В работе мы показали три детских возраста: подростка, ребёнка и младенца, родившегося в годы войны, три детских истории, так не похожие одна на другую. В главе «Босоногое детство» рассказывается о военном детстве Михайловой Л.П., которая в военные годы проживала на оккупированной немцами территории; в главе «Война и голод» зафиксировано отношение к военному детству Головатовой Л.И. через её стихи и рассказы; в главе «Эмка – немка» описывается военное детство Коршуновой (Шнайдер) Э.В., которая родилась в семье немцев, депортированных в Сибирь в 1941 году из Поволжья.
В ходе исследовательской работы мы поняли, что это война закалила характер и волю наших героинь и научила верить в добро, несмотря ни на какие перипетии жизни, война повлияла на их послевоенную жизнь.
На основе данных материалов создана экспозиция, посвященная детям войны в музее «Мужество и слава молодых» Дома детского туризма, а также эти материалы могут быть использованы для проведения Уроков мужества, передвижных выставок и выступлений с презентациями в учебных заведениях города.
Вложение | Размер |
---|---|
ih_zakalila_voyna.doc | 279 КБ |
Минаева Екатерина
Киселёвск 2013
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«Шаги в науку»
Направление: краеведение
Тема: «Их закалила война»
Минаева Екатерина
МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»,
г. Киселёвск
6 класс
Научный руководитель:
Кубарь С.В.,
педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»
2012/2013 учебный год
Аннотация
В работе мы показали три детских возраста: подростка, ребёнка и младенца, родившегося в годы войны, три детских истории, так не похожие одна на другую. В главе «Босоногое детство» рассказывается о военном детстве Михайловой Л.П., которая в военные годы проживала на оккупированной немцами территории; в главе «Война и голод» зафиксировано отношение к военному детству Головатовой Л.И. через её стихи и рассказы; в главе «Эмка – немка» описывается военное детство Коршуновой (Шнайдер) Э.В., которая родилась в семье немцев, депортированных в Сибирь в 1941 году из Поволжья.
В ходе исследовательской работы мы поняли, что это война закалила характер и волю наших героинь и научила верить в добро, несмотря ни на какие перипетии жизни, война повлияла на их послевоенную жизнь.
На основе данных материалов создана экспозиция, посвященная детям войны в музее «Мужество и слава молодых» Дома детского туризма, а также эти материалы могут быть использованы для проведения Уроков мужества, передвижных выставок и выступлений с презентациями в учебных заведениях города.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..……….……..……4
I. Судьбы детей военных лет…………….………………………………………..……………...6
1.1. Босоногое детство (Из воспоминаний ребёнка войны Михайловой Любови Павловны)…………………….………………………………………………………..……………….7
1.2. Война и голод (Из воспоминаний подростка 40-х годов Головатовой Любови
Ильиничны)…………….…………………………………………………………………...8
1.3. Эмка – немка (Из воспоминаний ребёнка войны Коршуновой (Шнайдер) Эрны
Вилибальдевны) ………………………………..…………………………...….………….9
I I. Исследования особенностей послевоенных судеб героинь……………………......……....10
Заключение………………………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы и источников……………….……………………………...12
Приложения…………………………………………………………………………….……………13
Введение
В преддверии 70 –летнего юбилея Кузбасса в Доме детского туризма была организована серия встреч с ветеранами труда, известными людьми г. Киселевска:
- ко Дню пожилого человека состоялась встреча с Михайловой Л.П., председателем городского Совета ветеранов педагогического труда (приложение 5);
- в рамках недели толерантности - с немкой по национальности, педагогом от Бога Коршуновой Э.В. (приложение 9);
- в литературной гостиной - с известной поэтессой города, ветераном медицины Головатовой Л. И. (приложение 10).
У всех этих женщин очень интересные судьбы. Они выбрали себе такие профессии, где просто невозможно быть чёрствым: они всю жизнь учили и лечили людей. Все они проработали на благо нашего города и его жителей более 50 лет.
Слушая каждую из героинь, я спрашивала себя: «Откуда у них берутся силы?». А поразмыслив, поняла, что их «закалила» война. Ведь все эти женщины в годы войны были детьми, но на их хрупкие детские плечи выпали недетские испытания. Однако они выстояли, не потеряли веру в себя и людей.
