ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. |
ГЛАВА 1. История возникновения и развития геральдики
|
ГЛАВА 2. Создание Герба школы 2.1. Герб школы………………………………………………………………….. 2.2. Геральдическое описание герба школы…………………………………… |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 727 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Пеновская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Чайкиной
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ГЕРАЛЬДИКА.
СОЗДАНИЕ ГЕРБА
Работу выполнил:
обучающийся 11 класса
МОУ Пеновской СОШ
имени Е.И. Чайкиной
Мороз Владимир
Руководитель:
учитель географии
МОУ Пеновской СОШ
Ларионова М.Е.
пос. Пено, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. | 3 |
ГЛАВА 1. История возникновения и развития геральдики
| 4 4 5 6 14 16 |
ГЛАВА 2. Создание Герба школы 2.1. Герб школы………………………………………………………………….. 2.2. Геральдическое описание герба школы…………………………………… | 22 23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. | 23 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Средневековье оставило нам большое наследие: честь, благородство, рыцарство, культ «прекрасной дамы» и многое другое – родом из того волшебного и загадочного времени. В средневековье были заложены основы современной государственности, науки, культуры. Тем не менее, многое из открытий, предметов, тайн, секретов, изобретений и знаний того времени кануло в лету. Однако на сегодняшний день наметилась тенденция на обращение более пристального внимания к истории, и это не может не радовать.
В наше время из волшебного средневековья благополучно смогла перекочевать геральдика. Но, если задуматься чуть глубже, что это вообще такое, по сути: отрасль науки, искусство, просто «красивые картинки» или целый пласт нашей истории? Этими вопросами я и задался в своей работе, и пришел к выводу, что геральдика – все вышеперечисленное.
Конечно, давно прошли времена, когда герб нужен был для того, чтобы опознать рыцаря, скрывающего свое лицо под забралом шлема – нынче мы шлемов не носим. Но до сих пор личные гербы имеют многие знатные фамилии, личные гербы приобретают разбогатевшие или ставшие знаменитыми люди, успешные и развитые организации, деревни, поселки, города и страны. То есть обладание гербом – это престижно, это актуально, это выглядит как дань прошлому, и многие активно этим пользуются. Мало кто знает, что сегодня вообще каждый человек имеет право на личный герб, нужно только правильно его составить и зарегистрировать в соответствующей инстанции. Не все сегодня вполне представляют, что такое герб, как им пользоваться, как его составить и что он будет означать. Это я хочу разъяснить в своей работе и показать на практическом примере – то есть составить герб нашей школы, согласовать его с директором и даже, в будущем, запатентовать его.
Лично меня эта тема заинтересовала после того, как я побывал на конференции, посвященной Дню Герба и Флага Тверской области, где защищал свою предыдущую работу, и услышал доклад областного герольда (я даже был удивлен, что в нашей области есть такая должность и отдел, занимающийся геральдикой). Его доклад был посвящен работе геральдической комиссии Тверской области. Мне эта работа показалась очень интересной и познавательной, и я решил поставить перед собой следующие цели:
Глава 1. История возникновения и развития геральдики
1.1. Предтечи гербов
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род".
Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. Эмблемой Афин была сова, острова Родос – роза, Египта - змея, Армении - коронованный лев. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее Россией.
Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку.
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.
1.2. Развитие геральдики в Средневековье
1.2.1. Роль крестовых походов и рыцарских турниров в становлении геральдики
Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, но гербы вполне могли появиться несколько раньше. Возможно, тесная связь крестовых походов с зарождением геральдики объясняется тем, что именно в этот период использование гербов приняло массовый характер. Это потребовало создания упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации, ибо герб служил опознавательным знаком, несущим какую-то информацию о владельце и хорошо различимым на расстоянии.
С XII века доспехи становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Опознать рыцаря даже вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака.
Во время крестовых походов европейские феодалы на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей. Завоевания всегда сопровождались ужасным грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось. Рыцари должны были как-то отмечать награбленное. С появлением гербов эта проблема решалась прибиванием к двери дома щита с гербом его нового владельца.
Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Появились особые турнирные доспехи настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с трудом выдерживали их вес.
Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее значение. Главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Но их стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.
1.2.2. Средневековые герольды
Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику".
Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.
Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны.
Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика - берёт начало из Франции. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами.
Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского "herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер.
Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день. Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии.
Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословных.
Труд герольдов оплачивался очень хорошо.
Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов.
Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях, коронациях, бракосочетаниях и т.п.
1.3. История геральдики в России
1.3.1. Зарождение геральдики в Древней Руси
О российской геральдике всё время приходится говорить как о заимствованной традиции. Это относится и к геральдике вообще, и к отдельным гербам - в том числе к государственному - в частности. Не было у нас ни рыцарства, ни рыцарских турниров, ни крестовых походов, следовательно, и гербы возникнуть не могли, так как в них не было надобности. Но гербы - продукт развития более давних традиций. Российская государственность, а вместе с нею и государственные атрибуты, начали складываться только в первой половине XV века.
