• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Крахмал и его свойства»

Опубликовано ПОНОМАРЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА вкл 23.04.2013 - 23:21
ПОНОМАРЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
Автор: 
Работу выполнили обучающиеся 4 «в» класса Сысолятина Анастасия Михайловна, Хасанова Мария Маратовна.

На уроке окружающего мира мы узнали, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры и углеводы. Оказывается углеводы – источник энергии. Современный человек потребляет много углеводов, но мало двигается. Мы уже не трудимся в поте лица, как наши предки, добывая хлеб насущный. В народных пословицах нет и намёка на диеты, на ограничение в потреблении углеводов. Люди много работали, и относились с уважением и к хлебу, и каше: «Каша – мать наша». «Хлеб всему голова». «Хлеб да крупы на здоровье лупи».

     У нас возникло несколько вопросов, на которые мы решили найти ответы:

* Что за вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не   

    видим?

* Как получают крахмал и где используют?

* Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

      Мы решили узнать о роли этого углевода в питании и  стали работать над темой: «Крахмал и  его свойства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_krahmal_i_ego_svoystva.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной  школы

с углубленным изучением отдельных предметов

 пгт Нагорск Кировской области

Конкурс

исследовательских работ и проектов

младших школьников

« Я познаю природу»

Исследовательская работа

«Крахмал и  его свойства»

                                                       

                                                 

                                                 

                                                  Работу выполнили обучающиеся 4 «в» класса

                                                 Сысолятина Анастасия Михайловна,

                                                 Хасанова Мария Маратовна.

                                                 Руководитель – учитель начальных классов

                                                 МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск

                                                 Пономарева Татьяна   Валерьевна .

Нагорск, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                         

                                                                                                                             стр.

Введение                                                                                                             3

1.Обзор литературы                                                                                              4                      

2. Методы исследований                                                                                   7

3. Результаты исследований                                                                             7

4.Заключение                                                                                                      9                                                                                              

Библиографический список                                                                             10                                                            

Приложение                                                                                                       11                    

Введение

      На уроке окружающего мира мы узнали, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры и углеводы. Оказывается углеводы – источник энергии. Современный человек потребляет много углеводов, но мало двигается. Мы уже не трудимся в поте лица, как наши предки, добывая хлеб насущный. В народных пословицах нет и намёка на диеты, на ограничение в потреблении углеводов. Люди много работали, и относились с уважением и к хлебу, и каше: «Каша – мать наша». «Хлеб всему голова». «Хлеб да крупы на здоровье лупи».

     У нас возникло несколько вопросов, на которые мы решили найти ответы:

* Что за вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не  

    видим?

* Как получают крахмал и где используют?

* Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

      Мы решили узнать о роли этого углевода в питании и  стали работать над темой: «Крахмал и  его свойства».

     Цель исследования: поиск   крахмала  в продуктах питания и изучение его свойств.

     Были поставлены следующие задачи исследования:   

*изучить один из способов обнаружения  крахмала  в продуктах питания и растениях,

*узнать о сфере применения  крахмала 

     Мы предположили, что если подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

     Методика: анализ литературы, информационных ресурсов, проведение опытов.

1.Обзор литературы

        В результате работы с источниками  мы нашли научные определения крахмала:

        ● по Ефремовой:
 Крахмал  - 1. Углевод растений, накапливающийся в виде зерен (обычно в клетках семян, луковиц, клубней, в листьях и стеблях).
2
. Мучнистый белый порошок, являющийся таким углеводом и извлекаемый из картофеля, пшеницы, риса и т.п.
3.
Раствор такого порошка, применяемый для придания белью, одежде и т.п. жесткости, глянца.
       ●  по   Ожегову :
 Крахмал  - Углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен
       ● в Энциклопедическом словаре:
 Крахмал  - (польск. krochmal - от нем. Kraftmehl), запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов - амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях.  Крахмал  - основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%), саго и др. Энергетическая ценность ок. 16,8 кДж/г. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности.
       ●  по словарю медицинских терминов:
Крахмал - полисахарид растений, образующийся в клеточных органеллах зеленых
листьев в результате процессов фотосинтеза; важная составная часть продуктов питания человека.

        ●  по Далю:   

 чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зерен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идет для придания жесткости и глади белыо, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Синий  крахмал , окрашенное кобальтом стекло, в порошке.

        Из литературы  мы  узнали,  из чего крахмал получают и о его свойства.          Из словарных статей нам стало известно, что крахмал получали из картофеля и пшеницы. Известно, что пшеничный крахмал получали в Древней Греции и Риме.  В странах Европы  крахмал из картофеля стали получать в 17 веке.

        Оказывается, наибольшее содержание  крахмала  в зёрнах злаков: пшеницы, ржи, кукурузы, риса – до 80%  крахмала , в клубнях картофеля только до 25%.

      Мы прочитали как выделяют крахмал из зёрен пшеницы в лабораториях элеваторов:

- Помещают зёрна в дробильную установку. В стеклянную банку сыплется шрот – вещество, напоминающее муку. В тестомесилке замешивают тесто и оставляют на несколько минут.

