• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"наша школьная столовая"

Опубликовано Шубина Елена Валерьевна вкл 20.11.2012 - 22:01
Автор: 
Киватцева Екатерина, 10А класс

цель исследования: выяснить качество употребляемых обучающимися продуктов питания, их соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Северодвинска

МОУДОД Детско-юношеский центр

XIVоткрытая городская учебно-исследовательская

конференция школьников

«Юность Северодвинска»

Секция медицины

 наша школьная столовая

Киватцева Екатерина Сергеевна

10А класс

МБОУ « СОШ № №11»

Руководитель:

Шубина Елена Валерьевна,

учитель ОБЖ и медицины

первой квалификационной категории

г.Северодвинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

       

 1 . Введение                                                                                                                                     3

1.1 Актуальность темы                                                                                                      3

1.2. Цели и задачи исследования                                                                                      3

1.3. Предмет исследования. Методы исследования. Гипотеза                                      3

1.4. Краткий обзор литературы                                                                                         4

2. Основная часть. Школьная столовая                                                                                          5

2.2. Социологический опрос Результаты                                                                         5

2.3. Комментарии к полученным результатам                                                                6

3.    Практическая часть                                                                                                                   7

3.1.  Исследование качества молока                                                                                 7

1) Определение качества органолептических показателей молока:                      7

а) внешнего вида;                                                                                                 7

б) цвета;                                                                                                                 8

в) консистенции;                                                                                                  8

г) запаха                                                                                                                 8

2) Определение фальсификации молока:                                                                 9

а) крахмала;                                                                                                           9

б) перекиси водорода;                                                                                          9

в) протокол исследования                                                                                   10

3.2. Исследование сосисок:                                                                                              10

а)  на содержание крахмала                                                                                       10

б) протокол исследования                                                                                         11

4. Заключение. Общие выводы                                                                                                      13

5. Библиографический список литературы                                                                                  14

6. Приложения                                                                                                                                 15

ВВЕДЕНИЕ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

По определению Всемирной организации здравоохранения - «...здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Полноценное и сбалансированное и экологическое питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

1.2 .ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: выяснить качество употребляемых обучающимися продуктов питания, их соответствие санитарно – эпидемиологическим нормам и требованиям.

Задачи:

1) провести социологический опрос среди обучающихся с целью выяснения, как они организовывают свое питание в течение учебного дня;

2) изучить специальную литературу по выбранной теме;

3) ознакомиться с нормативными документами об организации школьного питания;

4) провести исследование качества продуктов, используемых в нашей школьной столовой.

1.2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ГИПОТЕЗА.

Предмет исследования: продукты питания, которые употребляют школьники в течение учебного дня.

Методы исследования:

•Теоретические:

1. Сравнение - сопоставление результатов исследования

2. Классификация - распределение полученной информации.

3.Систематизация - приведение в систему полученных теоретических и практических знаний.

•Эмпирические:

Изучение различных источников литературы по теме исследования, поиск информации в Internet, исследование, тестирование, анкетирование, эксперимент.

Гипотеза:  большую часть времени современные школьники проводят вне дома, питаясь в школьных столовых. Необходимо формировать представление о правильном питании, что в дальнейшем повлияет на заинтересованность учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья.

1.4.КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. В условиях технического прогресса, огромного потока информации и общего ускорения темпов жизни к питанию предъявляются особые требования. Одним из наиболее эффективных средств повышения качества питания является его рационализация и экология. Главное и основное требование рационального питания – его адекватность, т.е. соответствие производимым затратам энергии и потребностям организма.

Рациональное питание является одним из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Значение правильного и полноценного питания в современных условиях трудно переоценить. Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам: телевидению, радио, кино, через интернет и др. источники - создает большую нагрузку на организм ребенка. Так как же и чем питаются современные ученики? Именно на этот вопрос я и попыталась найти ответ.

Известно, что наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4-5 раз в день, а промежутки между отдельными приемами пищи не превышают 4-5 часов. Большинство обучающихся проводит в школе по шесть и более часов,  некоторые из них по определенным причинам не успевают или просто не хотят кушать дома, таким образом, хотя бы один раз в день они должны посетить школьную столовую, или найти какой-то другой способ удовлетворения голода

                                                        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

А что такое, собственно говоря, школьная столовая? Это место, которое можно обозначить именно фразой «место встречи изменить нельзя». Ученики со всей школы и учителя направляются сюда встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы и подкрепится. Выходить оттуда никто особо и не торопится, напротив, в столовой все проводят остаток большой перемены. Основной поток учеников уменьшается за минуту до звонка. Самые же устойчивые личности ждут, когда прозвенит сам звонок, лишь тогда вскакивают со своих мест и вприпрыжку мчатся к кабинету. Большая перемена кончилась.

