«Финансовая грамотность детей. Карманные деньги и младшие школьники».
Исследовательская работа показывает отношение младших школьников к деньгам и определяет мотивы их расходования. В ходе исследования использовались методы:
- изучение опубликованных материалов и их анализ;
- сопоставительный, сравнительный методы;
- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.
В результате исследования были сделаны выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_finansovaya_gramotnost_detey.doc | 199.5 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“Юный исследователь”
Номинация: экономика
Тема: «Финансовая
грамотность детей.
Карманные деньги и
младшие школьники»
Яковлева Софья
МАОУ «Гимназия №4», город Саратов
3класс
Научный руководитель:
Гришина О.Б..
г. Саратов, 2012/2013 учебный год
Содержание
1. Введение 3-4с.
2..Основная часть 5-9с.
3.Заключение 10с.
4.. Список используемой литературы 11с.
5. Приложение 12-14с.
1.Введение
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.
Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители наших гимназистов. Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно? Или время от времени? Сколько? Всегда одинаковую сумму или когда как? Как и куда тратят ребята выдаваемые деньги.
Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» меня очень интересует. Я присматривалась к поведению и прислушивалась к разговорам моих одноклассников на данную тему. Общаясь со своими одноклассниками, я заметила, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что мои одноклассники не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.
Как формируется отношение моих одноклассников к деньгам?
Что влияет на эти отношения?
В своей работе мне бы хотелось определить уровень экономического сознания и поведения одноклассников, т.е. финансовую грамотность детей – учеников третьего класса.
И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему пристальнее.
Цель исследования: изучение финансовой грамотности детей начала третьего тысячелетия, и системы выдачи денег родителями.
Задачи исследования:
- исследовать отношение младших школьников к деньгам;
- изучить наличие карманных денег у учащихся начальной школы;
- определить мотивы расходования денег;
- попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы;
Предмет исследования: карманные деньги.
Объект исследования: отношение младших школьников к карманным деньгам, структура их расходования третьеклассниками.
Гипотеза:
Если мы изучим отношение младших школьников к деньгам, определим структуру расходования денег третьеклассниками, то сможем увидеть, не скрывается ли тот культ денег, который формируется в современном обществе.
Источники исследования
- современные книги и журналы;
- интернет;
- домашняя библиотека;
- личные наблюдения;
- воспоминания учителей и родителей;
Методы исследования.
- изучение опубликованных материалов и их анализ;
- сопоставительный, сравнительный методы;
- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.
2.Основная часть
Теоретическая часть
Для проведения исследования выбрали следующие источники информации: книгу Джейн Перл «Дети и деньги», а также материалы сайтов Интернет. Изучив необходимую информацию, мы выяснили, что такое сущность, функции и виды денег.
Сущность денег.
Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - обмену товаров и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. На то, чтобы найти необходимого партнера может уйти много времени. Поэтому при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
Функции денег. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые отражают внутреннее содержание денег. Основные функции денег, которые они выполняют в повседневной жизни людей, приведены на рис.1.
Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых.
Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров.
Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.
Средство накопления и сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления.
Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами.
Виды денег. Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители).
Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: - металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия); бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.
Бумажные знаки стоимости: 1.Бумажные деньги (выполняют функции: средство обращения и средство платежа). 2. Кредитные деньги (выполняют функцию платежа). Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль.
Вывод: Деньги – это средство обмена. Чаще всего люди пользуются следующими функциями денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство сбережения. Бумажные деньги, которыми мы пользуемся – это бумажные средства стоимости, они являются заменителями действительных денег.
Карманные деньги в разных странах
Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится выдавать деньги ребенку на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь. Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами и используют карманные деньги как средство обучения, при помощи которых ребенок учится принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.
Однако, как я выяснила, многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.
Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал.
Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 8 рублей, которые следовало бы выдать 8-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит более 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.
Материальное положение родителей многих российских школьников позволяет давать детям карманные деньги. И мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег.
Практическая часть .
Отношение родителей к карманным деньгам.
Многие родители считают, что детей не надо баловать деньгами, что деньги могут «испортить» ребёнка. Ведь они и так покупают ему всё необходимое. Другая группа родителей считает, что ребёнок должен получить представление о том, как можно расходовать деньги.
Истина, как обычно, где–то посередине. С того момента, как мы, дети, начинаем испытывать потребность в самостоятельной трате денег, мы должны осознавать, что это такое. Было опрошено 20 родителей нашего класса.
Проведя, анкетирование родителей я получила следующие результаты :
(Приложение 4)
Опрос двух поколений.
Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям и к более старшему поколению (родителям наших родителей). Мы задали следующие вопросы: (Приложение 5)
Шесть человек зарабатывали деньги сами и тратили деньги на: шоколад, кино, , подарки для родителей, одежду, значки, монеты, открытки, марки, ручки и карандаши.
14 подросткам деньги давали родители. Наши родители хотели очень сильно зарабатывать карманные деньги, но у них не было такой возможности.
Опрашивая наших бабушек и дедушек, мы задавали им следующие вопросы:
1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были детьми?
2. Зарабатывали ли деньги сами или вам давали деньги родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Всего мы опросили 15 бабушек и дедушек. И выяснили, что все они зарабатывали деньги сами: рубили дрова, пасли скот, работали на поле, работали в огороде. За эту работу им давали хлеб, зерно, конфеты, пряники, а за более тяжелый труд, им давали немного денег. В основном деньги они отдавали родителям и незначительную часть тратили на кино, сладости.
Вывод: родители хотели заработать деньги, но у них не было возможности. Более старшее поколение много работали физически и помогали тем самым своим родителям.
Карманные деньги и младший школьник. Я провела анкетирование учащихся третьих классов гимназии №4 г. Саратова. В нем участвовало 54 учащихся. Анкетирование было анонимным. (Приложение 3)
Первый вопрос анкеты касался нужны ли детям карманные деньги и дают ли их родители, а второй – желаемой суммы.
Нужны ли детям карманные деньги? Дают ли тебе карманные деньги?
Нужны ли детям карманные деньги? | Дают ли тебе карманные деньги? | ||||
Да | Иногда | Нет | Да | Иногда | Нет |
27 | 24 | 3 | 27 | 25 | - |
Сколько бы ты хотел иметь денег?
0 руб | 50 руб | 100 руб | 200-300 руб |
3 чел | 15 чел | 32 чел | 7чел |
Мы так же прибегли к провокационному вопросу: «Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?»
К сожалению, сегодня все чаще слышим от родителей, что они платят сыну или дочери за хорошие оценки, за своевременно сделанные домашние задания, за уборку дома и т.д. Но хорошо, что большинство обучающихся 3-х классов понимают, что деньги при получении знаний могут играть и отрицательную роль. Ведь результатом обучения должна быть не оценка, а знания. И поощрения ребенок должен получать только со стороны учителя, именно оно должно стать главным стимулом. Ведь полученные знания и навыки формируют в нас ощущение собственной компетентности: « Я это знаю. Я это могу». Ведь аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в детской комнате, дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создать уют и комфорт. Это и есть естественное вознаграждение, которое мы получаем, выучив урок, убрав в своей комнате. К этой цели мы и должны стремиться.
В противном случае меняется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата ради денежного вознаграждения. И учится, и убирает, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок, как показали наблюдения, добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Возможный итог – отказ от учебы и поиск более эффективного заработка. Кроме этого ребенок, привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-то бескорыстно.
Исследование на тему: «Желаемое и необходимое».
Мы сделали список товаров, которые бы хотели купить на 100 рублей, узнали в магазине их точную стоимость. Затем попробовали проверить, какие же полезные продукты можно было бы купить на эти деньги.
Желаемое | Необходимое |
Лимонад-15 руб. | Хлеб-17 руб. |
Рулет бисквитн.-27 руб. | Молоко-47 руб. |
Сухарики-10 руб. | Сахар. песок-36 руб. |
Чипсы-25 руб. | |
Чупа-чупс-5 руб. | |
Шоколадка-18 руб. |
Заключение: Есть известная народная мудрость « Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо». Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое не забывай, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей нашего класса правильно формируют у своих детей экономическое сознание. Правильно решили родители: денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь у взрослых редко бывает достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения – купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженого или купить подарок другу.
Изучая ответы ребят можно сделать следующие выводы:
1.Дети хотят иметь карманные деньги, но в разумных пределах.
2.Берут деньги на покупку сладостей, игрушек, на развлечения.
3.Откладывают в копилку.
4.Купят подарок родителям.
5. Из трёх пожеланий: здоровье, карманные деньги, хорошо учиться выбрали третье пожелание. Так как, получив образование, можно хорошо зарабатывать. А здоровье они выбрали потому, что будет здоровье- будет учёба, работа- будут деньги.
Оказалось не таким уж плачевным экономическое сознание у моих одноклассников, как мне думалось. Они стараются разумно потратить карманные деньги и берут их только когда, они им необходимы.
Список используемой литературы
1. . А. Алоева. Дети и деньги. Ростов - на – Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. С. 260-266
2. Детская энциклопедия « Я познаю мир "Экономика"
3.Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006 г.
4.. В. В. Плешаков. Окружающий мир.Москва: изд-во «Просвещение», 2008 г.
5. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл
4. Материалы сайтов интернет:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение3
«Финансовая грамотность детей»
Яковлева Софья, 3Д класс, Гимназия №4, Саратов, Россия.
Дорогие ребята! Просьба помочь мне в сборе данных для участия в школьной научной конференции с проектом «Финансовая грамотность детей». Ответьте , ,пожалуйста на следующие вопросы:
ОБВЕДИТЕ ВАШИ ОТВЕТЫ!
Да Нет Не знаю
Да Нет
50руб 100руб 200 и выше рублей
Трачу на всякие мелочи Откладываю в копилку
На книги
На игрушки или диски
На сладости
На поход в театр или кино
На крупную долгожданную покупку
Да Нет Иногда
Попросишь вернуть Скажешь родителям Отберешь силой
Родителям Другу(подруге) Себе
Здоровья Иметь карманные деньги Хорошо учиться
Да Нет Не знаю
Приложение4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Приложение 5
Анкета для бабушек и дедушек
1.Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?
2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Средство платежа
Средство обращения
Мировые деньги
Мера стоимости
Средство накопления и
сбережения
Нет
Кто должен измениться?
Три орешка для Золушки
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Две снежинки