Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.
Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полетов человека в космическое пространство, в котором принимали участие тысячи советских людей.
Работая над проектом «Космонавтика и Саратовский край», я узнал о том, что многие космонавты связаны с Саратовской землей, познакомился с предприятиями, учебными заведениями Саратова и области, учеными, внесшими свой вклад в развитие космонавтики.
Своим проектом я хочу привлечь внимание сверстников к вкладу наших земляков-саратовцев в освоение, изучение космоса, участие научных космических разработок.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmonavtika_i_sar.kray_.doc | 121 КБ |
Управление образования Краснокутской районной Администрации Краснокутского муниципального района
МОУ - Средняя общеобразовательная школа с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области
ПРОЕКТ
«Космонавтика и
Саратовский край»
Выполнил: ученик 11 класса
Гайдуков Сергей
Руководитель проекта: учитель истории
Козловская Маргарита Владимировна
2011 год.
Обоснование проблемы: отсутствие знаний у молодежи о вкладе земляков в развитие и освоение космоса.
Актуальность проблемы: привлечение молодежи к историческим событиям России; активизация участия сверстников в общественной жизни страны, расширение их кругозора.
Цель проекта: привлечь внимание молодежи к изучению истории родного края.
Задачи проекта: познакомить сверстников с космонавтами, учеными, предприятиями, учебными заведениями Саратова и области, связанными с освоением и изучением космоса, развить чувства гордости за своих земляков.
Тип проекта: информационный.
Форма проекта: индивидуальный.
Предметно-содержательная область: монопроект.
Область исследования: история России.
Содержание.
I. Введение………………………………………………………….стр. 4
II. Основная часть.
2.1.Жизнь и деятельность Ю.А.Гагарина на
Саратовской земле………………………………………………стр. 5
2.2. Г.С.Титов и Саратовская область……………………….стр. 7
2.3. Жизнь и деятельность космонавтов-земляков
Г.В.Сарафанова и Ю.Г.Шаргина………………………………стр. 9
2.4.Саратовские ученые и космонавтика……………………стр. 12
2.5.Предприятия и учебные заведения Саратова и
области, связанные с космонавтикой……………………….стр. 14
2.6.Связь советских и российских космонавтов с
Саратовом и Саратовской областью……………………….стр. 19
III. Заключение…………………………………………………………стр. 21
IV.Список литературы………………………………………………...стр. 22
I. Введение.
__________________________________________
Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.
Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полетов человека в космическое пространство, в котором принимали участие тысячи советских людей.
Работая над проектом «Космонавтика и Саратовский край», я узнал о том, что многие космонавты связаны с Саратовской землей, познакомился с предприятиями, учебными заведениями Саратова и области, учеными, внесшими свой вклад в развитие космонавтики.
Своим проектом я хочу привлечь внимание сверстников к вкладу наших земляков-саратовцев в освоение, изучение космоса, участие научных космических разработок.
II. Основная часть.
__________________________________________________
2.1. Жизнь и деятельность Ю.А. Гагарина
на Саратовской земле.
«Город Саратов я по праву могу считать своей второй родиной, городом моей юности», - эти слова сказал о Саратове первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин. Он приехал в Саратов после окончания Люберецкого ремесленного училища №10 в 1951 году. Как отличникам учебы Юрию Гагарину, Тимофею Чугунову и Александру Петушкову было предложено продолжить образование по литейному делу в Саратовском индустриальном техникуме и стать мастерами производственного обучения по этой специальности. В заявлении на имя директора Юрий Гагарин написал: «Прошу Вас зачислить меня в вверенный Вам техникум, так как я желаю повысить свои знания в области литейного производства и принести как можно больше пользы Родине. Все требования, предъявленные ко мне, обязуюсь выполнять честно и беспрекословно».
«Саратов нам понравился. Мы приехали туда в августе… и сразу на Волгу… Мы долго стояли на пристани, любуясь быстротой течения Волги, ее необозримыми далями», - писал Юрий Гагарин маме в город Гжатск (ныне Гагарин) Смоленской области.