Возник вопрос «Что знают о войне наши сверстники?». Для этого мы провели опрос среди 76 обучающихся 2-7 классов школы № 16. Оказалось, что всего 25 % опрошенных знают даты начала и окончания войны, 49% ребят имеют родственников, воевавших на фронтах Великой Отечественной, и только 20% обучающихся знают о военном детстве своих родных (приложение 1). Отсюда видно, что современная молодёжь не обладает информацией о киселевчанах, переживших войну в детском возрасте.
Наша работа на современном этапе актуальна, т.к. поколение, пережившее войну в детском возрасте, уходит. Поэтому для раскрытия данной темы и изучения этих исторических страниц необходимо успеть зафиксировать воспоминания этих людей.
В своей работе мы решили рассказать о детях военной поры на примере судеб наших героинь: Михайловой Л.П., Коршуновой Э.В. и Головатовой Л.И. Ведь ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий.
Данная тема в материалах периодической печати раскрыта достаточно слабо. Имеются только публикации о Головатовой Л.И., об остальных героях нашей исследовательской работы ничего найдено не было. Но на наш взгляд, факты их военного детства, будут очень интересны их ученикам и другим жителям нашего города. Именно это подтверждает новизну работы.
Целью исследовательской работы является сбор и систематизация сведений о людях, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте и определение степени влияния войны на их дальнейшую судьбу.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Объектом исследования стали события жизни людей, переживших войну в детском возрасте. Предметом исследования явилось влияние военного детства на судьбы моих земляков.
Нами были выбраны следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ источников, метод фотофиксации и систематизации.
Данная работа имеет прикладное значение. В главе «Босоногое детство» рассказывается о военном детстве Михайловой Л.П., которая в военные годы проживала на оккупированной немцами территории; в главе «Война и голод» зафиксировано отношение к военному детству Головатовой Л.И. через её стихи и рассказы; в главе «Эмка – немка» описывается военное детство Коршуновой (Шнайдер) Э.В., которая родилась в семье немцев, депортированных в Сибирь в 1941 году из Поволжья.
Прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что материалы, полученные в ходе поисково – исследовательской работы помогут в создании экспозиции в музее «Мужество и слава молодых», посвященной детям войны, а также могут быть использованы для проведения Уроков мужества и передвижных выставок в учебных заведениях города.
В своей работе мы опирались на различные источники. В отделе статистики города нам предоставили данные переписи населения 1939 года. В управлении социальной защиты мы узнали свежие данные о детях войны города Киселёвска. Мы встречались с председателем городского Совета ветеранов Кострицей Л.Д., которая рассказала о действующем с 2011 года клубе «Дети войны». В управлении городского архива мы работали с фондами и с периодической печатью. В библиотеке Дома туризма познакомились с материалами трёхтомника «Киселёвск в моей судьбе». В музее краеведения лицея №1 собрали данные о бывших директорах школ города Коршуновой Э.В. и Михайловой Л.П.. Использовали воспоминания Головатовой Л.И., Михайловой Л.П., Коршуновой Э.В.. А также работали и с Интернет - источниками.
Работая над данной темой, мы изучили следующую литературу:
- из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года мы узнали об обвинениях немцев Поволжья.
- в книге В. Караева «В бою и труде» прочитали о подростках в Великой Отечественной войне;
- в статье «Семнадцать мгновений войны», опубликованной во втором томе книги «Киселёвск в моей судьбе», познакомились с детскими воспоминаниями о войне Головатовой Л.И;
- в стихотворениях «Война и голод» и «Не воевали мои одногодки», опубликованных в сборнике стихотворений «Три свечи» нашли отношение к военному детству Головатовой Л.И.;
- в статьях А.Фендель «Вот оно какое – босоногое детство» и «На грани добра и зла», опубликованных в газете «Городок» от 1 ноября 2012 года и от 10 января 2013 года, прочитали о встречах Михайловой Л.П. и Коршуновой Э.В. с обучающимися Дома детского туризма.
I. Судьбы детей военных лет
Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На чёлках детских седые полосы.
(Васильева И.Н.)[19].
За величием праздника Победы не стоит забывать и о тех, кто сегодня незаслуженно остается в тени. Статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила сотни тысяч детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год - два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Дети собирали оставшиеся от боёв боеприпасы, а затем передавали их партизанам, конечно, очень рискуя при этом. Многие школьники, опять же на свой страх и риск были связными в партизанских отрядах, спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать побеги военнопленных из концлагерей, поджигали немецкие склады с продовольствием, взрывали железнодорожные составы с вражеской техникой.
