• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Путём великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова»

Опубликовано Канева Людмила Григорьевна вкл 16.12.2012 - 18:26
Канева Людмила Григорьевна
Автор: 
Малых Дарья 8б класс

Исследовательская работа посвящена 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

На муниципальном конкурсе учебных проектов ученица вошла в число лауреатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа о М.В.Ломоносове2.67 МБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

                                                             А.С. Пушкин

Введение

В этом учебном году мы стали изучать новый предмет – химию. Конечно же, о  существовании  науки много говорилось и раньше. Особенно интересно было попробовать самостоятельно провести какие-то химические опыты и эксперименты. Буквально с первых уроков нам показали «волшебства» химии, назвали  имена учёных-химиков, внесших неоценимый вклад в развитие этой относительно «молодой» науки. Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя  Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской культуры. Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о нежелании заниматься научной работой и даже неспособности русских к науке. М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.

        «Архангельский мужик», пришедший из деревенской глуши, навсегда устранил предрассудок о том, что искать науку и  искусство на  Руси, можно лишь в «высших» классах общества. 

        В ходе работы с материалами жизнеописания, при знакомстве со всё новыми сторонами мощной и противоречивой личности М.В. Ломоносова, он все больше завораживал; масштабы его замыслов и трудов не могут не впечатлять: «…историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и проник..». Многообразие занятий Ломоносова заставило отобрать для рассмотрения один аспект его деятельности. Используя исторические исследования, обратили внимание, что «белым пятном» долгое время оставались труды Ломоносова-естествоиспытателя. Первыми, кто занялся их анализом, были астроном Д.М. Перевощиков и известный историк науки Н.А. Любимов, автор книги «Ломоносов как физик» (1855). Выводы их были сдержанны: «Михаил Ломоносов интересен как участник научных дискуссий своего времени, как человек, умевший понимать актуальные вопросы естествознания и правильно их формулировать – не более того». Однако в конце XIX века этот взгляд был скорректирован, так как некоторые теории Ломоносова, которые казались неверными и устаревшими, неожиданно приобрели актуальность. Научное наследие Ломоносова было заново просмотрено и оценено. «Мы видим в нем предшественника современной химии, одного из немногих лиц, в руках которых были в то время точные приемы геологической мысли, первоклассного физика… проникавшего далеко вглубь научной мысли последующих поколений» (В.И. Вернадский)

        Учитывая тот факт, что и поэзия Ломоносова пронизана естественнонаучными мотивами, мыслями и догадками, направление – Ломоносов-естествоиспытатель – и стало приоритетным в работе над проектом. Прояснить сложную ситуацию с естественными науками, которые сам Ломоносов считал главным делом своей жизни помогло обращение к документам: оценки Ломоносовым своих научных заслуг; и оценки беспристрастных историков науки. Чтобы показать, что великий русский энциклопедист был в действительности очень цельной и монолитной натурой, в работе много места занимает повествование о его жизни: детстве, годах учебы, его времени.

        Архивные документы, свидетельства современников определили еще одно направление работы – исследовательское и практическое: пройден  путь «судьбы» изучения процессов растворимости; заинтересовавшись историей создания первой в мире химической лаборатории, приняла участие в интернет-проекте; проникшись литературным творчеством М.В.Ломоносова с группой одноклассников участвовала в создании и съёмках химической сказки.

Проблема: с одной стороны, в научном мире М.В.Ломоносов известен как ученый с широким спектром интересов, с другой – он поэт, исследователь русского языка и население недостаточно осведомлено о роли этого великого человека в науке. Так кто же такой М.В.Ломоносов?

Цель исследования: изучить жизнь и деятельность М.В.Ломоносова, его вклад в развитие естествознания.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу и другие информационные источники о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  2. Провести социологический опрос учащихся и взрослого населения с целью выявления проблемы.
  3. Пройти «по пути открытий» М.В.Ломоносова, используя постановку эксперимента и создание литературного произведения.
  4. Подвести  итоги, оформить доклад, тезисы, презентацию.

Объект исследования: жизнь и деятельность М.В.Ломоносова как пример научного подвига.

Предмет исследования: состояние информированности людей разного возраста о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, роли научных достижений для современной науки; химический эксперимент как возможность доказательности теоретических данных.

Гипотеза исследования: учащиеся и взрослое население не обладают достаточными знаниями  о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в развитие российской науки.

Сроки исследования: октябрь 2011 – февраль 2012 гг.

Планирование исследовательских действий:

  1. Октябрь – ноябрь 2011 года – изучение литературы по вопросу о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, участие в интернет-проекте, проведение мероприятий для учащихся школы, посвящённых юбилею М.В.Ломоносова.
  2. Декабрь 2011 года – январь 2012 года – проведение  социологического опроса, экспериментов, доказывающих суть процессов растворимости, сочинение химической сказки и её видеозапись, анализ полученных результатов.
  3. Февраль 2012 года  – подведение итогов исследования, оформление доклада, тезисов.

Методы исследования:

  1. Изучение информационных источников.
  2. Социологический опрос.
  3. Анализ и синтез исторических данных данных.
  4. Сопоставление  данных и умозаключений.
  5. Математический.
  6. Экспериментальный.
  7. Подготовка выводов, заключений

         Понять М.В. Ломоносова, без идеализации показать яркую, мощную личность, приоткрыть тот пласт нашей истории, который с неудачами и ошибками пришлось возделывать ему – вот основная идея данной работы. Все, что мы сделали к юбилейной дате - необходимо и полезно. 19 ноября 2011 года мы  отметили 300-летие со дня  рождения Михаила Васильевича Ломоносова.        

     


Поделиться:

Девочка-Снегурочка

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Фокус-покус! Раз, два,три!

Воздух - музыкант

Интересные факты о мультфильме "Моана"