Учеба в Саратовском индустриальном техникуме оказала огромное влияние на становление личности молодого Гагарина. Все учащиеся жили в общежитии в комнатах по 15-20 человек. В техникуме царил дух товарищеской взаимопомощи. Непререкаемым авторитетом пользовались участники Великой Отечественной войны. Молодежь присматривалась, как ведут себя старшие, старалась подражать им. «Техникум был для меня не только школой знаний, но и школой жизни», - писал Ю.А. Гагарин. Он занимался во многих предметных кружках: литературном, математическом, физико-техническом, немецкого языка; в спортивных секциях, был членом комсомольского бюро на литейном отделении, играл в духовом оркестре, пел в хоре, участвовал в драмкружке. В физико-техническом кружке он избирается председателем. На занятиях этого кружка Юра выступает с тремя докладами, один из которых на тему «К.Э. Циолковской и его учение о реактивных двигателях и межпланетных путешествиях». В своей книге «Дорога в космос» Ю.А. Гагарин писал: «Циолковский перевернул мне всю душу…. У меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, - тяга в небо, тяга в космос». В другой книге он заметил: «Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя «космическая» биография. В литейщике родится летчик».
В октябре 1954 года, учась на четвертом курсе техникума, он поступил в Саратовский аэроклуб. Для него это была пора вдохновения и осуществления мечты. Трудно было учиться одновременно в двух учебных заведениях: техникуме и аэроклубе. Однако, твердый характер и целеустремленность Гагарина помогли ему справиться с этой задачей – оба учебных заведений были закончены на отлично.
После окончания техникума Юрий должен был ехать в Томск в ремесленное училище и работать там мастером по литейному делу. Но душа звала его в небо. По его просьбе Октябрьский районный военкомат г. Саратова направил Ю. Гагарина в Оренбургское высшее военное авиационное училище им. Валерия Павловича Чкалова. «Грустно было расставаться с милым Саратовом, с красавицей Волгой, с прежней мечтой стать инженером – литейщиком… Поезд приближал меня к новой мечте – стать летчиком – истребителем»,- писал Ю.А. Гагарин. Через 2 года после окончания училища он становится летчиком Северной морской авиации. В конце 1959 года в Советском Союзе был создан первый отряд космонавтов, куда вошел Ю.А.Гагарин. Согласно программе, кандидаты должны были получить солидную парашютную подготовку, так как посадка первых космонавтов планировалась не в кабине корабля, а на парашюте.
За год до полета, 13 апреля 1960 года, они приехали в город Энгельс нашей Саратовской области, где на военном аэродроме в течение месяца отрабатывали парашютные прыжки: учились прыгать с различной высоты при различных направлениях ветра, прыгали днем и ночью, садились на землю и воду.
Через год, 12 апреля 1961 года, возвращаясь из космоса, Юрий Алексеевич Гагарин опустился на Саратовскую землю. «Случилось как в хорошем романе: мое возвращение произошло в тех самых местах, где я впервые летал на самолете», - писал Ю.А. Гагарин.
Теперь на месте приземления, которое названо Гагаринским полем, установлен обелиск и памятник первому покорителю космоса. Сюда приезжают из всех стран и континентов, здесь в День космонавтики проходят встречи с людьми, которые знали Юрия Гагарина, проводятся спортивно – массовые мероприятия.
4 января 1965 года Ю.А. Гагарин с супругой Валентиной Ивановной приезжал на празднование 20-летия Саратовского индустриального техникума. К его приезду в техникуме был открыт музей, посвященный саратовскому периоду жизни первого космонавта мира. 5 января 1965 года Ю.А. Гагарин посетил его. Этот день считается датой рождения первого в стране музея, посвященного первопроходцу космоса.
2.2. Г.С. Титов и Саратовская область.
Гостеприимная саратовская земля стала местом приземления не только первого, но и второго космонавта планеты. Это произошло 7 августа 1968 года после суточного полета Г.С. Титова в 50-ти километрах от места приземления Ю.А.Гагарина.