История России такова, что многие этапы развития, пройденные народами Европы в незапамятные времена, российский народ или проходил с огромным опозданием, или только начинает проходить то, что западные его соседи оставили далеко в прошлом. Постоянное запаздывание, отставание от передовых стран мира, составляет трагическую особенность большей части нашей истории. В результате, зачастую не имея возможности использовать собственное достояние, чтобы занять достойное место в Европе, Россия вынуждена была заимствовать и затем развивать достижения других наций - так произошло с религией, письменностью, наукой, культурой и, наконец, геральдикой.
Никаких общепризнанных официальных символов на Руси не было, но высокопоставленные лица - прежде всего князья, а также церковные иерархи, княжеские уполномоченные и чиновники - в течение почти пяти столетий использовали для удостоверения документов вислые металлические печати - буллы, образцом для которых служили византийские печати. На княжеских буллах чаще всего изображались святые покровители князей. В XIV в. тип княжеской буллы меняется - на оборотной стороне печати помещаются титул и имя князя. На печатях Великих московских князей изображения святых обязательно сопровождались надписью "Печать великого князя (имя)" или "Печать князя великого (имя) всея Руси". Со временем металлические буллы уступают место вислым восковым и прикладным печатям, несущим уже (кроме церковных) светские символы и круговую легенду - расположенную вокруг изображения надпись с именем и должностью владельца. С конца XV в. устанавливается западноевропейский стиль оформления печатей. Великие и удельные князья начинают использовать разнообразные печати, вырезанные из камня, так называемые геммы, - часто это перстни-печатки. В основном геммы (и изображения на них) были античного или западноевропейского происхождения, или исполненные по их образцу местными умельцами. Отец Ивана III Василий II для скрепления грамот использовал печать с аллегорическим изображением - квадрига Солнца, управляемая Аполлоном, держащим в одной руке пучок стрел, а в другой шар, возможно, солнце (сохранившееся изображение не даёт чёткого представления о деталях). В конце XV в. появляется двусторонняя государственная печать, на одной стороне которой - всадник, поражающий копьём дракона, а на другой двуглавый орёл. Точная дата появления печати неизвестна. С этого момента символы, введённые Иваном III, становятся постоянными государственными эмблемами. Каковы же были причины их появления?
Относительно всадника можно сделать следующие предположения. Всадник-змееборец это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской военной аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях ещё с XIII в. (кроме того, изображение всадника типично для княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы в XIII-XV вв.), и знак преемственности московских князей - через владимирских - от киевских, чьим покровителем считался св. Георгий. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий построил в его честь много церквей и основал город его имени - Юрьев-Польской (Юрий - форма имени Георгий). В конце XIV и в течение всего XV в. новая государственная идеология утверждает исключительную роль Москвы и московских князей в деле объединения Руси. С помощью этого символа Иван III заявлял о древнем происхождении своей власти и преемственности от князей-воинов Киева и Владимира. От его любимой печати со львом, грызущим змею, был всего лишь один шаг до всадника-змееборца, символа более значительного и политически выгодного, и такой шаг был сделан. Относительно же двуглавого орла полной ясности нет. Существует две версии его превращения в символ российской государственности - заимствование с Востока, из Византии, и с Запада, из Европы. Первая версия главенствовала вплоть до наших дней, так как вполне соответствовала имперской идеологии. Вторая появилась вследствие освобождения научной исторической мысли от идеологических штампов.
Рис.2. Эволюция Российского Герба.
Первая версия утверждает, что Иван III делает государственной эмблемой двуглавого орла в знак преемственности высшей власти, воспринятой московскими государями от Рима и Византии (Москва - Третий Рим) после брака в 1472 году с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей). Древнейшее изображение такого орла в России находится на троне, привезённом Софьей (рис. 2, №2). Он изображён с опущенными крыльями и увенчан двумя коронами. Двуглавый орёл изображён на печатях, приложенных к договорам с германским императором Максимилианом I (1459-1519). На некоторых печатях Лжедмитрия I (157?-1606) западноевропейской работы у орла крылья подняты (рис. 2, №3). В дальнейшем облик орла неоднократно меняется. Этот процесс продолжается и сегодня. (рис. 2, №4) - орёл в царствование Михаила Фёдоровича (1613-1645), рис. 2, №5 - изображение орла в 1699 году. Но некоторые аспекты позволяют усомниться в этой версии. Считалось, что с женитьбой Ивана на Софье изменились в сторону византийских обычаи московского двора: византийская принцесса якобы сообщила Ивану III более высокие представления о его власти, внешне выразившиеся в увеличении придворной пышности, введении сложных церемоний и между прочим - в принятии "византийского герба". Но есть основания считать, что двуглавый орёл не был "византийским гербом". Вероятно, двуглавый орёл не имел отношения к внешнему оформлению верховной власти в Византии, так как его изображение отсутствует на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде императорской охраны и везде в тех местах, где он, будучи символом государства, обязательно должен был бы изображаться. И, хотя за образец для печати было взято, скорее всего, византийское изображение двуглавого орла, смысл этой эмблемы Иван III воспринял не с Востока, а с Запада.
