меняется, и того, каким оно было минуту назад, уже никогда не будет. А ты возьми да нарисуй, - подсказал однажды сосед, старый моряк, - вот красота людям и останется. Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.
Слайд 12
Море! До чего же оно красивое! В молочном предутреннем тумане и в золотых блестках солнца, в печальном свете заката и ночью, под звездами…
Слайд 13
УЧЕБА После окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. 28 августа 1833 г. он приехал в Петербург. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.
Слайд 14
Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.
Слайд 15
Штиль
Слайд 16
ИТАЛИЯ Сказочная страна. Серебро оливковых рощ, античные руины, беспечный смех и переливы чудесной музыки над пронзительно-синей водой Средиземного моря.
Слайд 17
Первым городом, где художник сделал остановку, была Венеция. Она покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Большой канал с величественными дворцами, переплетение малых каналов, на их скрещении – уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с прекрасным собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна.
Слайд 18
Венеция 1849г.
Слайд 19
Флоренция поразила его величественными соборами, прекрасными коллекциями картин великих мастеров Возрождения в галереях Уффици и Питти. Художник объехал все Неаполитанское побережье, работал в Сорренто, Амальфи, Вико; В самом Неаполе ему не терпелось ощутить особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать в тех местах, где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин.
Слайд 20
Туманное утро в Неаполе 1847г
Слайд 21
КАВКАЗ
Слайд 22
На Кавказе шла война, и художник Айвазовский добился разрешения участвовать в боевом походе. Он доказал, что прекрасно умеет владеть не только кистью, но и оружием! Посмотрите на картину «Десант в Субаши». Представьте: все, что на ней изображено, было наяву. И среди храбрецов, рискующих жизнью - он, Иван Айвазовский.
Слайд 23
Десант в Субаши
Слайд 24
ХУДОЖНИК ГЛАВНОГО МОРСКОГО ШТАБА В середине лета 1844 года завершилось четырехлетнее пребывание Айвазовского в Европе. Академия художеств в сентябре удостоила своего бывшего ученика званием академика, а через несколько дней последовало распоряжение Министерства Императорского двора о причислении его к этому ведомству со званием живописца Главного Морского штаба «с правом ношения мундира Морского Министерства»
Слайд 25
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848
Слайд 26
С почестями встретили живописца Главного Морского штаба в Петербурге. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.
Слайд 27
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА в произведениях Айвазовского
Слайд 28
1. НЕПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ НЕПОЗНАННОЕ Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Эти идеи возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Что жизнь, когда в ней нет очарованья? Блаженство знать, к нему лететь душой, Но пропасть зреть меж ним и меж собой; Желать всяк час и трепетать желанья… В.А.Жуковский «Певец»
Слайд 29
Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.
Слайд 30
Прощание А.С.Пушкина с морем 1877г.
Слайд 31
Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели.
Слайд 32
Стасов отмечал, что всем следует помнить о патриотизме Айвазовского. Сыновняя любовь мастера к России была одновременно проявлением тех чувств, которые он питал к Армении. Эти чувства побудили его создать ряд полотен, изображающих победу русского оружия над турками в ожесточенных морских сражениях.
Слайд 33
« Синоп» 1853
Слайд 34
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ. 1848г Чесменское сражение – одна из самых главных и героических страниц в истории российского флота. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки матч, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна.
Слайд 35
Чесменский бой
Слайд 36
Он был настоящим патриотом своей Родины . В 1857 году он вместе с братом посетил Константинополь, где гостил у главного архитектора дворцовых сооружений С. Паляна. Айвазовский подарил ему один из своих пейзажей. Тот преподнес картину султану. Восхищенный султан попросил заказать мастеру несколько десятков полотен с видами Босфора. В надежде принести пользу живущим в Турции армянам Айвазовский выполнил заказ. В 1874 году его наградили высшим турецким орденом .
Слайд 37
В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии. Он швырнул в море полученный когда-то орден и заявил турецкому консулу: «Передайте своему кровавому хозяину – пусть и он выбросит мои картины, мне не жаль».
Слайд 38
2. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.
Слайд 39
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. 1850 Бушует грозная морская стихия. Бездонную толщу воды, бурлящую пену морских волн окрашивает в синий, бирюзовый, розовый, красный, белый цвета просвечивающее сквозь марево облаков оранжево-желтое солнце. Утихнет ли океан? Придет ли спасение для людей ?
Слайд 40
Девятый вал
Слайд 41
Спасённые 1844
Слайд 42
Спасение
Слайд 43
3. ПРИРОДА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СТИХИЙНОГО НАЧАЛА ЖИЗНИ, ПРООБРАЗ СВОБОДЫ В жизни Природы герой – романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.
Слайд 44
Корабль в шторм
Слайд 45
Пейзаж с ветряными мельницами
Слайд 46
Среди волн
Слайд 47
СРЕДИ ВОЛН. 1898 Взгляд погружается в хаос водной стихии, но ему не скучно следить за изменениями цвета бушующего моря и тонко разработанным освещением волн и неба. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, и в центре картины, на гребнях рождающихся волн, в их глубине, на кружеве пены свет начинает разыгрывать сложную и богатую живописную симфонию.
Слайд 48
4. КУЛЬТ ПРОШЛОГО: ИДЕАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ИНТЕРЕС К ФОЛЬКЛОРУ Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времен»стали художественной метафорой романтического искусства. В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире.
Слайд 49
Акрополь в Афинах в лунную ночь 1881
Слайд 50
5. ЭКЗОТИКА ДАЛЬНИХ СТРАН Художников-романтиков привлекала экзотика дальних стран. Герой поэмы Дж.Байрона «Гяур» восклицает: О, дивный край, где круглый год Весна природе ласку шлет. Когда же путник умиленный С высот Колонны отдаленной Зрит ту страну, то веселит Сердца ее счастливый вид…
Слайд 51
Побережье в Амальфи
Слайд 52
Рыболовное судно в гавани
Слайд 53
Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной. Умение видеть в самом прозаическом поэзию выдавало в нем личность романтическую.
Слайд 54
ИТАК, Все принципы романтизма присутствуют в произведениях Айвазовского, жил он именно в эпоху развития этого направления в искусстве, а ЗНАЧИТ моя гипотеза верна ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ – художник-романтик
Слайд 55
В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей.
Слайд 56
Лунная ночь
Слайд 57
Вид на Аю-Даг. Крым
Слайд 59
Информационные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Aivazovsky_27-1-.jpg Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» Айвазовский. Издательство «Белый город»
Акварельные гвоздики
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
По морям вокруг Земли
Весенняя гроза