• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Без хлеба куска-везде тоска".

Опубликовано Егорова Татьяна Валерьевна вкл 15.01.2013 - 18:49
Автор: 
Сагоянц Диана, 5 класс.

Исследовательская работа "Без хлеба куска-везде тоска"поможет узнать, как появился хлеба, изучить традиции в отношении хлеба, рассмотреть энергетическую ценность хлеба, его состав, провести исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа по биологии.67 КБ

Предварительный просмотр:

Бурятия.

Мухоршибирский район.

МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Научно – практическая конференция

учащихся 5-6 классов

«Серебряная альфа».

Номинация: Окружающий мир.

ТЕМА:

Без хлеба куска-

везде тоска.

Автор: Сагоянц Диана,ученица 5 класса

Руководитель: Егорова Татьяна Валерьевна,

учитель биологии

                                         

с Никольск 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Введение-----------------------------------------------------стр 2
  2. Основная часть
  1. История появления хлеба-------------------------стр 2
  2. Отношения хлеба в разные времена------------стр 2-3
  3. Традиции, верования-------------------------------стр 4-5
  4. Значимые даты---------------------------------------стр 5
  5. Пищевая ценность-----------------------------------стр 6
  6. Экспериментальная часть--------------------------стр 6-7
  7. Экскурсия в пекарню--------------------------------стр 7-8
  1. Заключение--------------------------------------------------- стр 8
  2. Список литературы------------------------------------------стр 9

Тема  исследовательского проекта: «Без хлеба куска- везде тоска».

Объект исследования- хлеб

 Предмет исследования- отношение человека к хлебу

Методы исследования:

  1. сбор информации,
  2. собственные наблюдения, опрос учащихся
  3. эксперимент,
  4. экскурсия и беседа со специалистами.

Цель: вызвать у своих сверстников уважительное отношение к хлебу.

Задачи:

  1. Узнать, как появился хлеба.
  2. Найти сведения об отношении к хлебу в разные времена.
  3. Изучить традиции в отношении хлеба.
  4. Рассмотреть энергетическую ценность хлеба, его состав
  5. Провести исследование хлеба.
  6.  Провести социологический опрос в школе.
  7. Посетить местную хлебопекарню.

1.Введение.

Однажды я услышала пословицу «Без хлеба куска- везде тоска». Вдумавшись в слова, я поняла, как много значит хлеб в жизни человека. О нем складываются стихи, сказки, рассказы, небылицы. О нем очень много пословиц и поговорок. Хлеб всегда находится на нашем столе. Мы его берем с собой в поход, его любят кушать не только люди, но и животные. Все это меня натолкнуло на мысль заняться исследовательской работой.

2. Основная часть.

 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ХЛЕБА.

 Слова «хлеб» имеет древнегреческие корни и происходит от названия горшков («клибанос»), в которые помещали разрыхленное брожением тесто для последующей его выпечки. Предполагают, что племена превратили слово «клибанос» в «хлайфе». В результате дальнейших преобразований у древних немцев появилось слово «хлайб», у эстонцев — «лейб» и «хлеб» — у славян. По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях.  К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

 ОТНОШЕНИЕ ХЛЕБА В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА.

Хлеб был и остается одним из важнейших продуктов в мире. Возьмем, к примеру, историю Австралии. Многие из первых поселенцев были сосланы на этот материк за кражу хлеба. Мука была важнейшим продуктовым сырьем на государственных рынках. Первая булочная была открыта жителем Сиднея Джоном Палмером, который попал в Австралию на военном корабле.

Теперь вернемся в Россию.  Ученые считают, что в Х—ХI веках на Руси уже умели выпекать ржаной хлеб из сквашенного теста. Тесто готовили на специальных заквасках, секреты приготовления которых каждая семья хранила и передавала из поколения в поколение.

 Основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золота, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники,      7 - блины, 12 – пекли ситный хлеб. В конце XIX - начале XX века в России были популярны крендели, бублики, баранки, калачи.

В средневековой Европе хлеб был основной пищей бедняков.

Беседуя со своей бабушкой, я очень много узнала об истории получения хлеба. Пшеницу сажали вручную, в ручную  убирали. Вязали снопы, обмолачивали при помощи молотилок, веяли от мусора на специально изготовленных веялках. Готовое зерно везли на мельницу, при помощи жерновов перетирали зерна в муку, а из нее пекли хлеб..

Профессия пекаря была почитаема на Руси. Жители деревень сами пекли хлеб, а горожане чаще всего покупали его в булочных, пекарнях. Помимо хлеба, у булочников можно было приобрести баранки, бублики и калачи. Сельские жители лишь изредка могли позволить себе такие лакомства и покупали их в качестве гостинца детям. Калачи были на Руси в особом почете.

 ТРАДИЦЫИ ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ В ОТНОШЕНИИ ХЛЕБА.