Помимо того, что в апреле 1960 года в составе первого отряда космонавтов Г.С.Титов проходил парашютную подготовку на Энгельсском военном аэродроме и бывал в Саратове, Герман Титов еще трижды приезжал в наш город. Это было в 1968, 1974 и 1995 годах. После трагической гибели Ю.А. Гагарина была создана государственная комиссия по увековечиванию его памяти, в состав входил и Герман Степанович. 17 сентября 1968 года Саратовскую область посетили члены этой комиссии, Г.С. Титов побывал в Саратовском индустриальном техникуме, познакомился с экспонатами комнаты – музея Ю.А. Гагарина. В книге отзывов он написал: «От имени друзей Юрия Алексеевича – летчиков – космонавтов СССР - хочу выразить искреннюю благодарность коллективу техникума за внимательное отношение к памяти нашего друга, боевого товарища! Хочу пожелать учащимся техникума большой трудовой дороги и благополучия!»
В 1974 году Герман Степанович посетил город Красный Кут и участвовал в митинге, посвященному Дню Победы и открытии памятника - мемориала краснокутцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. В ответ на приветственные слова Герман Степанович тогда сказал: «Дорогие товарищи, земляки! Говорю так потому, что на гостеприимной саратовской земле совершил посадку первый космонавт Ю.А.Гагарин. Я много слышал от него теплых слов о Саратове. Затем мне довелось совершить посадку на территории Краснокутского района, ощутить гостеприимство его тружеников. Я родом - алтаец, но здесь, где завершился полет, моя вторая родина. Поэтому всегда с интересом слежу за вашими делами…»
В январе 1995 года Саратовский индустриально – педагогический техникум отмечал 50-летие. На торжества, посвященные этому юбилею, приезжал уже находившийся на пенсии генерал-полковник авиации запаса Г. С. Титов. Он поделился с собравшимися преподавателями, студентами и гостями своими воспоминаниями об апрельских днях 1961 года: «9 апреля Николай Петрович Каманин пригласил меня и Ю.А. Гагарина к себе и сказал, что Гагарин назначается командиром корабля, а Титов запасным. Я честно говорю, мне было неприятно. Но потом понял, что он сделал правильный выбор. Наряду с космическими, пришлось справляться и с «земными перегрузками»: произносить речи на митингах и собраниях, выступать перед аудиториями, давать интервью многочисленным журналистам - и лучше Юрия, на мой взгляд, с этим
никто бы не справился».
Областные власти проявили особое внимание, чтобы места приземления Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова сделать историческими и увековечить как памятники нашей истории. Администрация города Красный Кут поддержала это. Краснокутцы стали выполнять задуманное и, в конечном счете, сделали это место красивым и привлекательным для туристов. В 2002 году 7 августа на этом историческом месте побывала супруга Германа Степановича с дочерьми Татьяной и Галиной и внуком Андреем. Тамара Васильевна горячо поблагодарила администрацию г. Красный Кут за сохранение памяти о Г.С.Титове и за заботу о сохранении этого памятного места.
При производственном объединении «Корпус» существует музей им. Г.С.Титова. Его директор Владимир Александрович Майстренко по роду своей службы был знаком со многими космонавтами. В числе экспонатов музея есть мундир Г.С.Титова. В музее есть приборы систем управления ракет и ракетоносителей, приборы ориентации ИСЗ, кораблей и станций, приборы обеспечения панорамных съемок поверхностей Луны и Марса.
2.3. Жизнь и деятельность космонавтов – земляков
Г.В. Сарафанова и Ю.Г. Шаргина.
Не только Ю.А.Гагариным и Г.С.Титовым может гордиться наша область. Саратовская земля является малой родиной для космонавтов Геннадия Васильевича Сарафанова и Юрия Георгиевича Шаргина.
Геннадий Васильевич Сарафанов родился 1 января 1942 года в селе Синенькие Саратовского района в то время, когда, пробившись к Сталинграду, гитлеровцы хотели через Саратов двинуться с юга на Москву. Не будь тех людей, которые грудью, руками, каждой частицей своего измученного тела остановили страшное колесо войны, не будь их всех – неизвестно, что стало бы с маленьким мальчиком.