Я познакомилась с документами по организации питания в МБОУ "СОШ№11" это: 

Положение об организации питания учащихся;

Положение о работе комиссии по контролю за организацией питания обучающихся;

Приказ от 28.08.2009г. № "Об организации питания учащихся";

Приказ от 01.09.2011г. № 240

Приказ от 26.09.2008г. №256 "Об обеспечении бесплатным питанием (молоком и кисломолочными продуктами) учащихся начальной школы".

"Договор на организацию общественного питания учащихся в общеобразовательных школах" с Комбинатом школьного питания.

Целевые индикаторы и показатели

        В школьной столовой питаются учащиеся с 1 по 11 класс.

Охват горячим питанием в 2011-2012 учебном году на 15 ноября следующий:

1.     Получают завтрак за родительскую плату до 149 учащихся.

2.     Питаются бесплатно 11 учащихся (через общество Красного Креста).

3.     Через свободную продажу и через заказ (обед, салаты, выпечка и другое) питаются до 143 учащихся.

4.     В ГПД питаются до 20 учащихся.

Охват питанием учащихся в школьной столовой составляет до 82,2%.

2.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Для того чтобы выяснить заинтересованность обучающихся в своем рациональном питании, я попросила ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1) сто обучающихся 7-11 классов. Мы получили следующие результаты (см. Приложение 2)

2.2.КОММЕНТАРИИ К ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

По данным социологического опроса 52 % обучающихся лишь изредка или вообще никогда не кушают перед уходом в школу.

90% из опрошенных детей посещают школьную столовую.

Лишь 5% школьников завтракают, и обедает в школьной столовой, 25% только обедают и 70% посещают ее от случая к случаю.

60% опрошенных подростков никогда не покупают полноценный обед или завтрак.

Большинству обучающихся не нравится пища, приготовленная в нашей столовой (42%), 52% считают, что она не всегда соответствует их требованиям и вкусу, а 4% опрошенных нравится вкус и качество приготовленной пищи.

Большинство опрошенных школьников покупает себе еду дополнительно ближайших к школе магазинах-75%, а 25% опрошенных покупают себе еду в киосках.

84% опрошенных учеников любят молоко, а 16%-нет.

Большинство учащихся (80%) считают, что молоко - полезный продукт, и только 20% опрошенных считают иначе.

Только 15% опрошенных школьников или ничего не знают о пользе, вреде этих продуктов, или имеют весьма смутное об этом представление, 8% подростков вообще не интересуются данным вопросом, а интересуются и знают о вреде или пользе продуктов-77% опрошенных школьников.

 Самыми «любимыми» блюдами опрошенных школьников оказались: пюре с сосиской, котлета с пюре, салат, чай с булочкой, суп, блинчики  и оладьи.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список продуктов и блюд, предпочитаемых школьниками, не отличается разнообразием, подтверждает то, что у большей части опрошенных не достаточно сформировано представление о рациональном питании.

Рейтинг 5 самых популярных блюд :

1. Пюре с сосиской

2. Чай с булочкой

3. Салат

4. Суп

5. Котлета с пюре

Меня заинтересовало качество продуктов, используемых для приготовления пищи в нашей столовой и я решила провести самостоятельное небольшое исследование и также обратилась в Испытательный лабораторный центр ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОРОДЕ СЕВЕРОДВИНСКЕ"

Начиная с 2005 года в ряде регионов России реализуется программа «Школьное молоко». Благодаря этой программе школьники в процессе обучения получают молоко бесплатно за счет бюджета. Наши ученики начальных классов получают бесплатно по стакану молока в день. Молоко и кисломолочные продукты согласно рекомендациям НИИ питания являются наиболее оптимальными продуктами для профилактики заболеваний у детей.

Мне стало интересно, качественное ли молоко нам привозят.

3.2. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА МОЛОКА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МОЛОКА

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА МОЛОКА

Приборы и реактивы:

1)стеклянный химический стакан.

2)молоко «Северодвинское» 2,5% жирности

Пояснение к заданию. Внешний вид молока оценивается при его осмотре в прозрачном сосуде. Отмечается: однородность, осадок, загрязнения, примеси.

Ход работы.

Налили молоко в химический стакан (или цилиндр) до середины объема.

Рассмотрели, есть ли в нем загрязнения, примеси, отметили однородность.

Дали молоку отстояться в течение 3-5минут, и отметили отсутствие осадка.

Результат: Молоко однородно, без осадка, загрязнений и примесей.

