• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование состояния здоровья учащихся

Опубликовано Габидуллина Миляуша Хатиповна вкл 08.01.2013 - 18:30
Габидуллина Миляуша Хатиповна
Автор: 
Габидуллина Лейсан Радиковна

 

        Главным в содержании  этой работы является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как на­блюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность работы — его интегрированность и междисциплинарность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_sostoyaniya_zdorovya_uchashchihsya.doc238 КБ
Office presentation icon issledovanie_sostoyaniya_zdorovya_uchashchihsya.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнесуньская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан.

К    конкурсу  научно-исследовательских  работ и проектов

 среди учащихся образовательных учреждений

«Мой след в науке»

Тема: Исследование состояния здоровья учащихся .

Номинация:  Медицина и здравоохранение

                                                             Исследовательскую работу выполнила :

                                                             Габидуллина Лейсан Радиковна,

                                                             ученица 8 класса .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                             Руководитель:

                                                             Габидуллина Миляуша Хатиповна -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                             учитель  химии, биологии высшей            

                                                             квалификационной  категории      

                           

2012 год

                                                 

 Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………….

2.Мониторинг физического развития учащихся…………………..

3.Динамика количественных и качественных показателей  

  уровня физического развития  , здоровья и социализации

  личности учащихся (за последние 3 года)…………….……………

4. Заключение…………………………………………………………………….

5. Использованная литература ………………………………………………

6. Приложения……………………………………………………………….

Введение.

«Человек — высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                           (И. П. Павлов)

 Быть здоровым — нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье — условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю — здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом — экологического качества окружающей среды.

Эстетическое, экологическое качество окружающей человека природной и социальной среды оказывает и непосредственное, и опосредованное влияние на его здоровье. Прежде всего на чувственно-эмоциональное состояние — эмоции, самочувствие, настроение, активность, что во многом определяет душевное и психическое здоровье человека.

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков - неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек, безусловно, — абсолютная ценность общества, а его здоровье — гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь из наших современников может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса — недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей её решения.

Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего их результаты — необходимая база для разработки.

        Главным в содержании  этой работы является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность работы — его интегрированность и междисциплинарность.

   

                       

Мониторинг физического развития учащихся.

Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из- за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи — значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру и т. д. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определенных измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.

Один из показателей здоровья — физическое развитие.

Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.

Данная работа состоит из двух этапов:

I

I. Оценка уровня здоровья учащихся.

II. Оценка физического развития.

 

I. Оценка уровня здоровья

Ход работы

  1. Измеряем рост и массу тела. Записываем результат.
  2. Измеряем давление. Записываем  результат.
  3. Подсчитываем пульс. Записываем результат.
  4. Вычисляем уровень здоровья учащихся  по формуле :

УЗ = 0,011 (ЧП) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,014 (В) +

+ 0,009 (МТ) - 0,009 Р - 0,27

 Где УЗ — уровень здоровья; ЧП — частота пульса; САД — систолическое давление; ДАД — диастолическое давление; В — возраст; МТ — масса тела; Р — рост.

Оценка результатов

Сравниваем полученные данные  со среднестатистическими, представленными в таблице , и определяем уровень здоровья учащихся.

Уровень здоровья

Оценка результатов

2,6 и менее

Отлично

2,61-2,86

Хорошо

2,86-3,10

Удовлетворительно

3,10 и более

Неудовлетворительно

Результаты полученные нами во время исследовательской работы:

   В исследовании  было охвачено 88 учащихся.

2. . Оценка физического развития.