В соответствии со второй версией, Иван III поместил двуглавого орла на государственную печать в знак своих императорских притязаний. В отличие от Византии, в Западной Европе двуглавый орёл стал символом высшей власти, так как изображался на монетах и печатях правителей, причём одноглавый орёл символизировал королевскую власть, а двуглавый - императорскую. В XIII в. изображение двуглавого орла широко распространилось в Западной Европе и проникло в южнославянские страны, которые, в частности Сербия, использовали его в качестве государственной эмблемы. Вероятно, Русь, восстановившая после свержения татарского ига связи с балканскими странами и испытавшее так называемое "второе южнославянское влияние", восприняла из Сербии западноевропейскую традицию использования восковых печатей вместо металлических булл, а также тип оформления печатей и иконографию. Этим же путём и двуглавый орёл мог проникнуть на Русь, где его изображение (или нечто напоминающее его) встречается на русских монетах XIV в. - в частности, на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1468) и медных разменных монетах московских князей Василия II, Ивана III и т.д.
Иван III, стремящийся поставить себя наравне с крупнейшими европейскими монархами, должен был знать о том, что двуглавый орёл символизирует высокое положение западных императоров и указывает на их происхождение от Рима. Новый титул Ивана III приравнивал его сначала к Великому князю литовскому, а затем к императору Священной Римской империи, гербом которой в XV в. стал двуглавый орёл. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров, и Иван III решил присоединиться к этой традиции. В XIV в. оформляется теория происхождения русских государей от римского императора Августа. Внук Ивана III Иван IV Грозный так ответил на замечание шведского короля Юхана III по поводу знаков власти: "А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не дико: мы от Августа Кесаря родством ведёмся". Эта теория отвечала новой политической ситуации: выход России на международную арену и превращение её в одну из ведущих стран Европы требовали уравнения русского государя с другими европейскими государями. Особенно Ивану III хотелось встать в один ряд с императорами Священной Римской империи, чьим символом был двуглавый орёл. В этом, видимо, и заключается ответ на вопрос о причинах избрания им двуглавого орла в качестве государственной эмблемы.
ПОЛНЫЙ ТИТУЛ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II
"Божьей поспешествующей милостью, Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Арменские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Сторманский, Дитмарсенский и Олбденбургский и прочая, и прочая, и прочая" |
Рис.1. Российский государственный Герб
В золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но большего размера, корона, из-под которой выходят развевающиеся концы ленты андреевского ордена. Государственный орел держит в лапах скипетр и державу. На груди орла помещен московский герб: в красном с золотыми краями щите св. Георгий в серебряном вооружении и голубой мантии, на серебряном, покрытом багряной с золотой бахромой попоной, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона копьем, также золотым, с восьмиконечным крестом на вершине древка. Щит увенчан шлемом князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. Андрея Первозванного. Щитоносцы - архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Сень золотая, коронованная императорской короной, вышитая российскими орлами и подбитая горностаем. На сени красная надпись "С НАМИ БОГЪ". Над сенью возникающая государственная хоругвь, с древком, увенчанным восьмиконечным крестом. На золотом полотне хоругви изображен средний государственный герб, но без девяти окружающих его щитов. Главный щит окружен снизу девятью щитами с гербами владений, увенчанными соответствующими коронами. Над ним еще шесть щитов с территориальными гербами. Перечислим сначала первые девять.
