• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Кто рисует радугу

Опубликовано Посохова Людмила Дмитриевна вкл 16.12.2012 - 17:08
Посохова Людмила Дмитриевна
Автор: 
Егор Бахилов

Работа рассказывает о таком природном явлении, как радуга.  Приведены подробные примеры опытов по получению радуги в домашних условиях. Может быть использована на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Творческая исследовательская работа о радуге83.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Белгорода».

Кто рисует радугу?

                                                        Подготовил:       Бахилов Егор

                                                                                      ученик 1-А класса.

                            Руководитель:

    Посохова Людмила Дмитриевна.

г. Белгород.

2011

Содержание.

1. Введение  …………………………………………………………………3

2. Результаты анкетирования……………………………………………….4

3. Теоретическая часть………………………………………………………4

4. Практическая часть. Наши наблюдения и опыты………………………5

5. Необычные радуги ……………………………………………… ………6

6.Результаты исследования………………………………………………… 7

7. Выводы…………………………………………………………………….7

8. Источники информации……………………….………………………….8

9. Приложения……………………………………………………………….9

        

1 ВВЕДЕНИЕ.

Выбор темы  исследования:

Летом, после дождя выглянуло солнышко. Я посмотрел на небо и увидел радугу. Мне было очень весело. Посмотрев на людей вокруг, я заметил, что все, и  взрослые и дети радуются этому природному явлению и с интересом рассматривают. Значит, радуга поднимает настроение, делает людей добрее.

  Я сказал маме: «Вот бы  до нее дотронуться». Мама ответила, что дотронуться до радуги невозможно,  а  попробовать получить радугу дома можно. Мне стало интересно.

Цель исследования:

         Получить радугу в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. узнать, что такое радуга;
  2. выяснить условия появления радуги в природе;
  3. получить радугу в домашних условиях разными способами.

Гипотеза исследования:

Предположим, что радугу можно получить только в солнечный и дождливый день.

Методы исследования:

  1. наблюдение;
  2. чтение  энциклопедий и словарей;
  3. изучение Интернет-ресурсов;
  4. беседы с взрослыми;
  5. опыты.

          Я считаю, что моя работа будет интересна любознательным и наблюдательным детям.  Материал работы можно использовать на уроках  дополнительного образования при изучении темы  «Природные явления».

           На одном из таких уроков я познакомил  одноклассников со своей работой. Мы  вместе проводили опыты и рассматривали радужные полосы. Было очень весело и интересно всем.

2. АНКЕТИРОВАНИЕ.

Когда я стал искать информацию и проводить опыты с радугой, то мне стало интересно, а что другие дети знают о радуге?

Опрос мы провели среди учащихся начальной школы. Всего мы опросили 60 человек.  И вот какие результаты мы получили:

1.Видел ли ты радугу?

                  Да -    60 человек.         Нет -  0 человек.

2. Знаете ли вы, когда появляется радуга?

                  Да - 56  человек.           Нет -  4  человека.

      3.Знаете ли вы, как образуется радуга?

                   Да - 2   человека.           Нет - 58  человек.

4. Знаете ли вы, в какой последовательности расположены цвета радуги?

                  Да -  32  человека.        Нет - 28 человек.

5. Можно ли получить радугу дома?

                  Да - 27  человек.          Нет – 33 человека.

Результаты анкетирования представлены на диаграмме.  (Приложение № 1).

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мифы о радуге.

        На сайте «Загадки природных явлений», мы узнали, что:

Когда-то давным-давно люди не знали, почему же на небе появляется радуга. Некоторые радовались появлению радуги, другие боялись, и потому придумывали мифы и легенды.

А в Библии радуга появляется после всемирного потопа, как символ союза Бога и человечества.

Одни думали, что  это мост, соединяющий мир людей и мир богов.

Другие верили, что в месте, где радуга коснулась земли, спрятан горшок золота и драгоценные камни.

А кто-то считал, что это змей, пьющий воду из озёр, рек и морей, которая  потом проливается дождём.

Что такое радуга.

        В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. нашли толкование слова радуга:

Радуга –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

             Радуга обычно появляется после дождя, когда светит солнце и где-то еще идет дождь. А человек стоит между солнцем и дождем.

Как же образуется радуга?

В  Интернете на сайте Википедия  мы нашли информацию о том, как образуется радуга.

Когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды, белый цвет преломляется и  разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Причем красный всегда вверху дуги, а фиолетовый внутри.  (Схема преломления белого цвета через призму в приложении №2).