В 17 лет Гена Сарафанов решил стать летчиком. В 1959 году окончил 10 классов средней школы № 16 г. Саратова и поступил в авиационное училище. В 1964 году после окончания Балашовского высшего военного авиационного училища служил в авиационных частях, показал себя отличным летчиком, освоил несколько типов самолетов. Но летать ему пришлось недолго: зимой 1965 года с группой других молодых летчиков Сарафанов приехал в Центр подготовки космонавтов. Дело было вечером, мела метель, и, хотя очень хотелось новичкам прямо с дороги все сразу увидеть и разузнать, приказано было отдыхать до утра. А утром к ним пришли два офицера, чтобы показать им Центр и Звездный городок, и это были Юрий Гагарин и Владимир Комаров. Так началась космическая биография Геннадия Сарафанова.
Девять лет тяжелейших тренировок, постоянной боевой готовности, и только в 1974 году Сарафанов совершил свой первый трехдневный полет в качестве командира космического корабля «Союз-15» вместе с бортинженером Львом Степановичем Деминым. Намеченная стыковка с орбитальной станцией «Алмаз» по техническим причинам не состоялась – произошел перерасход топлива, из-за чего посадку корабля совершали в том режиме, когда для торможения корабль многократно, как камешек, делающий «блинчики» на воде, входит в атмосферу Земли. Космонавты при этом испытывают многократные, запредельные перегрузки. К тому же возвращение на землю происходило ночью – это была первая в истории космонавтики ночная посадка. Потом еще десять лет Г.В.Сарафанов продолжал тренировки в отряде космонавтов, но в космос больше так и не полетел – военная составляющая по тематике «Алмаз» была закрыта. В 29 сентября 2005 года Геннадия Васильевича не стало. Он много раз приезжал в Саратов, посещал колледж им. Гагарина, вручал ребятам направления в МАИ. Студенты и преподаватели Саратовского профессионально – педагогического колледжа им. Ю.А. Гагарина выступили с инициативой создания памятника Г.В. Сарафанову. Автор бюста - студент пятого курса Саратовского художественного училища Дмитрий Кривоносов сейчас продолжает обучение в Академии художеств в Санкт – Петербурге.
Спустя 43 года после полета Юрия Гагарина наш земляк Юрий Шаргин совершил свой полет в составе 10-й экспедиции на МКС.
Шаргин Юрий Георгиевич, бортинженер ТК «Союз ТМА» и ЭП МКС, подполковник, космонавт-испытатель. Родился 20 марта 1960 года в Энгельсе Саратовской области. В 1982 году окончил Военно-инженерную Краснознаменную академию имени Можайского с дипломом «инженер-механик» по специальности «Космические аппараты». В 1991-1995 годах заочно учился в Военной академии имени Дзержинского по специальности «инженер-экономист».
После окончания «дзержинки» Шаргина зачислили в отряд космонавтов Центра подготовки им. Ю.А. Гагарина. Многочасовые тренировки на тренажерах, испытания в барокамере, проверки на перегрузки помогала переносить хорошая спортивная форма. Он работал по программе космонавт-исследователь, по методике проведения экспериментов на орбите, изучал астрономию, иностранный язык и многое другое. И конечно, осваивал полеты на различных типах самолетов. Наконец он был включен в состав экипажа 26-й экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» в дублирующий состав. Но после 15 лет службы космический комплекс «Мир» был затоплен. Для Шаргина потеря «Мира» означала либо крушение заветной мечты, либо годы подготовки к космическому полету по новой программе. У него хватило сил и мужества начать все сначала. С октября 1998 года началась подготовка к полетам в составе группы по программе МКС.
14 октября 2004 г. в 7.06 утра по московскому времени "Союз ТМА-5» с россиянами - командиром экипажа Салижаном Шариповым и бортинженером Юрием Шаргиным, а также американским астронавтом Лероем Чиао стартовал с космодрома Байконур.
В своем выступлении Ю.Г. Шаргин признался, что самыми яркими впечатлениями стали взлет, выход на орбиту и ручная состыковка с МКС, а вот возвращение на землю показалось космонавту самым тяжелым. Еще яркое впечатление - вид Волги: «Из всех рек она единственная была необыкновенно голубого цвета. Красивее и чище всех».
На МКС космонавты занимались обширным мониторингом Земли, вели съемки различных районов Мирового океана, проводили медицинские, биологические и технические эксперименты. Американцы и русские угощали друг друга едой. Американцы с удовольствием ели традиционные русские щи да кашу, а Шаргину понравились креветки в мексиканском соусе.
Ранним воскресным утром 24 октября 2004 г. спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-4» с членами 9-й экспедиции на МКС Геннадием Падалкой и американцем Майклом Финкам, а также первым представителем космических войск России на МКС, нашим земляком - Юрием Шаргиным совершил мягкую посадку в заданном районе севернее казахстанского города Аркалык.
28 октября 2004 г. на очередной сессии Энгельсского муниципального Собрания депутаты приняли решение о присвоении нашему земляку летчику-космонавту Юрию Шаргину звания Почетного гражданина г. Энгельса.
26 января 2005 г. во время приезда Ю.Г. Шаргина на родину вице-мэр вручил Юрию Георгиевичу ленту Почетного гражданина города Энгельса в стенах родной 15-й школы. Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2005 г. полковнику Юрию Шаргину присвоено звание Героя России и вручена Золотая Звезда Героя России.
2.4. Саратовские ученые и космонавтика.
Сегодня мы знаем о первом полете, о первых космонавтах. Наших земляков – космонавтов знаем в лицо. Однако есть много имен, которые долго не были нам известны. Это работники предприятий и заводов, конструкторы и ученые, внесшие свой вклад в освоение космоса. Многие саратовцы своей работой, исследованиями, экспериментами прокладывали путь будущим космическим полетам.
Саратовская земля создавала техническое оснащение для космических кораблей, участвовала в подготовке будущих космонавтов.
Пилюгин Николай Алексеевич - ученый в области автоматики и телемеханики, под руководством, которого разработаны системы управления первых и ряда последующих ракет – носителей, выводящих на орбиту советские искусственные спутники 3емли и космические корабли. Во время первого полета в космос системой управления руководил ее создатель. Его детство связано с селом Ахтуба Калининского района Саратовской области. После революции отец Николая Алексеевича всю семью - жену и пятерых детей, спасая от голода, отправил в деревню к другу, с которым служил в армии в первую мировую войну, сам остался в Петрограде. К сожалению, мать и сестренка умерли от тифа и похоронены в селе Ахтуба. 3а оставшимися детьми отец приехал в 1920 г., когда они жили уже в приюте.
Раушенбах Б. В. - ученый в области механики и процессов управления, член-корреспондент АН СССР (1966 г.), член-корреспондент Международной академии астронавтики, лауреат премии им. П. Д. Демидова. Детство Б.В. Раушенбаха связано с Автономной республикой немцев Поволжья. По той же причине, что и у Н.А. Пилюгина, отец Раушенбаха отправил из Петербурга жену и двоих детей к родственникам в Баронск (Екатеринштадт, теперь г. Маркс). Приехав в городок на Волге, они снимали маленький домик и прожили 3 года. В 1920 г. отец приехал и забрал семью в Петроград.
Соловьев М. Д. родился в г. Вольске. Доктор наук, участвовал в создании фотографических аппаратов, устанавливаемых на космических кораблях.
Грушин П. Д. родился в г. Вольске, академик АН СССР, Дважды Герой Социалистического Труда. Он работал над созданием ракет, которые могли поражать цель на десятикилометровой высоте и в стратосфере. Его также можно отнести к тем, кто прокладывал путь будущим космическим полетам. Это крупный специалист по конструированию летательных аппаратов, в том числе и космических.
Сергей Павлович Королев имел в г. Саратове творческие, и даже родственные, семейные связи. Мать С.П. Королева Мария Николаевна и ее сестра учились на Высших женских курсах, которые были эвакуированы из Киева в Саратов. С.П.Королев в это время жил с бабушкой и дедом, учился в гимназии и писал в наш город трогательные нежные письма своей маме.
Среди тех, кто готовил первых космонавтов, были: Н. К. Никитин, Михаил Ильич Максимов - парашютисты-десантники высшего класса. Их жизни связаны с летным училищем г. Энгельса. Они шли впереди космонавтов, проверяли многое на себе, а потом передавали свое умение, свой опыт, оттачивали мастерство тех, кто готовился к полетам. Тот же Н.К.Никитин и летчик-испытатель из Балашова Ю.А. Гарнаев испытывали летательные аппараты, приборы, костюмы и скафандры будущих космонавтов в полете, в условиях невесомости и в очень ответственный момент - момент приземления в разных условиях: на земле и на воде, днем и ночью, в разных погодных условиях.
