Работа была предоставлена на НПК "Шаг в будущее".
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_nasledovaniya_levorukosti.doc | 141.5 КБ |
osobennosti_fenomena_levorukosti_uchashchihsya_sredney_shkoly_.ppt | 130.5 КБ |
МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа
им. К. М. Шелковникова»
Особенности наследования леворукости на примере учащихся средней школы
п.Усть-Баргузин
Выполнила:
Добханова Анастасия,
ученица 9 «в» класса
Руководитель: Фёдорова Е.Н.,
учитель биологии
Усть-Баргузин
2010
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Феномене леворукости.…………………………………….…….6
1.1.Особенности леворуких людей………………………………………..6
1.2. Источник ассиметрии………………………………………………….9
1.3. Роль наследственности и среды в формировании ассиметрии ……………….........................................................................................................11
1.4. Генетические аспекты леворукости…………………………………13
1.4.1. Модель Дж. Леви и Т. Нагилаки………………………………......13
1.4.2. Модель латерализации М. Аннет …….…………………………...15
1.4.3. Генотип-культурная, коэволюционная модель……………..……16
Глава 2. Исследования леворукости в Усть-баргузинской средней школе……………………………………………………………………………..18
2.1. Анализ анкетных данных…………………………………...……….18
2.2. Динамика численности леворуких и амбидекстров за 1993 по 2003 гг………………………………………………………………………………….20
Выводы…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………….22
Введение.
Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы еще задолго до открытия Брока подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека. Это не значит, что в те времена не было людей, плохо владеющих правой рукой.
Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее.
Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.
В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой.
Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют.
Таланты наших рук принадлежат не им. Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором выше уже говорилось. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц – правое полушарие.
Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.
Актуальность работы: тема работы актуальна и может представлять интерес, так как по имеющимся данным 70% леворуких детей имеют трудности школьного обучении.
Цель работы: выявить соотношение правшей, левшей и амбидекстров в Усть-Баргузинской средней школе, для определения динамики численности леворуких в настоящее время, привлечь внимание к проблемам левшей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объект исследования: учащиеся школы
Предмет исследования: рукость
Методы исследования: анкетирование, сравнение, исторический метод.
Практическая значимость: данная работа, позволит выяснить какой процент детей нашей школы являются леворукими, проследить имеется ли тенденция к увеличению числа леворуких детей на сегодняшнее время, а также познакомит с особенностями леворуких людей, которые необходимо учитывать родителям и педагогам в процессе воспитания леворукого ребенка.
Глава 1. Феномен леворукости.
Отечественный исследователь феномена детской леворукости рофизиолог А.В. Семенович отмечает, что 70 % детей с трудностями школьного обучения составляют левши. Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкования этого феномена:
1. Под левшеством понимается левая асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости, оно возможно в функциях всех парных органов. Виды асимметрий: моторные (рук и ног), сенсорные (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
2. Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий. Сюда не относится вынужденная леворукость вследствие перенесенных различных заболеваний.
Леворукость и праворукость обусловлены генотипически. По даннным разных авторов, леворукие дети составляют 2,4 %, если папа и мама правши; 17,2 % - если один из родителей левша; 42 % - если оба родители левши. Феномен леворукости встречается чаще среди детей, чем среди взрослых. Многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости.
1.1. Особенности леворуких людей.
К морфологическим особенностям леворуких детей относят следующие:
К психофизиологическим особенностям леворуких людей относятся:
• плохая зрительно-двигательная координация. Это может высказаться в плохом почерке, в трудностях при срисовывании различных графических изображений.
И. Макарьев в своем исследовании приводит данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
К эмоционально-психологическим особенностям леворуких детей относят:
Все эмоционально-психологические особенности леворуких детей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Чего стоит хотя бы сочетание таких качеств, как раздражительность, несдержанность и вместе с тем робость. Например, леворукий римский император Тиберий, по свидетельству современников, сочетал в себе следующие личностные качества: «Новый Правитель был и способным администратором и вместе с тем человеком жестким и подозрительным, что усугублялось его неуверенностью в себе».
Левша имеет потенциал положительной и отрицательной энергии. Катализатором для выхода этой энергии являются условия, в которых существует конкретная личность. Некомфортные или даже враждебные условия социума провоцируют у левши всплеск отрицательной энергии. Он может стать неконтролируемым, а при частом повторении стрессогенного воздействия либо при большей его продолжительности во времени - перерасти в устойчивые отрицательные качества личности или предрасположенность к различным патологиям. Таким неблагоприятным воздействием на формирующуюся личность леворукого ребенка служит пресловутое насильственное переучивание, о недопустимости которого сейчас хорошо известно, но к которому долгое время относились по-разному у нас и за рубежом.
1.2. Источник ассиметрии.
Неравноценность рук появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асимметрия нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин.
Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.
Долгое время не вызывало сомнений предположение, что праворукость возникла под влиянием каких-то причин еще в то отдаленное время, когда происходило формирование человекоподобных существ. Считалось, что естественный отбор должен был способствовать лучшей выживаемости мужчин, пользующихся преимущественно правой рукой. Действительно, если воин оказался лицом к лицу с врагом, то сподручнее убить противника, пронзив его сердце, если нож или копье держать в правой руке. Свое же сердце удобнее защищать щитом, взяв его в левую руку.
У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.
Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.
1.3. Роль наследственности и среды в формировании ассиметрии.
Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генетических и патологических. В соответствии с первыми условия среды, общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.
По некоторым данным, частота встречаемости "латерального фенотипа", оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, коряки и др.) значительно чаще встречается "правополушарный фенотип", для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее, чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что "правополушарный фенотип" вообще более характерен для популяций, близких природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу.
Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11%. До недавних пор во многих странах существовала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно увеличивается, вплоть до 10-12%.
Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. При изучении рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также показано, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей.
Одним из подходов к решению этой проблемы является разработка конкретных генетических моделей, обьясняющих возможность передачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные данные для построения генетических моделей получают в основном в семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении приемных детей, а также в близнецовых исследованиях.
1.4. Генетические аспекты леворукости.
Первые семейные исследования рукости дали основания предположить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя. В результате была предложена простая генетическая модель, в соответствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель R - доминантный, кодирует праворукость, второй l - рецессивный, кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих родителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R- от одного из родителей, l - от другого). Леворукими будут дети с генотипом ll, которые унаследовали аллель l от обоих родителей.
Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по разным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l. Предпринимались попытки усовершенствовать данную модель введением понятия пенетрантности. В частности, предлагалось считать, что манифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а возможно, и от действия других генов.
1.4.1. Модель Дж. Леви и Т. Нагилаки
Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки. Они предположили, что рукость является функцией двух генов. Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а аллель l - локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевое полушарие - на своей стороне (ипсилатеральной) или противоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль кодируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный - рецессивным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного человека связана с характером его межполушарной асимметрии и типом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вывернутая/инвертированная) может служить фенотипическим проявлением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвертированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипсилатеральный тип организации моторного контроля. Напротив, индивиды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилатеральному контролю.
В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоречие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полученные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши могут использовать для письма как прямую, так и инвертированную позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статистического подтверждения в семейных исследованиях.
Для точного установления специализации полушарий по отношению к речи используют метод Вада - избирательный "наркоз полушарий". В одну из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного (амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее полушарие и оказывает на него свое действие. Наибольшие изменения в речевой активности наблюдаются тогда, когда под воздействием оказывается полушарие, в котором локализован центр речи.
1.4.2. Модель латерализации М. Аннет.
Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости леворукости.
Известный английский психолог М. Аннет на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором "правостороннего сдвига" (rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и наличии пары его рецессивных аллелей (rs-) человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, от условий внутриутробного развития).
В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена "правостороннего сдвига" и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость (правшество или левшество), но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно, то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости.
М. Аннет разработала своеобразный тест, позволяющий оценить степень использования руки, - тест перекладывания колышек. В этом тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в другую, причем ячейки расположены на двух паралельных панелях. Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить различия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким образом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выполнения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя главным образом этот тест, она провела многочисленные исследования мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями речевого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма существенные дополнения к ее теории.
Теория М. Аннет получила широкую известность и является предметом серьезных дискуссий. Например, в 1995 г. целый номер журнала (Current Psychology of Cognition. V. 14. No 5) был посвящен ее коллективному обсуждению. При этом теория имеет как сторонников, так и критиков.
Признано, что функциональная асимметрия мозга, как и левополушарное доминирование, - уникальная, специфическая особенность мозга человека, возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Можно говорить о преобладании левого полушария и осуществлении им контроля двигательных функций у животных. Однако латеральный контроль двигательных функций у животных динамичен, и его латерализация может смещаться в зависимости от обслуживаемой функции. По некоторым предположениям склонность к преимущественному использованию правой руки возникла в первобытных популяциях, когда их члены еще не имели генетически обусловленного превосходства в использовании той или иной руки. Эволюционные события, определившие появление ведущей руки, произошли, по-видимому, уже после отделения человека как вида от его ближайшего родственника – шимпанзе.
1.4.3. Генотип-культурная, коэволюционная модель.
Иной, недавно сформулированный подход связан с предложением ввести генотип-культурную, коэволюционную модель установления рукости. Она базируется на трех положениях: 1) существующее разнообразие по преобладанию руки не определяется генетическим разнообразием; 2) индивидуальные различия между людьми по этому признаку возникают в результате взаимодействия влияний культуры и условий развития; 3) генетические влияния сохраняются, поскольку рукость выступает как необязательная (факультативная), приобретаемая в онтогенезе черта. Таким образом, авторы модели исходят из того, что вариации рукости не определяются только генетическими факторами; иначе говоря, все индивиды, независимо от происхождения, имеют общий генотип, обусловливающий преимущественное использование правой руки. Тем не менее, поскольку эта склонность однозначно не предопределяет праворукость, некоторая часть популяции становится леворукой. Решающую роль здесь играют родители: они существенно повышают склонность детей к праворукости (если они оба правши) или не менее ощутимо понижают ее, будучи левшами. Авторы модели ограничиваются анализом только рукости, не касаясь проблем полушарной специализации и роли генотип-культурных факторов в ее становлении.
Глава 2. Исследования леворукости в Усть-баргузинской средней школе.
2.1. Анализ анкетных данных.
В нашей школе обучается 952 учащихся. Среди всех классов мы провели анкетирование, на выявление леворуких детей и амбидекстров, и выяснения наличия у них родственников, которые также обладают леворукостью.
Год рождения | Кол-во левшей | Леворукие родственники | Кол-во амбидекстров | Родственники амбидекстры и левши |
2003 | 12 | 1- отец 2 – бабушка 2 – сестра матери 4- мать, отец 1- мать | 0 | ----- |
2002 | 2 | ----- | 0 | ----- |
2001 | 7 | 1 – сестра матери | 1 | 1- мать левша |
2000 | 8 | 1 – бабушка 2 – мать 1 - отец | 0 | ----- |
1999 | 5 | 2- мать, отец | 1 | ----- |
1998 | 12 | 4- мать, отец 2- мать 1-бабушка 2 - отец | 1 | 1-мать левша |
1997 | 7 | 1-отец (амбидекстр) 2 – мать 2 - мать, отец | 1 | ----- |
1996 | 4 | 2- мать | 0 | ----- |
1995 | 3 | 1-брат 2 - отец | 1 | ----- |
1994 | 2 | 1-отец 1-сестра матери и дедушка | 1 | 1-мать амбидекстр |
1993 | 1 | ----- | 0 | ----- |
Всего: | 63 | Леворукие отцы –7, амбидекстры – 1; Леворукие матери– 9; Оба родителя - 12; Другие родственники – 9; Не имеют (не знают) родственников левшей – 25. | 6 | Леворукие матери – 2; Матери амбидекстры – 1. |
Вывод:
2.2. Динамика численности леворуких и амбидекстров за 1993 по 2003 гг.
2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993
Ряд 1: леворукие
Ряд 2: амбидекстры
Вывод: данный график показывает, что с 1993 по 1998 гг. наблюдался рост численности леворуких детей, с 1998 по 2002 гг. – снижение, а в 2003 г. количество левшей снова возросло.
Выводы:
Список литературы
Интернет-ресурсы.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Плавает ли канцелярская скрепка?
Сладость для сердца
Хитрый коврик
Пейзаж