Презентация- учебник по разделу "История Иркутской области в древности"
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sibiri_ivanov_i.pptx | 904.01 КБ |
Слайд 1
Иркутская область Выполнил: Иванов ИльяСлайд 2
Содержание Конец
Слайд 3
Иркутская область в XVII вв. В архиве древних актов выявлено донесение енисейского воеводы И. И. Ржевского в Сибирский приказ. В нем содержится подробное изложение обстоятельств основания Иркутского острога енисейским сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым летом 1661 года. Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков . Под его командой находилось 20 служилых людей. Сначала острог назывался Яндашским , по имени местного князца Яндаша Дороги, но уже с 1662 года он стал именоваться Иркутским (в старину писали " Иркуцкий "), так как находился недалеко от устья притока Ангары - Иркута. Раннее описание Иркутского острога (1670 год) содержится в челобитной служилого человека Андрея Барнешлева . Из челобитной видно, что к 1670 году острог, поставленный в 1661 году, "погнил и развалился врознь". Поэтому в тревожное время негде поместиться "служилым и ясачным людям и пашенным крестьянам с женами и с детьми". Служилым людям и пашенным крестьянам пришлось спешно днем и ночью строить новую или обновленную острожную крепость. В результате площадь, занятая острогом, значительно расширилась. Прежний острог "был мерою в длину девять сажень печатных, поперек восемь сажень". Новая острожная крепость простиралась на 50 сажен (108 м) в длину и на 50 сажен в ширину. Стены острога состояли из острожин - плотного ряда высоких столбов, вкопанных в землю, длина их составляла три сажени с аршином. Передняя стена примыкала к трем башням. Две из них стояли по углам стены, третья - в середине. Средняя башня была проезжей - под ней находились ворота для въезда в острог. Эта башня называлась Спасской, так как к ней примыкал церковный предел, в котором стоял "нерукотворный образ" Спаса (Христа). Башни служили не только для дозорных караулов, но также для жилья и хранения разных припасов. Башни передней стены острога имели фактически три этажа. В низу башни находился казенный амбар, над ним - горница, над нею - развал с жильем, выше - сторожевая вышка с перилами, на которые опирались казаки, неся дозорную службу. По внутренним лестницам они поднимались на вышку и спускались вниз. В одной из башен внизу находилась казачья изба, а над нею другие помещения. Башни, крытые тесом, имели "бои" - отверстия для стрельбы. Вышина башен девять сажен с аршином. Башни, примыкавшие к другим острожным стенам, были устроены таким же образом, как три передние. В остроге находился двор, где жили приказные люди, амбар "о трех жильях " для сбора десятинного хлеба с пашенных крестьян, изба "для стенного караулу", погреб для "пороховой и свинцовой казны". Вокруг острога образовался посад. Слайд 4
Слайд 5
Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва -зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг . Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной , т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5-6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленых овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех. Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы - хлопчатобумажной (преимущественно далембой ), нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой , чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига . Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк аза- магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей - вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка магнал . Тогда использовали дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок. Мужские и женские дэгэлы имеют две полы - верхнюю ( урда хормой ) и нижнюю ( дотор хормой ), спинку (ара тала), перед, лиф ( сээжэ ), борта ( энгэр ). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ , выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой. Меню
Слайд 6
Эвенки (прежнее назв. —тунгусы), народ в Сибири. Границы современного расселения Э.: на З.—левобережье Енисея, на С. — Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на В.— южная часть Охотского побережья, на Ю. — Амур и северные районы Бурятской АССР. Общая численность Э. в СССР 25 тыс. чел. (1970, перепись). Некоторое число Э. живёт на С.-З. КНР. Говорят на эвенкийском языке . Происхождение Э. связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они, по-видимому, в начале 2-го тыс. н. э. расселились по территории современного обитания. Ко времени вхождения в состав Русского государства (17 в.) Э. делились на патрилинейные экзогамные роды; вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством, охотой, отчасти рыболовством. По религии с начала 17 в. считались православными, но сохраняли различные формы дохристианских верований ( шаманство и др.). В 1930 в пределах Красноярского края был образован Эвенкийский национальный округ (см. Эвенкийский автономный округ ).В советское время в хозяйстве и культуре Э. произошли коренные изменения. Была создана эвенкийская письменность, ликвидирована неграмотность. Многие кочевые Э. перешли к оседлости. В колхозах и совхозах, помимо традиционные занятий, развиваются земледелие, животноводство, звероводство. Одежда
Слайд 7
У женщин летом, как и у мужчин, преобладает фабричного производства одежда: платье, поверх которого надевают вязаную (обычно шерстяную или хлопчатобумажную) кофту, куртку, платок. Из обуви большее предпочтение оказывают ботинкам и сапогам с суточными голенищами. Зимой носят пальто или меховую куртку фабричного производства, меховые сапожки с каблуками. В последние годы среди молодежи и женщин среднего возраста получают широкое распространение богато орнаментированные в национальном стиле сапожки из звериных камусов на жестких каблуках. В зимней одежде и обуви сохранилось больше национальных элементов. Широко бытуют, особенно среди оленеводов и охотников, меховые самодельного производства куртки, теплая мягкая обувь с длинными голенищами, охотничья обувь мехом внутрь, сшитая из шкуры животного, добытого ранней весной, а также из выделанной замши. Меню