Герб Казанского царства: в серебряном поле черный коронованный дракон, язык, крылья и хвост которого красные, а клюв и когти золотые. |
Герб Астраханского царства: в голубом поле золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и зеленой подушкой. Под короной серебряный изогнутый меч с золотой рукоятью, расположенный горизонтально, острием вправо. |
Герб Польского царства: в красном поле серебряный коронованный орел с золотыми клювом и когтями. |
Герб Сибирского царства: в горностаевом поле два вздыбленных черных соболя, повернутых к середине щита, в передних лапах держащих - одной - золотую пятизубцовую корону, другой - красный лежащий лук и две перекрещенные остриями вниз стрелы. |
Герб царства Херсонеса Таврического: в золотом поле черный византийский двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми коронами, с красными языками и золотыми клювами и когтями. На груди орла помещен щит с золотыми краями и с золотым восьмиконечным крестом в голубом поле. |
Герб Грузинского царства: Щит четверочастный, с оконечностью и центральным щитком. В щитке - герб Грузии: в золотом поле св. Георгий в голубом вооружении, с золотым крестом на груди, в красной мантии, сидящий на черном коне, покрытом багровой попоной с золотой бахромой, поражающий красным копьем зеленого, с черными крыльями и красными глазами и языком дракона. В первой четверти - герб Иверии: в красном поле серебряный скачущий конь, сопровождаемый в верхнем левом и нижнем правом углах золотыми восьмиконечными звездами. Во второй четверти - герб Карталинии: в золотом поле огнедышащая гора, пронзенная перекрещенными остриями вверх черными стрелами. В третьей четверти - герб Кабардинских земель: в голубом поле, на фоне двух перекрещенных остриями вверх стрел, золотой щиток с красным, обращенным вправо полумесяцем, сопровождаемый справа, слева и сверху тремя серебряными шестиконечными звездами. В четвертой четверти - герб Армении: в золотом поле красный вздыбленный коронованный лев. В особой части - золотой оконечности - герб Черкесских и Горских князей: скачущий на черном коне черкес в серебряном вооружении, красной одежде и черной меховой мантии, с черным копьем на правом плече. |
Соединенные гербы великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, размещенные в щите, вилообразно разделенном на три части. В первой части - герб Киевский: в голубом поле св. Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Во второй части - герб Владимирский: в красном поле золотой львиный леопард в железной, украшенной золотом и цветными камнями короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. В третьей части - герб Новгородский: в серебряном поле два черных медведя, поддерживающие золотые кресла с красной подушкой, на которой стоят перекрещенные: с правой стороны - скипетр, а с левой - крест; над креслами золотой трисвещник с горящими свечами; в голубой оконечности щита две серебряные рыбы, одна против другой. |
Герб Великого Княжества Финляндского: в красном поле золотой коронованный лев, держащий в правой лапе прямой меч, а в левой кривой меч, на который он опирается правой задней лапой, сопровождаемый восемью серебряными розами. |
Все вышеперечисленные щиты увенчаны соответствующими коронами. |
Внизу главного щита с государственным гербом размещается родовой герб Его Императорского Величества, который будет подробно рассмотрен далее. |
Теперь рассмотрим шесть щитов, размещенных над сенью. |
Щит соединенных гербов княжеств и областей великороссийских, дважды рассеченный и дважды пересеченный, с оконечностью. В первой части - герб Псковский: в голубом поле золотой барс, над ним выходящая из серебряных облаков десница. Во второй части - герб Смоленский: в серебряном поле черная пушка, лафет и колеса которой в золотой оправе, на запале райская птица. В третьей части - герб Тверской: в красном поле золотой трон, на нем царская корона на зеленой подушке. В четвертой части - герб Югорский: в серебряном поле две руки в красной одежде, выходящие справа и слева из голубых облаков и держащие крестообразно два красных копья. В пятой части - герб Нижегородский: в серебряном поле красный идущий олень с черными копытами, рога которого имеют шесть отростков. В шестой части - герб Рязанский: в золотом поле фигура князя в зеленой одежде и в опушенной соболем шапке, с красной епанчею и в красных сапогах. Князь держит в правой руке серебряный меч, в левой - черные ножны. В седьмой части - герб Ростовский: в красном поле серебряный олень с золотым ошейником. В восьмой части - герб Ярославский: в серебряном поле черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держащий в левой лапе золотую секиру на золотом ратовище. В девятой части - герб Белозерский: в голубом поле две накрест положенные серебряные рыбы, над ними серебряный полумесяц; в правом углу золотой крест с шариками на концах. В черной оконечности - герб Удорский: идущая серебряная лисица с красными глазами и языком. |
Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских: четверочастный, с оконечностью и малым щитом в середине. В малом щите герб Великого Княжества Литовского: в красном поле на серебряном коне, покрытом красным трехконечным, с золотой каймой, ковром серебряный всадник, в вооружении, с подъятым мечом и со щитом, на котором восьмиконечный красный крест. В первой части щита - герб Белостокский: щит пересеченный; в верхней части - в красном поле серебряный орел; в нижней части - в золотом поле голубой вооруженный всадник с поднятым мечом и серебряным щитом, на котором красный восьмиконечный крест; конь черный, покрытый красным трехконечным, с золотой каймой, ковром. Во второй части - герб Самогитский: в золотом поле черный, стоящий на задних лапах медведь с красными глазами и языком. В третьей части - герб Полотский: в серебряном поле на черном коне, с серебряно-красной сбруей, всадник в черном вооружении, с поднятой саблей; рукоять золотая, тарч красный, с серебряным восьмиконечным крестом. В четвертой части - герб Витебский: в красном поле серебряный всадник в вооружении, с поднятым мечом и круглым тарчем; седло на серебряном коне красное, покрытое трехконечным золотым, с голубой каймой, ковром. В серебряной оконечности - герб Мстиславский: красный волк, голова влево. |
Щит соединенных гербов областей прибалтийских четверочастный. В первой части - герб Эстляндский: в золотом поле три голубых леопардовых льва. Во второй части - герб Лифляндский: в красном поле серебряный гриф с золотым мечом; на груди, под императорской короной, красный вензель: "ПВ ИВ" (Петр Второй, Император Всероссийский). В третьей в четверочастном поле - гербы Курляндский и Семигальский; в первой и четвертой четвертях - герб Курляндский: в серебряном поле красный лев в красной короне; а во второй и третьей четвертях - герб Семигальский: в голубом поле выходящий серебряный олень, с рогами, имеющими шесть отростков, увенчанный герцогской короной. В четвертой части - герб Карельский: в красном поле две противопоставленные, поднятые вверх руки в серебряных латах, с серебряными выгнутыми мечами; над ним золотая корона. |
Герб Туркестанский: в золотом поле черный идущий единорог с красными глазами, языком и рогом. |
В четвертом параграфе официального описания большого государственного герба сказано: "Российский Государственный герб в полном его виде изображается на Государственной большой печати, а также на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском Дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым Высочайшим повелениям, объявляемым через Министра Императорского Двора. При сем определяется каждый раз, какие должны быть украшения вокруг главного герба и между окружающими его щитами прочих гербов Царств, Княжеств и Областей, упоминаемых в пространном титуле Его Императорского Величества (Зак. Осн. ст. 59)
ПРИМЕЧАНИЕ: За основу взято официальное описание гербов, в котором, для облегчения восприятия, несколько изменена структура документа, стилистика, и частично терминология (например, термины "червлень " и "лазурь"заменены на "красный" и "голубой" соответственно).
