• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Способы словообразования сленговых слов в речи учащихся

Опубликовано Попова Елена Александровна вкл 30.04.2013 - 18:43
Попова Елена Александровна
Автор: 
Долгих Наташа, Мухаметзянова Элиза МОУ "СОШ № 36" г. Пермь

Работа содержит словов\образовательный анализ и классификацию более

100 лексических единиц школьного сленга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_obrazovaniya_slengovyh_slov_v_rechi_uchashchihsya.docx68.32 КБ

Предварительный просмотр:

Способы образования сленговых слов

в речи учащихся 6А класса

МОУ «СОШ № 36 г. Перми

                                   Выполнили: Долгих Наташа

                                                         Мухаметзянова Элиза,

                                                          ученицы 6 А класса

                                                          МОУ «СОШ № 36» г.Перми

                         

                                      Руководитель: Попова Елена Александровна,

                                                            учитель русского языка и литературы

                                                            МОУ «СОШ № 36» г. Перми

2013г.

Содержание

Вступление. ………………………………………………стр. 1 – 3

Лексико-семантический способ образования слов…… стр. 4 – 8

Морфологшический способ образования слов……… . .стр. 9 - 10        

Заимствования……………………………………………стр.11 – 14  

Выводы……………………………………………………стр.15

Список  литературы………………………………………стр.16  Приложения………………………………………………стр. 17 - 23        

ВВЕДЕНИЕ

          Исследуя и описывая в прошлом учебном году лексический портрет учащихся 5А класса,  мы отметили, что достаточно большое место в речевой культуре школьника занимает сленг.  Школьный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных молодым людям и часто употребляемых ими, но не воспринимаемых взрослыми в качестве «хороших», общеупотребительных, литературных.

          Составленный нами словарь школьного сленга учащихся теперь уже 6А класса насчитывает более 100 слов и выражений. В это учебном году мы решили  исследовать  способы словообразования сленговых  слова и выражений в речи учащихся 6А класса.  Считаем тему актуальной для нас  по следующим причинам :

1.  молодой человек, употребляя в речи сленговые слова,  должен знать происхождение и точное значение этих слов, потому что нельзя стать культурным человеком, если не следить за культурой речи;

2.  в курсе русского языка 6 класса большое место уделено именно изучению способов образования слов, а результаты проделанной  работы расширяют наше представление о словообразовательных возможностях языка.

    Материал данной работы может быть использован на уроках русского языка и при проведении внеклассных мероприятий.

            Объект исследования: Школьный сленг учащихся 6А класса МОУ

                                                     «СОШ 36» как одна из форм существования

                                                     языка.

            Предмет исследования: Способы образования сленговых слов и

                                                        выражений в речи учащихся 6А класса.

            Цели исследования: Установить и описать способы  образования

                                                  сленговых слов и выражений из словаря

                                                  учащихся  6А класса                                    

         

                                                                                                                            2.

  Задачи: 1. Ознакомиться с работами, посвященными данной

                    проблеме.                                                                                                

                 2. Описать  способы словообразования, выявленные в сленге

                     школьников.

                3. Выявить степень продуктивности каждого из способов для

                    данной группы слов.

                4. Пополнить словарь сленговых слов и выражений

     

    Любой живой язык представляет из себя многоуравневое образование, состоящее из:

       - общеупотребительного уровня, включающего слова и выражения, используемые, понимаемые и принимаемые большинством носителей языка вне зависимости от места их проживания и того, в каком контексте употребляют данные слова и выражения. Значение подобных слов легко объяснить, их правописание и произношение представлено в толковых и орфографических словарях;

      - разговорного уровня, используемого в каждодневной бытовой информативной речи и письме, но не подходящего для деловой переписки, переговоров и вежливой речи. В отличие от сленга данный разговорный уровень используется и понимается практически всеми представителями социокультурной эпохи;

      - уровня диалектов, который включает в себя слова, выражения,  разговорные обороты, свойственные тем или иным географическим местностям, той или иной этнической группе.

      - уровня сленга, представляющего слова и выражения, свойственные лишь отдельным группам людей (профессиональным, возрастным, социальные). Сущностной характеристикой сленга выступает то, что он не предназначен для того, чтобы быть понятным для всех.  

                                                                                                                           3.