Ребята сутками трудились на заводах и фабриках, работали в сельском хозяйстве, выращивая овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских шили для армии белье и гимнастерки, вязали теплые вещи для солдат, изготавливали кисеты для табака. Дети помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин[4].
Дети войны, их попранное войной детство, их страдания и недетская сила духа, их подвиг во имя Победы, как ни странно, так и не заслужили в нашей стране даже специального юридического статуса…
Нам захотелось узнать, а сколько же детей проживало в городе в период Великой Отечественной войны? В отделе статистики мы смогли найти только данные переписи населения 1939 года. Мы узнали, что в городе было 52 тысячи жителей, из них почти 17 тысяч - дети. [23].
Чтобы узнать, сколько детей войны проживает в нашем городе сегодня, мы отправились в управление социальной защиты населения и получили там следующую информацию: в городе проживают 1358 детей войны, из них 11чел – жители блокадного Ленинграда, а 25 чел – малолетние узники концлагерей. [22].
Встретившись с председателем городского Совета ветеранов города Киселёвска Кострицей Любовью Дмитриевной мы узнали, что при Совете ветеранов с 2011 года работает клуб «Дети войны», создан альбом «Дети войны стали ветеранами», в котором отражается вся информация о работе клуба. Мы также узнали, что в честь 75-летнего юбилея в Киселёвске прошла встреча с детьми войны - ровесниками города [21].
Однако никакие рассуждения и статистика не могут быть сравнимы с воспоминаниями очевидцев. На мой взгляд, истории судеб детей войны одновременно похожи и не похожи друг на друга, но каждая из них заслуживает особого внимания.
1.1. Босоногое детство
(Из воспоминаний ребёнка войны Михайловой Любови Павловны)
«Я живой экземпляр «босоногого детства», - начала свой рассказ о военном времени Любовь Павловна Михайлова (приложение 5). Родилась она в 1933 году на Северном Кавказе (приложение 2). Её многодетная семья жила в глухом селе Константиновское Ставропольского края, где не было ни электричества, ни радио. Единственное средство связи со всем миром – тарелка громкоговорителя на столбе у сельсовета. Из этой тарелки жители села и услышали страшное известие о начале войны.
А назавтра на фронт ушли практически все мужчины. Скоро начались бомбежки. Отправляясь в бомбоубежище, мама Любы каждый раз брала для своих детей чистые рубашки. «Зачем?» - спросил кто – то из наших ребят. «Чтобы похоронить, в случае гибели ребёнка» - ответила рассказчица. Нам даже подумать о таком страшно, а дети войны свыклись с мыслью о близости смерти.
Детство у Любаши действительно было босоногим. Обуви у детей в селе просто не было. Всё лето ребятишки носились по улицам босиком, а поранив ноги, посыпали раны пылью и приговаривали особые слова, чтобы быстрее заживало. Когда же наступали холода, обувались в поршни. Любовь Павловна даже принесла аналог такого башмака, чтобы мы поняли, что это такое (приложение 5).
«Летом уборка урожая легла на плечи женщин и детей, - рассказывает наша героиня - Я помогала сестре - комбайнёру дергать за верёвку для поднятия тяжёлой металлической решетки, которая не давала соломе рассыпаться по полю». Ещё маленькая Люба носила воду из пруда и поила всех женщин, работавших в поле (приложение 3). Почтальонов ждали с нетерпением. Если письмо, то отдавали детям, а похоронки только в руки взрослых [7].
Любовь Павловна рассказала нам, как немцы, захватившие их село в феврале 1943 года, требовали в каждом доме «яйки, масло, молоко» и устраивались жить в самых лучших избах. А на столе у захватчиков ютившиеся на печке дети видели невообразимые деликатесы: колбасу, грудинку, шоколад… Сами же дети питались мамалыгой и подсолнечным жмыхом или сосали голубую глину, добытую со дна пруда.
Учиться было сложно в то время, учебник был один на весь класс, писали сажей на старых книгах. Но было большое желание учиться. У Любови Павловны сохранилась перьевая ручка и чернильница - непроливашка времён войны (приложение 6).