1.3.2. Развитие отечественной геральдики
Развитие восточноевропейской или славянской геральдики шло другим путём, нежели геральдики западноевропейской. В родовых эмблемах древних славян присутствовали руны - письменность северных народов Европы в средние века. Рунические знаки помещались на печатях, знамёнах, прапорах, монетах.
В VIII веке руны усвоили лехитские племена, у которых также появились особые родовые знаки. В дальнейшем польские землевладельцы, в прошлом несомненно бывшие между собою в родственной связи, в случае угрожавшей им опасности собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой-либо знак, который переходил затем к лицам, состоявшим при этом знамени. Каждое новое лицо приписывалось к уже существующему знамени. Когда геральдика проникла с запада в Польшу, родовые знаки подчинили точным геральдическим правилам. Так возникла польская система геральдики. Таким образом, в основу западноевропейской геральдики легло личное, индивидуальное начало, а в основу польской - родовое. Во второй половине XVII, когда, в результате постоянных контактов с Западной Европой и Польшей, гербы начинают появляться в России, произошло смешение этих двух систем. В русские гербы стараются включить эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Вместе с тем, при составлении герба принимаются в расчёт и личные заслуги. Так появилась "смешанная" или "русская" система геральдики.
Широкое распространение в среде русского дворянства польских обычаев, в которых использование герба было необходимым для каждого дворянина, а также традиция представителей чисто русских родов ссылаться на "выезд" своих предков из чужих земель, вызвал массовое заимствование гербов в готовых, преимущественно польских образцах.
В частности, так появился герб дома Романовых - гриф со щитом в одной лапе и поднятым мечом в другой. Дед царя Михаила Фёдоровича Никита Романович Захарьин-Юрьев в 1575 году участвовал в завоевании лифляндского города Пернова, и заимствовал герб герцогства Лифляндского (рис.3)
Рис.3. Герб дома Романовых
Большое число русских дворян, в том числе и родственников Романовых, считающих своих предков выходцами из других стран, сохранили в своих родовых гербах гербы стран-прародительниц Так, в гербах Шереметевых и некоторых других используется мотив древнего прусского герба - золотая королевская корона, под ней - два креста, помещенных один над другим, а навершие шлема выполнено в виде так называемого кумиропоклонного дуба, под которым совершали языческие обряды прусские, литовские и самогитские владетели. Это объясняется тем, что все эти дворяне, включая Романовых, вели своё происхождение от боярина Андрея Ивановича Кобылы, который считался потомком древних прусских королей.
Но изображения для родовых гербов брали и из отечественных источников с печатей удельных князей и знамён земель древней Руси. Отсюда заимствовались мотивы и для городских гербов. Так, лев - герб Владимира, с XII века был гербом владимирских князей. Республиканский герб Новгорода с XV века символизировал вечевой строй - вечевая трибуна (степень) и посаднический жезл на ней (в XVI веке его сменил монархический герб, в котором место степени занял трон, а место жезла - скипетр). Герб Москвы - всадник - известен с XIV века.
Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу (1629-1679). По его просьбе император Священной Римской империи Леопольд I (1640-1705) прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Курелича, который в 1673 году написал оставшееся в рукописи сочинение "О родословии российских великих князей и государей, поднесённое царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврения Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россиею и восемью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями, англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя святого Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Это сочинение служило важным пособием для посольского приказа. Не меньшее значение имел труд "государева печатника" боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати". Вероятно, эти люди и создали первые русские гербы.