        Все эти уровни максимально проявляются в устной речи и почти не проникают в письменную.      Молодёжный сленг -  лишь один из уровней языка.     Школьники – это возрастная группа, которая, по мнению учёных, наиболее открыта  изменениям, влияниям  со стороны всех имеющихся в на

циональном языке форм речи, как литературных, так и нелитературных. Но при этом их речь содержит большое количество собственно подростковых слов, речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе. (1).

            Большинство сленговых слов возникают и изменяются естественным образом в конкретных ситуациях. Появление новых предметов, объектов, идей требует названия. Кроме того подросткам нужны новые слова, чтобы объяснить свой иной взгляд на существовавшие ранее вещи. Состав сленга отражает и то, как прочно вошли в нашу жизнь компьютерные технологии, и

то, как тревожно распространение наркомании и проявление ксенофобии.                                                                                                                              

Сленг, или жаргон, в отличие от общенародного языка обладает  специфической чертой, именно эмоционально окрашенной, сниженной лексической и словообразовательной семантикой. При этом для сленговой речи характерна высокая степень метафоричности слов и выражений. Жаргонизмы призваны передавать то или иное отношение к называемой им реалии. Для молодёжного сленга характерна игра со словом.    Школьный жаргон строится в основном на литературном языке путём переосмысления, метафоризации, звукового искажения и заимствования иностранных слов.                              






1.  Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. http//hglib.ru.


                                                                                                                                                                       

                                                                                                                              4.

       Сленг,  в отличие от общенационального языка,  обладает эмоционально окрашенной, «сниженной» лексической и словообразовательной семантикой. При этом для него характерна высокая метафоричность выражений.  Сленговые слова призваны передавать то или иное отношение к называемому явлению, предмету, отношение часто шутливо-ироническое или грубо-вульгарное. Ученые отмечают, что «для молодёжного сленга характерна игра со словом. Процесс словообразования в нём приобретает дополнительную функцию- создание выразительных, экспрессивно-окрашенных слов… Главным в этом процессе остается желание создателей «нового» языка уйти от обыденности, сделать мир ярче»» 1

        Проанализируем способы словообразования сленговых слов, зафиксированных нами в словаре учащихся 6А класса.

   В сленге младшего подростка  в 6А классе первичен лексико-семантический способ образования слов, что соответствует общей направленности словообразования в молодёжном сленге.  Это способ образования нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы.  В молодёжном жаргоне в этот способ входят метафорика и метонимия. Процесс образования жаргонного слова похож на процесс образования тропа в литературе. Из более чем  100 слов нашего словаря сленга 40% образованы именно таким способом.

    Рассмотрим слова, образованные лексико-семантическим способом:

Базар – разговор, возникло от значения беспорядочный говор, крик;

Бабло – деньги, возможно, возникло из выражения подбивать бабки, подсчитывать

Ботаник – умный, отличник, метафорическая модель – человек-человек (антропоморфная)

Бомж-пакет – лапша быстрого приготовления, возникло по типу переноса значения целого (бомж – человек без определённого места жительства), на часть – еду, которую эти

люди часто используют из-за относительно низкой цены и простоты приготовления

_______________________________________________________

1. Малых Н.А.»Способы образования молодёжных жаргонных слов. Екатеринбург 2008г.    http://rudocs.exdat.com/ index-125201.html

                                                                                                                                                     5.                                                                                                                                      

Борзый – наглый, возможно произошло от борзой – быстрый в беге (об охотничьих собаках)

Возникать – придираться, предъявлять претензии. Скорее всего связано со значением появляться, возникать перед глазами,  по сходству смысла

Грабли – руки, метафоризация произошла по внешнему сходству предметов. Общеупотребительное слово имеет значение – колодка с зубьями для сгребания сена.

Долбанутый – сумасшедший, возможно произошло переосмысление просторечного значения глагола долбить – беспрестанно повторять одно и то же.

Достать – сильно надоесть

Забить (на что-либо) – забыть, отказаться от чего-то, не обращать внимания; возможно, метафоризация  значения забить – закрыть наглухо

Задрать – сильно надоесть (синонимично сленгизму достать). В общеупотребительной лексике глагол задрать имеет несколько значений 1 – надорвать, сделать шероховатым; 2- поднять кверху; 3 – запороть кнутом, убить

Засечь -  застать кого-то в неудобный момент, метафоризация произошла по сходству признаков от общеупотребительных  значений глагола засечь – сделать зарубку, установить местоположение.

Зырить – смотреть, изменена форма глагола зреть -  в значении смотреть

Кривой – некрасивый, от общеупотребительного значения кривой – изогнутый. неправильный, одноглазый.

Крутой – обладающий каким-либо качеством в высшей степени.  В русском языке это слово означает внезапный, строгий, уверенный, впечатляющий, в сленге произошла метафоризация значения впечатляющий.

Корявый – некрасивый, от общеупотребительного слова со значением неровный, некладный.

Клёвый - обладающий каким-либо качеством в высшей степени, возможно произошло от переносного значения глагола клевать – удаваться

Классный – очень хороший, возможно переосмысление термина классный специалист, или устойчивого оборота высокий класс.

Косяк – ошибка, что-то сделанное неверно                                                                                                                                               

Козёл – плохой человек, обзывалка; возможно произошло из фразеологического выражения  козёл отпущения – человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок (первоначально козёл у древних евреев, на которого особым образом возлагались грехи всего народа). Зооморфная модель тропа

                                                                                                                                               6.

Лажа – возможно слово пришло из тюремного жаргона, но есть точка зрения, что оно восходит к корню лад, налаживать, в русских говорах лажей называли починку исправление, так что возможно формирование жаргонного значения шло от противного: перейдя в жаргон, слово приобрело противоположное значение

Немец – ученик, изучающий немецкий язык. Метафорическая модель человек-человек (атропоморфная)

Наезжать – нападать, придираться, предъявлять претензии.  В толковом словаре отмечается устаревшее значение этого глагола – нападать, наступать (о коннице).

Отработать – забрать что-то, возможно в сленге наблюдается расширение полисемии, появление нового смысла, так как ни с одним из имеющихся  общеупотребительных значений слово не соотносится.

Обломаться – потерпеть неудачу в чем-либо, метафоризация по типу тропа

Отвалить – уйти, возможно полисемия ( есть значения:1 - отодвинуть в сторону что-то тяжёлое, 2- предоставить в большом количестве, 3 – отойти от причала

Отвянь- отстань, уйди, не приставай. Здесь имеет место метафоризация по сходству признаков: цветок увядает и отпадает от растения.

Олень – плохой человек, неловкий, делающий неправильно. Это субстантивная метафора, но актуализируются семантические признаки, не свойственные основному слову. Возможно по ассоциации с лосем, возможно, за рога – символ супружеской измены. В словарях отрицательного значения слова не отмечено. Зооморфная модель тропа.

Прикинь – представь

Проехали – забудь, что сказал

Поскакала – пошла

Реально – отличный превосходный

Ржать – смеяться, метафоризация по зооморфной модели

Рулить – всё контролировать, расширение семантики (полисемия)

Сталкер – военный

Смыться – уйти, скрыться, расширение семантики (полисемия)

Травка – наркотик метонимия

Тренер – руководитель. Расширение семантики                                                                                                                                              

Угорать – смеяться до изнеможения, расширпение семантики

Урыть – убить

Умотать – убить

Сурысни – уйди

                                                                                                                                                   7.

  Механизм образования сленгового слова лексико-семантическим способом похож на механизм создания любого тропа: это «механизм тождеств и различий». Тождество позволяет сближать два далёких друг от друга понятия. Они являются основой переносного наименования предметов и явлений действительности. В основе метафор лежит окружающий ученика животный, растительный мир и мир вещей и предметов.

      Исследователи молодёжного слега отмечают, что в нем много фразеологических выражений, для которых базовыми является уже существующий жаргонизм.  Фразеологизмы имеют снижено-разговорную или разговорно-просторечную стилистическую окраску. В сленговом словаре учащихся 6А класса фразеологических выражений немного:

- Забить на всё- оставить все дела, облениться

- ежу понятно – очевидно, просто

- иди лесом- уходи

- отвал башки – удивительно, слов нет

- сто пудово- конечно, обязательно

-ясен пень- понятно

- да ты чё! - здорово

- И чё? – вопрос

Основой фразеологизма может быть нейтральное слово ( иди лесом, ежу понятно), может быть жаргонизм ( отвал башки, забить на всё), просторечное слово ( да ты чё, стопудово). 