Слайд 8
Тофала́ры (ранее их называли — карагасы , самоназвание — тоъфа , тофа , топа, тоха , тыва , что значит «человек») — исчезающий народ, проживающий на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах Бирюсы и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна . Численность около 840 чел. (по данным переписи населения 2002 года), живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха . Язык — тофаларский , относится к саянской группе восточнотюркских языков. Населяют покрытые тайгой северные склоны Восточного Саяна в бассейне верхнего течения рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво ) в китайских летописях Вэйской династии V века.[1]. В начале XIII века, спасаясь от монгольских завоевателей Джучи-хана , племя перекочевало вглубь Саянских гор. Позже население этих мест и их территория вошли в состав Московского государства. С течением времени русская культура и язык пришли на смену монгольскому. Было сформировано пять административных улусов « Удинской землицы». Тофалары платили властям ясак пушниной, а позже и золотом. Традиционные занятия: охота и оленеводство. Следующая
Слайд 9
Одежда Традиционная одежда тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги . Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом — платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода. Пища Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных — оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки, замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью. Верования До перевода на оседлый образ жизни (к началу XX в.) по религиозным представлениям тофы были шаманистами. Наряду с шаманскими воззрениями сохранились пережитки тотемистических и анимистических воззрений в запретах, обрядах и поверьях. В результате общения с монголоязычными племенами Предбайкалья и Забайкалья, а также с тувинцами-тоджинцами (в XIV - XVIII вв.) тофаларский шаманизм испытывал влияние ламаизма. Под влиянием русских появились отдельные признаки христианства (со второй половины XVII в. ). Следующая
Слайд 10
Таким образом, на рубеже XIX - XX вв. тофаларский шаманизм представлял сложную систему взглядов, в которой тесно переплелись различные культы, что определило его специфику, но не выделило из системы шаманистских воззрений, известных среди сопредельных этносов ( тувинцев-тоджинцев , западных бурят и алтайских групп населения). Весь мир для тофов заселен духами. В основе шаманизма у них, как и у других народов Сибири, лежало и лежит представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами Верхнего и Нижнего миров. В настоящее время неизвестно, насколько был силен институт шаманства у карагасов . Если эвенкийские, бурятские, тувинские шаманы выделялись в определенную социальную группу и жили непосредственно за счет совершения религиозно-культовых обрядов, то карагасские шаманы занимались охотой наряду со своими соплеменниками и также имели оленей. Но при "лечении" больных, совершении обрядов они все же получали в качестве вознаграждения шкурки соболей, оленей, белок, мясо. Шаманы В функции шаманов входило, главным образом лечение больных людей, домашних животных, поиски пропавших вещей и животных, предсказания будущего и посвящение домашних оленей. Шаман был в каждом улусе. По сообщению Н.Ф. Катанова, шаманом у карагасов мог быть любой человек, не моложе 18 лет, мужчина или женщина (это отличительная особенность шаманизма карагасов ), который чувствовал, что может камлать. Иногда шаманы выбирали детей для передачи своего искусства. В начале XX в. среди тофаларов насчитывалось несколько десятков шаманов (мужчин и женщин). Карагасские шаманы по своей мистической силе делились на 12 степеней (сакральное число 12, очевидно, заимствовано от тюрков). Шаманами карагасы считали и антропоморфные останцы. Известна такая каменная "шаманка" в верховьях р. Няндормы (бассейн р. Уды). Существует старая легенда о Каменной Шаманке, записанная Б. Чудиновым в 1929 г. Тофаларский шаман (хам) камлал ночью, стоял на одном месте, обычно в переднем углу чума. В чуме шамана висели вместилища духов - онгоны (различные фигурки, изображения людей и животных, вырезанные из дерева или выкроенные из ткани, сукна, чучела соболя и филина). Шаман мог камлать несколько часов подряд, не прерываясь ни на минуту. Камлание начиналось с молитвы, которая являлась прологом будущего действия. Это было обращение к звездам, небу, земле, воде, горам, птицам и животным. Меню
Слайд 11
Меню
Слайд 12
Б γ ргэд – Орел Ба – Союз баабгай , баахалдай – Медведь Байгал дала – Байкал бал, зүгын тоһон – Мёд Би – Я Нэлэнхэ – Мама эхэнэр хүн, һамган- Женщина Словарь
Слайд 13
Мама – Энэ Медведь – Хомоты Папа – Ами Пастбище – тынчэкит Обжигать - Которондё-ми ̄ Огонь – Того Охотник - Бэюктэдери ̄ Раньше - Нонон Словарь
Слайд 14
Аи - месяц Аи . - сарана Алачины - жерди чума Аллы-чеш - ровдужная покрышка чума, сшитая из пяти изюбриных или лосиных шкур Анай - олененок Сы - металлический скребок с прямым лезвием для очищения шкуры от жира после ее вымачивания Сыран - центральная несущая жердь остова чума Такша - небольшая круглая кружка для чая, выдолбленная из капа или дерева Талан - хлебная лепешка Талхан-булхар - мучная жидкая болтушка, корм для охотничьей собаки Тангуш - своеобразные козлы, где основой является толстое бревно (иногда жердь), у которого один конец вкопан в землю, другой поднят при помощи двух врубленных стоек над землей от 0,5 до 1,5 м Тахан - деревянная пута на одну ногу для взрослого оленя, выполненная из березы Таш-орбам - "моя каменная колотушка", обращение шамана во время камлания к колотушке Тер - ловить Тетка - сеть для ловли рыбы Меню
Слайд 15
К О Н Е Ц
Слайд 16
Спас ибо за вним ание ! ! !
Шелковая горка
Снежная книга
Сила слова
"Портрет". Н.В. Гоголь
Волшебные звуки ноктюрна