Фашисты приходили и в школу, где учились русские ребятишки, заставляли ребят учить немецкий язык: учили считать до десяти. Дети боялись немцев и от страха ничего не могли запомнить (приложение 3).
В семье Любови Павловны было семеро детей, она самая младшая [6]. Старший брат Василий был ранен на фронте и после госпиталя, перед отправкой снова на фронт, заехал домой, чтобы оставить новую военную форму. «Это ещё зачем?» - спросил кто-то из мальчишек. «Чтобы мама сшила из формы наряды младшим детям», - ответила рассказчица. Так вот эту форму по доносу односельчанина искали немцы в их избе, но не нашли, потому что мама Любаши умело спрятала солдатскую форму в старую известь в подвале. Если бы нашли форму, то несомненно, расстреляли бы всю семью.
Когда немцы в июне1943 года уходили из села, они заминировали школу и сельсовет, но взорвать не успели, освободители пришли быстро. Русские солдаты чувствовали себя виноватыми, что далеко запустили врага. Раненый солдат подарил маленькой девочке Любе часы, которые она хранит уже почти 70 лет (приложение 6). «Часы не шли, но остались как память», - рассказывала Любовь Павловна.
Она очень хорошо помнит, как односельчане услышали из тарелки громкоговорителя сообщение о капитуляции немцев. А уже повзрослевшие ребята, привязав красную тряпку к палке, ездили на лошади по селу и кричали «Победа!». Невозможно передать той радости и гордости за свою страну, которую испытывали дети в то время.
1.2. Война и голод
(Из воспоминаний подростка 40-х годов Головатовой Любови Ильиничны)
Не воевали мои одногодки, дети войны - её тыла подранки.
Мы без винтовок и автоматов были, поверьте, её солдаты.
(Головатова Л.И.)[15].
Поэтесса и врач, проработавшая в нашем городе более 50 лет, Любовь Ильинична Головатова память о военном детстве запечатлела в своих стихах и рассказах (приложение 11).
Родилась Любовь Ильинична в 1928 году в семье шахтёров. До войны проживала в Сталинске (ныне Новокузнецк) [11]. «Мы учились в добротных школах, ходили в театр и кино, любили свои Дворцы пионеров», - именно так рассказывает Любовь Ильинична о своём довоенном детстве, а вдруг всё оборвалось: началась война…»
Любе было 13 лет, но она, как и её сверстники, ощутила себя сразу повзрослевшей. Захотелось сделать что – то очень значительное [12]. Люба написала заметку в городскую газету о том, что они, пионеры, хотели бы чем – нибудь помочь фронту, например, они могли бы поехать в колхозы на прополку сорняков и сбор колосков. Их взяли. И они с остервенением, будто фашистов, уничтожали высокий колючий осот, собирали колоски, копали картошку и убирали другие овощи.
Осенью, когда начались занятия в школе, ребята организовали пошив рукавичек и кисетов на фронт. Соревновались, чей кисет красивее, а надпись вышивки оригинальней.
В городе открылись несколько госпиталей. Дети часто ходили туда с учителями и пионерскими вожатыми, пели пионерские довоенные и новые песни с военной тематикой, читали стихи. Уже тогда Люба пробовала писать свои первые стихотворения.
Война для Любови Ильиничны – это, прежде всего, голод и холод, а за ними - болезни. Голод – это трофические язвы по всему телу, резкое падение веса, задержка в развитии, круги под глазами. «Были случаи, когда во рту не было еды до пяти суток», - рассказывает героиня.
К 55-летию со Дня Победы Любовь Ильинична написала стихотворение «Война и голод» в своём сборнике «Три свечи» (приложение 11), в котором есть такие строки:
Война и голод, голод и война, о, если б знали вы тот запах хлеба!
Он с ног валил как шторм, как штоф вина, подарком был он не земли, а неба! [14].
Весной 1944 года семья приехала в Харьков, освобождённый от фашистов. Там, в Харькове, Любаше пришлось пережить бомбёжку, которую устроили фашисты при отступлении, она видела пленных немцев, работавших на восстановлении разрушенных ими зданий. «Ничего особенного, люди как люди, они понуро брели строем под конвоем русских солдат», - вспоминает Любовь Ильинична.