- Под струёй воды над плотным капроновым ситом отмывают клейковину от  крахмала  и оболочек пшеницы. Вода в тазу становится мутной. Когда из таза выльют воду, на дне остается осадок – частицы  крахмала  и оболочки пшеницы (отруби).

      Нами были выделены следующие свойства:

1. Порошок белого цвета.

2. Зернистый порошок; при сжатии порошка  крахмала  в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

3. При смешивании  крахмала  с водой, крахмал не растворяется, на дне ёмкости появляется осадок. 

4. В горячей воде набухает, становится вязким, получается клейстер.

5. Вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.

6. В результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрасится в синий цвет.

       За информацией,  где  используют крахмал, мы обратились в школьную столовую.      Нам сказали, что , что крахмал используется для приготовления киселей, соусов, добавляется к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных, изготовлении колбас, конфет. Крахмал , как пищевая добавка, используется для загущения многих пищевых продуктов.

       

        Из Энциклопедического словаря мы узнали, что  Крахмал  - (польск. krochmal - от нем. Kraftmehl), запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов - амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы.    

       За разъяснениями мы обратились к учителю  биологии и химии.  Антышева Нина Александровна  постаралась объяснить, что крахмал – сложный углевод, организму нужно много трудиться для расщепления этого вещества. Поэтому сторонники здорового питания предпочитают углеводы, который легко усваивается организмом, например, мёд.

       Встретить крахмал можно в: хлебе, блинах, лапше, макаронах, каше, киселях и различных лепешках. 

      А красивые накрахмаленные салфетки и скатерти? Крахмал применяют при изготовлении бумаги и картона. Выполняют поделки в технике папье-маше, используя клейстер. Крахмал идёт на производство спичек, красок. Даже Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, делавший краски более вязкими, густыми и прозрачными.

         Крахмал используют в медицине для мазей, таблеток, порошков.

 

2. Методика исследования

          Исследование  мы проводили и в классе, и дома.

План по исследованию  крахмала :

1)  опытным путём с помощью раствора йода проверим наличие или отсутствие  крахмала  в различных частях растений, продуктах питания;

2) практические способы применения  крахмала  в быту и творчестве. Для опытов мы использовали овощи и некоторые продукты питания.

3. Результаты исследований

1.Первым прошёл испытания картофель: сырой и отварной. Йодные пятна на срезе клубня стали синими – так реакция с йодом обнаруживает крахмал в продукте.

Вывод: крахмал в картофеле присутствует.

 2. Крахмал присутствует и в зернах  пшеницы, значит что он есть во всех злаках. Закономерно, что хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, как и тесто, и манная крупа.

3. Овощи и фрукты показали, что и в них содержится  крахмал . Опытам с йодом подвергли ломтики моркови, мандарина, семя подсолнечника, чеснок, лук. 

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал.

4. Молоко и молочные продукты от Слободского молочного комбината (мы брали натуральные молоко, сметану).

Вывод: В натуральных молочных продуктах  крахмала  нет. Результат порадовал – крахмал в молочных продуктах, произведённых нашим молокозаводом, не обнаружен.

5. Соль, сахарный песок крахмал не имеют в своем составе.

6. По синеватому оттенку пятен на срезе колбасы,  можно сделать вывод, что есть некоторое количество  крахмала. Производители колбасы указали на этикетке крахмал.  

7.Проверили реакцию йода с крахмалом. В ёмкости, где был раствор воды с крахмалом и пищевой содой, добавили йод.

8. Провели опыты с йогуртами разных производителей: «Danone», «Нежный» и увидели, что пятно йода окрасилось в синий цвет. Это говорит о том, в состав входит крахмал. Производители используют его как загуститель, но на упаковке в составе не указывают.

9. Йогурты от Кировского молочного комбината не показали присутствие в них крахмала.

10.На упаковке соуса майонезного «Ольви» от ОАО «Производственного холдинга «Здрава»» указано  «крахмалы картофельный и кукурузный». При проведении опыта было доказано их присутствие.

Вывод: В результате мы установили, что многие продукты содержат крахмал.

 

Заключение

       В своей исследовательской работе мы  ставили  цель: «поиск   крахмала  в продуктах питания и изучение его свойств». В результате можно сделать такой вывод, что цель работы достигнута,  выполнены все поставленные задачи. Предполагаемый результат нашёл своё подтверждение в нашем исследовании.

      Познакомились с новыми словами: так, крахмал называли скорбилом, слова, которые почти не употребляют в речи крахмаленье, крахмалка, крахмальница. Жаль, что теперь не часто крахмалят бельё, это создаёт уют в доме!

      Проведя исследования, мы выяснили, что отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит. Дело не в крахмале, а в нашем отношении к своему здоровью. Больше двигайтесь, занимайтесь спортом, ешьте свежие фрукты и овощи, поменьше булочек и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит вашему здоровью.

     Теперь мы  тоже сможем выбрать йогурт наиболее полезный для здоровья.

     А чтобы получить ответы на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Библиографический список

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2. http://tolkslovar.ru/

3. http://www.slova.ru/article/14184.html

 


Поделиться:

Упрямый зяблик

Сверчок

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"