• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Лингвистические ошибки вокруг нас

Опубликовано Ланцова Нина Васильевна вкл 08.01.2013 - 19:40
Ланцова Нина Васильевна
Автор: 
Савченко Кетеван

Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация».

     К проведению этого исследования нас побудило то, что везде: в маршрутных автобусах, на рекламных щитах, на упаковках - появляется большое количество ошибок. Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили своё исследование.

     Мы собираем вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные слоганы, ценники, объявления в маршрутных автобусах, названия магазинов и т. д., Все найденные ошибки мы классифицируем

    Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.

    Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskie_oshibki_vokrug_nas.doc57.5 КБ
Office presentation icon lingvisticheskie_oshibki_vokrug_nas.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и

классификация

Савченко К. МБОУ СОШ № 13, 8 класс.

Россия

г.Братск

МБОУ СОШ № 13, 8 класс.

ВВЕДЕНИЕ

     Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация». 

     К проведению этого исследования нас побудило то, что везде: в маршрутных автобусах, на рекламных щитах, на упаковках - появляется большое количество ошибок. Мы хотим выдвинуть лозунг: «Ошибка – враг человека!» Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили своё исследование.

     Мы собираем вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные слоганы, ценники, объявления в маршрутных автобусах, названия магазинов и т. д., Все найденные ошибки мы классифицируем

    Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.

    Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках  

    Задачи исследования:

•  проанализировать рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках и выделить основные виды орфографических,  пунктуационных и речевых  ошибок, распространенных на территории города Братска;

•  объяснить  причины появления распространенных  ошибок в рекламных объявлениях

г. Братска.

                                                               

    Объектом исследования   данной работы являются рекламные объявления, этикетки, упаковка, ценники на товарах

Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в рекламных объявлениях, на этикетках, упаковках, ценниках.

    Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых,  орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.

    Основные методы и приемы:  сбор информации (рекламные объявления с  ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

   Материал для исследовательской работы был собран на территории города Братска.

                     

 1.  ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ     ОБЪЯВЛЕНИЯХ

   Орфографические ошибки в рекламных объявлениях г. Братска.

Проанализировав рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.

   В слове экстремальный допущена ошибка, скорее всего, потому, что напрашивается слово для проверки экстрим. Это близкие по значению слова, но экстремальный пришло из латинского языка, а экстрим  -  из английского, поэтому проверять безударную гласную словом экстрим нельзя.

   Экстри́м (англ. extreme — противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило связанные с опасностью для жизни (Википедия)

   Экстремальный [лат. extremus - крайний] - крайний, предельный; выходящий за рамки обычного, чрезвычайный. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. (приложение 1)

  Слово  минимаркет нужно писать слитно, потому что нельзя часть мини переставить, как, например, в слове мини-юбка, юбка мини (приложение 2)

   Слово грейпфрут на ценнике в магазине «Кстати», скорее всего, написано с ошибкой из-за созвучия с понятным словом фрукт (приложение 3)

Имена существительные : Метизы, Стяжки, Петли, Ручки, Крючки, Опоры, Замки_ направляющие системы для выдвижных ящиков - (приложение 4) из рекламы в газете «Вечерний Братск» должны быть написаны с маленькой буквы, т.к. это имена нарицательные. Написание сторочной буквы вместо прописной – весьма распространённая ошибка в рекламе. Причиной возникновения может быть влияние английского языка, где все существительные пишутся с заглавной буквы, или стремление рекламодателей выделить таким образом наиболее важные смысловые единицы.

2. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

       Пунктуация (ср.-век. лат. Punctuatio — от лат. Punctum — точка) —  раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.[1]

       Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение и восприятие написанного.

     Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях  г.Братска.

     Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, обращениях, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях.

Наиболее часто встречаются ошибки в постановке двоеточия.

   В рекламном объявлении химчистки «Радуга» двоеточие не нужно, т.к.слово «чистка» связана с последующими словами не сочинительной связью, а подчинительной. Чистка кого?,чего? шуб, дублёнок и т.д. А сочетание «Ремонт одежды» в последней строчке  однородно слову «чистка» и должно бы быть выделено так же, как и слово «чистка»  (приложение 6).

Аналогичные ошибки в рекламном объявлении от агентства  «Пчела». У нас вы можете заказать: тёплые воспоминания о том интересном времени, которое выпускники провели в школе. К чему относится слово заказать к грамотам или тёплым воспоминаниям? В маркированном списке в последней строке предложение Принимаем предварительные заказы   на изготовление медалей не является однородной синтаксической единицей с предшествующими конструкциями именные грамоты, фотоальбомы и т.д. и должно быть выделено иначе (приложение 7).

    В рекламном объявлении санатория «Братское взморье» допущен ряд пунктуационных  ошибок. Во-первых, необоснованно изменён  порядок слов, «Братское взморье» санаторий предлагает. Во-вторых, двоеточие после слова «предлагает» не нужно, т.к. далее должно следовать прямое дополнение: предлагает  (что?) акцию «Счастливый день». Но слово «акция» употреблено в именительном падеже, Следовательно, возникает грамматическая ошибка. В предложении «Приобретая путёвку с фиксированной датой заезда, 2,17 апреля_  и продолжительностью лечения 16 дней_ Вы становитесь участником уникальной акции – 1500 рублей за день пребывания в санатории!» Словосочетание 2,17 апреля является уточняющим несогласованным определением и должно выделяться запятыми. Приобретая путёвку с фиксированной датой заезда, 2,17 апреля,  и продолжительностью лечения 16 дней – это деепричастный оборот, после него должна стоять запятая. (приложение 8)

     В рекламной статье «Он станет Вашим лучшим другом!» («Свободные новости»№49)

В предложении  Работая с таким ноутбуком_можно обойтись без «мыши», а текст писать прямо на экране  также не выделен деепричастный оборот.

   В объявлении мебельного салона «Идеи дома» (приложение 9) не поставлена запятая при обращении мужики.

3.РЕЧЕВЫЕ  ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ Г. БРАТСКА

     Речевые  ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.[6]

     Речевые ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. «Уколы красоты можно ставить, имея  только Медицинскую лицензию» ) допущена ошибка,  употребление слова «ставить» в несвойственном ему значении, так как уколы делают, а не ставят (слово "ставят" - это медицинский жаргон, слово-паразит): «Уколы красоты можно делать,  имея  только Медицинскую лицензию»  

 Речевые ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

   Речевые ошибки в рекламных объявлениях г.Братска.

      В частном объявлении о продаже дома (приложение 10) на лицо речевая недостаточность, пропущено слово имеется. А нарушение прядка построения объявления приводит к непониманию: земельный участок 12 соток продаётся  или находится рядом, как колонка и остановка?

      Сделай покупку и получи подарок бесплатно (приложение11) Рекламный проспект винных магазинов

Пода́рок — вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.

Экстремальный паркур (приложение12)

   Паркур является экстремальным видом человеческих развлечений.(Википедия) , т.е  значение черезвычайный, опасный уже заложено в слово паркур

  Абсолютный эталон (приложение 13)

1) Эталон - мерило, образец

2) Эталон - точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера

перен. Мерило, образец для подражания, сравнения.(Словарь Ожегова). Так и значение слова абсолютный заложено в слово эталон

Это нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова (плеоназм)

4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    В частном объявлении о потере оружия (приложение16) последнее предложение построено неправильно: в нём нет ни подлежащего, ни сказуемого. Следует сказать: «Нашедшего оружие или что-либо знающего о данном происшествии просим позвонить по телефону…»

 На диске с песнями Виктора Цоя (приложение17) допущена  грамматическая ошибка в употреблении причастия ушедшие. В данном словосочетании обоснованно пропущено слово людей. Памяти  (кого? чего?) людей (каких?) ушедших.По законам грамматики в причастии должно быть окончание –их. Верное написание: памяти безвременно ушедших.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в  рекламной продукции, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и речевых  норм (объект нашего исследования),  - следствие незнания  норм русского языка и неумение или нежелание производителей рекламной продукции пользоваться словарями.

    Выявленные  ошибки - результат  не только  низкой грамотности, но и

с безответственного отношения рекламодателей  к своей работе, неумение соединить пунктуационные нормы языка и графические возможностями дизайна для выделения наиболее значимых в рекламе речевых единиц.  По характеру ошибок, можно сказать, что предпочтение отдаётся дизайну в ущерб грамотности.

    Реклама проникла во все сферы нашей жизни, мы все пользуемся рекламой, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную ?рекламу.      

   

    Практическая направленность  нашей работы заключается в стремлении обратить внимание каждого человека на то, какую рекламную  продукцию он потребляет. Если людям предлагают некачественную еду или одежду, они жалуются. Пожаловался ли кто-нибудь хоть раз на некачественную рекламу? Возмутился ли небрежным обращением с языком при оформлении объявлений, упаковок, этикеток?

   Вспоминаются  слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».

   Заканчивая данный этап исследования, мы поняли, что большую часть ошибок обнаружили в газетах «Вечерний Братск» и «Свободные новости», поэтому   хотим обратиться  в редакции этих газет с просьбой ответственнее подходить к лингвистической стороне объявлений, печатающихся в их изданиях. В выходных данных редакция сообщает: « Ответственность за содержание рекламных материалов несут рекламодатели», но за грамотное оформление  ответственность должна нести редакция. Каждый производитель должен выпускать качественную продукцию.    

И хочется верить, что скоро придет время, когда  языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.    

 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация.

Слайд 2

орфография

Слайд 3

орфография

Слайд 4

орфография грейфрукт вместо грейпфрут (магазин «Кстати») требуется прод о вец (из объявления на киоске на ул.Солнечной) самокле ю щаяся плёнка (ценник в магазине «Элегант - Падун»

Слайд 5

орфография

Слайд 6

пунктуация

Слайд 7

пунктуация

Слайд 8

пунктуация

Слайд 9

пунктуация

Слайд 10

речевые ошибки

Слайд 11

речевые ошибки

Слайд 12

Паркур является экстремальным видом человеческих развлечений.(Википедия)

Слайд 13

Речевые ошибки

Слайд 14

словотворчество

Слайд 15

словотворчество греч. dromos — бег, место для бега

Слайд 16

речевые ошибки

Слайд 17

грамматические ошибки

Слайд 18

Благодарим за внимание Братск 2012г .

Поделиться:

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Прекрасное далёко

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Философские стихи Кристины Россетти

Дымковский петушок