Опыт 1. Обратное превращение.

Приведем доказательство того, что белый цвет – это смесь различных цветов, от красного до фиолетового.  Нарисуем все цвета радуги по кругу.  Если быстро вращать этот круг, цвета смешиваются и круг  кажется белым. Для опыта мы использовали юлу.  (Фотография опыта в приложении №2)

Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 основных цветов. Они различаются по яркости и отчетливости. Но порядок их всегда одинаков.

Чтобы запомнить порядок расположения цветов в радуге, надо выучить одно из предложений. Первая буква в каждом слове соответствует первой букве в названии цвета.

  1. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

   Или в обратном порядке.

  1. Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать.
  2. Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.
  3. Как однажды Жак –звонарь головою сшиб фонарь.

К – красный, О – оранжевый,  Ж – жёлтый, З – зелёный, Г – голубой,

С – синий, Ф – фиолетовый.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Наблюдение.

Чтобы увидеть радугу,  не обязательно дожидаться дождя. В брызгах фонтанов и водопадов, если стоять между ними и солнцем,  то можно увидеть  радугу. Когда я поливал растения в саду, в брызгах воды я тоже увидел радугу.  (Фотографии наблюдений радуги в приложении № 3)

Исследование.

Опыт 2.  Получение радуги с помощью воды и света.

 Радуга в природе состоит из солнечного света и капелек воды.

          1. Мы взяли миску с водой и положили в нее зеркальце. Поймали луч солнышка так, что бы он отразился от зеркальца на белую стену. В воде свет преломится и разобьется на цвета. На стене отразится маленькая радуга.

2. Вечером мы проделали такой же опыт с фонариком. На белой стене тоже получилась радуга.

(Фотографии опыта и схема в приложении № 4)

 Опыт 3.  Наблюдение радуги на мыльных пузырях.

Радугу так же можно увидеть на мыльных пузырях. Но тут действуют другие законы физики. Их мы будем изучать в старших классах. (Фотография опыта в приложении № 5).

Опыт 4.  Получение радуги с помощью CD или DVD диска.

Так же радугу можно получить с помощью обыкновенного СD или DVD диска. Нужно направить луч фонарика на диск и на стене отразится радуга. Она получается за счет свойств поверхности диска. (Фотография опыта в приложении № 6).

5. НЕОБЫЧНЫЕ РАДУГИ.

Осуществляя поиск в Интернете, мы нашли интересную информацию о радуге.

Иногда наблюдаются сразу две радуги. Самая яркая внизу.

Во вторичной радуге цвета располагаются в обратном порядке. Красный цвет внутри радуги, а фиолетовый снаружи.

Бывает видно три и даже 4 радуги. (Фотографии в приложении № 7).

Радуга на облаках.

Если смотреть с самолета на облако, а солнце будет за спиной, то  радуга будет в виде круга. (Фотография в приложении № 7).

Лунная радуга.

Лунная радуга - явление редкое. Но она бывает в  яркую лунную ночь. Радуга возникает в свете полной луны, когда идет дождь. Цвета в ней не очень яркие, белесые.  (Фотография в приложении № 7).

6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Таким образом, наша гипотеза, что радугу можно увидеть только в солнечный и дождливый день не подтвердилась. Она возникает и в свете фонарика  и  в радужных шариках  и  с  помощью  CD диска.

7. ВЫВОДЫ:

  1. Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

  1. Радугу в природе «рисует» свет и вода.

  1.  Радугу можно получить в домашних условиях разными способами.

 8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка».- 24-е изд. –М., 2005г. 1200с.
  2. Большая детская энциклопедия. –М.: Махаон, 2008. - 336 с.
  3. http://scorpicora1.narod.ru/astronomia/raduga.html - сайт « Загадки природных   явлений».
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki-  Материал из Википедии — свободной    энциклопедии.

Приложение № 1

Анкетирование.

Опрос мы провели среди учащихся начальной школы.
Всего мы опросили 60 человек.

                                                             


Поделиться:

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Северное сияние

Солнечная система. Взгляд со стороны

Сказка об осеннем ветре

Учимся ткать миленький коврик

Комментарии

Посохова Людмила Дмитриевна

О получении радуги в домашних условиях

16.12.2012 - 17:10

Ребенок стал призером муниципального этапа конкурса "Я - исследователь"

Посохова Людмила Дмитриевна
  • изменить
  • ответить