  Нам удалось выяснить происхождение лишь некоторых фразеологизмов из речи учащихся 6А класса.

 юю  Источником выражения ежу понятно служит стихотворение В. Маяковского («Ясно даже и ежу – этот Петя был буржуй») широкое распространение этот фразеологизм получил в повести А.и Б. Стругацких

                                                                                                                                  8.

«Страна багровых туч».

          Выражение иди лесом - мягкая замена нецензурному выражению, учащиеся употребляют его в значении уходи.

           Выражение сто пудово   возникло из сочетания числительного и существительного сто пудов по аналогии с выражением стопроцентно, исследователи предполагают, что слово пуд, возможно, пришло из выражения пуд соли. 

           Фразеологизм  ясен пень означает шутливо-снисходительное признание очевидности чего-либо даже для самого наивного человека, происхождение  его не установлено, хотя в обиходе оно с конца XIX века.

         Выражение споки ноки – образовано сокращением слов из выражения спокойной ночи

    Знание и использование  в речи фразеологических выражений учёные считают важной характеристикой лексического портрета. 1  В работе «Речевой портрет учащихся 5А класса (описание на уровне лексики и фразеологии)»    мы отмечали, что в активный словарь младшего подростка фразеологизмы не входят, эта же особенность прослеживается и при анализе сленга, что говорит о небольшом речевом опыте учащихся.

_______________________________________________________________

1.Жилинская А.Л. Критерии понимания школьниками-подростками метафорического  значения», 2004г. www/fpo\ppsy\d8.html.

     Морфологический способ образования сленговых слов также достаточно продуктивен. Его особенность в том, что он как бы накладывается на жаргонизм, образованный от общеупотребительного слова.  Морфологическим способом  образовано 37 лексических единиц. Самый часто встречающийся – аффиксация. Для удобства анализа рассмотрим аффиксацию по принадлежности к частям речи:

- существительные –  большинство образовано суффиксальным способом: жрачка - еда (суффикс –к-); копец -конец (суффикс –ец-), родичи - родители (суффикс –ич-); очкарик (суффикс – ик-), дискач – дискотека (суффикс –ач-) В особую группу следует выделить существительные точняк - верно, крупняк- большой, косяк- ошибка. Их определяют как оценочные наречные предикативы,1они обозначают действие - или предмет по какому-либо признаку.

Хотя существительное косяк  в значении курево мы рассматривали  и как расширении полисемии.

- глаголы –   образованы суффиксальным способом: борзеть(суффикс -е-)– наглеть, лохануться , лажануться( суффикс –ну-) -  ошибиться;  приставочно-суффиксальным способом: накосячить (приставка на- и суффикс -и-) – сделать что-то неверно, плохо, облажаться (приставка об- и суффикс -а-) – попасть в неловкую ситуацию, обломаться? – потерпеть в чем-то неудачу.

- наречия -  все образованы суффиксальным способом. Суффикс типичный для образования наречий –о-. Круто – высшая степень чего-то, клёво – отлично, классно- хорошо, офигенно- удивительно, очень здорово, прикольно - здорово

         Жаргонизмов других частей речи в данном способе словобразования не отмечено.

   

_____________________________________________________

1. А.Г.Савинов «Способы образования молодёжного жаргона» Нижегородский университет 2010 год.http// rudos.exdat.com./docs/index – 11636/

                                                                                                                              10.

   Встречаются слова,  образованные с помощью усечения основы. Кросы – кроссовки, ноут – ноутбук, пень – пентиум, теле – телефон,  комп – компьютер, клава – клавиатура; природа – урок природоведения, джинса – джинсовая  одежда. В некоторых случаях к усечению основы может присоединяться   суффикс, таких  матра – математика, сотик – сотовый телефон.

    Бомж-пакет  – образовано способом сложения

       Слова вебка и флешка  образованы  способом универбизации -  сведения словосочетания к одному слову - вебка – веб-камера; флешка – флеш-карта

Как правило,  сокращению подвергаются труднопроизносимые термины.

