• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Что влияет на рост растений?"

Опубликовано Третьякова Марина Ивановна вкл 11.03.2013 - 7:08
Третьякова Марина Ивановна
Автор: 
Соловьёва Настя

В работе рассматривается влияние света на рост растений, ...... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_vliyaiet_na_rost_i_razvitie_rasteniy.docx468.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 УСТЬ-КАДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«Что влияет на рост растений?»

 

Выполнила  ученица 3 класса  

 Соловьёва  Анастасия

учитель Третьякова М.И.

с. Усть-Када

2013 год

Содержание.

1.Введение

2.Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян.

3. Влияние света на движение растений.

4.Заключение.

5. Литература.

        

ВВЕДЕНИЕ.

Атмосферный воздух - один из основных элементов среды - необходим всему живому на Земле. Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входит 78,09 % азота, 20,95 % кислорода, 0,03 % углекислого газа, а также водород, аргон, неон, келий, криптон, ксенон, водяной пар и различные примеси.

 Кислород используется живыми организмами в процессе дыхания.

В процессе фотосинтеза растения ежегодно поглощают из атмосферы 170 млрд.т. углекислого газа. Преобразование его в органическое вещество происходит в живых клетках с помощью хлорофилла и света.

Азот с помощью клубеньковых бактерий преобразуется в доступную для растений форму и используется растениями для образования органических веществ – белков.

Температура и влажность воздуха, освещение влияют на рост и развитие растений.

Помимо перечисленных абиотических факторов внешней среды на рост и развитие растений оказывают влияние биологически активные вещества, которые выделяют другие растения. Явление взаимного влияния растений носит название аллелопатии (от греческого «аллелон»- взаимно, «патос» - страдание).

Одно из популярных направлений биологических исследований в настоящее время - изучение влияния света на жизнь живых организмов. Основы фотобиологических наук заложены крупнейшими учёными: Д.Дьюсбери, К.Лоренц, Ф.Кегель. Несмотря на наличие большого количества научных работ по этой проблеме, многие вопросы до сих пор ещё недостаточно исследованы.

      Ежедневно живые организмы подвергаются воздействию солнечного света и света от искусственных источников. Под действием света в клетках организмов осуществляются многие очень важные фотобиологические процессы.

     Наше солнце — это огромный светящийся газовый шар. Оно освещает и нагревает нашу планету. Без этого была бы невозможна жизнь на ней не только человека, но и даже микроорганизмов. Солнце - главный двигатель происходящих на Земле процессов. Основной поток солнечного излучения в видимом — инфракрасном диапазоне необходим для существования биосферы, но солнечное, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения губительны для живой материи. К счастью, от потока солнечных космических лучей и солнечного ветра Землю защищает магнитный щит. Хотя эту оболочку невозможно увидеть, люди издавна ощущали земное магнитное поле. Хорошо знакомы нам и фотобиологические процессы. Многие из нас обгорали под действием солнечного света, после чего развивается стойкое покраснение кожи.

     Зная, что фотобиологические явления есть в животном и растительном мире, мы поставили перед собой цель: изучить некоторые фотобиологические процессы, влияющие на физиологические процессы организма или вызывающие какие-либо особенные явления в организме человека, животного, растения, связанные с воздействием света.

Целью моей работы является:  изучить   влияние  света  и на движение растений и влияние летучих выделений одних растений –   на другие растения.

  1. Влияние  летучих выделений растений.

Цель: как влияют   летучие выделения одних растений  на другие.

Мы решили провести опыты, чтобы выяснить, как влияют эти летучие выделения одних растений – фитонциды   – на другие растения.

ОПЫТ 1

опытная чашка                                                                    контрольная чашка

     

В первом опыте мы решили выяснить, как фитонциды влияют на прорастание семян.

Для проведения опыта мы взяли наклюнувшиеся семена  фасоли, листья комнатных растений герани  две  чашки Петри диаметром 9см,   ступку с пестиком, фильтровальную бумагу.

В большие чашки Петри мы положили фильтровальную бумагу, вырезанную в виде круга диаметром 9 см, в центре чашек установили чашечки (диаметром 5см) и вокруг них на смоченную водой фильтровальную бумагу разложили подготовленные семена: в две  чашки – семена  гороха.      5 грамм   пеларгонии  (герани)  растёрли в ступке с песком. Полученную кашицу мы поместили в чашечки диаметром 5см:  5г в чашечку с семенами  фасоли.  А одна чашка осталась контрольная. В находящиеся в них маленькие чашечки мы налили воду. Все две чашки Петри быстро закрыли и поставили в тёплое место.  

 

Чашка с пеларгонией

Чашка с водой

(контроль)

Заложено семян

   (шт.)

Проросло

Длина корешка

Заложено семян

  (шт.)

Проросло

Длина корешка

Шт.

%

№

п/п

мм

Шт.

%

№

п/п

мм

    6

5

83

 1

 5

   6

 6

100

1

 9

 2

 5

 2

 9

 3

 2

 3

 9

 4

 2

 4

 9

 5

 2

 5

 9

 6

 -

 6

 2

    Средняя длина корешка 3,2мм             Средняя длина корешка 7,8мм

В чашке с пеларгонией проросло 83% семян, средняя длина корешков- 3,2мм.

В контроле проросло 100% семян, средняя длина их была 7,8мм, они выглядели вытянувшимися, тонкими.

В результате проведённых опытов мы увидели, что   фитонциды, выделяемые кашицей пеларгонии   тормозящее действие на семена  фасоли.

  Дополнительная информация: 1 га соснового леса выделяет за сутки около 5кг летучих фитонцидов, а можжевельного - около 30кг. Ясень обыкновенный, осина, липа мелколистная, клен яснелистный подавляют, а береза бородавчатая, клен остролистный – стимулируют рост дуба. Сосна обыкновенная отрицательно реагирует на фитонциды березы бородавчатой.

     Химические вещества, выделяемые корнями и листьями высших растений- фитоценозов. На человека фитонциды также влияют. В сосновых лесах строят туберкулезные санатории,т.к. фитонциды сосны убивают бактерии,в т.ч. и палочку Коха ,возбудителя туберкулеза, и больные люди выздоравливают.

   В жаркую погоду в сосновом лесу у человека повышается артериальное давление.

        2. Влияние света на развитие и рост растений

Движение растущих органов растений

      Особое значение в жизни растения имеет свет.  Он может вызвать  движения  растений.  

     У живых существ самое заметное проявление в жизни - это движение. Это относится и к растениям.   Хочу отметить, что способность к быстрым движениям не является признаком высокой организации - это следствие способа питания. Растению нет необходимости гоняться за пищей, так как углекислый газ, минеральные соли, вода и свет есть повсюду в окружающей среде.

     На первый взгляд кажется, что растение не способно к самостоятельному движению. Однако при внимательном наблюдении можно заметить, что оно обладает ясно выраженной подвижностью

    У растения очень медленно движутся органы: листья, стебли, корни, цветы. Движутся они путем изгиба или скручивания. Движения органов растений многообразны. Я остановилась на некоторых из них. Меня очень заинтересовало движение, связанное с ростом.  

     

 Опыт 1

    Для исследования я взяла растение  пеларгонию (герань)

    Все листовые пластинки были обращены к окну, к свету. Я развернула это растение на 90°. На следующий день уже было заметно движение листьев, через 15 дней появился изгиб стеблей в сторону света к окну.  

                                                                                                                                        

  Опыт 2

Особенно ясно, что вызываемые светом движения можно наблюдать у молодых проростков  ячменя, если их прикрыть картонной коробкой с небольшим отверстием в одной из стенок.

    Через 4 дня все проростки резко согнулись по направлению к падающему на них через это отверстие свету. Я повернула чашку с проростками так, чтобы они оказались обращенными от света, и увидела через 3 дня, что проростки согнулись в обратную сторону, но опять-таки направленному к свету.  

Опыт 3. Я взяла 7 проростков фасоли и положила в чашку Петри закрыла  полотенцем и поставила в шкаф. Ещё семь (контрольный) проростков фасоли поставила на подоконник.

         

Результат: проростки фасоли  стоявшие в шкафу затормозили, можно даже сказать остановились в росте. А те, которые стояли на  подоконнике  хорошо росли.

 Опыт 4

     Я проделала такое же исследование со стеблем   растения  Пеларгония.

     Комнатные растения в горшке положила на бок. Через несколько дней побег согнулся, и его верхняя часть снова приняла вертикальное положение.  

                                    

Результаты исследования

    Прочитала  в энциклопедии.  Изгибы стеблей совершаются следующим образом: пока стебель растет прямо, выделяемый ауксин  (природный ауксин представляет собой индо-лил - 3 - уксусную кислоту сокращено ИУК. Индолилуксусная кислота образуется у всех высших растений)  из растущей верхушки спускается вниз по стеблю, равномерно распределяясь по всем его сторонам, которые растут с одинаковой скоростью. Но если стебель положить горизонтально, ауксин начнёт концентрироваться преимущественно на нижней стороне, которая станет расти быстрее и стебель изогнется к верху. Изгиб будет продолжаться до тех пор, пока верхушка не примет снова вертикальное положение, и ауксин окажется вновь равномерно расположенным по всем сторонам стебля.

 

Из литературы.

Поведение растений в состоянии невесомости В 1974 - 1975 годах на борту орбитальной станции „Салют-4" проводились эксперименты по изучению влияния факторов полета на прорастания семян и рост растений. Опыты с горохом показали, что начальная фаза роста проростков в космосе не отличается от земных. В дальнейшем рост проростков в условиях невесомости замедлялся, и они погибали на разных стадиях развития. Следовательно, сила тяжести - необходимый экологический фактор для роста и размножения растений.

     Это способность всех растений воспринимать земное притяжение и реагировать на него.

       

 

Заключение.

      Проведя анализ различных процессов, связанных с воздействием света на живые организмы, можно сделать следующие выводы:

1.Весь   оптический   диапазон   электромагнитного   излучения   Солнца   и искусственных источников активно воздействует на организмы:       растений.

2.  Рост проростков зависит от концентрации ауксина. Ауксин стимулирует рост побегов и подавляет рост корней.

3.  Фитонциды,  выделяемые одними растениями,  могут   тормозить на рост других.  

Список используемой литературы

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. - Биология. 2 том Москва. «Мир» 1996г.;

2. Миллер Т. - Жизнь в окружающей среде. 2том «Пангея» 1994г.;

3. Владимиров Ю.А. - Физико-химические основы фотобиологических процессов. Москва. Высшая школа.  1989г.;

4.  Рейнхольд Вайнар Движения у растений. Москва. «Знание» 1987г.;

5. Максимов Н.А. - Как живёт растение. Москва. «Колос» 1966г.;

6. Виленский Е.Р. - Растение раскрывает свои тайны. Москва. «Колос» 1984г.;

7.  Интернет ресурсы.

 


Поделиться:

Агния Барто. Сережа учит уроки

Юрий Алексеевич Гагарин

Дымковский петушок

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Соленая снежинка