Антропометрические измерения не только дают ответы на волнующие школьников вопросы о динамике роста, но и позволяют ознакомить их с некоторыми статистическими понятиями, которые довольно широко используются в сельскохозяйственном производстве. Учащимся старших классов можно объяснить, что при проведении наблюдений широко пользуются средними величинами и исследуют влияние на них различных факторов. Уравнение, которое отражает зависимость средней величины от других величин, называется уравнением регрессии. Например, масса (в быту — вес) человека зависит от роста. Чем человек выше, тем он в среднем больше весит. Эту зависимость можно определить формулой:

В = Р - 100, где В — масса тела в килограммах,

 Р — рост в сантиметрах, а 100 — экспериментально найденная поправочная величина. Но такая оценка весьма приблизительна. Во-первых, это соотношение дает лишь средний вес для данного роста. Во-вторых, оно не учитывает пол, от которого зависят и рост, и вес. Есть более сложное уравнение регрессии, которое учитывает и эти соотношения. Наконец, существуют таблицы, в которых указано, как изменяется вес человека данного телосложения и пола в зависимости от его роста. Эти таблицы называются рядами регрессии. Мы их также будем использовать.

А) Определение окончательной длины тела по росту родителей

У высоких родителей, как правило, бывают высокие дети, причем они могут быть и выше родителей. Специальные исследования, проведенные А.Ф. Синяковым , позволили найти связь между окончательным ростом детей и родителей. Вот

эти формулы:

Д с =0,54 х(До + Дм)-4,5

                                     Д д =0,51 х(До + Дм)-7,5,

 где Д с — длина тела сына, Д о — длина тела отца, Дм — длина тела матери, а Д д    — длина тела дочери (все в сантиметрах). Остальные величины в формуле были найдены путем статистических исследований.

Эти уравнения верны в среднем, но при конкретных расчетах могут быть и отклонения. Старшим школьникам можно объяснить, что в этих расчетах не учитывается рост более отдаленных предков: бабушек, дедушек и т.д., рецессивные гены которых могут проявиться во втором, а то и в третьем поколении. Кроме того, на рост влияют и другие факторы: питание, климат, мышечные нагрузки.

Б) Оценка физического развития по центильной таблице.

     

      Используя эту таблицу  можно определить центильную зону и номер  центильного коридора, куда попадает  показатели массы тела  изучаемого ребенка при достигнутом  росте. Если масса тела  попадает в серединную зону ( 25-75) центили или   3-5 коридор , то  питание ребенка может трактоваться как вполне отвечающее средним характеристикам. Зоны от 25 до 10  центили и от 75 до 90 го центиля позволяют говорить о тенденции к снижению или повышению  массы тела у ребенка( группы риска) .Зоны от 10 до 3 центили и от 90 до 97 центиля свидетельствуют  о явном снижении или повышении  массы , т.е. могут трактоваться как патологические.

 Центильная таблица

Возраст –рост            ( мальчики)



возраст

1

2

3

4

5

6

7

3

10

25

50

75

90

97

7 лет

112,3

115,7

118,8

122,0

125,2

128,3

131,2

8 лет

117,6

120,7

124,0

127,4

130,8

134,1

137,2

9 лет

122,3

125,6

129,2

132,8

136,4

140,0

143,3

10 лет

126,2

130,0

133,9

137,9

141,9

145,8

149,6

11 лет

130,8

134,7

138,8

143,0

147,2

151,3

155,2

12 лет

135,6

139,6

143,9

148,2

152,5

158,6

160,8

13 лет

140,7

145,0

149,7

154,4

159.1

163,8

168,1

14 лет

145,9

150,4

155,7

160,9

166,1

171,2

175,9

15 лет

151,8

156,5

161,6

166,3

171,9

177,1

181,8

16 лет

157,7

162,2

166,9

171,8

176,7

181,4

185,9

17 лет

160,7

164,9

169,4

173,9

178,4

 182,9

187,1

18 лет

171,6

165,8

170,3

174,8

179,3

183,8

188,0

 

Центильная таблица

Возраст –рост            ( девочки)



возраст

1

2

3

4

5

6

7

3

10

25

50

75

90

97

7 лет

112,2

115,6

118,2

121,4

125,2

128,4

131,4

8 лет

116,9

121,3

123,3

127,1

130,3

134,4

137,4

9 лет

118,2

124,6

128,7

132,1

135,6

139,2

143,1

10 лет

124,3

129,6

133,9

137,4

141,3

145,1

149,1

11 лет

131,0

133,9

139,2

143,3

146,8

151,1

155,1

12 лет

137,3

140,9

145,7

149,7

154,6

159,1

163,3

13 лет

142,1

146,3

150,8

155,3

159,8

163,4

168,5

14 лет

147,2

151,2

155,3

159,0

163,8

168,4

172,6

15 лет

149,6

152,7

157,8

161,2

165,4

169,6

173,6

16 лет

150,7

154,4

158,3

162,2

166,1

170,0

173,8

17 лет

151,2

154,8

158,6

162,5

166,4

170,2

173,8

18 лет

151,4

155,0

158,8

162,7

166,6

170,4

174,0

 