В 1722 году Пётр I (1672-1725) учредил герольдмейстерскую контору или Герольдию, которая должна была вести дела российского дворянства, в том числе заниматься разработкой, регистрацией и утверждением гербов. Указом от 30 июля 1721 года "ближнему стольнику" Колычеву поручается произвести с помощью учреждённой при нём Разборной канцелярии общую ревизию служилого сословия. 5 февраля 1722 года Колычев назначается герольдмейстером. Кроме всего прочего он должен был заниматься составлением дворянству гербов. Для этого помощником ему был назначен граф Франческо Санти, а в переводчики к Санти, не знавшему русского языка, Андрей Ольроу.
Но только указ Павла I (1754-1801) положил начало систематическому учёту гербов российского дворянства. Тогда и был составлен Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, который к 1917 году состоял из восемнадцати частей и включал четыре с половиной тысячи дворянских гербов.
1.3.3. Основные положения и принципы геральдики XXI века
Итак, герб - это изобразительный опознавательный знак, составленный по определенным правилам (правилам геральдики).
Герб представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам геральдики, неизменно присущее своему владельцу (человеку, роду, корпорации, городу, территории, государству) и выполняющее функцию идентификации (определения, опознания) этого владельца с помощью визуальных средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения - цветов и фигур).
Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же - только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха - звуками и составленными из них словами), а герб - средствами визуальными.
Существование гербов (ровно как и других, сходными с гербами по выполняемым функциям опознавательных знаков: эмблем, клейм, тамг, печатей и т.п.) вызвано тем, что человек с самого начала своего существования насущно нуждается в средстве, позволяющем отличать свое от чужого и своих от чужих. Названия здесь далеко не всегда могут прийти на помощь. Во-первых, названия одних и тех же объектов звучат по-разному в разных языках и далеко не каждый человек способен узнать название даже своего родного государства или города, произнесенное на иностранном языке. Во-вторых, названия передаются надписями в различных формах письменности, люди же редко владеют более чем одним-двумя языками кроме родного. Но даже в родном языке надпись не всегда может помочь: вспомним, что всеобщая грамотность - очень новое явление, в Европе, Северной Америке, ряде стран других континентов она распространилась лишь в конце XIX - начале ХХ веков. Таким образом, названия произнесенные вслух или сообщенные посредством надписи далеко не всегда могут быть поняты и распознаны окружающими.
В отличие от языка звуков, букв и слов язык цветов и фигур является интернациональным. Это обуславливается свойством человеческой натуры: с помощью зрения мы воспринимаем от 80 до 90% информации, и лишь 10-20% сообщают нам другие средства восприятия (слух, вкус, обоняние, осязание). Обычно человек знает около 5-7 тысяч слов родного языка, а активно использует 2-3 тысячи слов. Количество же зрительных образов, которые мы умеем запоминать и узнавать не поддается исчислению - оно бесконечно огромно. В этой связи с первобытных времен существования человек для идентификации своего - чужого, своих - чужих активно использует различные изобразительные знаки: цвета и фигуры, составленные из них эмблемы: тотемы, родовые и племенные знаки, татуировки, украшения, шрамы, раскраску кожи, особые виды одежды, оружия и утвари и многое-многое другое.
Принцип существования опознавательных знаков вполне прост: человек помещает эти знаки на то, что принадлежит ему, что он хочет пометить как свое. Конечно, незнакомец столкнувшийся с помеченной опознавательным знаком вещью или территорией (например, охотничьим угодьем) не всегда сразу может понять кому именно оно принадлежит. Однако наличие знака говорит о том, что данная вещь или объект уже не являются ничейными, они указывают на то, что кто-то уже закрепил свое право на пользование или собственность ими.
С простейшим примером практического использования опознавательных знаков те из нас, кто посещает детские дошкольные заведения (детские сады, группы), сталкивается уже в первые годы жизни. Повсеместно в детских садах принята практика обозначать принадлежащие детям вещи (шкафчики для одежды, вешалки для полотенец, кровати, места за столом) условными изображениями (простейшими рисунками - например, овощей и фруктов, зверей, элементарных сооружений: вагончиков, машинок, домиков и т.д.). И ребенок, подчас совсем маленький (в возрасте от 2 лет), не владеющий чтением, письмом и счетом, часто даже не умеющий еще хорошо разговаривать, легко и эффективно начинает пользоваться геральдикой - с помощью опознавательных знаков узнавать принадлежащие ему вещи и объекты.
