• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мониторинг пришкольного участка.

Опубликовано Куликова Нина Васильевна вкл 21.08.2012 - 14:08
Автор: 
Злобина Алена

Исследовательская работа экологического состояния пришкольного участка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_ekologicheskuyu_konferenciyu_2009_g.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

           

                   МОУ СО школа п.Осаново-Дубовое

                             

                                     ДОКЛАД

на экологическую конференцию учащихся Шатурского

        муниципального района 2009 года по теме:

«Экологический мониторинг пришкольного участка».

                                                                   Автор: Злобина Елена

                                                                                 учащаяся 11 класса

                                                                  МОУ СОШ п.Осаново-Дубовое

                                                                              Руководитель:

                                                                Широкова Надежда Алексеевна

                                                            Куликова Нина Васильевна

                                                                               учитель экологии

                                                                 МОУ СОШ п.Осаново-Дубовое

                             Март 2009 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Однако призывы к спасению и защите природы останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, здесь нет преувеличения. Достаточно вдуматься в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е -  по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

Несомненно, что решение экологических проблем – одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени.

Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику.

Школьники все активнее включаются в работу по сохранению и улучшению природной среды. В связи с этим возникает необходимость организации школьного экологического мониторинга, который может стать одним из важнейших средств формирования экологической культуры молодежи.

Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.

Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы). Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определенного объекта или явления (зданий, пришкольного участка, в быту).

Однако в школе отсутствует специальное оборудование. Отсюда вытекают требования к организации методик школьного экологического мониторинга:

- простота;

- использование преимущественно визуальных методов слежения за

  состоянием природы.

Целью школьного мониторинга является повышение уровня теоретических знаний, расширение круга практических умений и навыков по слежению за состоянием окружающей среды и его динамикой.

В настоящее время многие школьные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это сказывается на здоровье детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации микрорайона, в котором расположено школьное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды.

Объектом исследования мы выбрали пришкольный участок и определили следующие задачи:

♦ дать оценку экологического состояния микрорайона, в котором находится школа;

♦ оценить состояние окружающей среды пришкольного участка;

♦ пополнить результатами исследования экологический паспорт школы.                                                                                                                                 При исследовании использовали следующие метода: наблюдения, подсчет, измерения, постановка опытов.

П. Экологический мониторинг пришкольного участка

1. Определение места школы в микрорайоне.

Информация.  По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины и т.п. должны отстоять от границы школы не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м, автострада – не менее чем на 25 м.

Характеристика микрорайона.

Расстояние от школы до котельной работающей на мазуте 400 м. Магазины (3) находятся соответственно в 150 м, 120 м, 190 м.

Жилые дома: двухэтажные в 100 м от школы

                       пятиэтажные в 190 м

От Центральной улицы поселка школа находится на расстоянии 180м, от автострады 1000 м, от  железнодорожного полотна 100 м. Очистные сооружения, производственные учреждения находятся вдали от школьного участка 450 м.

Вывод: экологическая ситуация в микрорайоне школы удовлетворительная.

2.Определение роли зеленых растений школьного участка

Информация.

Известна роль зеленых насаждений в процессе очистки воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность жилого микрорайона на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают 70-80% аэрозолей и пыли.

На листовой поверхности взрослого растения вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клене – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2 кг.

Характеристика зеленых насаждений

Дикорастущие деревья                            Дикорастущие кустарники

Сосна – 238                                                  Рябина -50

Тополь – 3                                                    Шиповник – 30

Дуб -1

Ясень -1

Береза -10

Липа -12

Клен – 3

Осина – 5

Культурные деревья                                 Культурные кустарники

Яблоня -13                                                    Сирень – 10

          Слива -3                                                        Спирея – 237

                                                                      Смородина – 15

           

РАСЧЕТЫ.

1) Площадь пришкольного участка 1,32 га. Количество дикорастущих деревьев и кустарников около школы позволяет характеризовать участок как лесной. Многие деревья шестидесятилетнего возраста. Известно, что 1 га среднего лесного древостоя поглощает в год 4 т углекислого газа и обогащает окружающий воздух 3 т кислорода. Отсюда следует, что воздух на территории школы свежий.

1 га соснового бора осаждает в год 37 т пыли. На нашем участке преобладающая порода – сосна. Значит, воздух хорошо очищается от пыли. А также мы подсчитали на школьном участке за лето:

- клен осаждает    33 кг х 3дерева = 99 кг пыли

- сирень            16 кг х 10 кустов = 160 кг

- ясень              27 кг х 1 дерево = 27 кг

Информация. В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.

Подсчет.

Около нашей школы сосновые деревья занимают площадь 0,5 га, значит, в сутки в воздух на школьном участке выделяется 1,5 кг фитонцидов. Отсюда следует, что мы дышим чистым, здоровым воздухом.

Информация.

Над нагретыми асфальтом, песком, железными крышами, каменными стенами возникают восходящие токи воздуха, поднимающие с собой тонкую пыль и длительно удерживающие ее в воздухе.