Бережное отношение к хлебу мы привыкли объяснять тем, что в него вложен нелегкий труд многих людей. Истинную же причину можно найти, если рассмотреть верования и обычаи древних славян. В те далекие времена сельскохозяйственные культуры делились на мужские и женские. Хлеб сеяли только мужчины. Зерно для посева выносили в специальных мешках.

Чтобы приготовить кашу из зерна, необходим был союз трех священных стихий: Воды, Огня и зерна. Заправленная ягодами или медом каша несла смысл победы над Смертью, возвращения к Жизни. Священная каша дошла до наших времен в виде кутьи, которую готовят к Рождеству, на поминки.

Другой древнейшей ритуальной едой были блины.

Румяный круглый блин символизировал собой Солнце, которое «умирало и воскрешалось» каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает Зима (Смерть), и возрождается Весна (Жизнь).

Невесту перед свадьбой усаживали на накрытую подушкой квашню, чтобы будущая семья жила весело, богато, дружно и многодетно.

По испеченным коврижкам гадали: если макушечки наклонены вовнутрь печи, то быть прибытку, если наружу – к разорению.

В Древней Англии давали подозреваемому съесть черствую корку хлеба. Если злодей внезапно давился – значит, виноват.

Существовали специальные присмотры за хлебными полями – дозоры. Сторожа следили как за порядком в поле, так и за погодой: неожиданная гроза и разряд молнии могли вызвать пожар.

 

4. ЗНАЧИМЫЕ ДАТЫ.  

 В русском народном календаре есть несколько дат, особенно значимых для жатвы.

  1. 26 июля  – день памяти Архангела Гавриила – жнецы считали днем, когда «добрая сила со святого неба слетает». На ранней заре крестьяне шли внимательно осматривать хлебные поля. Хорошим знаком считалось видеть в этот день светлое сияние над полем.(зарница) Верили, это «крылья ангела Гавриила» – знак, что Господь внял мольбам жнецов и послал щедрый урожай. В этот день, как говорили, «приспело кланяться матушке ржи и святым».
  2. Популярным блюдом на Руси были и блины. И сегодня блины пекут на Масленицу в честь проводов зимы.
  3. Поспевают хлеба, как замечали в народе, чаще всего ко 2 августа  – Ильину дню. «На Ильин день первый сноп и первый осенний праздник», – гласит поговорка. Этот праздничный день крестьяне проводили в мольбах и прославлении святого Ильи. Выходить в поле запрещали: опасались последствий грозы, во время которой Илья-пророк на небесах с нечистью борется.
  4. 6 августа, в день Бориса и Глеба, говорили: «Борис и Глеб – поспел хлеб». Первый сжатый сноп был священным символом урожая. Представитель семейства торжественно вносил его в дом и ставил под образами в красном углу. Зерна первых и последних снопов, по представлениям русского народа, обладали чудодейственными силами. Поэтому по завершению жатвы их смешивали со всем убранным урожаем.
  5.  Заканчивали жатву к концу последнего летнего месяца – 28 августа– Дню Успения Пресвятой Богородицы.
  6. Главным праздником крестьян был Овинник, или именины Овина. Целую неделю, начиная с 14 октября, после сбора урожая в деревнях начинались пиршества. Овинник считался покровителем любви, поэтому в этот период начинали готовиться к свадьбе.
  7. Всем известное выражение «Хлеб да соль» означало пожелание благополучия и достатка, хлебобулочные изделия приносили в качестве гостинца. Сегодня сохранился обычай встречать гостей с хлебом и солью, который можно увидеть на свадьбах и других торжественных мероприятиях.

 ПИШЕВАЯ ЦЕННОСТЬ.

Пищевая ценность хлеба зависит от его калорийности, содержания в нем полезных для организма веществ и усвояемости. Хлеб оценивают не только на основании его химических свойств, но и его аромата, вкуса и внешнего вида, поскольку эти качества так же влияют на пищеварение. Тем, кто хочет обрести здоровье и стройность, необходимо есть хлеб каждый день. Дело в том, что он придает поглощаемой пище консистенцию, способствующую более быстрому перевариванию в желудочно-кишечном тракте. С хлебом организму легче усвоить первые блюда, икру, сыр, джем и др. Поэтому утверждение, что хлеб вреден для фигуры является не более чем мифом.

Пищевая ценность хлеба определяется в первую очередь сортом муки и рецептурой. Чем ниже сорт муки, тем больше витаминов и микроэлементов содержит испеченный из нее хлеб. Его химический состав значительно меняется в результате введения сахара, молока, жиров и других компонентов.

В ржаном хлебе содержится от 4,7 % белка, а в пшеничном – до 8 %. Пшеничный хлеб богат такими аминокислотами, как лизин, триптофан и метионин. В ржаном хлебе содержится много лизина, но не хватает метионина и триптофана. В хлебе всех сортов присутствует глютаминовая кислота, содержание которой может достигать 40 % от всех аминокислот. Она необходима для обмена веществ, связывает аммиак, являющийся результатом жизнедеятельности клеток нервной системы, а также участвует в процессе синтеза других аминокислот. При недостатке глютаминовой кислоты снижется физическая и умственная работоспособность.