2.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦВЕТА МОЛОКА

     Приборы и реактивы:

мерный цилиндр на 100-250мл

 белый лист бумаги.

       Пояснение к заданию. Цвет молока бывает: белый, желтый, слегка желтоватый, кремовый оттенок (для топленого молока), серый, голубой, слегка синеватый оттенок (для нежирного молока).

Ход работы.

Налили в цилиндр 50-60 мл молока.

Поднесли к цилиндру белый лист и сравнили цвет.

Результат: Молоко имеет белый цвет.

3.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСИСТЕНЦИИ МОЛОКА

    Приборы и реактивы: большая пробирка с пробкой.

       Пояснения к заданию. Консистенция определяется по следу, остающемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок остается равномерный след.

Ход работы.

1.Налили молоко в пробирку до середины объема.

2.Закрыли крышкой и слегка встряхнули, чтобы намокли стенки.

3.Дали молоку стечь и в течение 1-2мин оценили результат.

Результат: На стенках пробирки остался равномерный белый цвет, следовательно, консистенция молока нормальная.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАХА МОЛОКА

Приборы и реактивы: пробирка с пробкой.

Пояснение к заданию. Свежее молоко имеет слабый специфический запах. Чем может пахнуть молоко: запах лука, чеснока, полыни, запах нефтепродуктов, лекарственных, моющих, дезинфицирующих средств, кормовой, хлебный, окисленный, прогорклый, плесневелый, гнилостный, запаха может не быть, или он слабо ощутим.

Ход работы.

1.Налили в пробирку молока чуть больше половины, закрыли пробкой.

      2.Энергично взболтали.

      3.Открыв пробирку, сразу понюхали. Запах определили многократными короткими вдыханиями.

Результат: Молоко практически не имеет никакого запаха.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ МОЛОКА

А) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА В МОЛОКЕ

  Приборы и реактивы: пробирка, спиртовка, ручной держатель, образец исследуемого молока, раствор Люголя.

Пояснения к заданию. Крахмал или муку добавляют в молоко, чтобы придать ему более густую консистенцию после разбавления водой.

Ход работы.

1.В пробирку налили 5-10мл молока и довели до кипения.

        2.После охлаждения в молоко наливали 1мл раствора Люголя. Появление синей окраски указывает на присутствие крахмала.

Результат: появилось слабое синее окрашивание, поэтому можно предположить, что в изучаемый образец молока было добавлено небольшое количество крахмала.

Опыт повторили с образцом из новой партии молока – результат оказался отрицательным.

Б) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА

Приборы и реактивы: пробирка, пипетка, исследуемый образец молока, йодид калия, серная кислота.

Пояснение к заданию. Определение основано на взаимодействии водорода с йодидом калия, в результате которого выделяется йод, дающий синее окрашивание.

Ход работы.

В пробирку налили 1мл молока.

Добавили две капли серной кислоты и 10 капель(0,2мл) раствора йодида калия.

 Через 10 минут оценили окрашивание раствора. Раствор окраску не поменял

Результат: В молоке отсутствует т перекись водорода.

В) ПРОТОКОЛ САНИТАРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (Приложение № 4)

Взяли молоко натуральное пастерилизованное ОАО "Молоко" г.Северодвинск

Цель: соответствие требованиям.

Вывод: доставленный образец пробы соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"

Проведя необходимые исследования с помощью пищевой лаборатории, и своих я сделала следующие выводы:

1. Молоко – полноценный белковый продукт, который так же является важным источником минеральных веществ и витаминов, его употребление крайне необходимо организму человека в раннем возрасте.

2.В школе необходимо продолжать работу по разъяснению правильного питания, для этого проводятся радиопередачи, викторины, игры, акция "Пейте дети молоко, будете здоровы", классные часы, конкурсы загадок и т.д. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСИСОК

3.1. А) ИССЛЕДОВАНИЕ СОСИСОК НА СОДЕРЖАНИЕ КРАХМАЛА

Приборы и реактивы:

1) сосиска молочная I сорта в вакуумной упаковке ОАО"Мясные продукты"

2) раствор йода

3) пробирка

4) пипетка

Пояснение к заданию. При обнаружении в составе сосисок крахмала на поверхности среза или в отваре, после добавления раствора йода, появляется характерное темно-фиолетовое окрашивание.

Ход работы.

От сосиски отрезаем небольшой кусок. На его поверхность капаем разбавленный раствор йода.

Оставшийся кусок сосиски отварили, отвар слили, остудили и добавили к нему несколько капель раствора йода.               

Результат: 

Раствор йода не изменил свою окраску на темно-фиолетовую и в первом, и во втором опыте, что указывает на низкое содержание крахмала или его отсутствие в данном продукте питания.