Примеры эффективности визуальных знаков можно черпать не только из детства. Автомобиль сегодня стал повсеместно распространенным средством передвижения, а вождение автомобиля доступно все большему и большему количеству людей. Обучение вождению начинается… с изучения дорожных знаков. Почему для обозначения различных дорожных ситуаций и требований приняты знаки (которые не всякому взрослому человеку легко быстро выучить)? Почему не заменить их надписями? Потому что, во-первых, системы дорожных знаков интернациональны и водитель, выучивший знаки, сможет уверенно ориентироваться на дорогах большинства стран мира (чего он не смог бы, если бы вместо знаков применялись надписи на неизвестном ему языке иной страны). А во-вторых, знаки - то есть изобразительные конструкции - опознаются и воспринимаются нами гораздо быстрее, чем надписи. На то, чтобы прочесть, осознать, проанализировать придорожную надпись и скорректировать свои действия сообразно сделанному надписью предупреждению уходят доли секунд, а иногда и секунды. При современных скоростях дорожного движения секунды и доли секунд решают очень многое: замедление реакции, задержка решения на секунду может стать причиной аварии, а иногда и гибели. Именно поэтому на дорогах всего мира преимущественно используются не надписи, а знаки: изобразительную конструкцию, знак мы воспринимаем мгновенно. Это сохраняет нам те самые секунды и доли секунд от которых зависят безопасность, а нередко и жизнь.
От всех остальных существующих в мире опознавательных знаков гербы отличаются тем, что составляются по определенным правилам - правилам геральдики. Эти правила сложились сами собой в течении многих веков практического использования гербов. Обусловлены эти правила частью свойствами человеческой психики, частью - собственно опытом применения гербов. Соблюдение этих правил позволяет гербам эффективно выполнять свою функцию - служить четко узнаваемыми и распознаваемыми знаками, указывающими на своего владельца.
Слово «геральдика» имеет три значения.
В первом значении «геральдика» - это отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина), занимающийся изучением гербов (в этом значении геральдика также называется «гербоведением»).
Во втором значении «геральдика» - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.
В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем (в этом значении можно сказать, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране; или «геральдика школы № 1», понимая под этим все знаки, существующие и применяющиеся в упомянутой школе).
Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.
Все гербы, как уже было сказано выше, составляются по особым, общепринятым правилам – правилам геральдики. Правила геральдики – это ряд основополагающих принципов составления гербов и других опознавательных знаков. Правила геральдики не фиксируются законодательно - подобно правилам языка они существуют сами собой и обязательны для выполнения всеми теми, кто хочет, чтобы его могли понимать окружающие. За нарушения правил геральдики не штрафуют и не наказывают, но если герб (или иной знак) составлен вне соответствия этим правилам, то он превратиться в бессвязный набор фигур и цветов и не сможет эффективно выполнять свою функцию.
Правила геральдики распадаются на два отдела: формальные правила и историческая традиция.
Формальные правила трактуют об основных формах гербов, допустимых к применению в гербах фигурах, принципах использования цветов, основах составления описаний гербов и т.п.
Историческая традиция корректирует применение формальных правил в рамках той или иной локальной геральдической традиции: в рамках государства, национальной (народной) культуры, территории, корпоративной общности (например, армии, флота, представителей определенной профессии и т.п.).
Создание и использование гербов и других знаков только тогда является гармоничным, действенным и эффективным, когда в данном процессе формальные правила и историческая традиция корректно сочетаются, дополняют и развивают друг друга. Отступление от традиции в сторону строгого исполнения формальных правил, равно как и полное отрешение от формальных правил ради ориентации исключительно на традицию приводят к тому, что геральдика становится сухой, неосновательной и, в конечном счете, нефункциональной.
Кто может иметь герб? Какие бывают гербы? Гербом может владеть тот, кто обладает самостоятельностью и правом самоопределения. Самостоятельностью и самоопределением обладают не только личности, но и корпорации: семья, род, различные профессиональные, духовные, общественные или политические объединения. Соответственно, существуют корпоративные гербы: гербы семей и родов, гербы ремесленных цехов, торговых и промышленных компаний, университетов, школ и т.п. (то есть гербы профессиональных корпораций), гербы церковных объединений и церковных иерархов (гербы духовных корпораций), гербы клубов, команд, товариществ (гербы общественных корпораций) и, наконец, гербы политических корпораций: городов, территорий, земель и государств.
Правила составления гербов для всех видов владельцев в фундаментальной основе являются общими, хотя историческая традиция, местные и профессиональные традиции накладывают свой отпечаток на те или иные группы геральдических знаков.
Особый статус имеют государственные гербы. Государственный герб - это название государства, сообщаемое в форме, доступной визуальному восприятию: посредством цветов и фигур. Государственный герб является изобразительным различительным знаком, позволяющим определить владеющее им государство и отличить его от других.
Гербы, в том числе и государственные, не имеют изобразительных эталонов. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, не логотип, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, разных художественных и дизайнерских интерпретациях. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Это обуславливается как исторической традицией, так и утилитарной практикой использования герба: герб может потребоваться изготовить в крайне малом, или напротив - в чрезвычайно большом размере, в виде рисунка, печати, гравюры, офорта, рельефа, мозаичного панно, кованной или литой металлической конструкции и т.д. и т.п. Соблюсти соответствие всех изображений некому графическому эталону невозможно, в связи с чем изобразительные эталоны гербов не устанавливаются и рисунки, сопровождающие акты об учреждении гербов, являются всего лишь пояснительным материалом, а отнюдь не образцом, которому необходимо следовать во всех ситуациях.