Центильная таблица

Рост (см.)- масса( кг)           ( мальчики)



рост

1

2

3

4

5

6

7

3

10

25

50

75

90

97

110

15,6

16,8

17,8

19,0

20,3

22,1

23,0

115

16,8

17,6

18,8

20,5

22,0

23,3

25,5

120

18,0

19,2

20,4

22,3

24,2

25,5

27,5

125

19,9

21,1

22,6

24,4

26,3

28,1

30,6

130

22,6

23,6

24,8

26,8

28,5

30,9

34,0

135

24,3

25,7

27,1

29,3

31,5

34,0

37,5

140

26,2

28,5

29,9

32,2

34,8

37,4

41,4

145

29,1

30,9

33,0

35,6

38,6

42,4

46,4

150

31,8

33,7

35,9

38,3

42,4

47,7

52,0

155

34,7

37,2

39,9

43,2

46,7

51,6

57,7

160

38,2

41,0

43,9

47,8

51,7

57,8

64,5

165

41,8

45,2

48,5

52,7

57,6

63,5

70,0

170

46,9

50,0

53,2

57,5

62,1

67,4

75,6

175

50,4

53,6

57,5

61,7

66,8

72,8

80,2

180

53,3

56,7

61,8

66,5

71,2

77,0

84,2

185

57,3

61,4

65,9

70,7

75,0

80,7

86,8

190

59,3

63,1

68,5

73,8

77,9

83,5

88,7

 

Центильная таблица

Рост (см.)- масса( кг)           (  девочки)



рост

1

2

3

4

5

6

7

3

10

25

50

75

90

97

110

14,9

16,1

17,4

18,8

20,2

21,5

22,7

115

16,7

17,6

19,2

20,8

22,0

23,6

25,5

120

18,4

19,9

20,8

22,3

24,2

26,0

23,1

125

20,0

21,1

22,7

24,3

26,2

28,2

31,3

130

22,0

32,3

24,9

26,6

29,1

31,4

34,3

135

23,7

25,6

27,0

29,3

31,6

34,7

38,6

140

26,2

27,5

29,4

32,1

35,7

37,5

43,9

145

29,1

31,2

33,0

35,8

39,8

44,2

50,8

150

32,1

34,6

37,2

40,5

45,5

51,2

57,3

155

35,7

38,8

41,2

45,7

51,3

57,2

63,0

160

40,1

43,0

46,2

50,7

56,2

61,2

69,0

165

43,7

46,7

50,3

54,8

60,2

66,4

74,5

170

46,7

49,9

53,7

58,5

64,0

70,7

78,3

175

49,6

52,2

66,1

61,5

66,9

74,0

82,3

 

Вспомогательная таблица

для оценки  физического развития детей

Рост


масса

1

2

3

4

5

6

7

7

Гипосомия

Избыток массы 2 степени

Гипосомия

Избыток массы 2 степени

Нормосомия

Избыток массы 2 степени

Нормосомия

Избыток массы 2 степени

Нормосомия

Избыток массы 2 степени

Гиперсония Избыток массы 2 степени

Гиперсония

Избыток массы 2 степени

6

Гипосомия

Избыток массы 1 степени

Гипосомия

Избыток массы 1 степени

Нормосомия

Избыток массы 1 степени

Нормосомия

Избыток массы 1 степени

Нормосомия

Избыток массы 1 степени

Гиперсония

Избыток массы 1 степени

Гиперсония

Избыток массы 1 степени

5

Гипосомия

Нормо-троф

Гипосомия

Нормо-троф

Нормосомия

Нормотроф

Нормосомия

Нормотроф

Нормосомия

Нормотроф

Гиперсония

Нормо-троф

Гиперсония

Нормотроф

4

Гипосомия

Нормо-троф

Гипосомия

Нормо-троф

Нормосомия

Нормотроф

Нормосомия

Нормотроф

Нормосомия

Нормотроф

Гиперсония

Нормо-троф

Гиперсония

Нормотроф

3

Гипосомия

Нормо-троф

Гипосомия

Нормо-троф

Нормосомия

Нормотроф

Нормосомия

Нормотроф

Нормосомия

Нормотроф

Гиперсония

Нормо-троф

Гиперсония

Нормотроф

2

Гипосомия

Дефицит массы 1 степени

Гипосомия

Дефицит массы 1 степени

Нормосомия

Дефицит массы 1 степени

Нормосомия

Дефицит массы 1 степени

Нормосомия

Дефицит массы 1 степени

Гиперсония

Дефицит массы 1 степени

Гиперсония

Дефицит массы 1 степени

1

Гипосомия

Дефицит массы 2 степени

Гипосомия

Дефицит массы 2 степени

Нормосомия

Дефицит массы 2 степени

Нормосомия

Дефицит массы 2 степени

Нормосомия

Дефицит массы 2 степени

Гиперсония

Дефицит массы 2 степени

Гиперсония

Дефицит массы 2 степени

Результаты исследования:

3. Динамика количественных и качественных показателей уровня физического развития  , здоровья и социализации личности учащихся 

(за последние 3 года).

                    Группы здоровья

 

     

Физкультурные группы учащихся.

Физическое развитие учащихся.

Вывод:

По результатам статистических данных  исследование показало  рост   количества   детей подлежащих к 2 и 3 группе  здоровья. Увеличилось количество детей  имеющих  диагнозы: хронический пиелонефрит  ,  сколиоз,  заболевания глаз.

Заключение.

                                                                                               

                                                                                    «… чтобы  быть здоровым, нужны  

                                                                                    собственные усилия, постоянные

                                                                                  и значительные. Заменить их  

                                                        нельзя ничем.»

                                                                                                    Академик  Н.М.Амосов

         Основная задача этой работы заключается в том, чтобы научить старшеклассников практическим умениям самоанализа и самооценки своего здоровья, изучения и оценки состояния окружающей среды, что позволит им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. Данный материал ориентирован на личность подростка и призван мотивировать необходимость деятельности по укреплению и развитию своего здоровья, благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

 Собрав  и проанализировав информацию в рамках такого микроисследования можно разобраться с тем , ЧТО и КАК нужно делать для того , чтобы быть здоровым. Эти знания помогут  нам  разумно, рационально « расходовать » здоровье, какую бы профессию в будущем  мы не предпочли и прожить долгую , активную жизнь.

Да будет в здоровом теле здоровый дух!

Использованная литература :

1. Анастасова Л. П., ГолъневаД. П., Короткова Л. С. Человек и окружающая среда. М., 1997.

2.Богоявленский И. Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на местах происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций: справочник. СПб., 2003.

3. Дорохов А. Про тебя самого. — М., 1989.

4. Заиманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. — М., 1991.

5. Зверев М.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. М., 1999.

6. Золотарев Ю.Г. Жить не болея? Поверь и научись. — СПб., 1995.

7. Маш Р. Д. Человек и его здоровье: сборник заданий по биологии для                                    учащихся 8 кл. М., 2004.

8. Муравьев А. Г., Пугал Н.А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. СПб., 2003.

9. Практикум по школьной валеологии / под ред. Н. А. Пугал. М., 1996.

10. Практикум по гигиене. Биология 9 (8). Человек / Н. А. Пугал и др. М.,2002.

11. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 кл. М., 2000.

12. Сапин М. Р., Брыксина 3. Г. Анатомия и физиология человека: учеб. для 9 кл. школ с углубленным изучением биологии. М., 1998.

13. Федюкович Н.И., Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. М., 2003.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Знакомые следы

Разлука

Прекрасное далёко

Композитор Алексей Рыбников

Две лягушки