В конструкторских бюро, где создавались космические корабли, работали и саратовцы. Конечно, они были засекречены. И в этом плане мы делаем только очень скромные попытки найти своих удивительно талантливых, творческих земляков, преданных науке и Родине.
На одном из самых красивых зданий в Саратове есть мемориальная доска, на которой выбито имя Юрия Сергеевича Быкова – главного конструктора системы радиосвязи с пилотируемыми кораблями. Именно он обеспечивал радиосвязь с Юрий Алексеевичем Гагариным. Родился Юрий Сергеевич 17 февраля 1916 года в Саратове и здесь же окончил школу № 43, теперь в этом здании находится Саратовский авиационный колледж.
2.5. Предприятия и учебные заведения Саратова и области, связанные с космонавтикой.
Многие жители Саратова и области жили или бывали в длительных командировках на Байконуре, готовили отдельные системы космических кораблей, участвовали в строительстве и организации первого полигона на Байконуре. Сейчас в Саратове существует Совет ветеранов Байконура, председателем которого является полковник Анатолий Петрович Шматов.
На саратовских заводах, обозначенных в документах как «почтовые ящики», создавались детали для баллистических ракет и этих кораблей, предназначенных для космических полетов. Работали здесь и друзья Ю.А. Гагарина по учебе в Саратовском индустриальном техникуме.
3а успешный полет Юрия Гагарина в космос Президиумом Верховного Совета РСФСР были награждены многие рабочие, конструкторы, ученые, инженеры, руководящие и технические работники научно-исследовательских институтов и заводов, задействованных в обеспечении деталями и оборудованием советской космонавтики. В их числе, несомненно, были и саратовцы. В апреле 1961 года бюро Саратовского обкома КПСС представило ЦК КПСС к награждению список работников, «принимавших активное участие в создании и производстве изделий для управления полетом ракет и комплекса «BOCTOK». Среди них были слесари-сборщики, слесари-лекальщики, сборщики, токари, монтажники и механики, работавшие на Саратовских производственных объединениях «Корпус», «Сигнал», «Маяк», «Тантал», электротехническом заводе и других предприятиях. Всего тогда по стране 95 человек ученых и конструкторов получили звание «Герой социалистического труда», а более 6,5 тысяч - различные ордена и медали. Согласно документам госархива новейшей истории, в Саратове в связи с полетом Ю.А. Гагарина было награждено 25 человек: два работника получили звание «Героя Социалистического Трудa», двое были награждены орденом Ленина, четверо орденом «Трудового Красного 3намени», шесть - орденом «3нак Почета», шесть - медалью «3а трудовую доблесть» и пять - медалью «3а трудовое отличие».
Свыше 11 предприятий и организаций Саратова и области принимали участие в успешном полете в космос Ю. Гагарина, они изготовили и поставили для РН Р-7 А и ККС "Восток": аккумуляторы, датчики сигнализации работы топливных систем, электропневмоклапаны, телеметрические приборы, датчики измерения давления и пневматические сигнализаторы в процессе управления работой ЖР Д РН Р-7 А.
Вот что вспоминает видный саратовский ученый в области теплотехники, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, профессор, полковник Михайлов Владилен Васильевич:
"Годы подготовки к первому полету человека в космос были напряженными не только для создателей ракетно-космической техники, но и для ученых. В то время я был старшим преподавателем на кафедре ЖРД в высшем военном инженерном училище, Помимо преподавательской работы, занимался научными исследованиями. Конечно, тема космоса всегда носила военное направление. По заданию НИИ Главного конструктора ЖРД В.П. Глушко проводили расчеты весовых и термодинамических характеристик ЖРД для ракет-носителей. Впервые я принял участие в разработке двигателя с широким диапазоном регулировки тяги, так необходимой для маневрирования и разноса боеголовок на орбите и посадке космического корабля на лунную поверхность".
Одним из базовых предприятий был Саратовский завод № 205 (впоследствии ФГУП ПО "Корпус" Авиационного космического агентства), специализирующийся в выпуске гироскопических приборов для ракет-носителей, ИС3 и космических кораблей.
Более 45 лет это предприятие связано с НИИ ПМ имени академика В.И. Кузнецова. В то время это было НИИ гироскопической стабилизации (бывшее СКБ-10). По конструкторской документации этого НИИ на заводе были изготовлены программные механизмы, чувствительные элементы нормальной и боковой стабилизации центра масс, которые обеспечивали систему регулирования скорости при полете РН Р-7 и точность выведения ККС "Восток" на заданную орбиту.
На этом предприятии были изготовлены гидроблоки и потенциометрические датчики, которые были установлены в интегратор скорости на борту ККС "Восток" при полете Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.
Вспоминает бывший директор Саратовского завода № 205 Кузнецов Владимир Степанович:
"В первых числах января 1961 года от главного конструктора Кузнецова Виктора Ивановича поступила необычная команда: из всех имеющихся в производстве гидроблоков и потенциометров отобрать каждого вида по 15 штук, проанализировать, как они себя вели на всех стадиях изготовления, и в паспортах технологам, КБ, начальнику цеха расписаться, что они гарантируют их качество и надежность, что никогда и нигде, ни при каких обстоятельствах не изменят свои параметры в пределах допусков по КД. В противном случае нас ждут большие неприятности. Команда, так команда. Начали отбор, провели анализ их параметров на всех стадиях испытаний. Отобрали, расписались о гарантии, что они отличные, и отправили в Москву. Сделали свое дело и все, просто о них забыли.
Помню 12 апреля 1961 года. Среда, день был холодным, ветреным. Где-то часов в 10 по радио сообщили заявление ТАСС об успешном запуске в космическое пространство первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Что и говорить, сообщение для нас было радостным, и мы гордились, что в космос полетел первым наш советский человек. Из обкома партии позвонили: не афишировать, что наш завод имеет отношение к космосу. Поэтому митинг состоялся на заводском стадионе. На митинге собрались рабочие завода и жители нашего микрорайона. Выступающих было много, они поздравили всех собравшихся с этим историческим событием. И только когда в июне 1961 года заводу вручали Орден Ленина за успешное обеспечение полета первого космонавта Земли, мы поняли, что и наш труд был вложен в создание техники для этого уникального полета".
17 июля 1999 года, в день 65-летия предприятия "Корпус", в своей поздравительной телеграмме коллективу объединения Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации Г. С. Титов написал: "Знаю, что на вашем предприятии были изготовлены приборы, которые стояли на борту кораблей "Восток-1" и "Восток-2" и обеспечили их успешный спуск и посадку на Землю. Честь, хвала и низкий поклон всем вам, что выручили нас с Юрием Гагариным в те тревожные дни 1961 года. Зря бы не дали вашему заводу Орден Ленина в июне 1961 года".
В начале апреля 2007 года в истории Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского произошло беспрецедентное событие: Федеральное космическое агентство выдало ему лицензию на осуществление космической деятельности.
По словам академика АН Высшей школы, профессора, доктора технических наук, заведующего кафедрой метеорологии и климатологии СГУ Ю. А. Склярова, уже более сорока лет ученые разных поколений университета исследуют излучение нашего светила. Сначала создавали пиргелиометры - наземные приборы для абсолютных измерений приходящего на Землю солнечного излучения. Затем автоматические аэростатные системы. Следующий шаг - наш «Измеритель солнечной постоянной» стал работать на спутнике «Космос-1484». Далее провели два российско-французских эксперимента. В 1994-1995 годах на спутнике «Метеор-3» № 7, а в 1998-1999 годах – на спутнике «Ресурс-01» №4. при проведении последних экспериментах применялась аппаратура двойного назначения: измерители солнечной радиации и отраженного от Земли коротковолнового излучения. Результаты оказались весьма успешными. В российской академической и периодической печати опубликован ряд интересных статей, защищены диссертации и готовятся по данной тематике новые. Университету поступают предложения принять участие в осуществлении других перспективных космических программах. Сейчас готовится аппаратура на геостационарный спутник «Электро – Л» и гелеосинхронный «Метеор – М». Технологические образцы обеих приборов прошли первые стадии испытаний у заказчиков. Наши аппараты позволяют наблюдать за радиационным балансом, следить за его изменениями и их причинами».