Определяет герб его геральдический состав: набор геральдических фигур определенных цветов в определенном сочетании. Любое изображение, точно воспроизводящее фигуры герба в их установленных цветах и сочетаниях, является правильным и полноценным изображением данного герба. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием. Именно геральдическое описание и играет роль эталона герба.
Геральдическое описание герба (называемое также «блазон») - это составленное по традиционным правилам с применением специальной терминологии описание герба, фиксирующее его геральдический состав: используемые в гербе фигуры, их цвета и сочетание. Геральдическое описание играет роль эталона герба: любое изображение, соответствующее геральдическому описанию, является правильным и полноценным изображением соответствующего герба.
Набор фигур, цветов и их сочетания, составляющие герб называется геральдическим составом герба. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием герба.
Глава 2. Создание Герба школы
2.1. Герб школы
2.2. Геральдическое описание
Специальное геральдическое описание герба МОУ Пеновской СОШ имени Е. И. Чайкиной гласит: «В рассеченном лазоревом (синем – цвет символ честности, безупречности, или просто неба) и серебряном (белом, цвет - символ откровенности и правдивости) щите под червленой (красной, цвет символ мужества и любви) остриевидной главой, обремененной серебряной с черной (цвет - символ мудрости и постоянства в испытаниях) головой и серебряным клювом чайкой, - два дракона переменных цветов в черных студенческих шапках держат зеленый (цвет - символ надежды и радости) лист каштана. Чайка напоминает о партизанке Лизе Чайкиной (главе подпольного Пеновского райкома партии, казненной фашистами), ее имя носит наша школа. Кроме того, чайка изображена в том же положении на гербе Пеновского района – это подчеркивает приоритетную роль нашей школы, являющейся базовой. Драконы в традиционной геральдике являются одним из символов мудрости и силы, с которой они крепко удерживают лист каштана, в классической геральдике означающий развитие, и так же являющийся ярким символом нашей школы. Драконы сплетены в клубок, тем самым символизируя бесконечность и неразрывность духовных уз школьников и учителей. На головах драконов – черные студенческие шапочки, которые обозначают обучение».
Заключение
В заключение своей работы можно сказать, что геральдика, кроме того, что смогла породить множество современных, часто используемых знаков (ведь логотипы, аватары в Интернете, значки, визитные карточки и многие другие символы по которым мы опознаем человека или деловую компанию – произошли именно от древних гербов), смогла сохранить свой особый, исключительный статус и как отрасль науки, и как изящное искусство. Пройдя сквозь века и сотни поколений, геральдика не утратила своей актуальности – все больше современных разбогатевших предпринимателей и организаций стремятся подчеркнуть с помощью герба свою независимость, силу и иные положительные качества. С течением времени геральдика смогла превратиться в очень четко структуризированную и систематизированную отрасль как государства, так и истории. Она не оторвана от практики: художниками-герольдами постоянно разрабатываются новые интересные, красивые гербы, пополняется геральдический бестиарий и копилка различных элементов, которые имеют свои, особые значения, но при этом основные каноны и принципы остаются неизменными со времен средневековья. Геральдика тесно связано с современным государством, и эта связь неразрывна, как связь геральдического «металла» и «эмали». Мне удалось целиком окунуться в эту волшебную стихию – стихию гербов и символов, и на практике реализовать свои творческие способности и знания по данной теме. Накопленные в процессе работы. Герб, разработанный и описанный мной при поддержке моих друзей и одноклассников, подкрепленный результатами школьного опроса среди учителей и учеников сегодня могут оценить все присутствующие на конференции. Это герб школы, разработанный с учетами всех ее особенностей, и каждый символ и цвет в нем не случаен, а имеет свое геральдическое обоснование. Также он неповторим – и нет второго такого же герба, аналогичного этому. Его геральдическое описание сделано по всем правилам современной геральдики.
Работа по такой необычной и интересной теме захватила и завлекла. Одной из причин ее разработки явилось и то, что последние года наша школа занимает призовые места на различных соревнованиях и конкурсах не только регионального, но и федерального значения. Поэтому хотелось бы достойно представлять ее на столь высоких уровнях, чтобы она была еще и запоминающийся. И если мой герб будет одобрен учителями и обучающимися нашей школы, то его официальная регистрация в геральдическом совете Тверской области будет самым значимым и важным результатом моей работы. Может в будущем, если мне удастся многого добиться в жизни, я разработаю герб для себя и для потомков, в котором отображу историю и особенности своей семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
www.rossimvolika.ru – Геральдический Совет при Президенте РФ
www.geraldika.ru – Гербы и флаги
www.heraldik.ru – Официальный сайт Союза геральдистов России
www.excurs.ru – Экскурс в геральдику
www.wikipedia.ru – Свободная энциклопедия
Рисуют дети водопад
За еду птицы готовы собирать мусор
Как нарисовать черёмуху
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
У меня в портфеле