Часто от усечённой основы морфологическим способом образуются новые слова, она (основа0 становится производящей:

 Интернет – инт ( интик, инет), компьютер – комп (компик, компак)

Windous – виндус (винда).

     Морфологический способ словообразования  самый продуктивный в русском языке, эта же тенденция прослеживается и в образовании сленговых слов.

     

                                                                                                                       11.

    Достаточно продуктивно  при образовании сленговых слов  в речи учащихся 6А класса  заимствование.  Заимствуются слова из иностранных языков и других жаргонов.  Таких слов -  18 .

    Иностранных заимствований отмечено немного, способы освоения иностранной лексики различные:

     Один из способов заимствования – калька, при этом слово заимствуется целиком со своим произношением и написанием. Каждый звук замещается  соответствующим звуком русского языка. Хай –  привет;  . О,йес!- да, конечно

Отмечено также, что нейтральное слово, перейдя из английского языка приобретает  ироническую или разговорную окраску.

     Полукалька – при переходе из английского языка слово подгоняется не только по фонетике, но и по грамматике: существительные приобретают окончания: вебка,  суффиксы – компик, -Windows - винда,  CD-Rom Brive –сидиромка, disk drive –дискетник.  К английской основе прибавляются словообразовательные элементы русского языка. Встречается звукоподражание без какого-либо сходства со словами стандартной лексики, своеобразная игра звуков: Pentium  - пентюх.

Аська – «персональный номер в службе мгновенных сообщений (ICQ) образовано от английской аббревиатуры  ICQ, обозначающей службу мгновенных сообщений  

Супер – в значении «очень», «здорово», иностранная приставка существует как самостоятельное слово

Туса– вечеринка;  тусить – приятно проводить время, общаться, дружить. В работе

            Малых Н.А. 1 приводит следующую версию происхождения данного слова: «Тусоваться

            от французского «tussier» - кашлять, в том числе и от дыма»            

Иногда английское слово при освоении в сленге приобретает несколько другое значение

 Клёвый – отличный от английского   сlever- умный, причём «клёвый» не столько в оценке  ума, а именно отличный в различных отношениях.        

\

                                                                                                                               12

    Кул(cool) -  хорошо, отлично, в точном переводе нечто среднее между тёплым и холодным, т.е. прохладное. В повседневном общении оно означает «четко», здорово». 

О,кей!- все в порядке. Это выражение знакомо каждому, в сленге   школьников                                                                                                                        оно также используется активно. Это слово берёт начало от выражения олл коррект –всё правильно, хотя по- английски оно пишется несколько иначе all correct. Но один американец немецкого происхождения, привыкший, что в немецком как слышится, так и пишется, помечал все документы, которые одобрял «ОК».1 Те, кто имел с ним дело, постепенно запомнили, что это означает «хорошо». С тех пор «ОК» распространился по всему миру и имеет несколько важных значений: 1) «пожалуйста» в ответ на их «спасибо»; 2) «здоров», «здорова», 3) «правильно».                                                                                                         

     Весь процесс словообразования направлен на то, чтобы приспособить труднопроизносимое слово к родному языку.

    Активен процесс называемый в литературе межсистемым переходом, когда слова из других  жаргонов  проникают в сленг школьников. Из жаргона шофёров заимствованы слова чайник – в значении «неосведомлённый в чём-либо человек»,  «тачка» - машина;  из речи цыган отмечено слово «чувак» - парень. К сожалению, в речи учащихся 6А класса достаточное количество слов из криминального жаргона (8 слов):

    Мы сравнили значения этих слов, в которых они употребляются в жаргоне школьников, с их значением в криминальной среде: пацан – человек занимающий среди заключённых высокое положение;  мочить – бить,  в уголовном жаргоне – убивать; лох – человек, недостаточно уважаемый; в криминальной среде – тот, кого намечено ограбить или убить.

 

_____________________________________________________________

1. Образование новых слов в русском и английском молодёжном  сленге  

     http//.referat.com/referat – 6718-9.html слеге.

                                                                                                                        13

Бабло – деньги; бухло – выпивка; галимо – много; козёл –  обзывалка, не очень уважаемый среди ребят ( в  криминальной среде - представитель группы в неформальной иерархии заключённых); стукач- ябеда ( в тюремном жаргоне -  осведомитель; разборка – выяснение отношений, травка – анаша, косяк – ошибка.  тюремном жаргоне слово означает   нарушение норм и правил, тюремного закона.