В Харькове очень плохо было с дровами, и они с друзьями, чтобы согреть себя и семьи, ходили за дровами в соседний дубовый лес, который был заповедным и тщательно охранялся даже во время войны. Ходили ночью, а сторож стрелял во всех без разбора. Любе везло, в неё ни попали, ни разу [17]. Добычу делили поровну. Топили буржуйку ( железная печка так называлась) и, радуясь, снимали пальто, шарфы и шапки, в которых ходили постоянно и даже спали.
В последние годы войны школьники болели инфекционными заболеваниями, особенно свирепствовал брюшной тиф. «Одна девочка после перенесённой инфекции стала кудрявой – мы, глупые девчонки, ей страшно завидовали», - рассказывает Любовь Ильинична.
В Харькове, где проживала семья Любы в последние годы войны, в отношении русских наблюдалась дискриминация, прошла полоса арестов. По доносу был арестован и папа нашей героини, который работал в Крыму начальником восстанавливаемого каменного карьера.
«Были и светлые мгновения в период войны», - вспоминала наша гостья. Ещё в начале войны в Новокузнецк эвакуировали Московский театр оперетты, и Люба очень любила смотреть спектакли. Школьников в театр пропускали по контрамаркам [12].
Любовь Ильинична подарила нам единственное сохранившееся фото времён войны, где ей только что исполнилось 16 лет.
1.3. Эмка – немка
(Из воспоминаний ребёнка войны Коршуновой (Шнайдер) Эрны Вилибальдевны)
«Мы русские немцы, нас привезла Екатерина», - именно этими словами начала своё выступление другая наша героиня - Коршунова Эрна Вилибальдевна, которая родилась 9 января 1942 года в семье немцев, депортированных в Сибирь из Поволжья в 1941 году [10].
Очень тяжелые испытания выпали на долю этих людей. 28 августа 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, обвинявший немцев Поволжья в том, что они скрывают в своей среде «тысячи и десятки тысяч германских шпионов – диверсантов» и не доносят об этом властям [13]. На этом основании всех немцев Поволжья предписывалось выселить в Сибирь и Казахстан за 24 часа, а их автономную республику ликвидировать.
Физическое и моральное унижение депортированные испытывали уже в дороге. Ехали месяцами в товарных вагонах: больные и здоровые, мужчины и женщины, взрослые и дети. Самые сокровенные события в жизни человека: смерть и рождение детей - происходили на виду у всех, в тяжёлых условиях. Эмма Владимировна рассказывала, что, со слов мамы, она знает, что самой большой радостью в дороге была баня, заедали вши [10].
Расставание с отчим домом сразу лишало людей связи с прошлым, переводило их в разряд бездомных, создавало неуверенность и тревогу за будущее.
Мама нашей героини, будучи беременной ею, взяла немного вещей, горшочек сливочного масла и стакан сахара, которые очень скоро закончились, поэтому чувство голода преследовало маленькую Эрну с самого рождения [9].
По приезду в пункт назначения, маму нашей героини с маленьким ребёнком поселили в стайку, хозяйка которой была многодетная женщина с шестью малышами на руках. Муж и двое старших сыновей хозяйки дома воевали на фронте. Хозяйка пожалела беременную женщину и впустила в дом. Спали все на полу, на каком – то тряпье. С маленькой Эрной водилась её 8 летняя сестра, потому что маму сразу после родов отправили работать.
Самые детские воспоминания нашей героини не оставили никого равнодушными. Наша героиня вспомнила случай, когда в день поминания усопших она с другими детьми пошла на кладбище собирать милостыню. Очень хотелось есть. Всем детям подавали, а ей нет, ведь она была немкой. Ей было очень обидно, и тогда маленькая Эрна забилась в копну сена и долго плакала. Хозяйка нашла её и угостила маленькой булочкой.
В хозяйский дом, где жили выселенные из Поволжья немцы, одна за другой пришли три похоронки: сначала убили мужа, а потом одного за другим и двух сыновей хозяйки. «По селу шёл вой, плакали русские бабы…», - дрожащим голосом рассказывала Эрна Вилибальдевна.
«Я проклинаю всех немцев, которые отняли у нас самых дорогих», - кричала хозяйка. Тогда мама маленькой Эрны начала собирать своих детей в дорогу. «Нет, Мария, это не твои дети убили моих сыновей», - сказала хозяйка дома и оставила их жить в семье.
«В Сибири немцев часто воспринимали как фашистов, особенно трудно было нам, детям. Хоть не появляйся на улице – сразу закидывали камнями и плевали в лицо», - со слезами на глазах рассказывала Эрна Вилибальдевна. А своё детское прозвище «Эмка – немка» наша героиня произносит с большой болью.