Над зелеными насаждениями, имеющими более прохладную поверхность, образуются нисходящие токи воздуха из верхних слоев атмосферы, осаждающие пыль. Поэтому в парках, скверах и садах пыли в десятки раз меньше, чем на открытых улицах и площадях. Пылезащитные свойства деревьев тем выше, чем больше у них листовая поверхность и шершавость листьев. Лучше всего задерживают пыль высаженные в городе вязы (в 6 раз больше, чем тополя) и сирень. Листья этих деревьев покрыты мельчайшими ворсинками. Зеленые насаждения в значительной мере регулируют микроклимат участка.

Наблюдения.

Измерили температуру воздуха (20оС август 2008г) среди зеленых насаждений в теплую погоду. Она оказалась ниже, чем на открытых местах на 3оС.

Стены домов, асфальтовые и другие покрытия дорог сильно нагреваются и медленно остывают, длительное время поддерживая высокую температуру окружающего воздуха. Деревья нагреваются незначительно, так как часть солнечной радиации отражают поверхности крон. В большой мере понижают температуру окружающей среды деревья с крупными листьями. Такие деревья создают и большую тень.

Ослабляя летнюю жару, насаждения одновременно увеличивают относительную влажность воздуха примерно на 15-30%. Такой воздух более пригоден для дыхания людей, а увеличение влажности воспринимается как понижение температуры воздуха.

Вывод.

Зеленые насаждения нашей школы улучшают микроклимат, очищают воздух от пыли и обеспечивают его нормальный газообмен. Сосны выделяют в воздух фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии.

(прилагается карта-схема участка)

3.Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата

   пришкольной территории 

Информация.

Известно, что с 1 м2 газонной травы в час испаряется до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух. Кроме того, газон задерживает заносимую ветром пыль. Вблизи газона легко дышится.

Наблюдения.          Измерения.

а) На территории школьного участка находятся два газона площадью 128 м2 и 62 м2, а также участки с травянистой поверхностью 800 м2.

- С площади газонов в час испаряется воды

(128м2  + 62м2) х 200г = 38000г или 38 кг (≈4 ведра)

- С лужаек  - 800м2 х 200г = 160000г или 160 кг (≈20 ведер)

б) В жаркий день (август 2008г) измерили температуру воздуха на дорожке у газона на высоте человеческого роста 21оС и на асфальтовой дорожке школьной улицы 22оС.

Вывод.

Газонная трава делает прохладней приземной слой воздуха.

4.Изучение степени запыленности воздуха в различных местах

  пришкольной территории.

Приведение опыта.

Развесили клейкую пленку (скотч) в разных местах школьного участка на высоте 5 м:

а) в школьном саду перед школой;

б) в сосновом участке с торца здания.

Для сравнения степени запыленности воздуха развесили скотч в районе жилых домов (на балконах):

в) по улице Школьной д.39 обращенной балконами к проезжей части дороги (деревьев перед домом нет)

г) по улице Школьной д.38, обращенный балконами в противоположную сторону от дороги и стоящий от нее в 100 м (перед домом группа сосновых деревьев).

Через двое суток пленки сняли и прикрепили липкой стороной на лист белой бумаги.

Результаты.

Сильно запылен воздух около д.39 по ул.Школьной. Меньшая степень запыленности воздуха у д.38 ул.Школьная. Воздух на территории школы пыли не содержит.

Вывод.

Деревья и кустарники задерживают пыль. Воздух ближе к проезжей части дороги сильно запылен. Пыль поднимается от движущего транспорта.

5.Определение загрязненности воздуха в районе школы

Информация.

Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30г угарного газа, 6 кг оксида азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие вещества.

Наблюдения.

Школа находится в стороне от проезжей части Центральной улицы поселка. У школы заканчивается тупиковая асфальтированная дорога ул.Школьная. В сутки по улице проезжает 3 машины. В час проходит около школы 3 : 24 = 0,125 машин.

В сутки в атмосферу микрорайона школы поступает от 3-х автомашин 3 кг выхлопных газов (в них 30г х 3 = 90 г угарного газа).

Вывод.

Доза загрязнения воздуха в районе школы не значительна, т.к. здание школы находится в 70 м от улицы и заэкранированно сквером.

Ш.ЗАЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования можно заключить, что экологическое состояние микрорайона школы удовлетворительное, а окружающая среда пришкольного участка благоприятная.

Методы исследования были просты и доступны. Фотографии пришкольного участка помогли наглядно отразить экологическую обстановку. Полученный материал составит первый раздел экологического паспорта школы «экологическая ситуация».

Мониторинговые исследования могут стать составными частыми различных форм и видов работы по экологическому воспитанию учащихся и использоваться в качестве фрагментов уроков, экскурсий, домашних заданий.

Результаты, полученные в ходе школьного экологического мониторинга, могут использоваться при формировании базовых экологических понятий у детей, в экологическом просвещении населения.

1У. Использованная литература

1. Охрана природы.    А.И.Воронцов

2. Экология в школе.

       Мониторинг природной среды.  Т.А.Попова

          3. Экология            А.Т.Зверев

4. Экология России (учебник)  В.М.Миркин

5. Экология России.  Хрестоматия.    В.Н.Кузнецов


Поделиться:

Извержение вулкана

У меня в портфеле

Ребята и утята

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью