• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Умей сказать нет

Опубликовано Лихушина Наталия Ивановна вкл 04.03.2013 - 21:31
Лихушина Наталия Ивановна
Автор: 
ученический проект

 

  "Умей сказать нет!" - творческая работа учащихся 10 – го  класса школы № 19 г. Старый Оскол (в рамках проекта"Мы выбираем жизнь!").

            Данная работа, проведенная малыми инициативными группами (МИГами),  преследовала цель выяснить и проанализировать отношение современных школьников-подростков (14-15 лет) к проблеме употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина).

 

        Учащимися  нашей группы  было опрошено 60 юношей и 60 девушек 14-17 лет, им  было предложено ответить на вопросы анонимной анкеты с целью выяснить, как происходит формирование  здорового образа жизни  среди подростков, ведь  это является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umey_skazat_net.rar1.1 МБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №19

с углубленным  изучением отдельных предметов»

Кадетский корпус «Виктория»



Проект

"Умей сказать нет!"

/в рамках программы «Мы выбираем жизнь!/                                                                             

                                                                                 

                                                                                  Разработан творческой

                                                                                  группой в составе:

                                                                         Лихушин Савелий

                                                                         Машкара Даниил

                                                                         Столяренко Дмитрий

                                                                         Руководитель: Лихушина Н.И.                                                                                          

                                                                       


                                                             




                                                         





                                         


                                             Старый Оскол – 2011 год






Вступление

   Я учусь в 10 к классе и уже передо мной стоит вопрос о выборе будущей профессии. Пока я остановился на специальности «Связь с общественностью» в ВГТУ, факультет МЧС. Когда я стал интересоваться предметами, которые там изучают, я с удивлением узнал, что есть такой предмет  - экология человека. Меня заинтересовало – что же там изучают? Оказывается, что там изучают социальные проблемы, которые стоят перед современным обществом. Среди них можно выделить СПИД, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, табакокурение и т.д. Все эти проблемы основаны на многих факторах, которые являются новым порождением глобализации и изменений в обществе. Существует множество наук изучающих описываемые явления психология, медицина, социология, сюда же можно отнести и социальную экологию. Многие современные молодые люди не успевают адаптироваться к современным условиям, и находят выход в традиционных формах отстранения – наркомании и алкоголизме.  Я со своими друзьями участвовал в создании школьного проекта «Мы выбираем жизнь» и там мы решали проблему, как привить учащимся нашей школы любовь к здоровому образу жизни и отвлечь их от вредных привычек. Поэтому, когда предложили поучаствовать в экологической олимпиаде я выбрал эту тему. Ведь, одним из направлений работы социального эколога является научно-исследовательская деятельность, которой мы и занимались  в процессе работы над проектом. Это очень нужная работа, помогать «социально-потерянной » молодежи.

 


                                                          Содержание:


11.  Паспорт Проекта   ____________________________________________ с.3

22. Актуальность и важность выбранной темы для школы,  социума _____ с.4

33. Сбор и анализ разноплановой информации по выбранной теме ______  с.6

44. Программа действий __________________________________________ с.6

55. Общий вывод             __________________________________________ с.10



   



















                                                   

                                                  Паспорт проекта


Название проекта

«Умей сказать нет!»

в рамках проекта «Мы выбираем жизнь»


Руководитель проекта (Ф.И.О., должность)

Лихушина Наталья Ивановна,

 учитель географии

Состав проектной группы

  1. Лихушин Савелий
  2. Машкара Даниил
  3. Столяренко Дмитрий

Цель проекта

-  Выяснить и проанализировать отношение современных школьников-подростков (14-15 лет) к проблеме употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина);

- улучшение здоровья и социального благополучия  обучающихся микрорайона  МБОУ «СОШ №19».                                                 - формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей, молодёжи и взрослого населения микрорайона.  

- изучение реальной ситуации в муниципальном образовательном учреждении по вопросам формирования  здорового образа жизни.


Задачи проекта

  1. Создание в образовательном учреждении атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурения.  
  2. Повысить положительную мотивацию к здоровому образу жизни у разных групп населения, уровень информированности по вопросам ЗОЖ.  
  3. Усилить профилактическую работу среди детей и молодёжи.

Направление деятельности по проекту

1. «Умей сказать нет!»

  1. семейная диагностика
  2. просвещение родителей
  3. тренинги
  4. работа с детьми

-    улучшение микроклимата в классном коллективе.

Формы организации проектной деятельности

  1. Исследовательская работа (анкетирование, опросы, составление базы данных)
  2. Акции, операции.
  3. Социологические исследования.
  4. Дни Здоровья – оздоровительный десант
  5. Уроки Здоровья
  6. Спортивные соревнования
  7. Внедрение новых оздоровительных программ: «Школа здоровья»
  8. Повышение информированности населения по вопросам ЗОЖ
  9. Создание  школьного сайта по ЗОЖ.

Связи по взаимодействию

Взаимодействие с социальными партнёрами:

  1. Взаимодействие с администрацией МБОУ СОШ №19.
  2. Взаимодействие с родителями обучающихся школы.
  3. Взаимодействие с городским наркологическим центром.

Этапы реализации проекта

  1. Организационный
  2.  Исследовательский. Тесты и опросники для обучающихся школы, детей социального приюта.
  3. Информационный. Обработка результатов анкет, бесед.
  4. Разработка варианта решения проблемы по проекту. Составление плана работы.

5. Творческий.

6. Презентация проекта.


Актуальность и важность

выбранной темы для школы и социума

             

  "Умей сказать нет!" - творческая работа учащихся 9 – го  класса школы

№ 19 г. Старый Оскол (в рамках проекта"Мы выбираем жизнь!").
           Данная работа, проведенная малыми инициативными группами (МИГами),  преследовала цель выяснить и проанализировать отношение современных школьников-подростков (14-15 лет) к проблеме употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина).

        Учащимися  нашей группы  было опрошено 60 юношей и 60 девушек 14-17 лет, им  было предложено ответить на вопросы анонимной анкеты с целью выяснить, как происходит формирование  здорового образа жизни  среди подростков, ведь  это является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем. Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемойчастью  молодёжной субкультуры. Злоупотребление  психоактивными веществами является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Мы выяснили, что среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей  психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками - 11 – 17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8 – 10 лет. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или  приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Курение, алкоголь и наркотики наносят  вред и здоровью молодежи. Выше изложенные факты обосновывают необходимость формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни. Школа несёт ответственность за создание нужной атмосферы, создавая благоприятные условия и предоставляя все возможности, она должна дать ученикам возможность научиться делать самостоятельный выбор. Таким образом, сложившаяся в обществе ситуация требует принятия неотложных мер для разработки программ профилактики нового поколения – программ обучения здоровому поведению, здоровому жизненному стилю.  У обучающихся  должно создаваться убеждение в том, что забота человека о своем здоровье, физическом развитии является не только его личным делом, но и общественным долгом, а для этого необходимо иметь комплексный подход, через систему взаимосвязанных мероприятий с семьей, с окружающим социумом…. Не случайно один из национальных проектов России посвящен здравоохранению. Его неотъемлемой составляющей является пропаганда здорового образа жизни.   В.В. Путин отметил: «В современных условиях охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба». 



Сбор и анализ разноплановой информации по выбранной теме

     

Перед началом работы по проекту «Умей сказать нет!» мы решили собрать следующую информацию:

  1. Провести опрос школьников о том, как они понимают «Что такое здоровый образ жизни?».
  2. Провести анкетирование среди обучающихся школы по отношению к психоактивным веществам
  3. Участвовать  в акциях, направленных на формирование ЗОЖ
  4. Дни здоровья
  1. Отношение к курению.  

      Курение среди подростков является одной из ключевых проблем современного общества. Высокий уровень распространенности курения среди несовершеннолетних во многом связан с тем, что табак и табачные изделия легко доступны подросткам. Несмотря на то, что, согласно требованиям федерального закона «Об ограничении курения табака», продажа сигарет лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, а доступ подростков к табаку ограничен стометровой зоной от образовательных учреждений, подростки по-прежнему могут практически беспрепятственно купить сигареты. С одной стороны, этот факт связан с несоблюдением закона продавцами в торговых точках. С другой - данная проблема обусловлена отсутствием надлежащего контроля за наличием сигарет в торговых точках, расположенных вблизи образовательных организаций. Решать эту проблему нужно, и как можно скорее. Мы решили  выяснить, как обстоит дело с курением  среди подростков у нас в школе. Прежде чем приступить к опросу школьников, на родительских собраниях было проведено анкетирование среди родителей на тему:

 « Курит ли ваш ребенок?»

 1. Пробовал                                                                             - 22%. 
 2. Подозреваю, что курит                                                       -13%. 
 3. Знаю, что курит,  но ничего не могу с этим поделать     -17%. 
 4. Не курит                                                                                -33%. 
 5. Мой ребенок не закурит,   я в этом уверен                       -15%.

          Затем мы провели анкетирование среди  школьников 9 -11 классов:

  1. Пробовали ли вы курить?
  2. В каком возрасте вы впервые попробовали курить?
  3. Где это произошло?
  4.  Как часто вы курите?
  5. Считаете ли вы, что курение оказывает вред вашему здоровью?

         В целом 59% подростков сказали о том, что хотя бы раз в жизни пробовали курить. Количество подростков, имеющих опыт курения, растет в зависимости от возраста. Наиболее высока доля имеющих опыт курения среди подростков старшего возраста. 50% юношей и девушек в возрасте от 15 до 17 лет сказали, что курили в последний месяц. Среди подростков 12-14 лет доля курящих составляет 22%. В ходе исследования были обнаружены существенные различия в уровне курения среди мальчиков и девочек - доля имеющих опыт курения за последний месяц среди юношей составляет 48%, а среди девушек - 23%..   Среди подростков, имевших опыт курения за последний месяц, 42% могут быть отнесены к группе регулярных курильщиков, так как они курили ежедневно, 18% можно отнести к группе слабо вовлеченных в курение, так как они курили лишь 1-2 раза за месяц, и еще 8% курили 3-5 раз за последний месяц. Большинство подростков, имеющих опыт курения сигарет хотя бы раз в жизни, мотивировали свои попытки курить любопытством и желанием попробовать новое (43%). На прямое влияние других подростков (давление сверстников) как на причину курения указали 9% подростков, однако, на косвенное влияние сослались 20%, сказав, что попробовать сигарету их побудило то обстоятельство, что их друзья курили, и они закурили "за компанию". В большинстве случаев (70%) подростки курят вне дома и школы - на улицах, подъездах, дворах, парках и т.д. Тем не менее, 17% сказали, что обычно курят дома, 20% - в школе и еще 18% в доме друзей.   Чуть более половины подростков (53%), имеющих опыт курения в течение последних 30 дней, считают, что их родители знают о том, что они курят. Восемьдесят два процента (82%)  подростков отметили, что родители говорили с ними о вреде курения и просили не курить. Подростки и взрослые одинаково высоко оценивают как степень непосредственного вреда, который курение наносит здоровью.                                                                                                                                                          Вывод: необходимо уделять максимум внимания просветительской работе с продавцами торговых точек: требования по запрету продажи сигарет несовершеннолетним должны быть им хорошо известны. Сегодня Государственной думой разработана новая редакция ФЗ «Об ограничении потребления табака», которая предполагает законодательное закрепление государственной поддержки лечения людей с табачной зависимостью, запрет на изготовление и продажу сувениров, игрушек и кондитерской продукции в виде табачных изделий, а также меры по ограничению доступных мест для розничной продажи табачных изделий. Решать проблему табакокурения необходимо с помощью активной просветительской работы, формирования с помощью СМИ негативного образа курильщика.

                                           II. Отношение к наркотикам

      Анонимная анкета

  1. Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?
  2. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
  3. Чай, кофе, сигареты, пиво - это наркотики?
  4. Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен или жалеешь?
  5. Приведите самый сильный (по вашему мнению) аргумент в пользу отказа от наркотиков?
  6. Когда вы впервые "познакомились" с алкогольными напитками?
  7. Почему подростки начинают пить? (ваши варианты)
  8. Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков?

                  Большинство подростков ответили на поставленные вопросы серьезно и откровенно, что позволило получить достаточно достоверный результат. В связи с тем, что мнение юношей и девушек по многим вопросам не совпало, анкеты были обработаны по отдельности.


Отношение к наркотикам

среди девушек 14-15 лет (60 человек).

1. Что такое наркомания?
76% - болезнь
21% - вредная привычка
3% - преступление

2. Отношение к наркоманам:
54% - жалею
20% - ненавижу
20% - равнодушна
6% - боюсь (страх)

3. Аргументы в пользу отказа от наркотиков:
- желание жить, а не медленно, мучительно умирать;
- жизнь дороже, чем один раз удовольствия;
- не хочу терять близких и друзей;
- хочу иметь будущее и родить здоровых детей;
- не хочу превратиться в животное;
- умный человек не станет этого делать;
- я могу развлекаться иначе.

4. Есть ли оправдания у подростков, начавших принимать наркотики и какие?
- оправданий нет - 33%;
- эмоциональная слабость - 46%;
- не хватает внимания родителей - 17%;
- физическая боль - 4%.


                                         Отношение к наркотикам

                                среди юношей 14-15 лет (60 человек).

1. Что такое наркомания?
70% - болезнь
26% - вредная привычка
4% - преступление

2. Отношение к наркоманам:
41% - жалею
32% - ненавижу
27% - равнодушен
0% - боюсь (страх)

3. Аргументы в пользу отказа от наркотиков:
- страх смерти (большинство!);
- губят здоровье;
- хочется сохранить родных, близких, любимых;
- это дорого;
- страх боли;
- можно было не рождаться.

4. Есть ли оправдания у подростков, начавших принимать наркотики и какие?
- оправданий нет - 68%;
- отсутствие интересного дела - 18%;
- пример родителей - 5%;
- глупость - 5%;
- любопытство - 5%;
- отсутствие силы воли - 2%.

                               

Вывод: 1.   Наркомания  – это страшно!

  1. Наркомания  - беда всей семьи. Ее не принято считать вредной привычкой. Наркомания, как бы страшно это не звучало, сложнейшее заболевание современной медицины.
  2. Подростки сами делают выбор относительно приема наркотиков. Чаще всего на такой безнадежный и необдуманный шаг их толкает отсутствие какой-либо радости от мира, в котором они живут.
  3. В большинстве случаев подростки начинают путь наркомана с токсикомании.
  4. Как и любое другое заболевание, наркоманию намного легче предупредить, чем лечить.
  5. Очень важно, чтобы подросток был чем-то занят!

              7. Наркоманы (часто также их родные) слишком поздно понимают, что она не просто " балуются наркотиками", а уже зависят от них. Иногда зависимость развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становиться наркоманом после первой же инъекции "черного" раствора. Что будет в конкретном случае с тем или другим человеком, никто не знает. И никто не должен говорить себе: " Я знаю, что могу попробовать наркотики и ничего страшного не случится".

                        III. Отношение подростков к алкогольным напиткам


Юноши (60 человек)

Девушки (60 человек)

1. Когда вы впервые "познакомились" с алкогольными напитками?

В 6-14 лет (большинство в 10 и 14 лет; небольшое количество (4 чел) еще не пробовали)

В 6-14 лет (наибольшее число - в 12-14 лет;

19 человек еще не пробовали

2. Почему подростки начинают пить (ваши варианты)

- желание ощутить себя взрослым;
- эффект новизны
- уход от проблем
- возможность самовыражения
- безделье
- одиночество
- пьют родители
- ссоры в семье
- стресс
- чтобы стать смелее, раскованнее
- глупость, баловство
- реклама по ТВ

- безысходность
- забыть проблемы
- чтобы проявить взрослость
- назло родителям
- нет других способов расслабления
- для имиджа
- чтобы быть "как все"
- из-за отсутствия силы воли
- несчастная любовь
- ссоры в семье
- непонимание
- от скуки
- в компании заставляют

Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков?

- повышение уровня жизни людей
- интересное дело, молодежные клубы
- занятия спортом, компьютер
- профилактическая работа в школе

- походы

- не производить алкогольные напитки

 В результате исследования мы сделали следующие выводы:

            - из всех алкогольных напитков пиво можно признать самым опасным для человека, что обусловлено  рядом факторов:
1) наличие высокоактивного фитоэстрагена, существенно влияющего на гормональный фон человека;
2) присутствие наркотических веществ подобных гашишу;
3) относительно низкое содержание алкоголя, обуславливающее ранее приобщение человека к алкоголю (50% детей России в возрасте  7 лет пробовали пиво) и формирование стойкой зависимости!

                                                      Общий вывод.

                В течение учебного года нами будет проводиться работа по формированию у обучающихся  умений и  навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношению к укреплению здоровья.

Основные виды деятельности школы по здоровому образу жизни:

Школьная спартакиада.

Веселые старты.

Соревнования по игровым видам спорта.

Русские подвижные игры.

Уроки-экскурсии.

Конкурс агитбригад «Мы выбираем ЗОЖ».

Тренинги «Оставайся в безопасности».

Дорога не поле боя

Дни здоровья.
Экологический десант.
Брейн-ринг «Спорт и здоровье».
Брейн-ринг «XXI-й – век без наркотиков».
Классные часы «Маршрутами безопасности».
Туристический слет.
Школьная научно-практическая конференция «Здоровое поколение».
Конкурс стенгазет и плакатов «Наше здоровье – здоровье страны».

Анкетирование.


              Люди прибегают к психоактивным препаратам в надежде удовлетворить определенные потребности. Химические средства неспособны оправдывать возлагаемые на них надежды длительное время. Злоупотребление такими веществами в большинстве случаев сопровождается эффектом отдачи, который прямо противоположен действию препарата, Это часто побуждает принять еще большую дозу для возобновления приятных ощущений. При часто повторяющемся употреблении средства может сформироваться зависимость от вещества, сильно затрудняющая прекращение его приема.

Психоактивные средства вызывают ложные надежды, злоупотребляющего ими всегда ждут зависимость и разочарование. Необходимо справляться с жизненными трудностями собственными силами.

             Говоря любым психоактивным веществам  "НЕТ", ты говоришь своему здоровью "ДА".

     Подводя итоги реализации проекта «Умей сказать нет!», хочется отметить хорошую работу всех учащихся. Все  добросовестно и творчески выполняли свои поручения.

       Результаты работы позволяют сделать вывод, что реализацию проекта «Умей сказать нет!», в рамках школьного  проекта «Мы выбираем жизнь»

 надо продолжать. Ведь это помогает воспитанию поколения ведущего здоровый образ жизни.

     Мы считаем, что успех нашего проекта это результат совместной работы каждого из участников проекта.


Поделиться:

Лист Мёбиуса

Самый главный и трудный вопрос

Загадка Бабы-Яги

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью