Тема исследовательской работы Атагоя Дмитрия выбрана автором неслучайно: учась в физико-математическом классе, он значительное внимание уделяет изучению жизни и деятельности ученых – физиков, математиков, чей круг интересов не замыкается на узко профессиональных вопросах. Объектом исследования стало литературное творчество ученых 19-20 века.
Автор работы ставит перед собой оригинальную цель: найти среди ученых тех, кто серьезно занимался литературным творчеством, а среди известных поэтов, бардов тех, кто имеет физико-математическое образование и работал по специальности.
Учащимся самостоятельно проанализированы лирические произведения, которые широкому кругу читателей неизвестны, особенно стихотворения С.Ковалевской. Кроме того, произведения ученых сопоставлены с точки зрения тематики, проблематики, выявлены художественные особенности лирики, сближающие творчество представителей разных веков. В этом – субъективная новизна исследования.
Работа достаточно актуальна, т.к. позволяет учащимся открыть новые грани таланта «физиков», начиная с Ломоносова и кончая современниками, литературная деятельность многих из которых продолжается и сейчас.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при подготовке и проведении интегрированных уроков, предметных вечеров, праздников, конференций и олимпиад физико-математического направления.
В процессе исследования автор работы проявил творчество, инициативу, показал способность самостоятельно решать соответствующие исследовательские проблемы, используя Интернет-ресурсы и собственный опыт литературоведческого анализа.
Научный руководитель - учитель МБОУ «СОШ №7» г. Калуги,
учитель русского языка и литературы Павлова Ирина Михайловна.
Вложение | Размер |
---|---|
работа на городские чтения им. Чижевского, секция - литературоведение | 98.5 КБ |
Оглавление.
Постановка проблемы. Актуальность темы исследования. Цели и задачи исследования. Практическое применение. Краткий обзор используемой литературы и источников. Личный вклад автора в решение избранной проблемы
Глава 1. Поэтическое наследие С.В.Ковалевской - математика, писательницы и публициста конца XIX века. Глава 2. Бардовская поэзия «физиков» XX века.
| Стр. 2-4 Стр. 2 - 3 Стр. 3 Стр. 3 Стр. 3 Стр.4 Стр. 4 Стр. 4-10 Стр. 4-7 Стр. 7-10 Стр. 11 Стр. 11 Стр. I -X |
Постановка проблемы.
«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце», - считал великий русский писатель Л.Н.Толстой. Вторя ему, наш современник, учитель физики Марк Львовский, утверждает: «Учились парни умные На разных факультетах, И физики, и лирики, Но все они поэты».
Действительно, еще в 5 классе мы узнали о литературном таланте «нашего первого университета» - физика, астронома, геолога, филолога и т.д. - М.В.Ломоносова. Известно, что К.Э. Циолковский в юности писал стихи — о природе, о своих чувствах и мироощущении. Став постарше, посетив дом-музей выдающегося советского ученого-биофизика, основоположника аэроионификации А.Л. Чижевского – ученика Циолковского, мы познакомились с его лирическими, полными глубокого философского смысла, стихотворными размышлениями о смысле бытия.
Изучая различные школьные предметы, знакомясь с передовыми идеями ученых, работавших в физико-математическом и естественнонаучном направлениях, мы нередко наталкивались на такой факт их биографии: «увлекался русской и зарубежной литературной классикой», «в юности писал стихи…», «обладал прекрасным красноречием…».
Математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, на примере Колумба показавший торжество человеческой целеустремленности (Приложение I); Софья Васильевна Ковалевская, математик, но и признанная в свое время писательница; основоположник русской физики, автор капитальных исследований в области магнетизма и фотоэлектрических явлений Александр Григорьевич Столетов, участвовавший в составлении рукописного журнала "Сборник", где помещал свои стихи, переводы и рассказы под названием "Мои воспоминания"; физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, Лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года Лев Давидович Ландау, писавший проникновенные стихи своим любимым женщинам; великий ученый, организатор и популяризатор науки, с чьим именем во многом связано становление отечественной школы физической оптики, академик Сергей Иванович Вавилов, на протяжении всей жизни доверявший Дневнику свои мысли и впечатления, записывая собственные стихи (Приложение I); конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Сергей Павлович Королев… – список состоявшихся «физиков», занимающихся «писанием стихов», можно, при желании, продолжить.
Обратившись к их именам, изучив некоторые факты биографии ученых, познакомившись с материалами современных интегрированных уроков («математика, физика, астрономия - литература»), предлагаемыми педагогами в сети Интернет, я пришел к выводу, что литературный талант этих ученых недостаточно исследован, информация о произведениях носит, скорее, ознакомительный, чем аналитический характер.
Актуальность темы исследования.
Сегодняшние старшеклассники «идут за учителем-филологом», анализируя предложенные им и школьной программой лирические произведения признанных поэтов, порою не проявляя энтузиазма в изучении их творчества, т.к. круг интересов многих молодых людей двадцать первого столетия замыкается на вопросах, связанных с развитием научно-технического прогресса. Материал данной работы позволит посмотреть с иной стороны на личности «физиков», расширить свой кругозор, покажет пути к самосовершенствованию.
Цель и задачи исследования.
В данной работе мы рассмотрим темы:
1). Поэтическое наследие С.В.Ковалевской - математика, писательницы и публициста конца XIX века.
2). Бардовская поэзия «физиков» XX века.
Цель исследования: показать вклад ученых - «физиков» в русскую литературу, проанализировать их лирические произведения с точки зрения тематики, идейно-художественного своеобразия, сопоставить произведения и найти общие черты, характерные для их творчества.
Задачи:
1). Проанализировать стихотворения Софьи Васильевны Ковалевской: «Пришлось ли…», «13 апреля», «Если ты в жизни…».
2). Дать краткий обзор творчества «физиков» - бардов: Александра Моисеевича Городницкого, Александра Завеновича Мирзаяна и Валерия Александровича Миляева.
3). Найти идейно-художественные «точки соприкосновения» поэтического творчества Ковалевской и бардов XX века.
Практическое применение.
Результаты исследования могут быть использованы на интегрированных уроках литературы, математики, физики, во внеклассной работе по данным предметам, в предметных олимпиадах, конференциях, вечерах и т.п.
Краткий обзор используемой литературы и источников.
Основным источником сведений стал Интернет, где на различных сайтах (см. список в пункте IV) автор по крупицам собирал материал о жизни, деятельности и творчестве ученых. Если источником являлись книги, их текст также был найден в сети.
Личный вклад автора в решение избранной проблемы.
Автором данной работы самостоятельно проанализированы основные лирические произведения Софьи Ковалевской. Кроме того, предпринята попытка найти среди поэтов, наших современников, «физиков» по образованию, обратиться к их творчеству и сопоставить поэтическое наследие ученых. Попыток данного сопоставления автором в критической литературе не найдено.
Глава 1. Поэтическое наследие С.В.Ковалевской - математика, писательницы и публициста конца XIX века.
Ковалевская Софья Васильевна, урожденная Корвин-Круковская - талантливый математик (1850 - 1891). Наблюдательная и вдумчивая, она обладала большою способностью к художественному воспроизведению виденного и перечувствованного. Литературный талант рано пробудился в ней: «Сочиняла их в уме, как старинные барды, и поверяла их своему мячику... и в 12 лет, — вспоминала Софья Васильевна, — была глубоко убеждена, что буду поэтессой». А потом писала стихи всю жизнь, «но не для публикации, а для себя... как дневник настроений, переживаний, чувств». Она могла стать плодовитой писательницей, ибо была полна литературных замыслов и имела легкое перо. Ее очерки, остроумные и увлеченные, публиковались в разных журналах. В литературу России вошел ее очерк "М.Е. Салтыков-Щедрин". Написала несколько повестей и драм, которые украсили русскую словесность. На русском языке из литературных произведений Ковалевской появились: "Воспоминания о Джордже Эллиоте" ("Русская Мысль", 1886, № 6); прелестные "Воспоминания детства" ("Вестник Европы", 1890, № 7 и 8); "Три дня в крестьянском университете в Швеции" ("Сев. Вестник", 1890, № 12); посмертное стихотворение ("Вестник Европы", 1892, № 2); вместе с другими эти произведения вышли отдельно под заглавием "Литературные сочинения Ковалевской" (СПб., 1893). Долго оставались неизвестными в России написанные ею по-шведски воспоминания о польском восстании и повесть "Нигилистка", сюжет которого относится к концу 1860-х годов. В нем Ковалевская осуществляет свою давнюю мечту - рассказать о революционном движении в России. Это история Веры Баранцовой, девушки, выросшей в богатой и родовитой дворянской семье. Интересной особенностью повести было то, что в ней достаточно полно отразилась личность самой Ковалевской. Автор ведет рассказ от первого лица, многие высказывания героини - это не что иное, как исповедь самой Софьи Васильевны (русский перевод издан в 1906 году). Повести можно поставить в один ряд с трилогией Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». Незаконченным остался роман "Горе побежденных". В ее архивах немало незавершенных повестей и романов. Утеряна рукопись опубликованной повести "Приват-доцент".
Особое место в творчестве Ковалевской занимают стихи. (Приложение II) Они служили средством выражения чувств, которыми она хотела поделиться с людьми. Тематика ее лирики разнообразна.
Самое значительное стихотворение «Пришлось ли…» было опубликовано после смерти Ковалевской академиком Гротом. Впервые напечатано в журнале, "Вестник Европы" (1892, No 2). С. В. Ковалевская сама сделала перевод этого стихотворения на французский язык для своего друга математика Фрида Леффлера, В основе сюжета данного произведения - воспоминание лирической героини о встрече со своим возлюбленным, навеянное неожиданно замолкнувшей «страстной песни», рождающей в душе героини эмоциональный отклик: «Ужель и наша встреча с вами бесследно также промелькнет?» Неужели предстоит вечная разлука и «его» образ лишь порою будет возникать из забвения, « пока из памяти не сгладит время когда-то время милые черты, и сердце вновь покорно примет бремя холодной, вечной пустоты»? Стихотворение композиционно делится на 2 части, каждая из которых начинается с риторического вопроса. Для данного стихотворения, написанного ямбом, характерно наличие эпитетов («песни страстной», «воле непослушной»), сравнений («как будто в дымку облеченный, ко мне он будет приходить»), метафор («и сердце вновь покорно примет бремя холодной вечной пустоты»).
Это показывает, что Ковалевская была способна не только к большой «концентрации мысли», которая нужна для работы ученого, но и к огромной концентрации душевных переживаний.
В стихотворении <13 апреля> мы находим отзвуки биографии Софьи Ковалевской. Оно не закончено, было найдено в числе других ("Груня","Жалоба мужа") среди бумаг С. В. Ковалевской. Впервые опубликовано в книге: Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести. М., Наука, 1974.
Ироничное начало, проникнутое пессимистическим настроением пустоты жизни («В теле вялость, в чувствах смута И в крови тогда броженье. С порываньями поладить Воля слабая не может, И червяк какой-то тайный Сердце гложет, гложет, гложет… Это солнце, эта нега... А в душе так больно-жутко. Верно, Лермонтов весною Назвал жизнь пустою шуткой») сменяется воспоминаниями о светлой юности, первом чувстве влюбленности, первых спорах «о значении народа», «равноправности и свободе».
В следующей картине мы чувствуем неудовлетворенность героини, жаждущей применения своим знаниям и душевным силам: «Перед ней картины рабства вьются мрачной вереницей, рвется вон она из дома, словно пленник из темницы». Фиктивное замужество, отъезд за границу с целью получения образования и - «вот теперь пора настала променять мечты на дело, и вперед она взирает так уверенно, так смело».
«Город чистенький немецкий», «город старый и ученый», «рассадник науки»… Героиня достигает своей цели – она получает возможность получить образование в высшем учебном заведении Германии, что невозможно было сделать в тогдашней России.
И опять мы видим мастерство Софьи Ковалевской в создании ярких образов: в тексте много эпитетов, метафор. Многоплановость композиции позволяет передать вехи пути героини к достижению своей цели. Жанр воспоминания, «мемуарность» стихотворения убеждает читателя в искренности чувств и взглядов автора. Стихотворение написано дактилем, рифма – перекрестная, характерная для всех лирических произведений Ковалевской.
Стихотворение «Если ты в жизни…» впервые опубликовано в журнале "Женское дело" 1899, N2). В нем желание реализоваться, отдать себя познанию и служению истине звучит уже более уверенно:
Лучше бы было тебе не родиться,
Лучше бы истины вовсе не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться,
Чем первенствО за похлебку продать.
Ковалевская - женщина уступает место Ковалевской – ученому.
Текст стихотворения походит на «манифест», «программу» служения Истине:
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Или:
Лучше бы истины вовсе не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться.