      Учащимися класса слова эти употребляются в близких значениях, но в большинстве случаев значения слов смягчены или расширено лексическое

значение слова. Порой учащиеся даже не предполагают, что пользуются криминальным жаргоном.

   Внедрение в активный слова, в разговорную речь  слов и оборотов, пришедших из криминальной субкультуры, объясняется несколькими причинами. Одна из них криминализация речи в  средствах массовой информации, другая – речь окружающих ребёнка людей. Неизвестно, как приходит слово к ребёнку, не связанному с криминальной средой, часто это идёт от желания казаться взрослым и сильным и от неумения выбрать для этого адекватные средства.

   Из 103 рассмотренных лексических единиц большинство сленговых слов образовано тремя способами: морфологическим, лексико-семантическим и заимствованием. Отмечались также единичны образования иными способами: ваще- закрепилось неправильное произношение слова вообще, причем изменилось значение -  очень хорошо;  слово сейчас произносится как щас –  оно приобрело иронический оттенок; иностранная приставка супер перешла в наречие и употребляется в значении – отлично; восклицание блин употребляется как междометие; в слове шпора в значении  шпаргалка произошла замена на пароним.

      Нам не удалось выяснить происхождение слов ня и няшка в значении милый и слова буфер в значении колонка.

                                                                                                                       

                                                                                                                              14.

   Следует также отметить, что у некоторых слов трудно было определить способ словообразования, очевидно потому, что слово могло  прийти в сленг разными путями.  Например, слово бабло  отмечается   в криминальном жаргоне, но есть и версия его происхождении от словосочетания подбивать бабки; одни исследователи считают, что слово вебка образовано усечением основы с прибавлением суффикса, другие считают, что оно произошло от стяжения двух слов одно.

       Словарь сленга интересен тем, что он показывает факты, не нашедшие отражения в нормативных толковых словарях. Сленг очень изменчив, даже словари сленга отметили не все слова, обнаруженные нами в речи шестиклассников. Возможно этим тоже можно объяснить, что в определении способов образования отдельных сленговых слов нет единой точки зрения. Особенность молодёжного сленга, и в частности сленга школьников, такова, что многие слова постепенно становятся общеупотребительными.

                                                                                                                    15

    Изучив и описав способы словообразования в сленге школьников 5 -6 классов (более 100 лексических единиц)  мы сделали следующие выводы:

- В сленговой лексике учащихся 6А класса  представлены  все способы словообразования,  которые существуют  в современном русском языке.

- Наиболее продуктивны  лексико- семантический (  36 лексических единиц) и морфологический ( 37 лексических единиц )способы словообразования.

- В лексико-семантическом способе активно используется метафоризация и  

  расширение полисемии.

- В  морфологическом способе   наиболее активно используется аффиксация.  - По морфологическим  характеристикам сленговых слов картина следующая: существительных – 52 глаголов -27       прилагательных - 6  наречий - 15

-  Заимствование из иностранных языков, в основном это компьютерная

   лексика,  представлены  15  лексическими единицами

- Пополняется сленг за счет привлечения слов из других жаргонов.( 8  лексических единиц)

- Устойчивых фразеологических сочетаний небольшое количество.

        Школьный жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации учебного процесса.  Отражаются в сленге и общие тенденции разговорной речи (криминализация лексики). В школьном сленге отражается картина мира и уровень культуры говорящего.

                                                                             

Список литературы

1. Словарь русского сленга http//webnik.narod.ru

2. Савинов А.Г. Молодёжный жаргон. Способы образования молодёжного жаргона. Нижний Новгород, 2010, http//rudos, exdat/docs/ index- 11636.html

3. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодёжного жаргона. «Астрель» 2004г.

4. Малых Н.А. Способы образования молодёжных жаргонных слов. Екатеринбург, 2008г. http// rudos, exdat/docs/ index- 125201. html

5.  Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. http//hglib.ru.

6. Образование новых слов в русском и английском молодёжном  сленге  

     http//.referat.com/referat – 6718-9.html сленге.