Все хлебобулочные изделия отличаются высоким содержанием углеводов. Их количество обычно достигает 50 %. Углеводы необходимы для восполнения энергетических затрат. Наиболее важны неусвояемые углеводы, которые не расщепляются в желудочно-кишечном тракте и усиливают перистальтику кишечника, способствуя очищению организма. По мнению диетологов, суточная потребность взрослого человека в хлебе составляет 250–270 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Я купила в пекарни свежий хлеб и дома взяла-  не свежий. Отличить свежий хлеб от несвежего оказалось  очень просто. Для первого характерны ломкая хрустящая корочка, эластичная мягкая часть и приятный аромат, а для не свежего– мягкая корочка и крошащаяся мягкая часть.

Внешний вид хлеба (форму, поверхность, цвет) можно определить, осматривая его при дневном  свете. Для определения состояния мякиша изделие разрезают по ширине и определяют  прикасаясь кончиками пальцев к поверхности мякиша в центре изделия. У пропеченных изделий мякиш сухой, у недостаточно пропеченных изделий – влажный, сырой. Мой образец был пропеченным.

При определение вкуса кусочек хлеба разжевывают в течение 3 – 5 с и вкусовые ощущения сравнивают.

Запах определяют путем 2 – 3 разового глубокого вдыхания воздуха через нос как можно с большей поверхности в начале целого изделия, а затем после его разрезания. Проделав эксперимент, я четко по запаху смогла определить свежий хлеб или нет.

Я решила определить есть ли в муке крахмал, для этого я приготовила раствор муки и добавила в него раствор йода, я увидела, что раствор с мукой окрасился в фиолетовый цвет. Вывод: в муке, а следовательно и в хлебе есть крахмал.

Для обнаружения белка под руководством учителя я правила биуретовую реакцию. К 1 мл исследуемого раствора долила 1 мл раствора гидроксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора сульфата меди (CuSO4). Раствор окрасился в фиолетовый цвет с синим оттенком. Вывод: эта реакция указывает на то, что в муке, а следовательно и в хлебе находится белок.

.

ЭКСКУРСИЯ В ПЕКАРНЮ.

Вместе с учителем мы сходили на экскурсию в местную пекарню. Там я увидела своими глазами, какие существуют установки для выпечки хлеба. На 1 булку хлеба берут 600гр теста. Когда хлеб готов его помещают в латки и отправляют на продажу. При этом вес булки составляет 500гр, 100гр воды испаряется из теста в печи.

В процессе работы я поняла, что прежде чем попадет кусочек хлеба на стол, нужно хорошо потрудится  людям разных профессий. Я провела социологический опрос в школе. Прошла по всем классам с 1по 11 с двумя вопросами: Вы любите хлеб?  Бережно ли вы относитесь к хлебу? Вывод: все учащиеся ответили, что они бережно относятся к хлебу. По второму вопросу результаты получились следующие: из 148 учащихся 20 человек хлеб не любят.

3. Заключение

Моя исследовательская работа посвящена теме «Без хлеба куска- везде тоска», так как в России он традиционно считается одним из основных продуктов питания, потребляемый круглый год независимо от сезона всеми группами населения.

Я просмотрела много информации в интернете о  том, как появился хлеб, об отношении к нему в разные времена. Изучила традиции в отношении хлеба, узнала о датах связанные с хлебом. Нашла в дополнительной литературе энергетическую ценность хлеба, его состав. Провела небольшие исследования, посетила местную хлебопекарню. Провела социологический опрос. Все это позволило мне сделать следующие выводы и рекомендации:

  1. Помните и сохраняйте обычаи и традиции в отношении хлеба.
  2. Знайте, что если выкидывать по 100 гр. хлеба в день, то в год это составит 36кг из расчета на 1 человека!
  3. Дайте себе клятву, что никогда не бросите хлеб на пол,  и не будете брать хлеба больше того, чем сможете съесть.
  4.  Когда я сама больше узнал о хлебе, изменилось и мое отношение к нему.
  5. Я уверена, что мой рассказ поможет вам уважать и ценить то, что мы имеем.

4. Список использованной литературы.

  1. Ауэрман Л.Я. «Технология хлебопекарного производства» Владимиров А. "Земля на зёрнышке стоит", Москва "Детская литература"1984г.
  2. Алликметс К.П., Метса А.А. « Поговорим... поспорим…»    Учебное пособие, Ленинград. Просвещение. 1991
  3. Аникин  В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва
  4. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий. Качество и безопасность: Учеб. – справ. для вузов под редакцией В.М. Позняковсвого. – Новосибирск: Сиб. унив. издательство.


Поделиться:

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Всему свой срок

Лупленый бочок

Рисуем "Ночь в лесу"

Зимовье зверей