Естественно, что в стихотворении преобладает лексика высокого стиля («искра святая», «мгновенье священном», «взыщется много» и др.). Обращение к евангельским мотивам звучит в двух последних строфах:
Ведь грозные боги ревнивы и строги.
Их прИговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано.
Таким образом, путь ученого одухотворен служением не только истине, но и Богу:
Но только за грех против духа святого
Прощения нет и не будет вовек.
Вся жизнь Софьи Ковалевской, первой русской женщины - профессора математики, подтверждает правоту высказанных ею в лирике мыслей о смысле жизни человека. Он – в служении своему отечеству, науке.
Глава 2. Бардовская поэзия «физиков» XX века.
О, физики, теноры XX века…
Лев Аннинский
Булат Окуджава когда-то написал о барде Сергее Яковлевиче Никитине: «Он физик, к стиху прикипевший, ученый, влюбленный в струну». И действительно, всем нам известный Сергей Никитин, представитель композиторского направления бардовской песни, превращает стихотворения русских классиков XIX - XX веков в шедевры. Есть у него песни и на стихи Александра Моисеевича Городницкого, основоположника авторской песни, автора более 30 книг стихов, песен, мемуарной прозы, нескольких десятков дисков с авторскими песнями. И тоже…физика…
Тематика лирики Лауреата Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, заслуженного деятеля науки РФ А.М. Городницкого такова:
Через все творчество Городницкого (Приложение III) проходит образ России, ее исторического пути - от «князя Игоря плененья» до событий афганской и чеченской войн. («Аэропорты девятнадцатого века», «Чистые пруды», «Не удержать клешнею пятипалой», «Над простреленною каской»). Собственная судьба поэта переплетается с жизнью предков, и рождается проникнутое болью и нежностью чувство России: «Не быть мне Родиной любимым, Страны не знать обетованной, Но станут в час, когда я сгину, Замучен мачехою злой, Строка моя, смешавшись с дымом, Российской песней безымянной, А плоть моя, смешавшись с глиной, Российской горькою землей».
Еще один яркий образ поэзии Александра Моисеевича - родной город («Ленинградская песня», «Когда я в разлуке про Питер родной вспоминаю…», «Атланты»).
Кстати, этот город многое значил и для С.Ковалевской: она некоторое время жила в Санкт-Петербурге, где брала уроки математического анализа. Ее стихотворение «13 апреля» начинается с описания свободно текущей Невы. «Дождь и солнце друг за другом угощают пешехода» - так говорит Ковалевская об особенностях петербургской погоды.
К основным художественным особенностям лирики барда Городницкого можно отнести наличие в стихах жанровых элементов притчи, символических обобщений, касающихся судеб лирического героя, сюжетную динамику.
Что же объединяет поэзию советского и российского учёного-геофизика, доктора геолого-минералогических наук, профессора, члена Российской академии естественных наук с произведениями первой в мире женщины-профессора математики С. Ковалевской? Сопричастность собственной судьбы судьбам Родины, желание быть ей полезным.
С.Ковалевская:
Тучи сберутся громадой нестройной.
Небо покроется черною мглой -
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
А.Городницкий:
Тебе я истинно скажу, Как ближнего любить, Как, не притронувшись к ножу, В сраженье победить, | Как смерти не бояться. Не стой же за ценой - Раздай своё богатство И вслед иди за мной. |
Серьезным, глубоким философом предстает в своем литературном творчестве Александр Завенович Мирзаян — российский поэт, композитор, бард, теоретик авторской песни, окончивший филиал МВТУ им. Баумана, затем работавший инженером-физиком в Институте теоретической и экспериментальной физики в Москве.
Его считают элитарным автором, пишущим «культурные песни для культурных людей» (Приложение IV).
Поэзия Мирзаяна актуальна не только своим образным языком, возбуждающим нашу историческую память и сопричастность всему, что происходит вокруг нас. Стихи несут огромный интеллектуальный и нравственный заряд, способствующий становлению души.
Сквозной мотив творчества Александра Мирзаяна – «Куда теперь рубить окно, коль двери заперла эпоха?» Этот вопрос задает себе «потерянное поколение» XX века, к которому себя причисляет и автор. «Но пала темница, и ровно у входа нас встретили зубы дареной свободы…» - так оценивает бард преобразования в России, перефразируя Пушкина. Не случайно Мирзаян, близкий к диссидентскому движению, вступил в конфликт с властями в 60-е годы и находился в «черном списке» бардов. «Спалил нам душу вечный бой, и бури парус наш не ищет…» - с горестью констатирует лирический герой, противопоставляя себя героям Блока и Лермонтова («Песня Исхода»).
Хочется заметить, что и Софья Ковалевская, говоря о периоде разочарованности жизнью в стихотворении «13 апреля», тоже цитирует Лермонтова: «Это солнце, эта нега... А в душе так больно-жутко. Верно, Лермонтов весною Назвал жизнь пустою шуткой».
Но Александр Мирзаян не толкает читателя к безысходности, а учит «духовно чувствовать и разуметь», соединяя интеллект и чувства человека воедино на пути через печаль к «просветлению».
Воспитанный на русской классической литературе «армянский христианин» Мирзаян, обожающий М. Цветаеву и Иосифа Бродского, не обошел в своем творчестве тему любви к женщине с ее «живой, чувственной красотой», но все же главная тема всего творчества – философское осмысление мира, с извечным Гамлетовским «Быть или не быть». «Жизнь дорога, но ИСТИНА дороже» - это изречение многоликого и вечного Гамлета актуально для барда («Гамлет»):
Да, я хотел сказать: — Остановись, покуда сам не ощутил всей кожей, как дорога, как дорога нам жизнь, когда открыл, что истина дороже; | что каждый шаг записан, как стрела; где небеса свои оставят знаки, там высоко натянута струна, и предо мной великий лист бумаги. |
Истина дороже жизни... Смысл жизни начинается с понимания того, что выше и существеннее ее самой. И тогда жизнь становится осмысленной и обретает настоящую ценность. Ведь постижение смысла жизни и счастья начинается с жертвенности, без коей нет приближения к истине и к Творцу. Вот так глубоко…
Впрочем, анализируя поэтическое творчество Ковалевской, мы тоже говорили о миссии ученого служить Истине и Богу.
«Поэзия, равно как и песня, - не фигли-мигли, а метод познания мира, становление человеческого мышления и восприятия. Если человек растет вне этого - у него потом неизбежно возникают проблемы» - таков взгляд «физика» Александра Мирзаяна на литературное творчество. (Из интервью Полины Капшеев «Вначале была песня», Израиль).
Можно было бы обратиться и к произведениям Миляева Валерия Александровича (05.08.1937-16.12.2011), окончившего физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, доктора физико- математических наук, директора филиала и зам. директора ИОФ РАН, писавшего песни на свои стихи (самая известная - "Весеннее танго" – Приложение V), издавшего в 2004 году сборник стихов, эссе и рассказов «Ласкающийся ёж». Он стал соавтором нескольких мюзиклов, написанных для детского музыкального театра «Экспромт» совместно с женой - актрисой Людмилой Ивановой.
И мы говорили бы об актуальности проблематики и философичности:
Принять свой крест. Легко и просто, | И бытия необратимость, Но видя, словно под рентгеном |
О теме любви:
Приходит время – люди головы теряют,
И это время называется весна.
А еще - о самоиронии:
Вот идет по свету человек-чудак, | В голове его какой-нибудь пустяк, |
III. Заключение.
«Физики», ставшие «лириками», я уверен, есть и среди наших учителей, и среди преподавателей КГУ им. К.Э. Циолковского, МВТУ им. Баумана. Поэтому тема моего исследования может быть расширена, дополнена новыми именами.
Общий вывод моего исследования таков: «талантливые люди талантливы во всем». И среди ученых негуманитарного направления есть настоящие поэты, состоявшиеся и не известные широкой публике. Их творчество заслуживает нашего внимания, т.к. помогает нам не только узнать людей науки с другой стороны, но и постичь тайны русской поэзии, для которой характерны глубокая философская глубина, патриотизм и особая духовность. А еще «физики» в своем творчестве совершают художественные открытия: уходят от идеологических штампов, поэзия обретает полемичность, актуальность содержания.
И пусть электронному зренью | И где-то в работе бессрочной, (В. Шефнер) |
IV. Список использованных источников и литературы.
Интернет-ресурсы
Рисуем подснежники гуашью
Как нарисовать лимон акварелью
Рисуем лошадь акварелью
Мороз и заяц
Весенняя сказка