        


Словарь сленговых  слов и выражений

учащихся 6А класса МОУ «СОШ № 36» г.Перми

Сленговое слово или выражение

Значение слова

2012 год 6А класс

Способ образования слова

Сравнение с 2008-09 годом ( сохранение, изменение значения)

1.Аська

программа мгновенного

 обмена сообщениями

Заимствование из английского языка

Слово и значение сохраняется

2.Бабло

деньги

из криминального жаргона

сохранилось

3. Базар

разговор

Лексико-семантический, метафоризация

сохранилось

4. Башка

голова

сохранилось

5. Блин

восклицание при ошибке

Замена ненормативного слова более мягким

Сохранилось значение

6. Бомж-пакет

лапша быстрого приготовления

морфологический

Было: бич-пакет, смысл тот же

7. Борзеть

наглеть

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

8.Ботаник

умный, отличник

Лексико-семантический

Не использовалось

9. Брехня

выдумка

Лексико-семантический, метафоризация

Не отмечалось

10. Буфер

колонка

Не выяснено

Не отмечалось

11.Бухать

пить

Есть версии: 1- лексико-семантический способ образования; 2- заимствовано из криминальной среды

Не отмечалось

12.Бухло

крепкие напитки

морфологический

сохранилось

13. Ваще

хорошо

Закрепление неправильнго произношения слова вообще

Не отмечалось

14. Вебка

Веб-камера

Усечение основы с аффиксацией

15. Винда

процессор

Усечение основы

16. Виндус

заимствование

17. Возникать

придираться

Лексико-семантический

Не отмечалось

18. Галимо

много

Из криминального жаргона

Не отмечалось

19.Грабли

руки

Лексико-семантический, метафоризация

сохранилось

20Дискач

дискотека

морфологический

21. Дискован

дискотека

морфологический

22. Джинса

джинсовая одежда

морфологический

23.Долбанутый

сумасшедщий

Лексико-семантический, мет афоризация

сохранилось

24. Достать

надоесть

Лексико-семантический, расширение семантики

25.Дрова

драйвер

заимствоание

26.Жрать

кушать

Не отмечалось

27.Жрачка

еда

морфологический

Не отмечалось

28.Задрал

достал

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

29.Забей

забудь

Лексико-семантический, расширение семантики

Сохранилось но изменилось значение: было «забросить какое-либо дело»

30.Засечь

застать кого-либо в неудобный момент

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

31.Зырь

смотри

Измененная форма глагола зреть(смотреть)

Не отмечалось

32.Инт

интернет

Морфологический, усечение основы

33.Инет

интернет

морфологический

34.Интик

интернет

Морфологический. аффиксация

35. Клава

клавиатура

Морфологический, усечение основы

36. Козёл

Обзывалка, тот , на кого  сваливают все грехи

Заимствовано из криминального жаргона, используется с измененным  значением

37.Клёво

отлично, хорошо

Морфологический,  аффиксация

Не отмечалось

38.Классно

хорошо

морфологический

сохранилось

39.Комп

компьютер

Морфологический, усечение основы

40. Компик

компьютер

Морфологический,  аффиксация

41.Копец

конец

Морфологический,  аффиксация

Не отмечалось

43.Косяк

ошибка, неудача

Лексико-семантический, расширение семантики

Появилось дополнительное «курево»