3.1.  Б) ПРОТОКОЛ САНИТАРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ сосиски молочные варёные первого сорта в вакуумной упаковке ОАО "Мясные продукты" (Приложение № 6)

Цель исследования: соответствие требованиям СанПиН

Заключение: Доставленный образец пробы соответствует требованиям СанПиН.

Вывод: Учащиеся школы получают качественные, экологические сосиски.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Сегодня в силу ряда причин, питание наряду с курением и употреблением алкоголя становится серьёзным фактором риска. Продукты питания, как растительного, так и живого происхождения, загрязнены неспецифическими, вредными для организма веществами и соединениями, которые могут инициировать аллергию, желудочно-кишечные, раковые заболевания, ослабление иммунной системы. Поэтому питание является одним из важнейших факторов внешней среды, оказывающих влияние на здоровье человека, на всю его жизнь, включая её продолжительность.

В ходе работы я провела социологический опрос, изучила специальную литературу по выбранной теме; ознакомилась с нормативными документами об организации школьного питания; провела исследование качества продуктов, используемых в нашей школьной столовой.

Итак, проанализировав полученные результаты всех практических работ, можно сделать следующие выводы:

Список продуктов и блюд, предпочитаемых школьниками, не отличается разнообразием, подтверждает то, что у большей части опрошенных не достаточно сформировано представление о рациональном питании.

Меню школьной столовой отличается разнообразием и соответствует нормам полноценного питания школьников.

Качество готовых блюд не всегда удовлетворяет  требовательный вкус детей.

Качество поступающих продуктов на кухню столовой соответствует предъявляемым к школьному питанию требованиям.

Продолжать пропагандировать принципы здорового питания.

Основа режима питания – регулярность приема пищи, что нельзя сказать о 20% старшеклассников. Они не питаются в школьной столовой. Вызывает и тревогу то, что большинство (80%) из них предпочитают, так называемы американский стиль питания, а значит, главное – быстрота, легкость приготовления, вкус. Не зная о том, что к подобным блюдам применяют выражение «набить желудок».

В исследовании, старалась придерживаться золотого правила валеологии: «Никто не позаботится о моём здоровье лучше, чем я сам». Ведь недаром древние говорили:

«Когда нет здоровья

Молчит мудрость,

Не может расцвести искусство,

 Не играют силы,

Бесполезно богатство

И бессилен разум».

Герадот

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Экология человека. Практикум для вузов.// - Издательство «Владос», М. – 2005 г

2. . Е.А. Губарев, А.Н. Непочатых, В.А. Урюпин, С.И. Коблюк. Задания на самоподготовку и самостоятельную работу студента по гигиене.//  КГМИ - Курск – 1984 г  

3. М.В. Михалева, Б.В. Мартыненко. Экспресс-анализ овощей на содержание нитратов.//   Химия в школе. – 2003. - №1. – С.54

4.  Л.И. Назарова. Химические вещества в живых организмах.// Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград. – 2007 г.

5.  К. С. Петровский. Рациональное питание.// Издательство «Медицина», М. – 1976 г

6. А.А. Покровский. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы.// - Издательство «Пищевая промышленность», М. – 1976 г.

7. А.М. Радецкий. Практические работы на внеклассных занятиях (анализ молока).// Химия в школе. – 2004. - №5. – С.65

8. Т.В. Северюхина, В.В. Сентемов. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. –   2000 г. - №5. – С.72

9. Н.А. Степанчук. Практикум по экологии человека. // Издательство «Учитель», Волгоград. –      2009 г

10. Г. А. Фадеева. Химия и экология.// Издательство «Учитель», Волгоград. – 2003 г.

11. В.А. Храмов. Аналитическая биохимия. Элективный курс.// Издательство «Учитель», Волгоград. – 2007 г.

12. Есть или жизнь? Сборник статей под ред. А. А. Ремизова.//Издательство «Свет»,   Екатеринбург, -2007.

13.http://MyDiet.ru/

14. http://www.takzdorovo.ru/pitanie/zdorovoe-pitanie/

15.http://med-tutorial.ru/med-books/book/79/page/6-ochischenie-golodaniem/174-esche-raz-o-pravilnom-pitanii

16.http://bugabooks.com/book/170-osnovy-medicinskix-znanij/16-33-racionalnoe-pitanie.html

17.http://updiet.info/pravilnoe-i-zdorovoe-pitanie/


Поделиться:

Этот древний-древний-древний мир!

Мальчик и колокольчики ландышей

Рисуем крокусы акварелью

Одеяльце

Мороз и заяц