При создании новой техники сотрудниками лаборатории астрономических и геофизических исследований, получено 12 авторских свидетельств и один патент на изобретения.
Таким образом, наш Саратовский государственный университет стал полноправным членом своеобразного и весьма ограниченного клуба научных коллективов, ведущих космические исследования. В него входят, кроме столичных вузов лишь университеты Томска, Новосибирска и еще нескольких городов.
2.6. Связь советских и российских космонавтов с Саратовом и Саратовской областью.
В первом отряде будущих космонавтов проходили парашютную подготовку в г. Энгельсе А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, В.М. Комаров, П.И. Беляев, Б.В. Волынов, Е.В. Хрунов, Г.С. Шонин, А.А. Леонов, В.В. Горбатко.
Будущий космонавт В. А. Шаталов совершенствовал свое летное мастерство в училищах г. Пугачева и в г. Красный Кут.
Дважды в Саратове на соревнованиях по фехтованию был будущий космонавт, студент МВТУ им. Баумана, мастер спорта СССР А. С. Елисеев.
Будущий космонавт В. Г. Лазарев сначала учился в Свердловском, а затем в Саратовском медицинском институте, который окончил в 1952 году.
Окончили Балашовское высшее военное авиационное училище в 1963 году будущие космонавты В. Д. Зудов и В.В. Коваленок. В. В. Коваленок был в Саратове в сентябре 1995 года на открытии памятника Ю. А. Гагарину, а в октябре 2004 года под его руководством в актовом зале колледжа состоялась заседание Президиума Федерации космонавтики России.
В первый класс в селе Родничок Балашовского района пошел учиться будущий космонавт О. Г. Макаров.
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Г. М. Гречко бывал в Саратове. Знакомился с достопримечательностями Саратова, побывал в Доме-музее Н. Г. Чернышевского и художественном музее им. Радищева, на заводе технического стекла.
11 июля 1984 года в Саратов прибыл летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Ю. В. Романенко. Гость ознакомился с мемориалом на Соколовой горе, посетил музей Ю. А. Гагарина в индустриально-педагогическом техникуме, встретился с учащимися техникума.
В сентябре 1979 года Балаково посетил летчик-космонавт, Герой Советского Союза Ю. Н. Глазков. В апреле 1981 года Ю.Н. Глазков и Г.М. Гречко посетили Балаково еще раз.
В ноябре 1993 года Саратов посетил летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Н. Н. Рукавишников.
В сентябре 1990 года на празднование 400-летия Саратова приезжала летчик-космонавт, Герой Советского Союза В. В. Терешкова.
III. Заключение.
__________________________________________________
Весь мир признал приоритет нашей страны в освоении космоса и свой весомый вклад в это внесли наши земляки – космонавты, ученые, производственники.
Сегодня наши ученые принимают участие в научных космических разработках.
Саратовская земля создавала техническое оснащение для космических кораблей. Наши земляки своей работой, исследованиями, экспериментами прокладывали путь будущим космическим полетам, активно принимали участие в подготовке будущих космонавтов к полету, участвовали в создании международной космической станции.
Мы должны помнить и гордиться ими!
IV. Список использованной литературы.
_________________________________________________________________
Ю.А. Гагарин. Дорога в космос. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1963. – 304с.
Г.С. Титов. Голубая моя планета. – М.: Воениздат, 1982. – 320с.
В.И. Россошанский. Феномен Гагарина/ Историко-публицистическое издание. Саратов: Издательство «Летопись», 2001 – 304с.
В.И. Россошанский. Наш Гагарин. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989. – 160с.
Ю.В. Зверев. Юрий Гагарин и Саратовская земля. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1981. – 112с.
В.М. Цыбин, В.В. Буцских. Космонавт – Два Г.С. Титов/70-летию со дня рождения Г.С. Титова/ Историко-информационное издание. Саратов: «ИППОЛиТ – 99», 2005 – 62с.
«Поехали!..» - Материалы первых областных Гагаринских чтений
Пейзаж
Большое - маленькое
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Одеяльце
Машенька - ветреные косы