44.Кривой

некрасивый

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

45.Кросы

кроссовки

Морфологический, усечение основы

Не отмечалось

46.Кул

хорошо, отлично

заимствование

сохранилось

47.Крупняк

большой

Морфологический, аффиксация

Не отмечалось

48.Круто

хорошо

Морфологический,  аффиксация

Не отмечалось

50.Лажануться

сделать что-то не так

Морфологический, аффиксация

сохранилось

51. Лох

Лексико-семантический, расширение семантики

52.Лохануться

сделать что-то не так

Морфологический, аффиксация

53.Матра

математика

Сокращение основы с аффиксацией

Не отмечалось

54.Мочить

бить

Заимствовано из криминального жаргона, используется со смягчённым значением

сохранилось

55.Немец

изучающий немецкий язык

Метафоризация, антропоморфная модель: человек-человек

Не отмечалось

56.Накосячить

испортить, сделать ошибку, сделать плохо

Морфологический, аффиксация

Не отмечалось

57.Наезжаешь

нападаешь

Лексико-семантический, мет афоризация

сохранилось

58. Ня

милый

Не выяснено

Не отмечалось

59. Няшка

милый

Морфологический, аффиксация

60.Ноут

ноутбук

Морфологический, сокращение

сохранилось

60.Облажаться

попасть в неловкую ситуацию

Морфологический, аффиксация

Не отмечалось

61.Обломаться

потерпеть неудачу, что-то не удалось

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

62.Офигенно

хорошо

морфологический

Не отмечалось

63.Отработать

забрать

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

64.Отвали

уйди

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

65.Отвянь

отстань

Лексико-семантический, мет афоризация

Не отмечалось

66. Очкарик

человек в очках

Морфологический, аффиксация

Не отмечалось

67. О йес!

хорошо, ладно

заимствование

Не отмечалось

68.Олень

Метафоризация по типу: человек-животное, зооморфная модель

69.Пень

пентиум

Усечение основы

сохранилось

70.Природа

природоведение

морфологичесий

Не отмечалось

71.Прикинь

представь

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

72.Проехали

забудь, что сказал

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

73.Прикольно

отлично

Морфологический, аффиксация

Не отмечалось

74.Пацан

хороший парень

Из криминального жаргона, но с измененным значением

Не отмечалось

75.Поскакала

пошла

Лексико-семантический

Не отмечалось

76.Реально

правда

Лексико-семантический

Не отмечалось

77.Родичи

родители

Морфологический, аффиксация

сохранилось

78.Ржать

смеяться

Лексико-семантический, мет афоризация

Не отмечалось

79.Рулит

всё контролирует

Лексико-семантический, мет афоризация

Не отмечалось

80. Разборка

драка

Заимствование из криминального жаргона

сохранилось

81.Сотик

телефон

Морфологический

Не отмечалось

82. Стукачи

жалобщики

Заимствование из криминального жаргона

Не отмечалось

83. Стопэ

остановись, стой

Морфологический, аффиксация

Не отмечалось

84. Супер

отлично

Морфологический, переход в другую часть речи

Не отмечалось

85.Сталкер

игра, кличка, военный

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

86.Теле

телефон

Морфологический. усечение основы

Не отмечалось

87.Точняк

точно

Морфологический, аффиксация

сохранилось

88.Травка

наркотик

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

89.Тренер

руководитель, главный

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

90.Тачка

машина

Заимствование из шофёрского жаргона

сохранилось

91.Туса

вечеринка

Заимствовани5

Не отмечалось

92.Угорать

смеяться до изнеможения

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

93.Урою

убью

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

94.Умора

смешно

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

95. Умотаю

убью

Лексико-семантический, расширение семантики

Не отмечалось

96.Фиолетово

безразлично

Лексико-семантический, расширение семантики

сохранилось

97.Флешка

Носитель информации

Морфологический

сохранилось

98. Харэ

хватит

Не выяснено, возможно неправильное произношшение от хорошо

Не отмечалось

99.Хай

привет

заимствование

сохранилось

100.Чувак

лучший парень, крутой. человек

Заимствование из цыганского

Не отмечалось

101.Чайник

Неосведомленный в чем-либо человек

Заимствование из шофёрского жаргона

сохранилось

 102. Шпора

шпаргалка

Пароним к слову шпаргалка

сохранилось

103. Щас

будет сделано

От «сейчас», закрепление неправильного произношения

Не отмечалось

104.Ясен пень

понятно

Не ясно

сохранилось

105.Да ты чё!

удивление, восторг

Закрепление просторечного ЧЁ

Не отмечалось

106.Ежу понятно

очевидно

Из поэзии В.Маяковского

сохранилось

107. И чё?

вопрос

Закрепление просторечного ЧЁ

Не отмечалось

108.Иди лесом

уходи

Смягчение табуированного выражения

Не отмечалось

109.Стопудово

конечно

По аналогии со стопроцентно

Не отмечалось

110.Споки- ноки

Спокойной ночи

Морфологический

сохранилось

111. Отвал башки

удивление

Не выяснено

Не отмечалось


Поделиться:

Стеклянный Человечек

Знакомимся с плотностью жидкостей

Пустой колос голову кверху носит

Денис-изобретатель (отрывок)

Астрономический календарь. Апрель, 2019