Работа "Воздействие мзыки на человека?" написана ученицей 6А класса. В ходе работы, иссследователь проаналитзировал изменения в эмоциональном состоянии воспитанников одного из детских садов города. Работа интересна новизной исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_muzyki_na_cheloveka_martynova.doc | 77.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Научно – исследовательская работа
Воздействие музыки на человека
Выполнила:
ученица 6А класса
Мартынова Анна Леонидовна
Научный руководитель:
учитель музыки
Забалухина Мария Валерьевна
Г. Новочебоксарск
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Заключение
Литература
Введение.
Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет снова и снова многие ученые пытаются ответить на вопросы: В чем же сила музыки? Почему музыка волнует нас и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»?...
На эти вопросы пытались дать ответы выдающиеся психологи-музыканты - Б.Астафьев, Б.Яворский, Н.Брюсова. Ими впервые была поставлена важная проблема изучения психологии музыкального восприятия. Но и по нынешний день дать точный ответ как музыка воздействует на человека никто ни смог. Мы попытаемся решить в данной работе этот вопрос.
В настоящее время все больше ученых, психиатров и педагогов говорят о музыкотерапии, как универсальном средстве излечения от всех болезней. Работа по воспитанию детей с «эффектом Моцарта» - самая популярная из методик, применяемых в современности. Действительно ли музыка способна «исцелить» человека, заставить его стать лучше? Этот вопрос интересует не только нас, но и таких ученых как, Годон Шоу, Марк Боднер, Д. Хьюджес и др.
Перед собой мы поставили следующую цель: изучить воздействие музыки на человеческий организм
Предмет исследования: музыка
Объект исследования: воздействие музыки на человека.
Задачи:
История изучения воздействия музыки на человека
Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.
В мировой музыкальной культуре китайская музыка является древнейшей. Она, не менее древняя, чем сама 5000-летняя цивилизация страны, изначально была предназначена не для развлечения, а для очищения мыслей.
Китайцы всегда использовали музыку для излечения болезней, и они говорили: «Музыка опережает медицину». Китайский иероглиф, означающий «медицина», произошел от иероглифа «музыка», к которому еще добавили часть, означающую «трава». Так и получился иероглиф «медицина». Небесная музыка и земная трава - кладезь здоровья для человека.
Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в отделе исцелений при храмах для лечения нервных расстройств. У них была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками... Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии.
О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».
В средние века музыкальная психология развивалась в работах музыкантов-теоретиков (наибольшую известность получили Боэций, Гвидо, Арретинский, Царлино). В XVII - XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.
В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.
В последствии, специальные исследования С. С. Корсакова, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, Г. П. Шипулина и др. подтвердили мысль о положительном влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.
Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б.М. и Выготского Л.С.
Итак, изучением воздействия музыки на человека занимались с древнейших времен и ученые, и философы, и медики. Исходя из этого, можно сказать, что данная проблема являлась актуальной во все времена. В современном мире, где по данным психологов каждый человек находится в состоянии стресса минимум 2 раза в неделю, изучение музыки с ее целительным действием, по нашему мнению, крайне важно. В следующей главе мы рассмотрим какое именно воздействие оказывает музыка на организм человека.
Влияние музыки на человека
Можно ли прожить на свете без музыки?
Наверное, любой человек к такому вопросу отнесется более чем недоуменно и тут же скажет: «А как же без музыки?».
Действительно, музыка нас сопровождает всюду. Играют оркестры – на улицах, в концертных залах. Льются веселые мелодии – из телевизоров, на музыкальных площадках, даже на вокзалах. Певцы поют, отплясывают танцоры – на экранах телевизоров. И в праздники, и в будни никак не обойтись без музыки.
Многими учёными поддерживается точка зрения, согласно которой музыка способна значительным образом влиять не только на психологическое, но и на физиологическое состояние слушателя.
Ч. Дизренс в своей книге «Влияние музыки на поведение» приходит к следующему заключению: «Разумеется, верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на человека. Она усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и уменьшает его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление».
В своей книге «Мозг, разум и поведение» авторы Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. придают решающее значение в формировании восприятия и реакции организма на восприятие музыки гипоталамусу. По мнению авторов, гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Из-за этого он положительно реагирует на музыку тогда, когда она соответствуют следующим параметрам:
В своём исследовании, посвящённом восприятию музыки - В. С. Марахасин и В. М. Цехановский так же заметили - особое влияние музыкального ритма произведения на ритм сердечной деятельности слушателя. «Это изменение состояло в том, что в каждом отдельном случае электрокардиограмма испытуемого фиксировала некоторую доминирующую частоту сердечной активности, возникающей под влиянием прослушиваемой музыки».
Исследования многих ученых показывают, что у лиц со слабой нервной системой, для которой характерна высокая чувствительность, наблюдается более выраженная реакция перестройки биоритмов на сравнительно большую зону частот. Для лиц с сильной нервной системой, обладающих меньшей чувствительностью, реакция навязывания ритма выражается слабее.
Перенося эти выводы на процесс музыкального восприятия, мы можем предполагать, что, скорее всего, лица со слабой нервной системой будут гораздо тоньше и глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, будут предпочитать музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго. Обладатели слабого типа будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке.
Китайские ученые считают, что не только медицина может избавлять человека от болезней. Излечивание человека может происходить и при простом прослушивании музыки. Китайская музыка основана на древней пентатонной музыкальной системе с пятью тонами. Китайцы считают неслучайным явлением то, что у человека есть пять внутренних органов: сердце, печень, легкие, почки и селезёнка; и пять органов чувств: рот, нос, глаза, уши и язык; и пять пальцев на каждой руке.
Согласно китайской традиции, любой из пяти тонов может влиять на внутренние органы человека и может действовать как регулирующий механизм. Музыка может стимулировать обмен веществ, инициировать процессы мышления, и регулировать сердце. Поскольку особенности каждого человека индивидуальны, внутренние органы у разных людей имеют различия, и музыка влияет на людей по-разному.
Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Но в чем же скрывается тайна той универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает только музыка Моцарта? Каковы “секретные механизмы” общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга, чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). В произведениях Моцарта тональный звуковой ряд оказался чрезвычайно близким к тембральным окраскам человеческого голоса. В сочинениях этого автора используются очень плавные 30-ти секундные переходы от «громко-forte» к «тихо-piano», переходы эти идеально совпадают с биоритмами в правом и левом полушариях головного мозга человека.
Особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесного царя" Шуберта, оду "К радости" Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.
Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.
Те кто любит музыку В. А. Моцарта по мнению Б. Л. Яворского, обычно обладают устойчивой психикой, концентрированным вниманием и высоким уровнем нравственного поведения.
В противовес к сказанному добавим, что научными исследованиями уже доказан тот факт, что современная музыка, такая как рок, диско, «тяжелый металл», хип-хоп, i-rnb вредят здоровью людей. Молодые люди, которые увлечены ею, чаще хуже учатся, у них ниже концентрация внимания, они наиболее часто подвержены заболеваниям и депрессии. Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых, стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Подобную мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звyковым ядом».
В данной главе мы попытались проанализировать влияние музыки на человека. И мы пришли к выводу, что музыка будь то классическая или современная оказывает воздействие на человеческий организм.
Экспериментальная часть исследования
Наши музыкальные предпочтения, на мой взгляд, зачастую бессознательны и, как мне кажется, во многом основаны на потребности в высвобождении и переживании своих собственных чувств. То есть мы выбираем музыку, соответствующую нашему психическому состоянию и тем эмоциям, которые преобладают в нас на данном этапе жизни. Переживаем вслед за певцом и композитором радость, блаженство, печаль, тоску, смятение…
Для того, чтобы выяснить воздействие музыки на человека мы обратились за помощью к воспитателю ДОУ №32 «Улыбка» - Вазановой Светлане Юрьевне. В течение 6 лет она применяет в своей работе методику «Воспитание В.А.Моцартом». Дети слушают классическую музыку во время игр, занятий, приема пищи, на различных мероприятиях, проводимых в группе и в садике. Спокойная музыка, по словам Светланы Юрьевны, способна гармонизировать эмоциональное состояние, развивать концентрацию внимания, а также раскрывать творческие способности детей. Музыка используется воспитателем и перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться. Когда дети ложатся спать в «тихий час» Светлана Юрьевна включает им очень тихо звуки природы - дети быстро засыпают и спят спокойным и глубоким сном. В этом году Светлана Юрьевна взяла под свое крыло маленьких деток, впервые пришедших в садик. За три прошедших месяца они очень изменились – стали спокойнее, усидчивее, организованнее. Когда мы приходили в группу на занятия эти двухлетние малыши удивили нас своими способностями: они хорошо запоминали тему, внимательно слушали воспитателя, активно отвечали на поставленные вопросы и все это они делали под тихо звучавшую, ненавязчивую музыку. А еще учеными было установлено, что произведения Моцарта оказывают лечебное, можно даже сказать, целительное воздействие. Кто-то может усомниться, но по словам медицинского работника садика в группе Светланы Юрьевны заболеваемость детей ниже, чем в целом по садику и адаптация детей к садику проходит быстрее и безболезненнее.
Посетив ДОУ №32, мы пришли к выводу, что гармоничная, светлая и простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.
Заключение
В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы, поставленные в рамках задач исследования, выделим основные тезисы.
В ходе исследования подтвердилось, что музыка влияет на организм человека: она способна усилить метаболизм в теле, влияет на ритм сердечных сокращений, ускоряет дыхание.
Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.
Несомненно, тема восприятия и воздействия оказываемого музыкой на человека представляет интерес для дальнейшего более детального исследования. Например, интересно исследовать особенности трансового эффекта «клубной» музыки и др.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. «Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. – Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого», Владикавказ, 1928
2. Асафьев Б.В. «Речевая интонация» - М., - Л., 1965.
3. Беляева - Экземплярская С.Н. «Заметки о психологии восприятия времени в музыке» // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.
4. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
5. Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007 №3
6. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., 1997.
7. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
8. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934.
9. Изард К.Э. «Психология эмоций»./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999 г.
10. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
11.Медушевский В.В. «О содержании понятия «адекватное восприятие»».//Восприятие музыки. - М., 1980.
12. Милнер П.Ф. «Физиологическая психология»./ Пер. с англ., М.: Мир, 1973.
14. Морозов В.М. «Биофизические основы вокальной речи». Л., 1977.
13. Петрушин В. И. «Моделирование эмоций средствами музыки». //Вопросы психологии 1988 №5.
15. Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.
16. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
17. Ражников В. Г. «Партитурная транскрипция» // Вопросы психологии 1980. № 1.
18. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11.
19. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».// Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
20. Уолтер Г. «Живой мозг». М., 1966г.
Калитка в сад
Акварель + трафарет = ?
Госпожа Метелица
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Как нарисовать черёмуху