1
Введение.
Развитие современного общества – это развитие, прежде всего, человека в информационном пространстве, где все направлено на достижение конкретного экономического результата. В таких условиях при формировании личности в школе появилась необходимость гуманитаризации образования, которое оберегало бы ребёнка в процессе формирования его личности от информационного зомбирования и превращения его в деталь экономико-механической системы. Современному человеку требуется не только высокий уровень образования, но и гармония его внутреннего и внешнего мира, а значит его культурное и эстетическое развитие. Выпускнику необходим такой уровень компетенции, который обеспечил бы ему человекосообразную жизнедеятельность и реализацию его во всех сферах - профессиональной, личностной, общественной, семейной и т.д. Подобный формат воспитания учащегося в школе возможен при гуманитаризации образования путем создания во внеклассной работе на уроках русского языка и литературы журнала о природе родного края.
Журнал, где школьники размещают сочинения о животных, об отношении человека к природе, о достопримечательностях родного края, оформлять их рисунками, фотографиями, решает проблему воспитания человека с ответственным отношением не только к себе, но и к своим близким, окружающим его людям, а также природе. Это обеспечивает процесс формирования социальных способностей человека, его индивидуально-психологического мира, стремления к самореализации, умение чувствовать любовь, дружбу, сострадание и заботу, что определяет актуальность данного проекта.
Цель проекта - воспитание экологической ответственности как черты личности.
Задачи:
1.Развитие авторских навыков учащихся.
2.Развитие художественно-эстетических навыков.
3.Воспитание коммуникативной компетенции.
4.Умение публичных выступлений.
5.Умение выстраивать позитивных отношений с окружающим природным миром и другими людьми.
6.Изучение природы родного края.
Ожидаемые результаты:
1..Умение грамотно изложить информацию;
2.Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям.
2
3.Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики.
4.Умение вести беседу.
5.Умение определять жанровую природу газетного и телевизионного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей.
6.Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусств.
Содержание работы.
Решая проблему гуманитаризации образования, обобщим работу по развитию речи путем издания журнала «Зеленое перо». Для журнала учащиеся сами выбирают сочинения, которые отобрали редакторы – учащиеся старших классов, они подбирают рисунки, которые ребята выполняли к урокам литературы и русского языка.
Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания. Журнал призван осветить самые яркие впечатления и формы мироощущения школьников о природе и животных, их научные познания об окружающей их среде. Содержание «Зелёного пера» определяется как авторами сочинений, так и его читателями, потому как издание носит не только информационный, характер. Это, прежде всего, воспитывающий фактор, утверждающий социальный дух ребенка.
В журнале три раздела. В первом разделе собраны сочинения о родине, он называется «Слово о родине». Нельзя любить весь мир, не имел родины. То, что мы порой принимаем за истину природы, пейзажные зарисовки на поверку оказываются особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активности человека в её защите, сохранении и приумножении её богатств. Здесь размещаются сочинения учащихся о достопримечательностях окрестностей села Буй, о происхождении названий этих мест, легенды и поверий, рассказанных старожилами села.
Второй раздел называется «О братьях наших меньших», где расположены трогательные рассказы ребят о животных. Это особый мир взаимодействия детей с домашними любимцами, образ сознания, который утверждается в сочинениях школьников. Это помогает ученику выявить и характер своих взаимоотношений с живым миром, осознать, что отношение человека к живой природе раскрывает его нравственную и социальную сущность.
Третий раздел называется «Научная страница» и представлена научными работами школьников по топонимике, экологии, биологии, краеведению и истории. Ребята
3
используют наблюдения над окружающей жизнью и изучение животного и растительного мира родного края.
При оформлении журнала используются фотографии и рисунки, выполненные ребятами на уроках рисования. В создании одного номера от 10 до 30 человек, это ребята 5-11 классов.
В техническом отношении журнал обеспечивает школа. Учащиеся осваивают работу на компьютере, возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.
Заключение.
Первых три журнала были рукописными, с 2006 года журналы стали печатать зеленым шрифтом, изменили и дизайн: в журнале появились первые фотографии. Журнал «Зеленое перо» с огромным интересом читали учащиеся школы, родители, учителя. В 2004 году журнал получил высокую оценку на Республиканском смотре – конкурсе материалов на экологическую тему, который был организован Республиканским Эколого – Биологическим центром учащихся. Журнал как одна их лучших работ участвовал во Всероссийском слете школьных лесничеств (г. Москва), его материалы представляли учащиеся школы Дульянинова Наташа и Сидоров Максим.
Это послужило тому, что учащиеся школы стали выступать с докладами на экологическую тему. Так в 2006 году ученица 11 класса Бурцева Настя приняла участие в Тринадцатой Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в г. Москве с докладом «Экологические проблемы как одна из социально значимых проблем современного общества» и заняла 4 место. Она была включена в состав Национальной делегации Российской Федерации для участия в Европейской научной выставке «ЭКСПО-НАУКА»/ЕSЕ-2006 (г.Таррагона, Испания). Из-за материального положения Настя не поехала.
Материалы журнала дали также возможность принимать участие в творческой секции районной научно – практической конференции школьников «Шаг в будущее». А в 2008 году Дульянинова Яна на 9 Республиканской конференции «Сибирская весна» заняла 4 место с рассказом о родном крае «Топонимика села Буй и его окрестностей», она же в 2009 году на 9 районной научно – практической конференции учащихся «Шаг в будущее» заняла 3 место с сочинением «Моя Родина – село Буй». В 2010 году Яна выступила с рассказом о родном крае на Республиканской научно – практической конференции «Национальное достояние России». Дульянинов Максим стал победителем
4
Республиканского конкурса «Сочинение - 2007», а Разуваева Лена получила за участие в этом конкурсе Благодарность. Бурцев Яша получил Свидетельство участника 3 Республиканской научно – практической конференции учащихся начальных классов «Первые шаги», где выступил с сочинением «Детство, опаленное войной». На Районной научно – практической конференции учащихся начальных классов «Первые шаги» в 2009 году выступили с рассказами о своей Родине 5 человек, учащиеся 4 класса.
Выпуск журнала «Зеленое перо» - это своеобразная школа становления моих учеников как личности, самоутверждение и школа их социализации. Им приходится встречаться с разными интересными людьми, изучать историю своего родного края. Так, изучая историю села, ребята пришли к мысли написать доклады об экономическом развитии села. Результатом этой работы стало 2 место Дульянинова Максима на 9 Республиканской научно – практической конференции «Сибирская весна», 2 и 3 места Разуваевой Лены и Сафоновой Тани на 9 районной научной конференции «Шаг в будущее», 3 место Сафоновой Тани на Республиканской научной конференции «Шаг в будущее» и 2 место Разуваевой Лены на 5 открытой региональной научно – практической конференции школьников «Эврика» в г. Новосибирске.
5
Учебно-тематический план занятий кружка «Зелёное перо»
(34 ч.)
№ п/п | Содержание работы | Часы | Форма |
1,2 | Знакомство, распределение ролей | 1 | Круглый стол |
3,4 | Инструктаж. Разбор рубрик журнала | 2 | Практическая работа |
4,5,6 | Отбор сочинений учащихся | 3 | Практическая работа |
7,8,9 | Отбор рисунков | 3 | Практическая работа |
10,11,12 | Работа с цифровым фотоаппаратом. Пейзаж. Обработка фотографий | 3 | Практическая работа |
13-23 | Редактирование сочинений | 11 | Практическая работа |
24-29 | Набор материала | 6 | ИКТ, практическая работа |
30,31 | Оформление и дизайн журнала | 2 | Практическая работа |
32,33 | Оформление научного раздела журнала | 2 | Практическая работа |
34 | Выпуск журнала. Обсуждение, анализ | 1 | Круглый стол |
|
| 34 |
|
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_zelenoe_pero.doc | 2.11 МБ |
Сорняки
Госпожа Метелица
Одна беседа. Лев Кассиль
Снежный всадник
Император Акбар и Бирбал
Комментарии
Хороший журнал!Актуальная
Хороший журнал!Актуальная тема! От души желаю процветания!