Люди, жившие до войны в немецком селе, не знали русского языка, поэтому, наряду с другими трудностями, у них в Сибири были и проблемы в общении.
Коршунова Э.В. - очень жизнерадостный человек, она старается с юмором подойти к любой проблеме Она нам рассказала и смешные истории, услышав которые, зал весело смеялся. Вот одна из них.
В войну на полях работали днём и ночью. Председателем колхоза был назначен демобилизованный солдат, потерявший на фронте ногу, которого за глаза все называли «Культя». Значения этого слова одна женщина, немка по национальности, не понимала. «Но раз все говорят, значит это хорошо», - решила она и обратилась с просьбой к председателю: «Товарищ Культя, у меня заболел маленький сын, отпусти меня, пожалуйста». Он сначала нахмурил брови, а потом подумал и рассмеялся [10].
II. Исследования особенностей послевоенных судеб героинь
Для выявления особенностей судеб наших героинь, которые провели детство во время войны, нами была разработана анкета (Приложение 12). Мы провели исследования по следующим вопросам: год и причина прибытия в г. Киселёвск; сведения о семье; общий стаж работы на благо нашего города; место работы и занимаемая должность; награды; жизненное кредо и отличительные особенности.
В результате анализа данных, мы пришли к выводу, что наши героини оказались в Киселёвске в разное время и по разным причинам: Михайлова Л.П. приехала в 1958 году вслед за любимым человеком; Головатова Л.И. в 1953 году приехала после окончания медицинского института по распределению; Коршунова Э.В.в 1948 году с матерью и сестрой приехали к отцу, который был сослан в труд. армию. Но все женщины проживают в нашем городе уже более 55 лет.
Проведя исследования сведений о семьях наших героинь, мы выявили общие закономерности: все три женщины были счастливы и любимы, они прожили в браке около 50 лет и умение жить в семье передали своим детям и внукам.
Сделав сравнительный анализ профессиональной сферы деятельности испытуемых, мы заметили, что все три героини, получив высшее образование, более 50 лет проработали с людьми (Михайлова Л.П. и Коршунова Э.В. - учителями, а Головатова Л.И. – врачом). Общим признаком их профессиональной карьеры является и то, что каждой из них были доверены посты руководителей предприятий.
Проанализировав успехи героинь, мы поняли, что государство по достоинству оценило их труд и преданность любимой профессии, все женщины удостоены городских, областных и государственных наград.
Отвечая на вопрос об их жизненном кредо, все наши ветераны главным в жизни назвали любовь и желание приносить пользу людям.
Несмотря на общие жизненные принципы, каждая их героинь уникальна: Михайлова Л.П. очень любит заниматься общественной работой; Головатова Л.И. любит быть в обществе, петь в хоре и писать стихи; Коршунова Э.В. считает, что умение жить с юмором помогает общаться.
Задавая вопрос «Что дала Вам война?», мы ожидали всякое… Разве было что-то хорошее в те страшные времена? Но каждый раз мы получали жизнеутверждающие ответы:
- война воспитала в нас великих тружеников (Михайлова Л.П.);
- война привила интерес к жизни и огромную любознательность (Коршунова Э.В.);
- война нас закалила и воспитала щедрость души (Головатова Л.И.).
Заканчивая интервью, мы каждый раз просили ветеранов дать наказ молодому поколению. Михайлова Любовь Павловна сказала: «Надо честно трудиться, быть настоящим гражданином своей Родины, помогать людям, попавшим в беду…».
Головатова Любовь Ильинична свои мысли выразила в стихотворной форме:
Ищите в сердце доброту.
И на ходу, и на лету
С идущим рядом поделитесь.
А Коршунова Эрна Вилибальдевна сказала: «Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше, веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
Мы уверены, что это пожелание подходит каждой из наших героинь, ведь именно так они старались жить все эти годы. Ни тяжёлые испытания военного детства, ни материальные трудности, ни утрата родных и близких – ничто не сломило женщин. На них можно равняться.
Заключение
У детей войны разные судьбы. В работе мы показали три детских возраста: подростка, ребёнка и младенца, родившегося в годы войны, три детских истории, так не похожие одна на другую.
Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие героини противостояли войне. А самое главное, все трое, пережив страдания и голод, не озлобились на судьбу. Каждая из наших героинь сумела найти в себе силы жить и учиться, а впоследствии и самоотверженно трудиться на благо жителей нашего города.
Мы считаем, что цель нашей исследовательской работы достигнута. Мы провели такое исследование, которое никто до нас не проводил. Мы собрали общие сведения о детях военной поры. Изучили архивные, музейные и библиотечные материалы о маленьких киселевчанах времен Великой Отечественной и узнали, сколько их осталось в настоящее время. Нами были решены поставленные задачи по сбору и систематизации материалов о военном детстве Михайловой Л.П., Головатовой Л.И., Коршуновой Э.В. Мы выявили общие закономерности и отличительные особенности судеб наших героинь, определили степень влияния войны на их дальнейшую судьбу и разработали практическое применение данного исследования.
В ходе исследовательской работы мы поняли, что это война закалила характер и волю наших героинь и научила верить в добро, несмотря ни на какие перипетии жизни.
Практическое применение нашей работы заключается в том, что на основе материалов, полученных в ходе учебно – исследовательской работы, создана экспозиция, посвященная детям войны в музее «Мужество и слава молодых» Дома детского туризма, а также эти материалы могут быть использованы для проведения классных часов, Уроков мужества, передвижных выставок и выступлений с презентациями в учебных заведениях города. Мы разработали экскурсию по вновь созданной экспозиции и познакомили с ней 82 обучающихся Дома детского туризма. А также все жители нашего города через публикации в газете «Городок» узнали о военном детстве своих учителей Коршуновой Э.В. и Михайловой Л.И.
Приступая к данной работе, мы не предполагали, что выбранная нами тема так заинтересует ребят. Выяснилось, что у 15 обучающихся школы, где мы проводили анкетирование, детство их прабабушек и прадедушек тоже совпало с годами Великой Отечественной войны, и они тоже могут поделиться своими воспоминаниями. Для этих ребят было предложено включиться в поисково - исследовательскую деятельность и собранными материалами пополнить экспозицию музея, посвященную детям войны.
Список использованной литературы и источников
Литература
Источники
Приложения
Приложение №12
Сравнительная таблица для исследования особенностей послевоенных судеб героинь
Ф.И.О. | Год и причина прибытия в г. Киселёвск, сведения о семье | Стаж работы | Место работы и занимаемая должность | Награды | Жизненное кредо и отличительные особенности |
Михайлова Любовь Павловна | 1958 г, приехала вслед за любимым человеком. С мужем прожила 45 лет, имеет 2 детей и 2 внуков | 55 лет | Учитель рус. языка и литературы, завуч и директор школы №9; руководитель музея школы № 21, педагог дополнительного образования ДДЮТЭ | Грамота Министерства Просвещения СССР, медали: «За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина», «50 лет Победы над фашистской Германией», « За служение Кузбассу», «За особый вклад в развитие Кузбасса», «60, 65, 70 лет Кемеровской области» | Очень любит детей и считает, что занятия общественными делами помогают приносить пользу людям |
Головатова Любовь Ильинична | 1953г, приехала после окончания медицинского института. С мужем прожила 52 года, имеет 2сыновей, 5 внуков и 2 правнука | 56 лет | Врач акушер-гинеколог, главный врач роддома, горбольницы №5, заведующая горбольницей №2 | Значок «Отличник здравоохранения»; медали: «За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина»; «Ветеран труда» и «За достойное воспитание детей», благодарности Министерства здравоохранения РСФСР | Ценит в людях честность и верность. Любит быть в обществе. Предпочитает поэзию и хоровое пение |
Коршунова Эрна Вилибальдевна | 1948, приехали к отцу, который работал в трудармии в Киселёвске. С мужем прожила 50 лет, имеет 2 детей, 7 внуков и 1 правнучку. | 50 лет | Учитель рус. языка и литературы, директор шк №34; учитель рус. языка и литературы школы №35 | Грамота Министерства образования СССР, значок Всесоюзного значения «Победитель соц. соревнования», областная грамота «За достойное воспитание детей» | Очень любит детей и считает, что умение жить с юмором помогает общаться с людьми |
Аэродинамика и воздушный шарик
Басня "Две подруги"
Прекрасное далёко
Заяц, косач, медведь и весна
"Портрет". Н.В. Гоголь